Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественная культура Возрождения



Четыре столетия периода Возрождения (XIII ¾ XVI вв.) ¾ это настоящий триумф европейского художественного творчества. Достижения живописцев, скульпторов, поэтов, архитекторов этой эпохи ¾ первое, что приходит на ум, когда мы произносим слово «Возрождение». Конечно, такому взрыву популярности художественного творчества в эти века мы обязаны не какой-то случайной аномалии, а изменившимся условиям жизни в среде состоятельных горожан.

В числе «титанов» Возрождения недаром было так много великих скульпторов и живописцев: на их продукцию появился огромный спрос. Князья, банкиры, епископы ¾ все, кто обладал богатством, ¾ наперебой предлагали заказы, стремясь увековечить своё имя в строительстве новых соборов, украшении домов и церковных алтарей. Заказывали фрески, иконы, семейные портреты. Многие из них, включая пап, были щедрыми меценатами. Самые кровожадные тираны Флоренции славились как большие любители изящных искусств. Поскольку античность прочно вошла в моду, изображения идеально прекрасных человеческих тел, полу- и полностью обнажённых, красочных сцен из древнегреческих мифов, живописных руин античных храмов и дворцов стали заполнять полотна художников.

Абсолютное большинство создателей знаменитых творений Возрождения вышли из среды гуманистов, поэтому на их творчестве лежит печать широкой учёности и столь разнообразных интересов, что универсализм этих гениев поражает наше воображение и сегодня. Достаточно сослаться на Микеланджело Буанаротти, который в едином лице был художником, скульптором, архитектором и поэтом, или вспомнить Леона Батиста Альберти ¾ архитектора, учёного, писателя и музыканта, или уникальную личность Леонардо да Винчи, сфера интересов которого была поистине необозрима (живописец, инженер, физик, анатом, математик, астроном, изобретатель…).

Нет смысла описывать творчество каждого из них, ¾ этому посвящены тома искусствоведческой литературы, но мы должны выделить и отметить те общие тенденции, которые отличают художественное искусство Возрождения от традиций раннего средневековья.

Среди явных признаков обычно отмечают возрождение интереса к античности (у гуманистов в первую очередь), ¾ и это верно, однако следует подчеркнуть, что этот интерес идёт гораздо дальше простого подражания. Воскресали не просто формы, ¾ воскресали и многие черты античного миросозерцания, например, такие как антропоцентризм, рационализм, пантеизм, интерес к чувственной стороне жизни (куда, в частности, входит и красота пластики обнажённого человеческого тела). Всё это парадоксально и своеобразно сочеталось с евангельской тематикой, ибо «титаны» Возрождения всё равно оставались верующими людьми, но церковные мотивы в их творчестве приобретали характер, чрезвычайно далёкий от раннесредневековых образцов. Например, популярный для средневековой иконы сюжет «Богородица с младенцем Иисусом» превратился фактически в жанр светского портрета: в лице Марии-Девы мы видим обаятельную женщину, причёсанную и одетую по последней флорентийской моде, с голым младенцем на руках (изображённым, нередко, весьма натуралистически).

В XV ¾ XVI вв. наиболее способные итальянские художники ослабляют свою зависимость от ремесленного цеха и попадают в сферу влияния гуманистических идей. Своим успехом они были обязаны уже не цеховой солидарности, а самим себе: анонимность творчества уходила в прошлое. Художники начали подписывать свои картины, что прежде считалось бы дерзким и неслыханным делом. Так нарождался индивидуализм ¾ качество, которое в ту эпоху начиналось именно в среде знаменитых художников.

Плеяда знаменитых живописцев, каждое полотно которых в наши дни считается мировым достоянием ¾ Леонардо, Рафаэль, Тициан, Караваджо, Боттичелли, ¾ формально продолжали оставаться в русле культовой тематики, тем более, что некоторые из них выполняли заказы римских пап. Однако многие распространённые в христианской традиции сюжеты (благовещение, поклонение волхвов, распятие, положение во гроб и т.д.) преследовали у этих художников не столько культовые, сколько эстетические и психологические задачи, ¾ то есть художественное творчество мастеров эпохи Возрождения явственно демонстрирует нам стремление освободиться из пут церковного канона и сугубо культовой идеологии.

Влияние античности сказалось не только на эстетизации культовой тематики, но и самым прямым образом ¾ на заимствовании античных сюжетов, мифов, пластических форм, реставрированных гуманистами на образцах древнеримского и древнегреческого искусства. Воскресает античный культ телесной красоты, ¾ но уже на новом уровне: пластика тела одухотворяется новым смыслом, усвоенным веками христианской аскезы. Например, в картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» нельзя не обратить внимание на лицо Венеры ¾ воплощение чистоты и невинности, что для богини чувственной любви, вообще говоря, не характерно… На образцах многих живописных полотен Возрождения чувствуется стремление не просто вернуться к гармонии и телесной красоте античности, ¾ но синтезировать античную и христианскую культуру.

Возрождаются не только сюжеты и стилистическая манера античных мастеров, ¾ возрождаются и жанры искусства, заглохшие в раннем средневековье: например, каменная скульптура, театр, светская профессиональная музыка. Донателло, Вероккьо, Микеланджело, Бенвенуто Челлини ¾ каждый по своему возрождали искусство ваяния.

Грандиозные перемены происходят в области архитектуры. Возобновилось в полном объёме каменное строительство, ¾ на первых порах это был романский стиль: церкви и монастыри с архитектурой зà мкового типа (крепкие, непроницаемые стены с узкими окнами-бойницами, сторожевые башни, обширное подземелье, мощные колонны с капителями, сплошь покрытыми выпуклым рельефом, изображающим сцены из Библии). В XII в., в эпоху роста городов, начинает распространяться готический стиль. Первая готическая постройка возникла в середине XII в. во Франции, в королевской вотчине Иль де Франс. Отсюда новый стиль распространился по всей Франции и по другим странам. Готические соборы строились обычно на центральной городской площади, на средства горожан. Эти соборы были столь грандиозны по замыслу, что строились веками (многие так и остались недоконченными).

Это была ¾ страстная, пламенная, стремящаяся необузданно ввысь архитектура: зодчие пытались выразить в камне нечто таинственное и запредельное. Порыв к небу читается здесь в каждой детали архитектуры: в островерхих куполах, стрельчатых арках и многочисленных башенках, напоминающих молитвенно сложенные ладони рук. В готическом соборе много воздуха и света; внутреннее пространство как бы делится на «земное» и «небесное»: внизу всё буднично и соразмерно человеку, а вверху ¾ таинственно и пронизано неземным светом… Здесь много камня, но отсутствует впечатление массивности ¾ камень как бы превращается в лёгкое кружево. Верхняя часть стен украшена огромными окнами (цветными витражами). Фасад собора был оформлен особо и напоминал величественную титульную страницу раскрытой книги.

В готике мы обнаруживаем большое единство стиля. Дворцы, ратуши, госпитали, жилые дома, мосты, ворота, камины, шкатулки той эпохи ¾ всё носит на себе отпечаток того же стиля, на всём лежит печать беспокойного, угловатого ритма, отличающего готическое искусство.

Необходимо заметить, что именно Италия оказалась наименее восприимчива к готике; там довольно долго господствовал романский стиль, а уже к зениту Возрождения (XV¾ XVI вв.), когда в Италии творили знаменитые архитекторы Альберти, Брунеллески и Браманте, когда был найден и изучен трактат об архитектуре древнеримского зодчего Витрувия, ¾ в зданиях итальянских храмов и дворцов стали активно использовать элементы античного зодчества (образцом такого неоантичного стиля может служить знаменитый собор Святого Петра в Риме).

Огромный шаг вперёд сделала литература, ¾ причём, ещё на заре Возрождения (XIII ¾ XIV вв.). Поэты Данте Алигьери и Франческо Петрарка, новеллист Джованни Бокаччо внесли в итальянскую литературу мощную струю светского вольнодумства. Данте, написавший свою знаменитую «Божественную комедию» не на латыни, а на своём родном тосканском наречии (из которого впоследствии развился литературный итальянский язык), поместивший римского папу в один из кругов ада, поплатился за это пожизненным изгнанием. Петрарка всю жизнь воспевал свою идеальную любовь к Лауре ¾ женщины, профиль которой он случайно увидел в окне и с которой даже не был знаком. Бокаччо, напротив, смело и свободно писал о чувственных радостях жизни, подражая в этом античным авторам.

Особую роль в эпоху Возрождения сыграла литература так называемых «утопистов» (Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Томас Мюнцер). «Утопией» назывался воображаемый остров в книге Томаса Мора, где было расположено государство, в котором жители пользовались благом разумно организованного общественного строя: там царила уравнительная справедливость, обязательный труд на общественных предприятиях, продукты распределялись по потребностям, образование было всеобщим и бесплатным… Те же самые идеи пропагандировались в книге Кампанеллы «Город Солнца». В общем, это была идея устройства рукотворного рая на Земле (те же самые идеи вдохновляли «строителей коммунизма» от Маркса и до наших дней).

Особую роль итальянские Возрождение сыграло в появлении совершенно новой для средневековой Европы области искусства: профессиональной светской музыки. Её пришлось создавать практически на пустом месте; это было столь выдающееся событие в искусстве, что на нём следует остановиться специально.

В середине XII в. на юге Франции возникает новое музыкально-поэтическое направление «art de trobar», что означает «искусство изобретать». Созидателей этого искусства называли трубадурами. Большинство их принадлежало к земельной аристократии, некоторые владели наследственными землями. В этой среде можно было встретить и людей купеческого звания, и даже монахов. Все они, как правило, были странствующими музыкантами. В окружении трубадуров можно было видеть также народных певцов ¾ жонглёров. Во время совместных странствий они выступали рядом со своими хозяевами, исполняя главным образом народные мелодии. Именно эти мелодии прежде всего усваивали трубадуры, так что их творчество нередко представляло собою причудливое сочетание аристократически-выспренной поэзии с простонародной музыкой. Самыми распространёнными среди песен трубадуров были эпические «песни о подвигах» и лирические «рассветные песни», прославлявшие рыцарскую любовь.

Веком позже на севере Франции также возникает искусство странствующих певцов, называвших себя труверами. В их числе были рыцари, но довольно много было поэтов-горожан из буржуазного и ремесленного круга. Популярнейшим из них был Адам де ля Галь; он сочинял песни-сценки, называвшиеся «jeux» (игры). Творчество труверов ¾ продукт уже не замковой, а городской культуры.

В то же самое время (XII ¾ XIV вв.) в Германии процветает искусство миннезингеров.Эти поэты-рыцари не прибегали к услугам музыкантов из народа, но сами пели свои песни. Главной сюжетной канвой их творчества была любовная лирика, а также сатира, тема войны, религиозные притчи-поучения. Песни наиболее знаменитых миннезингеров распеваются на их родине и поныне: таковы песни Вольфрама фон Эшенбаха, Тангейзера, Вальтера дер Фогельвейде. С возвышением городов и упадком замковой культуры возрастает меценатская деятельность городских богачей. Они приглашали к себе артистов, давая им пищу и кров, чтобы те достойным образом могли украсить их празднества, их личный досуг. Жонглёры и шпильманы теперь массами оседали в городах, заселяли там целые кварталы и создавали свои организации ¾ цехи и братства.

Всё это было как бы прелюдией к невиданному расцвету, который искусство музыки переживает в эпоху Возрождения. В первую очередь, конечно, этот расцвет связан с Италией ¾ страной, которую с полным правом можно назвать родиной современной профессиональной светской музыки, как вокальной, так и инструментальной. Развитие музыки в это время идёт сразу по трём направлениям.

1. Национальный музыкальный фольклор. Мы уже отмечали, что XIV ¾ XV вв. ¾ это время формирования великих европейских наций. Каждая из них, наряду с национальным языком и национальной литературой, создаёт множество шедевров в области песенных и танцевальных жанров.

2. Музицирование в богатых домах. Быт зажиточных людей города отличался от деревенского не только своим достатком, но и ¾ главное ¾ свободным «светским» времяпрепровождением, что ярче всего сказывалось в часы досуга. Знатные горожане предпочитали проводить их не с молитвенником в руках, а в приятном общении, за чтением стихов и застольными беседами. Самым же изысканным способом проведения досуга считалось домашнее музицирование.

В XV ¾ XVI вв. в Италии весьма популярным инструментом сделалась лютня. На лютне умели играть многие; она звучала и перед балконом дамы сердца тёплыми южными ночами, и на званых домашних вечерах. В известной мере она играла роль, аналогичную современной гитаре. Благодаря тому, что как раз в это время достаточное развитие получила система нотной записи, появляется множество рукописных сборников пьес для лютни. Из них самыми популярными были: канцона (песня без слов) и сюита (первоначально этим названием объединялись два танца: павана и гальярда). Искусство инструментальной игры постепенно эмансипируется от жеста и слова; возникают ростки нового направления ¾ инструментальной музыки.

Наряду с лютней в Италии бурное развитие получили смычковые инструменты, особенно скрипка, к XVI в. принявшая уже свой окончательный вид. Большой популярностью пользуются также духовые: флейта, труба, валторна. Наиболее состоятельные аристократы и буржуа получили теперь возможность содержать при своём дворе внушительный штат музыкантов. В XVI в. начинают создаваться инструментальные и хоровые капеллы. Их мастерство неуклонно растёт.

Параллельно развивается и вокальная светская музыка: теперь она всё чаще проявляет себя в жанре мадригала. В противовес плебейским песням ¾ это утончённо-аристократический жанр: многоголосая вокальная композиция, в которой использовались все новейшие достижения полифонического стиля. Тексты имели обычно созерцательно-лирический характер; они были заимствованы из ренессансной гуманистической поэзии. Особое значение среди произведений этого рода имел драматический мадригал: его сюжет представлял уже собою как бы небольшую драму с определённой канвой, действующими лицами и диалогами. В известной мере, драматический мадригал был предшественником оперного жанра.

3. Церковная музыка. Несмотря на множество запретов, она также не стояла на месте. В церковном пении расцветает хоровая полифония, здесь формируется так называемый «строгий стиль». Обмирщение искусства, получившее такой огромный размах в века Возрождения, по-своему проявило себя в музыкальной части богослужения. Жанр мессы, например, всё более напоминает хоровой концерт и всё менее ¾ обиходную литургию.

Сильно продвигается вперёд искусство игры на органе. Величавые, мощные звуки этого инструмента всё чаще вырываются за пределы хорового пения: органисты импровизируют на темы хорала, предваряя своей игрой музыку хора. Эта вступительная импровизация впоследствии превращается в отдельный инструментальный жанр ¾ прелюдию. Она, собственно, является уже концертным жанром, мало общего имеющим с богослужебным обрядом.

Церковные музыканты, таким образом, всё чаще руководствуются не церковным каноном, а художественным инстинктом и законами красоты. Их эстетическое чувство всё более и более вступает в противоречие со смиренной набожностью молитвенной псалмодии. В некоторых больших соборах, где была хорошо поставлена музыкальная часть службы, литургию можно было посещать примерно так, как мы теперь посещаем симфонические концерты.

Конец XVI столетия ознаменовался для Италии «открытием» совершенно нового музыкально-театрального жанра, составившего на последующие 400 лет (и до сего дня) гордость и славу итальянской музыки: это было рождение оперы. В то время мадригалы ещё исполнялись, но всё более они уступали место простому и демократическому виду пения ¾ сольным композициям в сопровождении лютни.

Вокальное соло, или монодия ¾ вид искусства, относительно новый в Италии эпохи Высокого Возрождения. До сих пор преобладало хоровое или ансамблевое исполнение; эта традиция, несомненно, была обусловлена общинным духом средневековья. Личность как таковая, а стало быть, и выражение личных чувств, никого не волновали в довозрожденческие времена. Но теперь, усилиями гуманистов, человеческая личность стала всё увереннее утверждать себя в мире. Сольное пение потребовалось как раз тогда, когда к музыке стали обращаться, как к средству выражения индивидуального чувства.

Известный в то время лютнист, певец, композитор и музыкальный теоретик Винченцо Галилей (отец знаменитого астронома) написал трактат «Диалог о древней и новой музыке», где отстаивал принцип сольного пения: о личном и сокровенном невозможно петь хором! Он и сам был одним из виднейших авторов и исполнителей вокальных монодий… Так ренессансный индивидуализм нашёл наконец выход не только в поэзии и живописи, но и в музыкальном искусстве.

Деятельность Винченцо Галилея протекала во Флоренции, всеевропейском центре новой культуры. Он был членом знаменитой «флоретнийской камераты» ¾ своеобразного клуба, объединявшего виднейших писателей и музыкантов города под руководством мецената и поэта Джованни Барди. Верные гуманистическим традициям, эти просвещённые любители искусств решили возродить жанр античной трагедии. По их предположению, текст античных трагедий должен весь исполняться на музыке, т.е. вместо устной речи должен звучать напевный речитатив.

Основатели нового жанра назвали его «dramma per musica» ¾ «драма на музыке». Первое произведение такого рода ¾ «Дафна», с музыкой Якопо Пери, ¾ было поставлено в 1598 г. Никто из авторов этого спектакля, вероятно, и думать не мог, что их усилиями совершился эпохальный сдвиг в истории музыкального театра: на свет родилась опера. Всего столетие понадобилось, чтобы из первых наивных экспериментов группы просвещённых любителей получилось мощное и яркое искусство, вызвавшее к жизни лучшую в мире вокальную школу и надолго ставшее любимейшим музыкальным жанром не только в Италии, но и во всей Европе.

Summary

Культурный переворот, произведённый в Западной Европе итальянским Возрождением, можно свести к следующим позициям:

¾ Внимательное исследование гуманистами античного культурного наследия и связанное с этим возрождение некоторых основных его принципов.

¾ Стихия жизнеутверждения, в противовес принципам церковно-католической аскезы. «Ущемление плоти» и чувство неискупимой вины за первородный грех уступили место утверждению и воспеванию земной жизни.

¾ Обмирщение искусства и образования; появление типично светских форм искусства. Эстетизм и чувственная красота приходят на смену культовому символизму. В частности, возрождается культ телесной красоты в скульптуре и живописи.

¾ Оживление пантеистического начала в мировоззрении и связанная с этим ревизия христианских догм в мировоззрении гуманистов. Первые проекты «рукотворного рая» в книгах социалистов-утопистов.

¾ Возвращение антропоцентризма (в центре Вселенной ¾ человек-творец). Причём, этот принцип проявлен здесь в новом качестве: на первый план бытия выступает активно утверждающая себя индивидуальная человеческая личность.

¾ Возвращение рационалистических начал в мировоззрении (разум как критерий истины). В близкой перспективе это приводит к философам-материалистам (Бэкон и Гоббс) и сугубому прагматизму рационалистической науки, цель которой ¾ послужить инструментом для полного подчинения природы человеку.

¾ Старт научно-технического прогресса, положившего начало новоевропейской цивилизации.

¾ Среди новых ценностей: образованность (вместо прежней феодальной родовитости), предприимчивость (вместо смирения), радость жизни (вместо благочестия). Всё это, так или иначе, связано с пробивающим себе дорогу в жизнь, начиная с XII столетия, «третьим» сословием: сословием ремесленников, торговцев и молодых буржуа.

¾ В то же время эпоха Возрождения явилась кульминацией официально одобряемого мракобесия (охота на ведьм); полосой войн и стихийных бедствий, сопровождавшихся истребительными эпидемиями чумы, оспы и холеры; всеобщим падением нравов, особенно среди населения больших северо-итальянских городов.

Итак, обобщая, мы можем сделать вывод, что, несмотря на явные признаки прогресса светской жизни, чрезвычайно трудно нарисовать целостную картину этой крайне противоречивой эпохи. Мы можем лишь отметить её основные тенденции.

С одной стороны, ¾ поворот к прогрессу, связанному с ростом городской культуры (техника, ремёсла, торговля, новые общественные отношения). С другой ¾ усиление фанатизма, суеверий, распущенности и преступности.

Наряду со стремлением многих людей к чистоте и подлинности религиозной веры ¾ массовые убийства, освящаемые авторитетом Церкви. И, что очень важно, здесь происходит коренная ломка религиозного сознания: обыденная сфера как бы отделяется от сакральной, быт обособляется от религии. Это означает, что человек в своей обыденной жизни не стремится следовать наставлениям духовных пастырей, забывает о смирении и молитве. В церковь он приходит только чтобы исполнить свой долг прихожанина; в остальное же время с головой занят мирскими делами.

Что касается художественных достижений эпохи ¾ они бесспорны. Никогда прежде, за исключением, разве что, Афин времён Перикла, Европа не знала ничего подобного. Однако красота живописных полотен и статуй становится всё более телесной, чувственной, посюсторонней, всё менее отражающей красоту невидимого, бестелесного мира. Радость молитвы всё больше замещается удовольствием от чисто эстетического созерцания красоты. К европейскому миру исподволь подступает эрозия веры. Прогресс внешнего, материального, телесного идёт рука об руку с утратой чистоты, силы и правды, некогда свойственной первым подвижникам религии Христа.

Таково было это переломное, смутное, великое и страшное время ¾ время, когда рождалась в муках новая Европейская цивилизация.

 

Контрольные вопросы

1. Что способствовало росту городов в Западной Европе, начиная с IХ века?

2. Что собой представляло «третье сословие»?

3. Кто такие гуманисты Возрождения?

4. Что изменилось в духовной жизни жителей Западной Европы в эпоху Возрождения?

5. Что послужило причиной зарождения светской профессиональной музыки в Италии?

6. Каковы были признаки обмирщения изобразительного искусства в творчестве художников Возрождения?

7. Каковы были приметы реставрации элементов античной культуры в творчестве итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов?

 

 

Тема 11. КУЛЬТУРА ИСЛАМА

Предыстория

Место зарождения ислама ¾ Аравийский полуостров: пустынное плоскогорье, окаймлённое с запада и юга вулканическими горами. С давних времён на этих землях селились племена арабских кочевников (бедуинов). Их основными занятиями были ¾ скотоводство, торговля, охота и разбой. При набегах бедуины угоняли скот, женщин и детей, за которых впоследствии брали выкуп. Временами они нанимались сопровождать торговые караваны, с которых взимали пошлины.

Согласно преданию, все арабы происходят от побочного сына библейского патриарха Авраама, ¾ Измаила, изгнанного в пустыню вместе с матерью. Диалекты северных племён впоследствии образовали арабский язык (язык Корана). Этот язык в мусульманских странах сыграл ту же роль, которая в средневековом Западе принадлежала латыни.

На аравийском полуострове в древности было множество царств, безымянно погибших в жестоких войнах. Сами кочевники также постоянно находились в состоянии войны друг с другом; кровную месть они считали своим религиозным долгом. Поклонялись они Луне и Солнцу, причём Луна считалась мужским божеством, а Солнце ¾ женским (здесь, вероятно, сказалось влияние культуры соседней Месопотамии). Поклонялись они также священным камням ¾ бетилам. Бетилы иногда перевозили на носилках под балдахином к местам важных событий (например, к месту битвы); около них прорицатели и прорицательницы били в барабаны и выкрикивали заклятия в форме «садж».

Огромную роль в культуре арабских племён играли два главных города: Мекка и Медина. Через Аравийский полуостров некогда проходил торговый путь из Индии в Сирию. Оба города были центрами торговли. В Мекке с незапамятных времён стоял самый большой в Аравии языческий храм ¾ Кааба (в переводе в арабского ¾ куб), прямоугольной формы, в котором находился Священный чёрный камень, главная святыня арабов. К этому камню и в наши дни приходят мусульмане-паломники со всего света. В Мекке жили не одни только язычники: там существовали христианские общины, а также еврейские купцы и земледельцы. Этому городу суждено было стать родиной основателя ислама, пророка Мухаммада (приблизительно 570 г. н.э.).

Мухаммад принадлежал к знатному племени курейш. Он совсем не знал отца, шести лет лишился матери; воспитывал его дядя Абу Талиб. В молодости он поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, в 25 лет на ней женился, с большой любовью относился к ней и не брал других жён, пока она была жива. Хадиджа стала матерью единственной дочери Мухаммада Фатимы, родоначальницы многочисленных потомков пророка. К числу близких ему людей принадлежал также сын Абу Талиба, Али, ставший его зятем. Эти ближайшие родственники Мухаммада и явились впоследствии первыми адептами новой веры, которую провозгласил неграмотный мекканский погонщик верблюдов.

Впрочем, до сорока лет он, похоже, не подозревал о своём призвании. Но однажды в пещере в окрестностях Мекки, где Мухаммад любил отдыхать, он услышал голос, призывающий его к служению Единому Богу (Аллаху). Мухаммад, по некоторым сведениям, страдавший припадками эпилепсии, вначале принял этот голос за проделки злого духа и не спешил сообщать людям о странном происшествии. Но речения, звучавшие в пустоте пещеры, стали повторяться снова и снова, и тогда Мухаммад уверовал, что слова, которые были к нему обращены, вложены в его уши архангелом Джабраилом по воле Самого Аллаха… Он твёрдо уверовал в их истинность и убедился, что его настоящее призвание ¾ проповедовать соплеменникам веру в Единого Бога. Первыми, кто поверил в его откровение, были члены его семьи.

Мухаммад оказался умелым и искусным проповедником. Под его влиянием в Мекке образовался кружок его ближайших последователей, среди которых были не только Абу Талиб, Али и Хадиджа, но также простые горожане и некоторые весьма именитые купцы. Учение Мухаммада приобретало всё больше сторонников в Мекке. Это не могло не встревожить курейшитских шейхов, усмотревших в лице новоявленного пророка опасного конкурента. Между ними и сторонниками нового учения произошёл раскол. И как раз к этому времени умерли два самых влиятельных сторонника учения Мухаммада: Абу Талиб и Хадиджа. Мухаммад теперь был окружён врагами; его жизни угрожала реальная опасность. Но среди его сторонников появились купцы из Медины, предложившие ему помощь. Пророк принял судьбоносное решение: он решил организовать первую религиозную общину не в Мекке, а в Медине. Отправив туда вначале своих учеников, он затем переселился в Медину сам. Это событие произошло 26 июля 622 г. Переселение пророка ¾ ХИДЖРА ¾ считается началом мусульманской эры и служит для мусульман точкой отсчёта нового летоисчисления.

Оказавшись в Медине, Мухаммад решительными и умелыми действиями сумел сплотить большинство населения города под знамёнами новой религии. При этом он не делал различия между арабами и не-арабами. Каждый адепт новой веры считался полноправным членом религиозной общины. Кровная месть была запрещена, вместо неё стали действовать нормы общежития, основанные на законах, объявленных Пророком. Так, впервые в истории аравийских племён, возникает братство, основанное не на узах крови, а на общности веры.

Шаг за шагом, укрепляя свою общину, Мухаммад установил ритуалы новой религии, правила молитвы, омовений, поста. В Медине была построена первая мечеть. Пророк побуждал своих сторонников к захвату Мекки. Для начала он решил парализовать торговлю мекканских купцов, совершая набеги на их караваны. Затем начались военные стычки, они шли с переменным успехом. Наконец стало ясным, что идеологический и военный перевес ¾ на стороне Мухаммада, и Мекка сдалась без боя. За три месяца до своей кончины Мухаммад совершил паломничество в Каабу. Его пример стал правилом для всех мусульман.

После смерти пророка общину мусульман возглавил Абу Бекр, сподвижник Мухаммада. Именно по его указанию проповеди Мухаммада, где он передавал речения, слышанные им под сводами священной пещеры, были сведены в единую книгу, ставшую Священым Писанием для всех обращённых. Под водительством халифа Абу Бекра, а затем под водительством халифа Омара происходила стремительная экспансия ислама: были захвачены огромные пространства на Среднем, Ближнем Востоке, в Африке и Европе, и уже через 100 лет после смерти основателя ислама арабская конница, захватившая Испанию, топтала равнины государства Франков. Натиск арабов остановил франкский полководец Карл Мартелл в битве при Пуатье (732 г.).

Огромная империя арабов, возглавляемая халифом («заместителем и посланником Аллаха») получила название Халифата. Расцвета эта империя достигла в IX ¾ XII вв.; позже Халифат распался на ряд отдельных государств.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь