Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право как нормативный регулятор общественных отношений. Соотношение с иными социальными регуляторами. Понятие и признаки права
Право – это система общеобязательных, формально определенных, установленных и охраняемых гос-вом правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений в соответствии с принятыми в данном обществе принципами жизнедеятельности. Т.е. право представляет собой совокупность обязательных к исполнению правил (норм), устанавливаемых, санкционированных, гарантированных и охраняемых государством, выражающих волю, как суждение о должном, возможном, запрещенном поведении и регулирующих наиболее важные с точки зрения общества, личности и государства общественные отношения. Право как сложное социальное явление, имеющее свою собственную природу, характеризуется следующими признаками: - право – в объективном смысле это прежде всего совокупность, система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства, а не от общества, являясь воплощением воли государства; - право носит властно-волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества; - общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права являются неперсонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и каждому; - нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений; - связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения правовых норм; - формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, официально закреплены в законах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается с помощью официальной публикации судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных дел; - системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам. Наиболее важным в определении права как нормативном регуляторе общественных отношений является вопрос о его сущности. Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В науке сложилось два главных подхода к определению сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Данный подход характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений. Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п. При таком подходе право рассматривают как средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Таким образом, в науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике. Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из ранее указанных мною начал. Таким образом, правом можно назвать: - социально-правовые притязания людей на определенные блага, причем как на блага имущественные, так и неимущественного характера, например, право частной собственности на землю и иное имущество, на наследование имущества, свобода передвижения и выбора места жительства, право на предпринимательскую деятельность, право на жизнь, образование и отдых, свобода и личная неприкосновенность и т.д. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами. - под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Именно в этом смысле говорят о праве как о системе общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством и охраняемых от нарушения принудительной силой государства. - правом обозначают официально признанные возможности, которыми располагает субъект права. Именно в этом смысле под правом понимают меру дозволенного поведения. Так, граждане имеют право на труд, отдых, право не свидетельствовать против себя и близких родственников, право на жилище, охрана здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, право на благоприятную окружающую среду, право избирать и быть избранным и т.д. ЮЛ располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере предпринимательства без вмешательства государства и иных лиц, право на извлечение прибыли и т.д. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. - наконец, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право (права, данные человеку от природы – право на жизнь, свобода мысли, совести и вероисповедания, охрана достоинства личности), позитивное право (право возникает по воли государства и выражено в законах – право иметь двойное гражданство, право проводить собрания, митинги, шествия, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая забастовки, право избирать и быть избранным), право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англо-американское право, романо-германское право, мусульманское право, национальные правовые системы (под которыми понимаются совокупность права и законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны, характеризующие его социально-экономические, политические, национально-культурные особенности).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1862; Нарушение авторского права страницы