Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие творческого воображения у учащихся



Факультет ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Развитие творческого воображения у учащихся

Х классов на уроках технологии при выполнении творческого проекта

Студент Козлов С.М.

Руководитель

Профессор ВОРОНИН А.М.

Брянск 2015

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..............3

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения учащихся 7-х классов на уроках технологии..............................................5

1.1. Сущность и виды воображения......................................................7

1.2. Развитие творческого воображения на уроках технологии..............20

1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7-х

классов.............................................................................................................24

Глава 2. Развитие творческого воображения при обучении учащихся 7-х классов на уроках технологии...................................................................... 29

2.1. Содержание обучения учащихся 7-х классов разделу «Создание

изделий из древесины»................................................................................29

2.2. Методические подходы в обучении учащихся 7 классов созданию изделий из древесины при выполнении творческого проекта...............38

2.3. Педагогический эксперимент………………………………………...45

Заключение………………………………………………………………....49

Список литературы………………………………………………………...50

 

Введение

Воображение является широким понятием и имеет множество форм проявления у человеческих индивидуумов. Кроме того, воображение имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста и пола индивидуума. Особенно актуальным является развитие детского воображения. Период детства у человеческого индивидуума длится, как известно, с младенчества до совершеннолетия. В современной школе упор в развитии воображения делается на узкий возрастной интервал периода детства, а именно, на средний школьный возраст. Необходимо отметить, что узким он является только с точки зрения времени, но отнюдь не с точки зрения его значимости для развития ребенка. Значимость этого периода в процессе становления человека как личности огромна.

Исследование рассматривает воображение школьников не только в развитии, но и в прямой зависимости от определенного вида школьных занятий, а именно – в зависимости от уроков технологии. На этих уроках используется множество разнообразных материалов для творческого процесса учащихся.

В последнее время в обществе наметилась тенденция к увеличению интереса к изделиям ручной работы. Эта тенденция захватила практически все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и систему образования. Наряду с этой тенденцией в системе образования, возник также повышенный интерес к народным ремеслам (интерес к творчеству предков). Таким образом, актуальность данной работы продиктована всеобщей тенденцией творческого развития учащихся.

Объектом исследования данной работы является процесс развития творческого воображения у учащихся 7-х классов на уроках технологии.

Предметом исследования является развитие воображения школьников 7-х классов при обработке древесины. Поскольку речь идет о создании определенных объектов (поделок), то внимание акцентируется, прежде всего, на развитии творческого (продуктивного) воображения. Развитие других видов воображения, например репродуктивного (воссоздающего), рассматривается в данном контексте как вспомогательный процесс, являющийся лишь ступенью для развития творческих способностей школьников.

Цель настоящей работы состоит в определение содержания, форм и методов обучения для развития воображения школьников 7-х классов при изучении технологии.

Гипотеза исследования — отобранное содержание, формы, методы обучения и выполнение творческих проектов учащимися 7-х классов будут способствовать развитию воображения.

Основные задачи выпускной квалификационной работы:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;

- проанализировать программы и учебники по теме исследования;

- разработать программу обучения учащихся 7-х классов технологии обработки древесины;

-провести педагогический эксперимент по выявлению уровня сформированности творческого воображения учащихся при выполнении творческих проектов;

- выполнить творческий проект.

 

Глава 1. Теоретические основы развития воображения учащихся 7-х классов на уроках технологии

Воображение и творчество.

Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представляются сначала в воображении творца и только потом становятся реальностью. Прежде, чем создать проект, изготовить поделку, школьник в своем воображении строит ее замысел.

Во-вторых, первоначальный замысел или проект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это изменение задуманного в ходе творческой деятельности является ее неотъемлемым свойством и не может происходить иначе, как в воображении.

В-третьих, способности, талант любого творца не в последнюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения.

Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для изображения того, что он видит, но он и видит по иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим, что и как видит художник.

Не менее необходимо более или менее развитое воображение в других видах деятельности, например в научном творчестве (в принципе, любой вид деятельности можно считать творчеством). Еще великий английский химик Дж. Пристли, в восемнадцатом столетии открывший кислород, утверждал, что действительно велики открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и В.И. Ленин. Он писал: «...нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает он в другом месте, - что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...» [14].

Творческое (продуктивное) воображение – это процесс создания новых образов, т. е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Бывает так, что человек, создавая что-либо, не знает, что оно (или нечто подобное) уже создано кем-то другим. Тем не менее, по своим психологическим особенностям это будет типичный процесс творческого воображения.

Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностейв науке, изобретение новых машин, отысканиеспособоввыведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы и т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-тообуславливаетвозникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.

Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, Бакминстер Фуллер, Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта. Кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности [1].

Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории [16].

Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса[1].

1. Подготовка – формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация – отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление – интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка – испытание и (или) реализация решения.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта.

Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться «вспаханной под пар»? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Познер предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи. Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно.

Просветление. Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно «включается лампочка». Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести – все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка – это своего рода «отмывание» творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным «самоварным золотом». Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку, особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные мотивы, но вместе с тем должны же быть и общие. Общие, потому что все мы люди и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее, но конкретное, которое не чуждо? Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции – в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) – вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек – это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет, и притом хочет многого.

Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать – это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть [17].

Вывод из этого простой: большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами (страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д.). Также могут применяться и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг).

Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций, явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной (случайной) основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта. Для этого можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить движущие силы, идеальное состояние и регуляторы (тормоза и ускорители) процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует несколько активных участников действия.

Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей.

С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти) проявлениями своей биологической природы, т.е. рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту.

Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности [12].

Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса, и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством. Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и, познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума.

Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило. Смысл его в том, что любую разработку – научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне – следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного [12].

 

На уроках технологии

Содержание обучения учащихся 7-х классов разделу «Создание изделий из древесины»

Обзор программ по технологии

По программе начального и основного общего образования по технологии, выпущенной в 2008 году издательским центром «Вентана-Граф», учебный предмет «Технология» изучается в 5-8 классах данной ступени обучения [20]. Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому базисному учебному плану в 9 классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профиль­ному, профессиональному, обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для осуществления непре­рывности технологической подготовки в системе общего и про­фессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образо­вательного учреждения дополнительно 1 ч в неделю в 8 классе и 2 ч в неделю в 9 классе. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены при темати­ческом планировании соответствующими технологиями, вида­ми и объектами труда.

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды

Все разделы программ содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты тру­да (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изуче­ние материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведе­ний.

Отличительной особенностью программ является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эс­кизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций.

Выполнение макетирования сопровождается подбо­ром материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки из­делия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, эко­логическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знако­мятся с национальными традициями и особенностями культу­ры и быта народов России, экономическими требованиями: ра­циональное расходование материалов, утилизация отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждо­го ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на развитие творческого воображения.

В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с обору­дованием, инструментами, машинами, электробытовыми при­борами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями лесной, деревообраба­тывающей, металлургической, пищевой и легкой промышлен­ности. В процессе реализации программы «Технология» осуще­ствляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

Одним из разделов программы является программа для мальчиков по техническому труду, включающая раздел «Создание изделий из древесины» для учащихся 7-х классов.

В 7 классе для мальчиков предусматривается изучение разделов: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома». Согласно программе на изучение раздела «Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации» отводится по 16 часов в 5-7 классах. В 7 классе ученикам предлагается изучить технологии изготовления изделий из плоскостных и объемных деталей. При этом школьники знакомятся с применением, породами, пороками древесины, видами древесных материалов, профессиями, связанными с производством древесных материалов. На практических работах ученики изготавливают детали по чертежам и технологическим картам.

Проанализировав содержание обучения в 7 классе, можно сделать вывод, что программа предусматривает посильный для учеников материал в необходимой последовательности; практические работы, обеспечивающие овладение ручной обработкой древесины. Но для более эффективного усвоения знаний и умений необходимо, чтобы процесс изучения материала заканчивался изготовлением изделия, проектная же деятельность отнесена на четвертую четверть (16 ч.).

Было бы целесообразно во время изучения тем по ручной обработке древесины предложить выполнить учащимся творческий проект (8 ч.). Таким образом, ученики не просто получают определенные сведения, изучают отдельные операции, но и видят результат - изделие, обладающее субъективной новизной, удовлетворяющее чьи-либо потребности.

Большую роль в обучении оказывает учебник. Один из них - Технология: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. Вариант для мальчиков /Под ред. Симоненко В.Д. Учебник доступен для учащихся, хорошо оформлен. Содержание его ориентирует учащихся на творческую учебную проектную деятельность. Приведены инструкционные карты, чертежи деталей, указания к практическим работам. В учебнике содержится много цветных иллюстраций, он рекомендован Министерством образования РФ. Учебник Бешенкова А.К. содержит материал по техническому труду для 5-7 классов, содержит много черно-белых иллюстраций, определения и правила техники безопасности вынесены в рамки, но рассматривает темы кратко [4].

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты труда и т.д. [18].

Изучение раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» рассматривается в 5, 6, 7 классах и посвящено задачам трудового и эстетического воспитания. Именно в рамках этого раздела предполагается изучение простейших навыков обращения с инструментами знакомиться со строением древесины ее свойствами, способами обработки. К 7 классу учебный материал усложняется [19].

Серьезное внимание уделяется соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментом.

Тематическое планирование

№ п/п Тема Кол-во часов
1. Физико-механические свойства древесины
2. Заточка дереворежущих инструментов Настройка рубанков фуганков и шерхебелей
3. Отклонения и допуски на размеры деталей
4. Шиповые столярные соединения
5. Разметка и запиливание шипов и проушин
6. Соединение деталей шкантами и шурупами
7. Точение конических и фасонных деталей
  ИТОГО

Программа

Занятие 1: “Физико-механические свойства древесины”.

Свойства древесины. Породы древесины. Применение древесины в строительстве и промышленности.

Занятие 2: “ Заточка дереворежущих инструментов Настройка рубанков фуганков и шерхебелей”.

Виды заточки дереворежущих инструментов. Безопасность при заточке. Правка и доправка лезвий заточенных инструментов.

Практическая работа. Настройка рубанков и фуганков. Заточка инструмента

Занятие 3: “ Отклонения и допуски на размеры деталей”.

Виды отклонений. Обозначение отклонений чертежа. Соединение вала с отверстием.

Практическая работа. Определение допусков. Расчет отклонений и допусков.

Занятие 4: “ Шиповые столярные соединения”.

Применение шиповых соединений. Виды шиповых, угловых соединений деталей. Тавровое соединение брусков. Виды соединений деталей.

Занятие 5: “ Разметка и запиливание шипов и проушин”.

Последовательность изготовления шиповых соединений. Пилы для выпиливания шиповых соединений. Инструменты для выдалбливания проушин. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение шиповых столярных соединений Выдалбливание проушин.

Занятие 6: “Соединение деталей шкантами и шурупами”.

Правила соединения деталей шкантами и шурупами. Техника безопасности.

Практическая работа. Разрез по шканту. Соединение деталей шурупами, шкантами.

Занятие 7: “ Точение конических и фасонных деталей”.

Конические детали. Фасонные детали. Профили поверхности детали. Виды калибров.

Практическая работа. Точение фасонных поверхностей.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема Кол-во час Цель и задачи Объект труда Материал Инструмент и приспособления Дидактическое обеспечение
1. Физико-механические свойства древесины Цель: Дать четкое представление о свойствах древесины. 3адачи: 1. Изучить основные понятия и определения темы. 2. Изучить способы сушки древесины. 3. Сформировать стремление к изучению нового материала техн. грамотность. Образцы пиломатериалов По количеству учеников Линейка угольник тетрадь и карандаш Учебник 7кл Технологи стр7-12 наглядные пособия плакаты
2. Заточка дереворежущих инструментов Настройка рубанков фуганков и шерхебелей Цель: Сформировать ЗУНы по заточке дереворежущих инструментов, настройке рубанков, фуганков и шерхебелей. 3адачи: 1. Изучить понятия темы, последовательности настройки инструмента. 2. Научится самостоятельно производить заточку инструментов, настройку инструмента. 3. Воспитать трудолюбие, точность внимательность Дереворежущий инструмент Рубанок фуганок шерхебель Каждому уч-ся по одному инструменту. Точило, довод. Бруски, напильник, тиски Учебник 7кл Технологи Стр 19-27 Стр 27-30/ Плакаты с операциями настройки/ Плакаты с операциями заточки инструментов
3. Отклонения и допуски на размеры деталей Цель: Ознакомить уч-ся с отклонениями допусками на размеры деталей 3адачи: 1. Изучить понятия темы. 2. Научится пользоваться отклонениями и допусками. 3. Воспитать трудолюбие, точность внимательность Заготовки под кассетницу для мелких деталей (45*10*200, 45*5*200)   Штангенциркуль линейка карандаш тетрадь Учебник 7кл Технологи Стр 30-34. Наглядные пособия, плакаты
4. Шиповые столярные соединения Цель: Ознакомить уч-ся с шиповыми столярными соединениями 3адачи: 1. Изучить понятия темы. 2. Научится различать шиповые столярные соединения. 3. Воспитать трудолюбие. точность внимательность целеустремленность Кассетница для мелких деталей (45*10*200, 45*5*200) По 1-му образцу на верстак Тетрадь линейка карандаш Учебник 7кл Технологи Стр 34-37. Наглядные пособия, плакаты
5. Разметка и запиливание шипов и проушин Цель: Сформировать ЗУНы по разметке и запиливанию шипов и проушин. 3адачи: 1. Изучить понятия и операций разметки и запиливания шипов и проушин. 2. Научится самостоятельно размечать и запиливать шипы и проушины. 3. Воспитать трудолюбие. точность внимательность самостоятельность Касетница для мелких деталей, заготовки (45*10*200, 45*5*200), домашняя аптечка По 1-й заготовке на верстак Угольник карандаш ножовка долото стамеска Учебник 7кл Технологи Стр 37-43. Наглядные пособия с операциями изготовления
6. Соединение деталей шкантами и шурупами Цель: Сформировать ЗУНы по соединению деталей шкантами и шурупами 3адачи: 1. Изучить виды и способы соединений деталей. 2. Научится самостоятельно выполнять соединение деталей. 3. Воспитать трудолюбие. точность внимательность Угольник (45*10*150), рейсмус, игрушки По 2-е заготовки на верстак Угольник карандаш ножовка молоток шурупы Учебник 7кл Технологи Стр 43-46. Наглядные пособия, плакаты
7. Точение конических и фасонных деталей Цель: Сформировать ЗУНы по выполнению точению конических и фасонных деталей 3адачи: 1. Изучить виды точения. 2. Научится самостоятельно выполнять точение деталей. 3. Воспитать трудолюбие. точность внимательность целеустремленность Ручка напильника (45*45*150), толкушка (45*45*250), скалка (45*45*350), указка (25*25*350). По 1-й заготовке на уч-ка Станок деревооб. Штангенциркуль линейка Учебник 7кл Технологи Стр 46-51. Наглядные пособия, плакаты

 


2.2. Методические подходы в обучении учащихся 7 классов

созданию изделий из древесины

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие и получение сведений об отсутствующих.

2. Подготовка дежурными рабочих мест: раздать каждому учащемуся:

- три образца древесины различных пород (сосна, береза, липа);

- три образца пиломатериалов (доска необрезная, доска обрезная, брусок).

3. Подготовка учащихся к занятию.

4. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

Древесина с ее разнообразием свойств является основным конструкционным и поделочным материалом. Со свойствами древесины учащиеся частично уже знакомились в 5 классе при изготовлении изделий. Поэтому в начале урока учащимся актуально задать вопросы с целью повторения пройденного материала и активизации познавательной деятельности по изучению других, в частности физико-механических свойств древесины, например:

1. Каково строение древесины?

2. Какие вы знаете свойства древесины в зависимости от породы?

3. Какие свойства древесины проявляются в изделиях из древесины?

В 7 классе учащиеся изучают технологические свойства древесины и связанные с ними технологии изготовления изделий, поэтому для актуализации знаний можно задать учащимся следующие вопросы:

1. В чем заключается выбор заготовок из древесины к изготовлению из них изделий?

2. Почему обрабатывают древесину различными инструментами?

3. Как соединяют детали в изделиях из мягкой и твердой древесины?

Таким образом, учащиеся получают представление о таких свойствах древесины как прочность, твердость, обрабатываемость, влажность, коробление и других, которые проявляются в изделиях.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Получение сведений об отсутствующих.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Подготовка дежурными рабочих мест: раздать перед практической работой каждому учащемуся:

- долото, стамеску, киянку;

- струбцину, рейсмус, угольник;

- 4 заготовки для шипового соединения брусков в рамку.

4. Подготовка учащихся к занятию.

II. Актуализация знаний.

1. Какие соединения называют шиповыми? Где их применяют? В чем их особенность?

2. Чем отличается шиповое соединение от других соединений?

3. Как рассчитывают размеры шиповых соединений?

4. Как и чем производят разметку шипов и проушин?

5. Как изготовить рамку?

Ход урока

Организационная часть

Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

Сообщение материала урока

Разметка шипа

Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.

Изготовление шипа


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 2213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь