Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УФА: «АССОЦИАТИВНЫЙ ШЛЕЙФ» В СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ
Психолингвистическая составляющая предполагает выход на уровень собственно когнитивных процессов, связанных с особенностями репрезентации знаний, стоящих за словом, в сознании человека. Отсюда – выявление когнитивного механизма, определяющего алгоритм создания структуры индивидуального значения, и соотношение двух начал в значении слова - субъективного и объективного. Наши эксперименты показывают связь слова-стимула с различными языковыми единицами, демонстрируя текучесть, подвижность психологического значения с всевозможными комплексами признаков. Особенно интересны, на наш взгляд, в этом отношении опыты с ономастической лексикой. Оним Уфа (столица Республики Башкортостан, которой уже 435 лет), представляет собой в этом отношении интересный предмет исследования. Ассоциативный эксперимент - метод сбора и анализа данных, направленный на проверку гипотезы относительно причинных связей между явлениями. Изучение ассоциативных реакций на слово-стимул Уфа позволяет выявить составляющие элементы смысла этого онима и смоделировать языковой образ города. Наш эксперимент был направлен на то, с какими достопримечательностями и известными личностями ассоциируется Уфа, какие ассоциативные поля можно выделить в ходе исследования. Метод ассоциативного эксперимента позволил нам выделить группы реакций-антропонимов (реакции даются по опросным листам): Деятели искусства: Земфира (32), Шевчук (24), Рудольф Нуриев (15), З.Исмагилов (6), Люмен (5), Ф. Шаляпин (5), А. Губин (3), Михаил Нестеров (3), Год Змеи (2). Поэты и писатели: Мустай Карим (20), С. Аксаков (18), М. Акмулла (6). Спортсмены: М. Чудов (7), Кадыров (1), Селиверстов (1), Красников (1). Политики: М. Рахимов (14), Байдавлетов (2). Реакции-урбанонимы также разделяются на группы: Театры, музеи: Театр Оперы и балета Р. Нуриева (5), РусДрам (3), БашДрам (1). Парки: Парк Победы (3), Гафури (3), Парк Крупской (2), Якутова (2), Аксакова (1). Памятники: Салавату Юлаеву (58), Монумент Дружбы (41), Ленину (19), Александру Матросову (14), М. Акмулле (11), Скорбящей Матери (8), Шаляпину (6). Известные здания: Телецентр (2), ипподром Акбузат (2), Огни Уфы (1), Курултай (1), Здание банка Уралсиб (МКАД)(1), Гостиный двор (1), Конгресс-Холл (1). Храмы и мечети: Ляля-Тюльпан (9), Собор Рождества Богородицы (8), Ихлас (2). По окончании анализа полученных данных, мы заметили стереотипность в приведении словесных реакцийсреди антропонимов: С. Юлаев (37), Земфира (32), Ю. Шевчук (24), М. Карим (20), С. Аксаков (18), Р. Нуриев (15); урбанонимов: памятник С. Юлаеву (58), Монумент Дружбы (41), памятник В. Ленину (19), памятник А. Матросову и М. Губайдуллину (14). Эти же стереотипные реакции являются наиболее частотными. Студенты в качестве ассоциаций приводили некоторые исторические справки или городские мифы относительно того или иного здания или памятника архитектуры, например: Памятник «Мальчик с кураем», напротив кинотеатра «Искра», ассоциируется с известной фразой: «Все продай, купи курай! », которую «навеяла» горожанам обнаженная фигура мальчика. Памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны (в районе Аграрного университета) имеет в народе название «Без пяти семь». Это название родилось во времена, когда спиртные напитки продавали только до 19-00. Три мужские фигуры, рвущиеся вперед, иллюстрировали бытовые картины того времени. Наше исследование помогает сформировать образ города, благодаря тому, что в сознании жителей топоним Уфа отражает богатую культурно-историческую память. А.И. Матвеева ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», филологический факультет, 3 к. Научный руководитель: проф. Л.М. Васильев РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС: СТРУКТУРА КОНЦЕПТА КРАСОТА
Что такое красота? Этим вопросом задаются философы, лингвисты, психологи, научные деятели, искусствоведы и многие другие. Загадкам красоты подчинено практически все, что окружает человека. Это и наука, и искусство, и природа, и поэзия. Понятие о красоте - одно из наиболее трудных для определения, и точной формулировки оно не имеет, так как для любого из нас в разные периоды времени под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас непонятное другим. Нас заинтересовало исследование концепта «красота» в аспекте анализа его современных составляющих, по материалам рекламных журналов, распространяемых в г. Уфе: «Выбирай», «Big City», «Glamour», «Я покупаю», «Мировой», «Cosmopolitan», «Hype», «Pride», а также отраженных на городских рекламных щитах. Мы также хотели проследить связь между красотой, о которой говорится в рекламе, и тем, как воспринимают это понятие уфимцы, с чем они его ассоциируют. Реклама отражает понятие «красота» как явление в основном искусственное, созданное при помощи всевозможных технологий по улучшению внешности человека. Реклама предлагает множество салонов красоты, их номинация в Уфе весьма разнообразна. Можно выделить несколько групп: · иностранные названия, смысл которых понятен не всегда; · русские наименования; · наименование цветов; · женские имена (русские и иностранные). Наибольшее количество современных терминов относится к заимствованной лексике, которая включает в себя следующие тематические поля: · слова, содержащие «инговое» окончание; · аббревиатуры; · медицинские термины; · названия новых отраслей индустрии красоты. Реклама характеризует красоту с точки зрения здоровья, предлагая такие спортивные занятия, как: фитнес, аэробика, каланетика, шейпинг, степ и т.д. Был проведен ассоциативный эксперимент, в ходе которого испытуемым (студентам филологического факультета БГПУ им. Акмуллы и БашГУ в количестве 78 человек) предлагалось привести реакции на стимулы «красота» и «женская красота». Проанализировав полученные материалы, мы зафиксировали и стремление оформить свои высказывания целыми предложениями. По результатам исследования, были выделены сходства и различия того, как определяют красоту и как она представлена в рекламе. Само слово косметика происходит от греческого «космос» и означает «мир, вселенная и мироздание». Брокгауз и Ефрон дополнительно сообщают, что слово « космос » означало первоначально «порядок, красоту, гармонию». «Внутренний мир человека» или красота духовная - это личные качества человека, которые практически невозможно определить по внешнему облику, по «рекламной красоте». Они проявляются в поступках, действиях, при непосредственном общении. Доброта, отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность - это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Е.С. Мошкова ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», филологический факультет, 4 к. Научный руководитель: проф. И.Г. Овчинникова ЗАИМСТВОВАННАЯ И ИСКОННАЯ ЛЕКСИКА В СВЕТЕ НАРОДНОЙ ЭТИМОЛОГИИ
Словарный состав языка включает единицы разного происхождения. Как правило, любая номинация имеет под собой основу, то есть любое слово мотивировано. Для обозначения этого явления в лингвистический обиход в середине XIX в. А.А. Потебней введено понятие внутренней формы (Потебня, 1976). Внутренняя форма – это след того процесса, при помощи которого языком было создано данное слово, по выражению Ю.С. Маслова – «сохраняющийся в слове отпечаток того движения мысли, которое имело место в момент возникновения слова» (Маслов, 1998). В то же время, в истории некоторых слов произошли такие изменения, которые затруднили определение внутренней формы слова: часто установить происхождение той или иной единицы оказывается по силам только специалистам. Однако попытки объяснения происхождения слов предпринимаются и наивными носителями языка. Объяснение происхождения слов наивным носителем языка относится к так называемой народной этимологии. «Народная этимология – ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия, но позднее воспринимаемая также и классическим литературным языком; объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории. Народная этимология имеет отношение к тому, как представляют происхождение слов наивные носители языка. В отличие от научной этимологии, народная этимология основывается не на законах развития языка, а на случайном сходстве слов». Таким образом, проблемой нашего исследования является представление о происхождении слов в сознании носителей языка, которое может совпадать или не совпадать с научной версией. Согласно нашей гипотезе, на объяснение мотивировки слова наивным носителем влияет, относится ли оно к исконной или заимствованной лексике. Поэтому целью исследования стало установление признаков, на которые опираются носители языка, определяя происхождение исконной и заимствованной лексики. В качестве материала мы выбрали как слова с хорошо прослеживающейся внутренней формой, так и с туманной; как достаточно употребительные, так и редкие; как новые, так и те, которые уже давно существуют в языке. Всего было рассмотрено 30 слов. В ходе исследования респондентам было предложено написать ассоциации на заданные стимулы с тем, чтобы эти ассоциации отражали происхождение слова. В результате обнаружены различия в определении внутренней формы в зависимости от того, исконное ли слово или заимствованное, а также в зависимости от срока заимствования слова. При определении этимологии слова носители языка опираются на формальные признаки, т.е. на план выражения слова, последовательность фонем, в которой носители языка пытаются найти морфему. При этом оказалось, что гораздо сложнее найти этимон исконного слова, а не заимствованного. Это может быть связано в том числе и с тем, что внутренняя форма в исконных словах часто неясна: в истории слова могли произойти такие изменения, что угадать лексему, от которой оно образовалось, очень сложно. Происхождение заимствованных слов, учитывая знание иностранного языка, определить легче, внутренняя форма здесь четко прослеживается, и выявить этимон намного проще. Таким образом, наша гипотеза об определении внутренней формы в зависимости от того, исконное слово или заимствованное, подтверждается. А.Р. Хамидуллина ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет», Научный руководитель: ст. преп. М.А. Андросова Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы