Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава XIII. Презумпция невиновности и юридическая ответственность




является элементом, частью понятия «юридическая ответствен-
ность».

В трудовом законодательстве также предусматривается воз-
можность освобождения от юридической ответственности и на-
казания. Так, администрация предприятия, учреждения может
вместо применения дисциплинарного взыскания передать во-
прос о нарушении трудовой дисциплины тем или иным работ-
ником на рассмотрение трудового коллектива, не применять к
нему со своей стороны никаких санкций (ст. 138 КЗоТ РФ).
Этим самым нарушитель дисциплины освобождается от дис-
циплинарной ответственности на законных основаниях.

Случаи освобождения от ответственности предусматрива-
ются и нормами гражданского права. Например, лицо не несет
ответственности за нарушение обязательства, если при той сте-
пени заботливости и осмотрительности, какая от него требова-
лась по характеру обязательства, оно приняло все меры для над-
лежащего исполнения обязательства (ст. 401 ГК РФ).

Если вред причинен в состоянии крайней необходимости,
то ответственность по возмещению вреда лицом, причинившим
вред, не наступает (ст. 1067 ГК РФ).

Как видим из приведенных примеров, законодательство
довольно широко использует возможность освобождения от юри-
дической ответственности субъектов права, когда для этого име-
ются соответствующие предпосылки: поведение правонарушите-
ля, характеризующееся особыми положительными качествами
после совершения правонарушения; невысокая степень общест-
венной опасности совершенного правонарушения; личность пра-
вонарушителя; обстоятельства совершения правонарушения и т.п.

Но совершенно очевидно, что освобождению лица от юри-
дической ответственности всегда должны быть присущи особые,
существенные обстоятельства, предусмотренные нормами пра-
ва; они и служат основанием для освобождения лица от претер-
певания неблагоприятных последствий в соответствии с санк-
цией нарушенной нормы.

Освобождение от юридической ответственности необходимо
отличать от ее исключения (недопущения).
Принципиальное раз-


Освобождение от юридической ответственности



личие заключается в том, что освобождение от юридической от-
ветственности возможно тогда, когда правонарушение было со-
вершено, а исключение (недопущение) юридической ответ-
ственности характеризует правовую ситуацию при отсутствии
состава правонарушения, когда есть лишь формальные призна-
ки правонарушения.

Обстоятельства, исключающие ответственность, наиболее
четко прописаны в Уголовном кодексе РФ, в котором указаны
обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходи-
мая оборона (ст. 37), причинение вреда при задержании лица,
совершившего преступление (ст. 38), крайняя необходимость
(ст. 39), физическое или психическое принуждение (ст. 40),
обоснованный риск (ст. 41), исполнение распоряжения или
приказа (ст. 42).

Эти статьи УК РФ устанавливают правоположения, соглас-
но которым действия, формально подходящие под признаки
уголовно наказуемых деяний и обычно квалифицируемые как
преступления, при указанных в этих статьях условиях не счита-
ются таковыми, а лица, их совершившие, не должны привле-
каться к уголовной ответственности. Ответственность при этих
условиях исключается. Необходимо учитывать, что исключение
(недопущение) юридической ответственности присуще не
только уголовному праву, но и другим отраслям права, в част-
ности гражданскому и административному. Например, не под-
лежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходи-
мой обороны, если при этом не были превышены ее пределы
(ст. 1066 ГК РФ).

Обстоятельством, исключающим юридическую ответствен-
ность, может быть казус, т.е. ситуация, когда в деянии лица име-
ются признаки состава правонарушения, но нет его вины.


Глава XIV. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ
И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ,
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

Правосознание — одна из важных сторон духовной жизни
общества. Сама по себе духовная жизнь общества — это все, в
чем проявляются достижения человеческого разума, воплощен-
ные в накопленных обществом культурных ценностях. Иначе
говоря, это есть отражение бытия в общественном и индивиду-
альном сознании, в различных формах идеологии, во всем мно-
гообразии взглядов, представлений, нравов, определяемых по-
ложением людей в обществе.

Право — это тоже достижение человеческого разума, свое-
образное проявление общественного бытия, часть духовной
культуры, в которой преломляются экономические, политичес-
кие, идеологические, юридические, семейные и другие общест-
венные отношения.

Бытие права — законодательство, правовые акты, правовые
обычаи, прецеденты. Это бытие отражается в человеческом со*
знании, влияет на него, формирует определенные правовые
представления, понятия и чувства. Однако духовный мир лич-
ности, представляя собой отражение социального бытия, не
отождествляет бытие. В сознании личности все так или иначе
обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводится не-
посредственно из фактора внешних воздействий. Внутренние
условия, формируясь под влиянием внешних, не являются их


Правосознание: понятие, структура, функции_______________________ 383

непосредственной механической проекцией1. Отсюда сущест-
венное различие между действующей системой правовых норм и
отражением их в сознании человека (правосознанием).

К. Маркс писал: «...Правовое представление, свойственное
определенным отношениям собственности, хотя и вырастает из
них, с другой стороны, все же не совпадает и не может совпадать
с ними...»2

Духовный мир человека складывается под влиянием тех
впечатлений, которые воспринимаются им от внешнего мира,
воздействуют на его психику, образуют определенный строй
мыслей, формируют характер и волю человека, его навыки и
привычки поведения.

Взгляды человека на окружающий мир развиваются на про-
тяжении всей жизни. Каждый человек в обществе, где существу-
ют политическая власть, государство и право, в той или иной
степени, на том или ином уровне осмысливает свое отношение к
государству, действующей системе права, сложившемуся право-
порядку, т.е. правовое сознание людей есть вывод из реальных
фактов общественной жизни.

К. Маркс и Ф. Энгельс еще в «Немецкой идеологии» пока-
зали, что сознание «с самого начала есть общественный продукт
и остается им, пока вообще существуют люди»3.

Диалектика взаимодействия бытия и сознания состоит в
том, что сознание не только отражает объективный мир, но и
творит его4.

Одним из основных свойств человеческого сознания явля-
ется свойство предвидения будущего, свойство опережения им
развития объективного мира. Данная особенность сознания
имеет очень важное значение для правотворчества. Это позволя-
ет создавать юридические законы, не только отражающие до-
стигнутый уровень развития общественных отношений (закреп-

1 См.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М, 1957. С. 315.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 30. С. 504.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29.

4 См. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 194, 195.



Глава XIV. Правовое сознание и правовая культура


ляющие сложившиеся отношения), но и направляющие их раз-
витие, т.е. позволяет ставить цель, предвидеть результат.

К сожалению, прогностический аспект правосознания во-
обще и правовой идеологии, в частности, не всегда подчеркива-
ется в юридической литературе. Так, по мнению Г.С. Остроумо-
ва, социальная функция правосознания состоит в служении
государственно-организованному закреплению условий жизни,
видов деятельности и правил поведения, соответствующих об-
щим интересам собственников средств производства1. В поряд-
ке уточнения можно заметить, что это только одна из социаль-
ных функций правосознания, которая не исчерпывает всей его
роли в обществе. На этой же позиции стоит Д.А. Потопейко, ко-
торая, рассматривая функции правосознания, выделяет только
гносеологическую и практическую функции2.

Творческий характер человеческого сознания не просто да-
ет основание, а обязывает юристов разрабатывать свойственные
правосознанию элементы предвидения, с которыми непосред-
ственно связано определение наиболее эффективных путей и
форм правового регулирования общественных отношений.

Действующее право и существующее правосознание нахо-
дятся между собой в неразрывной связи. Право отражает ту часть
правосознания, которая в установленном порядке высказана от
имени государства. Правосознание - это еще возможное, а не
действительное (объективированное в соответствующей форме)
право. Приобретая в нормах права общеобязательный характер,
правосознание тем самым как бы трансформируется в иное ка-
чественное явление: превращается из формы общественного
сознания в форму юридического бытия.

Правосознание большинством авторов определяется как
форма общественного сознания, представляющая систему пра-
вовых взглядов, понятий, идей и чувств, основанных на знании
права и других правовых явлений, выражающая их оценку и со-
держащая определенные правовые требования.

1 См.: Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. — М, 1969. С. 54.

2 См.: Потопейко ДА. Правосознание как особое общественное явление. Киев,
1970. С. 45.


Правосознание: понятие, структура, функции



Специфическим предметом правосознания до реализации
его в праве выступают общественные отношения, требующие
юридического закрепления, в том числе и такого, которое обес-
печено государственным принуждением.

Правосознание, как и сознание в целом, обладает относи-
тельной самостоятельностью со всеми вытекающими отсюда
положительными и отрицательными последствиями. Оно, как и
сознание вообще, отстает от уровня общественного бытия. Не-
редко необходимость изменения метода правового регулирова-
ния, отмены устаревшего правового акта возникает раньше, чем
это устанавливается в правосознании.

Специфика отражения правосознанием общественного бы-
тия выражается в том, что оно отражает экономические и иные
общественные отношения в своих собственных категориях: за-
кон, законность, правопорядок и др.

В правосознании выделим правовую идеологию и правовую
психологию. Известно, что отражение правосознанием эконо-
мических, политических, моральных, правовых требований
происходит на уровне правовой идеологии или психологии1.
Правовые идеи, взгляды, требования в первом случае предстают
в качестве системы, выражая интересы всего общества; во вто-
ром — выражаются в субъективных, разрозненных, стихийных
оценках на действующее право (изданные законы, деятельность
суда, адвокатуры, прокуратуры, органов МВД, налоговой поли-
ции и т. д.).

И. Сабо различает три ступени (уровня) правосознания.

Первый — это то, что называют элементарным правосозна-
нием; оно проявляется в правосознании индивида и потому сов-
падет с индивидуальным правосознанием.

Второй уровень представляет совокупность взглядов на по-
зитивную, действующую правовую систему в целом. Здесь до-
пускаются различные оценки системы права и ее институтов.

1 Подробно вопрос о правовой идеологии и психологии рассматривается в
монографиях И.Е. Фарбера «Правосознание как форма общественного
сознания» (М., 1963); В.В. Лазарева «Социально-психологические аспекты
применения права» (Казань, 1982) и др.



Глава XIV. Правовое сознание и правовая культура


Третий уровень — правовая идеология, высшая ступень пра-
восознания. Объектом ее выступает не только действующее пра-
во, но и нечто большее — типы права и их расстановка в глобаль-
ном масштабе1. В этой классификации несколько непонятен
второй уровень. С чем он соотносится: с правовой идеологией
или правовой психологией? По всей вероятности, подобное
тройственное деление правосознания достаточно условно.

Следует отметить, что правовая идеология тесно связана с
системой права, а правовая психология и индивидуальное пра-
восознание ближе стоят к конкретным правовым актам. Это в
известной мере вытекает из специфики нормативных и индиви-
дуальных правовых предписаний, действующих на различных
уровнях: общих и частных. Последние чаще касаются человека,
у которого возникают вполне определенные чувства, мысли и
субъективные оценки по поводу конкретного правового акта, а
не системы права в целом.

Проведенные опросы осужденных несовершеннолетних
показали, что они знают в основном о праве только то, что каса-
лось их в процессе расследования уголовного дела, рассмотре-
ния его в суде и при отбытии наказания. Многие из них законом
считают приговор суда, а о действительных законах имеют очень
поверхностное представление.

Для более всестороннего выяснения структуры правосозна-
ния необходимо рассмотреть и такие его уровни, как обыденное
и научное. Известно, что сознание человека является не только
теоретическим, научным, но и обыденным, связанным с его
повседневной практической деятельностью. Сознание есть фор-
ма субъективного бытия, т.е. форма существования внутреннего
мира человека2.

Обыденное сознание отражает общественное бытие менее
глубоко, оно не в состоянии раскрыть сущность предметов и яв-
лений действительности. В обыденном сознании действитель-
ность отражается как сумма представлений, разрозненных по-
нятий, не приведенных в систему знаний.

1 См.: Сабо И. Указ. соч. С. 208.

2 См.: Тугаринов ВЛ. Философия сознания. — М., 1971. С. 96.


Правосознание: понятие, структура, функции



Научное сознание — это более высокая ступень сознания,
оно есть результат творческой деятельности и отражает общест-
венное бытие более глубоко, вскрывает его закономерности и
существенные связи.

Вполне допустимо деление и правосознания на научное и
обыденное. В обществе имеются правовые взгляды, понятия,
представления, не получившие стройного закрепления и отраже-
ния в качестве определенной правовой идеи, ясно сформулиро-
ванного правового требования. Наличие подобных разрознен-
ных правовых взглядов и понятий (по поводу издания, действия,
отмены какого-либо нормативного акта, вынесения приговора
или решения суда, нарушений закона, допускаемых должност-
ными лицами и гражданами, и т.п.) свидетельствует об обыден-
ном правосознании как реальном явлении действительности.

Наряду с этим общество вооружено системой правовых по-
нятий и представлений о закономерностях развития юридичес-
кой надстройки, о движущих ее началах и потребностях, о тен-
денциях дальнейшего развития. Эти свойства правосознания
свидетельствуют о его научности, высоком уровне, позволяю-
щем предвидеть потребности юридической практики, правиль-
но объяснять сущность правовых явлений.

В юридической литературе была высказана точка зрения о не-
целесообразности введения в научный оборот термина «индиви-
дуальное правосознание» и об отсутствии такового в реальности.

И.Е. Фарбер считал, что «правосознание приобретает свое
значение как формы общественного сознания лишь тогда, когда
одни и те же мысли, понятия, чувства о праве получают массовое
распространение в сознании класса или всего народа. Типич-
ность, массовость, общераспространенность одних и тех же пра-
вовых взглядов и чувств образуют правовую психологию клас-
сов, и лишь такое классовое, коллективное правосознание
оказывает большое влияние на юридическую практику»1.

С этим утверждением трудно согласиться. Как правовая
идеология не существует без правовой психологии, так и обще-
ственное правовое сознание не может существовать без индиви-
дуального.

1 Фарбер И.Е. Указ. соч. С. 69.



Глава XIV. Правовое сознание и правовая культура


Общее содержание, принципы правосознания проявляются
через сознание индивидов, испытывающих на себе непосред-
ственное воздействие среды, влияние окружающих людей, нахо-
дящихся под впечатлением от воздействия на них права. Если в
общественном правосознании получают отражение объективные
отношения, основные принципы правового развития общества,
то в индивидуальном, помимо этого, получают отражение такие
субъективные моменты, как личные интересы и побуждения1. Че-
ловеческое сознание существует «как индивидуальное мышление
многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей»2.

Отрицая индивидуальное правосознание, трудно объяснить
факты совершения преступлений отдельными лицами. Распро-
страненное в криминологии понятие «антиобщественная уста-
новка личности» означает одновременно и низкий уровень инди-
видуального правосознания личности. Формирование личности,
морали, мировоззрения человека, его правовых представлений,
понятий, чувств — процесс индивидуальный. Отсюда и существо-
вание индивидуального сознания, в частности индивидуального
правосознания. Наконец, разграничение индивидуального и об-
щественного правосознания соответствует философскому поло-
жению об отношении отдельного и общего. Отдельное не суще-
ствует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее
существует лишь в отдельном, через отдельное3.

Индивидуальное правосознание входит в общественное как
его неотъемлемая часть и далеко не исчерпывает всей его широ-
ты, всех его свойств и особенностей. В свою очередь, обществен-
ное правосознание не исчезает в индивидуальном. Индивид мо-
жет мыслить и чувствовать иначе, чем группа, к которой он
принадлежит4. Хотя и группа может иметь свое коллективное
правосознание, которое так же существует, как индивидуальное
и общественное, занимая место между ними или рядом с ними.

Индивидуальное правосознание — это результат перекре-
щивающегося воздействия многих факторов (семьи, школы,

1 См.: Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. — Ростов, 1969. С.
82-83.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 87.

3 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 318.

4 См.: ПотопейкоДЛ. Указ. соч. С. 109.


Правосознание: понятие, структура, функции



микросреды, индивидуальных склонностей, восприятия дейст-
вующего законодательства). Оно вырабатывается в процессе фор-
мирования личности под воздействием социальных факторов при
самом активном участии самого индивида.

Благодаря индивидуальному правосознанию становится
возможным правовое регулирование общественных отношений,
осуществляемое через поведение индивидов. Ведь наряду с
внешними физическими и психическими побудительными фак-
торами правового регулирования (авторитет власти, принужде-
ние, невыгодные последствия, предусмотренные санкцией пра-
вовой нормы) действуют и внутренние побудительные мотивы,
основанные на сложившемся индивидуальном правосознании —
правовые понятия, представления, взгляды, убеждения и т.п.

Особенно ощутимо значение индивидуального правосозна-
ния при применении норм права. Правоприменительная дея-
тельность — это деятельность, осуществляемая в целях реализа-
ции нормативных предписаний. Она претворяется в жизнь
специальным аппаратом в соответствии с правосознанием лиц,
принимающих решение по вопросам применения норм права.
Это обстоятельство нередко подчеркивается в законодательстве.
Например, закон УК РФ при назначении наказания требует
учитывать характер и степень общественной опасности преступ-
ления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание (ст. 60 УК РФ). Реализация этого требо-
вания невозможна без индивидуального правосознания тех, кто
решает вопрос о назначении наказания.

Индивидуальное правосознание — это правовые взгляды,
понятия, представления и чувства отдельной личности, опреде-
ляющие ее отношение к действующему праву, правопорядку,
к правовым установлениям и требованиям, в соответствии с ко-
торыми осуществляются субъективные права и исполняются
юридические обязанности.

Право, к сожалению, подвержено тем же зависимостям,
субъективным оценкам, как и все другие социальные явления.
Как по поводу многих явлений действительности существуют
различные мнения, высказываются различные суждения, как
любое новое явление, событие, факт вызывают различную и да-



Глава XIV. Правовое сознание и правовая культура


же противоположную оценку, так и многие нормы права, и осо-
бенно вновь изданные, вызывают различные и даже противоре-
чивые суждения, оценки. Но несмотря на это, закон требует их
исполнения. Противоречия в индивидуальном правосознании
людей, безусловно, затрудняют правовое регулирование обще-
ственных отношений.

Если правовые требования не совпадают с внутренними
убеждениями того или иного человека, то действуют внешние,
принудительные моменты, содержащиеся в правовой норме
(санкции, юридическая ответственность). На уровне обыденно-
го сознания бытует мнение, что на лиц с глубоко укоренивши-
мися антиобщественными наклонностями нормы уголовного
права действуют прежде всего устрашающе.

Думается, что это преувеличение предупредительной роли
уголовного закона. Рост преступности свидетельствует о том,
что устрашающий механизм далеко не всегда срабатывает. Лица
с глубоко укоренившимися антиобщественными наклонностя-
ми именно потому и совершают преступления, что не боятся ка-
ры уголовного закона. Их антиобщественные установки помога-
ют преодолевать чувство страха перед законом, и они совершают
преступления, надеясь уйти от ответственности. Уголовный за-
кон устрашающе воздействует скорее всего на тех, кто не имеет
глубоко укоренившихся антиобщественных наклонностей, но
из-за отсутствия четких правовых установок их сознание в отно-
шении закона весьма неустойчиво. Эта «промежуточная катего-
рия» — люди, которые действительно могли бы совершить пре-
ступления, но страх перед карающей силой уголовного закона
останавливает их, не позволяет совершить преступление.

В юридической литературе неоднократно подчеркивалась
связь между противоправным поведением и дефектами право-
сознания. Проведенные социологические исследования позво-
лили сделать вполне обоснованный вывод о том, что дефекты
(искажения) правосознания являются одной из ближайших
причин, порождающих преступления1.

1 См.: Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Сов.
государство и право. — 1968. — № 12. См. также: Долгова А.И. Правосознание
как условие эффективности закона. В кн.: Эффективность применения
уголовного закона. — М., 1973. С. 69—78.


Правосознание: понятие, структура, функции



Наряду с общественным, групповым и индивидуальным
правосознанием следует различать профессиональное правосо-
знание. Профессиональное правосознание — это правовое со-
знание тех граждан, которые обладают твердыми знаниями в
юриспруденции и способны правильно применять эти знания в
юридической практике, т.е. юристов.

Профессиональное правосознание необходимо в опреде-
ленном объеме не только юристам, но и тем сотрудникам различ-
ных органов и организаций, которые связаны с правовыми от-
ношениями, правовыми документами (работники кадровых,
социальных, коммерческих и т.п. служб), ибо их решения долж-
ны приниматься на основании и в рамках закона (назначение
пенсии, определение мер взыскания, заключение договора и др.).

Не лишне иметь профессиональное правовое сознание де-
путатам всех уровней, ведь им приходится принимать законы,
вносить изменения в действующее законодательство, давать
оценку различного рода предложениям, инициативам по поводу
совершенствования законодательства, проектам новых законов.

Конечно, высоким уровнем профессионального правосо-
знания должны обладать адвокаты, судьи, прокурорские работ-
ники, следователи, юристы в других органах власти и управле-
ния, юристы в сфере бизнеса и финансов.

Знание действующего законодательства, выполнение его
требований, исполнение юридических обязанностей и разумное
осуществление своих субъективных прав составляют важней-
ший признак высокоразвитого правосознания. Твердое усвое-
ние требований законодательства есть, в частности, свидетель-
ство того, что само законодательство активно выполняет роль
проводника правовых идей. Принимая форму закона или друго-
го нормативного акта, правовые идеи превращаются в общеобя-
зательные требования.

Если исходить из того, что само правосознание есть в извест-
ной степени продукт действующей системы права или, по край-
ней мере, учитывать то, что на общественное и индивидуальное
правосознание действующая система права оказывает существен-
ное влияние, то следует сказать, как это происходит, поскольку
речь идет об общепризнанных принципах и нормах международ-



Глава XIV. Правовое сознание и правовая культура


ного права, о тысячах норм права, известных в полном объеме да-
леко не всем юристам, не говоря уже об остальных гражданах.

Представляется, что действующее право оказывает влияние
на формирование правосознания прежде всего своими принци-
пами. «В праве принципы выступают не только в качестве руко-
водящих идей, отражающих существенные свойства соответ-
ствующих явлений, — пишет Л.Д. Воеводин, — но также и в
качестве общего правила, определяющего главное направление
деятельности людей, основную линию их поведения»'.

Таким образом, принцип — не какая-то абстракция, не
имеющая по отношению к людям практического значения; на-
против, он служит для них идеей, направляющим ориентиром в
общественной жизни. Принципы (т.е. основные идеи, положе-
ния) права более доступны населению: они во многом сходны с
принципами общества и достаточно известны людям как обыч-
ные, само собой разумеющиеся нормы жизни. Правовой акт
всегда соответствует принципам права, определяется ими и в то
же время характеризует их, является их конкретным выражени-
ем. Граждане, даже не будучи осведомлены о том, какие норма-
тивные акты будут приняты сегодня или завтра, считают, что
власть не издаст закона, подрывающего конституционный
строй, нарушающего режим законности, противоречащего
принципам гуманизма, справедливости. К сожалению, реальная
жизнь часто опровергает подобные убеждения, формируя нега-
тивное отношение к законодателю и законам государства2.

Каковы же основные признаки, характерные черты право-
сознания? В юридической литературе различными авторами на-
зывались те или иные признаки правосознания, отмечались его
отдельные характерные черты3. В наиболее систематизирован-

1 Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 116.

2 О правовом нигилизме см.: Политология / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. С. 537-572.

3 См., например: Абдумоминов А.А. Качество законодательства и формирование
правосознания. В сб.: Российское законодательство: становление и примене-
ние. — М., 1993. С. 47-50; Тапчанян Н.М. Правосознание личности: процесс
формирования. — Ростов н/Д, 1998; Правосознание молодежи. Теоретический
и социологический аспекты. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Волгоград,
1999; Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм. Автореф. дис.... канд.
юрид. наук. — М., 2000 и др.


Правосознание: понятие, структура, функции



ном виде они изложены Р.С. Байниязовым в его работах, посвя-
щенных проблемам правосознания в российском обществе1.

Оценивая высказанные предложения различных авторов и
суммируя названные ими характерные черты и признаки право'-
сознания, можно сделать следующие выводы:

• правосознание имеет неразрывную связь с правом, кото-
рое для него является основным объектом отражения, познания
И воздействия;

• правосознание отражает юридическую действительность,
т. е. все, что существует и действует в сфере права (правотворче-
ство, правоприменение, правопорядок, деятельность правоохра-
нительных органов, законодательство на всех его уровнях и т. д.);

• правосознание влияет на право и юридическую действи-
тельность с позиций правовой идеологии и правовой психоло-
гии, что приводит к изменению права и юридической действи-
тельности;

• правосознание имеет нормативное значение для участни-
ков общественных отношений, т. е. оно выступает в качестве ре-
гулятора их поведения;

• правосознание полисубъектно: оно присуще отдельным
гражданам, различным социальным группам, обществу в целом
(особая часть общества — юристы, для которых правосознание —
это сознание профессиональное, что является признаком неко-
его духовно-культурного явления);

• правосознание имеет категориально-понятийный аппа-
рат, отражающий его собственные качества и свойства («право-
вые эмоции», «правовые установки», «правовые знания», «инди-
видуальное правосознание», «правовые обязанности» и т.д.);

• правосознание имеет теснейшую связь не только с правом,
юридической практикой, но и с государством; государственный
аппарат, органы публичной власти оказывают большое влияние
на процесс формирования правосознания как отдельных граж-
дан, так и общества в целом (в этом случае правосознание тесно
взаимодействует с политическим сознанием);

1 См/ Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском
обществе. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Саратов, 1999.



Глава XIV. Правовое сознание и правовая культура


правосознание — не только позитивный, но и негативный
фактор, т.е. оно допускает правовой нигилизм как свою разно-
видность, проявляющуюся в некомпетентной критике права и
правоприменительной практике, правовом инфантилизме, пра-
вовой мифологии, правовом фетишизме и т.п., что, в конечном
итоге, имеет негативные, деструктивные последствия для права;

• правосознание тесно связано с правовой культурой и куль-
турой общества вообще, т.е. с творческой деятельностью челове-
ка, его активным воздействием на окружающий мир, с творчес-
ким освоением этого мира (для нас прежде всего — права и
правовой действительности) человеком и обществом.

В заключение следует сказать, что правосознание тесно свя-
зано с политическими, нравственными, религиозными, эстети-
ческими формами общественного сознания. Эти виды сознания
влияют на правовое, испытывая, в свою очередь, его обратное
воздействие, но при этом каждое из них остается самостоятель-
ным, сохраняет свои собственные черты, признаки, особеннос-
ти. Правосознание является неизбежным спутником права, хотя
в своем развитии может опережать право, может адекватно отра-
жать правовые требования, а может отставать от отдельных на-
правлений правового развития. Одной из важнейших особен-
ностей правосознания является его способность опережать
право. Прежде чем появится закон, через волю и сознание зако-
нодателя должно пройти требование, желание, необходимость
издания этого закона. Иначе говоря, сначала появляется осо-
знанная потребность в издании закона, а потом появляется и
сам закон. Вот эта осознанная правовая потребность в издании
закона уже является частью правосознания.

Правосознание отличается от политического сознания (да и
от других форм сознания) тем, что оно есть отражение правовых
требований, взглядов, теорий и т.д., а политическое сознание от-
ражает политические требования (сменить политический режим,
изменить форму правления и т.д.). Другими словами, правосо-
знание соотносится с правом, политическое сознание — с поли-
тикой, нравственное — с требованиями и принципами морали.

Правосознание это форма общественного сознания, пред-
ставляющая систему правовых взглядов, понятий, идей и чувств,


Правовая культура: понятие, субъекты, функции



основанных на знании права и других правовых явлений, выражаю-
щая их оценку и содержащая новые правовые требования.

Правосознание — это система представлений индивида,
коллектива, класса, общества о действующем и желаемом праве.

Правосознание как самостоятельное явление в структуре
общественного сознания, как особое явление духовной культу-
ры вполне определенным образом воздействует на общество в
целом, его социальные слои и отдельного человека.

В современной юридической литературе высказаны различ-
ные суждения относительно функций правосознания, но боль-
шинство ученых считает, что правосознание осуществляет функ-
ции познавательную, оценочную, регулятивную.

Выделяют еще идеологическую, нормативно-прогностичес-
кую функции, а также функцию правового моделирования, ин-
формационную, воспитательную, целевую, мотивационную и др.

Каждая из названных функций в той или иной мере присуща
правосознанию, многое здесь зависит и от авторского видения
проблемы. По-видимому, у правосознания могут быть основные
и неосновные функции; у основной, широкой и объемной,
функции могут быть подфункции. Так, мотивационную функ-
цию можно рассматривать в рамках такой важной функции пра-
восознания, как регулятивная. Мотивационная функция связа-
на с побуждением к действию, избранием поступка, выбором
варианта поведения. Эти моменты нельзя отрывать от регуля-
тивной функции: они непосредственно в нее входят. Здесь мож-
но говорить о системе функций правосознания. Данная пробле-
ма ждет научного осмысления.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь