Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышление о редкости драгоценной человеческой жизни с точки зрения сути



Суть такова, что если сравнивать численность людей и животных, то число людей значительно меньше, чем животных. Лишь в одном человеческом теле обитают миллионы живых существ. Животных бесчисленное количество, в каждом из них живут миллионы и миллионы мелких животных. Мир людей и мир животных соседствуют, их обитатели могут видеть друг друга. Также голодные духи и существа ада – это ближайшие соседи, и они также могут видеть друг друга. Число голодных духов намного больше, чем число животных, а существ ада – гораздо больше, чем голодных духов.

В мире людей драгоценная человеческая жизнь очень редка. Редкость драгоценной человеческой жизни с точки зрения сути образно объясняется следующим способом. Представьте гору зерна и исследуйте её на основе вышеизложенной сути и распознайте редкость драгоценной человеческой жизни. Лишь несколько зёрен, что на верхушке кучи, символизируют драгоценную человеческую жизнь. В самом низу этой горы находятся существа ада, и вы там тоже находились. Оттуда вы медленно восходили вверх, будучи безногими – просто в силу изменения ситуации вы поднимались вверх и так, наконец, оказались на вершине «горы» живых существ. Вы обрели совершенную, драгоценную человеческую жизнь, благодаря которой вы можете вообще освободиться от сансары. В другой раз едва ли у вас будет такая возможность, если вы свалитесь вниз. Такова реальная ситуация, поэтому сейчас не время расслабляться.

Все бодхисаттвы и защитники Дхармы защищают вас от падения в низшие миры, но чтобы получить их помощь и защиту, важно породить Прибежище. Когда вы осознаете редкость драгоценной человеческой жизни, то естественным образом в вашем сердце появится Прибежище, вы обратитесь с мольбой к Трем Драгоценностям: «Пожалуйста, Будда, Дхарма и Сангха, защищайте меня от падения в низшие миры! » Это – настоящее Прибежище, когда вы испытываете страх рождения в низших мирах.

Гореть в огне – не так страшно, как страшно то, что, если сейчас упасть туда, то будет очень трудно выбраться обратно вверх. Если вы обанкротились, сломали ногу, лишились жилья, заболели раком, всё это – не страшно. Настоящий кошмар наступит, когда вы попадёте в низшие миры. Поэтому ваше нынешнее положение – очень ненадежное. С одной стороны, вы попали сейчас в невероятно хорошую ситуацию. С другой стороны, она очень нестабильна. В этой опасной ситуации вы смотрите по сторонам и ищете защиту. Поэтому вы должны обратиться к объектам Прибежища с молитвой: «Будда, Дхарма и Сангха! Жизнь за жизнью защищайте меня. Пусть жизнь за жизнью я буду находиться на вершине горы живых существ! » А о чем просите вы? «Пусть внучка не болеет, пусть будет много денег! ». Это глупые молитвы.

Итак, медитируйте о драгоценной человеческой жизни так, как я вам объяснил. Скажите себе: «Так как моя драгоценная человеческая жизнь очень значима, я должен извлечь из неё суть; поскольку она чрезвычайно редка, и очень трудно получить её вновь, я не буду откладывать практику на следующую жизнь, ибо в следующем рождении обрести такую же драгоценную человеческую жизнь будет очень трудно. Начиная с этого момента, я начну искренне практиковать! »

После этого сделайте посвящение заслуг. В период между сессиями читайте книги, освещающие тему драгоценной человеческой жизни. Размышляйте над тем, как она ценна. Не стоит думать о посторонних вещах. Всё, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни, должно рассматриваться вами в качестве примера, поддерживающего вашу практику. Если в период после медитации вы будете помнить о своей драгоценной человеческой жизни, а во время медитации – правильно размышлять о ней, то «огонь» вашей духовной практики будет гореть ярко. Во время сессии вы его «разжигаете», а после сессии – поддерживаете, чтобы не «погас». Если огонь в печи горит постоянно, то вода обязательно закипит. А если во время сессии вы разжигаете «огонь», а после сессии он «гаснет», то тогда очень трудно вскипятить «воду» реализации драгоценной человеческой жизни. Представьте, что вам надо вскипятить большую кастрюлю воды. Для этого вам надо в постмедитативный период не забывать подбрасывать «топливо». У вас нет большого выбора «топлива», но те положения, на которые я дал вам комментарий, подобны дровам. С их помощью вы сумеете разжечь яркий огонь медитации. После сеанса медитации продолжайте подкидывать «топливо», и тогда «вода» обязательно закипит.

Тема окончена, и теперь можете задавать вопросы.

Вопрос из зала: «Силлогизм по результату звучит следующим образом: «Мы практиковали нравственность в предыдущей жизни, поэтому мы имеем сейчас человеческое рождение». Но здесь не соблюдается условие догчаб. Если бы этот силлогизм был правильным, то должно иметь место: «Все нечеловеческие существа не практиковали нравственность». Но ведь если кто-то родился нечеловеческим существом, это не означает, он не практиковал нравственность. Есть ли вообще силлогизмы по результату, в которых соблюдается догчаб? »

Ответ: «Строго говоря, довод по результату – это не логический силлогизм. Довод по результату позволяет судить по результату – то есть по тому, что мы являлись людьми, о причине – то есть о том, что в прошлой жизни мы практиковали нравственность: «В прошлой жизни мы практиковали нравственность, так как сейчас мы имеем человеческое рождение».

Классическим примером силлогизма является, например, доказательство того, что звук непостоянен, путем умозаключения: «Звук непостоянен, потому что он производен». В доказательстве необходимо присутствие трех характеристик. Во-первых, вы устанавливаете, что соблюдается чогчо – звук ( A ) производен ( C ). Во-вторых, вы устанавливаете, что соблюдается джечаб – все производное ( C ) непостоянно ( B ). В-третьих, устанавливаете, что имеет место догчаб – все непроизводное ( не-C ) постоянно ( не-B ).

А ваш пример – это пример довода, довода по результату. В вашем суждении отсутствует логическое доказательство. Вы простой ссылкой на результат называете причину, ибо если есть результат, то должна быть его причина».

Вопрос: «Обладают ли последователи других религий драгоценной человеческой жизнью? »

Ответ: «Это зависит от религии. Возьмём, к примеру, христианство. Мне кажется, что христиане обладают драгоценной человеческой жизнью. Какое учение давал Иисус Христос? Он давал учение о том, как очищать негативную карму и как накапливать заслуги. Если вы следуете его учению, то вы увидите, что это учение о доброте, любви и сострадании. Добросердечие и сострадание – это тоже центральные положения буддизма. Если вы встречаетесь с учением, подобным учению Иисуса, то ваша жизнь становится драгоценной человеческой жизнью. Я не говорю, что она – полностью драгоценная человеческая жизнь, но она драгоценна. А совершенная или несовершенная эта драгоценная человеческая жизнь, вам надо исследовать самим».

Вопрос: «В прошлом году, давая учения, вы говорили, что во время практики у Атиши возникали сложности. Такая персона как Атиша, которого называют вторым Буддой, найдя своего гуру Серлингпу, имея многие реализации, принимая Прибежище на уровне Пустоты, с трудом породил бодхичитту. Если так, то у меня, я думаю, практически нет никаких шансов породить бодхичитту в этой жизни, у меня очень и очень мало шансов для этого. Как быть в этой ситуации? »

Ответ: «Это значит, что вы не понимаете значимость драгоценной человеческой жизни. Когда у вас есть драгоценная человеческая жизнь, для вас – всё возможно. У вас точно такой же потенциал, как у Атиши. Сейчас, когда вы обрели драгоценную человеческую жизнь, встретились с наставником, который дает вам наставления по «Ламриму», имеете понимание Учения, вы можете не только породить бодхичитту, но даже стать Буддой в этой жизни. Но это нелегко. Если вы думаете, что это невозможно для вас, то вы оскорбляете свою драгоценную человеческую жизнь. А если вы думаете, что это легко осуществимо, то вы глупцы. Вы должны понимать, что стать Буддой невероятно трудно, необходимо собрать все причины».

Если, обладая драгоценной человеческой жизнью, вы не смогли развить бодхичитту, то в другой жизни у вас точно не будет шансов. Вы должны сказать себе: «Я могу породить бодхичитту, но это будет нелегко».

 

Лекция № 8

Как обычно, породите правильную мотивацию – мотивацию получения наставлений по «Ламриму» для укрощения собственного ума.

 

2. СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ СМЫСЛА ДРАГОЦЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ[55]

Эта тема излагается под тремя заголовками:

1) Способ извлечения смысла из драгоценной человеческой жизни на начальном уровне практики;

2) Способ извлечения смысла из драгоценной человеческой жизни на среднем уровне практики;

3) Способ извлечения смысла из драгоценной человеческой жизни на высшем уровне практики.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь