Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экспансия массовой культуры.⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
В истории человечества этот феномен становится преобладающим только в Новейшее время, начиная со второй половины ХХ столетия. Приблизительным её аналогом можно считать массовые зрелища времён Древнего Рима, но в те далёкие времена, за неимением прессы и телевидения, события такого рода не могли оказывать тотального воздействия на всех жителей планеты. Родиной массовой культуры в современных её видах и формах по праву считается США. В силу особенностей своей недолгой истории, Америка оказалась в значительной мере лишённой исторического и культурного прошлого: в нём отсутствует Древность и Средневековье. Философия прагматизма, ставшая, по сути, идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему. Мощным толчком к развитию массовой культуры явилось появившееся в 30-х гг. ХХ века телевидение, объединившее в себе все способы коммуникации и означавшее глубокий переворот в цивилизации и культуре. Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вёл к созданию массовой культуры. Она могла появиться в любой западной стране, но именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую культурную индустрию, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры. Уровень и качество массовой культуры, как правило, являются низкими и, как исключение, средними. В этом плане она отличается не только от элитарной, но и от народной культуры. Массовая культура создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, которые выступают не столько как художники, сколько как ремесленники весьма своеобразного толка. Их изделия часто называют «китчем», под которым имеется в виду яркая, но безвкусная массовая продукция. Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой блестящей обложке. Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, поп-эстрада, мистика, ужасы, катастрофы, сатанизм всевозможных видов и т.д. В чём же опасность глобальной экспансии массовой культуры, которая ныне, в начале XXI века, стала свершившимся фактом? Опасность ¾ в разрушении человеческого сознания. Машина коммерции в состоянии сформировать сознание потребителя таким образом, чтобы оно как можно ближе соответствовало технологии массового производства. Для коммерческого успеха ставку следует делать не на запросы ценителей высокодуховного искусства, а на вкусы массового потребителя, который во все времена предпочитал не прекрасное и сокровенное, а красивое и блестящее; не духовную работу, а «расслабуху»; не гениальность, а завлекательный китч. В середине прошлого столетия коммерсанты от искусства открыли очень простой способ увеличить спрос на свой товар: они поняли, что его можно сделать не только легко усвояемым, но и желанным, привычно-необходимым, как водка для алкоголика или героин для наркомана. Здесь коммерческая культура, как нигде больше, показала наиболее яркое и наиболее органично присущее её свойство: она превратила себя в технологию соблазна.Индустрия развлечений в союзе с рекламой стала специально создавать идолов эстрады, телевизионных звёзд, модных авторов песен и бульварных романов. Расчёт был не на готовый «вкус толпы», а на вкус, организованно воспитанный действием рекламы, шумных фестивалей, политикой всевозможных менеджеров и «промоутеров»… Искусство этого рода не обращается ни к чувству «потребителя», ни к его интеллекту, ни тем более к его духовным возможностям. Расчёт ¾ на самые простые и вполне надёжные рычаги массового сознания: животные инстинкты. Их совсем не нужно воспитывать, поскольку их дала сама природа. Ещё бò льший плюс: их легко разжечь. Их, избранных и возвеличенных до чудовищных масштабов массовой культурой, всего три (вполне достаточно для коммерческого эффекта! ): инстинкт агрессии, инстинкт страха, инстинкт продолжения рода. Коммерческая эксплуатация этих инстинктов и определяет, в основном, характер и облик массовой культуры, а также её несомненный успех. Всё это приводит к печальным результатам, неоднократно отмечавшимся в прессе психологами и публицистами: подавлению и стандартизации личности, манипулированию общественным сознанием, девальвации исторических, культурных и художественных ценностей, размыванию границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным. Результат ¾ постепенная дегуманизация, «раскультуривание» человека. Опасность этого процесса, на первый взгляд, кажется менее существенной, чем, скажем, опасность, связанная с разрушением среды обитания, но, тем не менее, она реальна, и её нельзя недооценивать.
Проблемы глобализации В настоящее время цивилизованный мир стремится к единению (процесс, получивший название глобализаци). Реальные признаки этого процесса налицо: существует множество организаций, обеспечивающих интересы мирового сотрудничества в политической, экономической, культурной, военной и других областях (ООН, СБСЕ, ОПЕК, НАТО и т.д.). Организуются международные симпозиумы, спортивные игры, конференции, набирает обороты мощная индустрия международного туризма. Казалось бы, что после окончания «холодной войны», когда мир перестал быть разделённым на два враждебных идеологических «лагеря», ¾ путь к всемирному единению народов и стран открыт, тем более, что тесные международные экономические связи давно уже стали реальным фактом. Но есть и множество причин, по которым процесс глобализации, ¾ по крайней мере, в том его виде, как он протекает в наши дни, внушает серьёзные опасения: недаром существует течение «антиглобалистов», отчаянно сопротивляющихся этой тенденции, вплоть до демонстраций и уличных беспорядков. Прежде всего, нельзя не сказать о существующем с давних пор глобальном расщеплении культуры, известном, как дихотомия Восток ¾ Запад. С исторической точки зрения, ещё совсем недавно эти две культурные парадигмы сосуществовали, не вступая в прямое противоборство. Но сейчас речь идёт о конкурентной борьбе между ними (фактор, отнюдь не способствующий глобальному синтезу! ). Действительно, дилемма Восток ¾ Запад при ближайшем рассмотрении даёт слишком мало шансов даже самому осторожному оптимисту. ЗАПАД: секулярный принцип личностной автономии, деловой активности и коммерческого успеха; власть формального закона, реализуемая на демократических началах; научное знание как инструмент господства над природой; постепенная утрата религиозных ценностей. ВОСТОК: общинный принцип (вплоть до полного растворения личности в социуме); патернализм, тенденция к правлению авторитарного типа, для которого характерен примат личной воли правителя и первенство «справедливости» перед законом; признание большей ценности духовного знания по сравнению с научным и как следствие ¾ преобладающая религиозность; не подчинение природы, а сотрудничество с природой. Не смотря на то, что, казалось бы, уже в эпоху эллинизма начался процесс встречного движения двух названных мировоззренческих парадигм, ¾ для всякого трезвого наблюдателя очевидно, что их синтез ¾ задача в принципе невыполнимая. В самом деле, совместить демократию и авторитаризм, ценность коммерческого успеха и ценность духовной эволюции, насилие над природой и сотрудничество с природой, принцип автономии личности и принцип общинной солидарности, обыденный прагматизм и религиозность ¾ мыслимо ли это хоть в какой-то степени вероятности? Эти противоречия отнюдь не во всём носят мировоззренческий характер: открытое противостояние идеологов исламского фундаментализма и современного Запада (о чём свидетельствуют уже упомянутые выше акты террора со стороны исламистов) чем дальше, тем вероятнее движется в сторону прямого военного столкновения, начало которому уже положено войнами в Афганистане и Ираке. Глобализация, ¾ в том её виде, как она протекает сейчас, ¾ носит односторонний характер. Во-первых, она касается, в основном, экономических аспектов (международные корпорации, международные банки, торговля и т.д.). Во-вторых, на сегодняшний день очевидно, что в глобальных социокультурных процессах общесистемный смысл приобретает лишь экономическая и политическая экспансия наиболее мощных (в экономическом и военном смысле) стран, в первую очередь США. Экономическое «руководство» этих стран, при существенном отставании образования, науки и промышленных технологий в странах всего остального мира, грозит лишь увековечением этого неравенства, ибо коммерческие интересы господствующих фирм едва ли совместимы с возможностью какой бы то ни было серьёзной конкуренции со стороны «развивающихся» стран. Итак, в процессе глобализации речь идёт о преобладающей мощи стран, входящих в Западную коалицию, и в силу этого, ¾ успешности их экономической и военной экспансии. Стало быть, «всемирное братство» грозит стать всего лишь подходящей идеологической завесой для корыстных интересов глав западных финансовых корпораций. Экспансия Запада фактически ведёт не к интеграции, а к расколу мирового сообщества и к неизбежному нарастанию сопротивления этой экспансии. * * * Такова сложная и противоречивая картина современного мира, в котором мы живём, и который нам предстоит защитить от многих грозных опасностей, чьё существование сегодня столь реально и столь очевидно.
Контрольные вопросы 1. В чём Вы видите причины демографической проблемы? 2. Почему вмешательство человека угрожает в наши дни состоянию экосистемы Земли (отдельно: живая природа, атмосфера, гидросфера, участки земной суши)? 3. Что такое массовая культура и в чём опасность её воздействия на сознание человека? 4. Какие формы в современном мире приняли терроризм и уголовная преступность? 5. Каким образом Вы смогли бы сформулировать проблемы глобализации?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. ¾ М., 2000. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Универсальный словарь-справочник от «А» до «Я». ¾ М., 2000. Гуревич П.С. Культурология: Учебник для студентов вузов. М., 2001. История культуры и поэтика. ¾ М., 1993. Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории. ¾ М., 1999. Культурология в вопросах и ответах. ¾ М., 1998. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. А.Н. Марковой. ¾ М., 2001. Лисановский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. ¾ М., 2002. Проблемы философии культуры. ¾ М., 1984. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. ¾ М., 1997. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. ¾ М., 1991. Теоретическая культурология /Под ред. К.Э. Разлогова. ¾ М., 2005. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. ¾ М., 2000. Элиаде М. Аспекты мифа. ¾ М., 2000. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. ¾ М., 1995.
Дополнительная: Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии). ¾ М., 2000. Введение в культурологию /Под ред. Е.В. Попова. М., ¾ 1991. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. ¾ М., 1991. Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. ¾ М., 1999. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. ¾ М., 1983. Моль А. Социодинамика культуры. ¾ М., 1973. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. ¾ М., 1990. Соколов Э.В. Культура и личность. ¾ Л., 1972. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. ¾ М., 1992. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. ¾ М., 1989. Тойнби А. Дж. Постижение истории. ¾ М., 1991. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. ¾ С-Пб, 1997. Учебный курс по культурологии /Под ред. Г.В. Драча. ¾ Ростов-на-Дону, 1996. Фрейд З. Психология бессознательного /Под ред. М.Г. Ярошевского. ¾ М.: 1990. Шпенглер О. Закат Европы. ¾ Новосибирск, 1993. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. ¾ М., 1996.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы