Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сравнительны й анализ стилей выполнения тяги ш танги
На протяжении 30 лет не утихают споры о том, какой стиль подъема штанги в тяге лучше. Так, С. Ю. Смолов (1990), А. Е. Суровецкий (2000), Б. И. Шейко (2003) считают, что техника тяги стилем «сумо» выгоднее и прогрессивнее, чем техника стилем «тяжелоатлетический». Противо положного мнения придерживаются: Хэтфилд Фредерик (1982), Лэмберт Майкл (1988), К. Farley (1995), Bill Starr (2000). Другие специалисты (В. А. Протасенко, 2003) говорят о том, что стиль «сумо» выгоден лишь атлетам легких весовых категорий с невысоким ростом.
McGuigan и Wilson (1996) рассматривают эффективность выполнения тяги стилем «сумо» с точки зрения биомеханики. Они утверждают, что траектория движения штанги минимизиру ется благодаря возможности включения в работу большого количества мышечных волокон. Их исследования показали, что стиль «сумо» позволяет уменьшить траекторию движения штанги на 19 процентов. McGuigan и Wilson (1996) также пришли к заключению, что при подъеме штанги стилем «сумо» траектория движения штанги проходит намного ближе к телу, чем при подъеме стилем «тяжелоатлетический». А так как мощность определяется по формуле: работа, деленная
2 5 8 Основные понятия биомеханики и техники в пауэрлифтинге
на время, - то фактическая величина мощности, которую необходимо развить для подъема штанги, зависит от времени этого подъема. Они также обнаружили, что использование как стиля «сумо», так и стиля «тяжелоатлетический» требует в среднем двух секунд для завершения движения, поэтому оба этих стиля совершенно одинаково выгодны с точки зрения развива емой мощности.
Биомеханический анализ, проведенный В. С. Фетисовым и Б. И. Шейко после чемпионата России среди мужчин и женщин в 2008 году, показал, что время выполнения тяги стилем «сумо» в среднем составил 2, 74 секунды. Наименьшее время подъема штанги составило 1, 5 секунды (А. Быков, 75 кг), а наибольшее время - 7, 5 секунды (С. Омельченко, 125 кг). Среднее время подъема штанги стилем «тяжелоатлетический» - 3, 85 сек., наименьшее время подъема - 2, 4 сек. (Д. Решетов, 110 кг), наибольшее время подъема составило 7, 75 секунды (Ю. Вавилова, 52 кг) [276]. Кроме этого анализ показал, что угол в коленных суставах на старте у спортсменов, выпол нявших тягу стилем «сумо», намного больше, чем у спортсменов, выполнявших тягу стилем «тяжелоатлетический». Это приводит к тому, что в технике стилем «сумо» нагрузка приходится
в большей части на мышцы бедра и коленные суставы, а в технике стилем «тяжелоатлетический»
в начальной фазе (MOLLI) используют больше мышцы спины, для того чтобы начать движение
с нижней точки.
Американскими специалистами (Шолевский и др., 1991) установлено, что использование стойки «сумо» не только позволяет держать штангу ближе к телу по сравнению с тяжелоат летической стойкой, но и уменьшает плечо внешней силы, сокращая в конечном счете ампли туду движения в поясничном отделе позвоночника. Расположение снаряда как можно ближе к телу должно помогать в увеличении преимущества с точки зрения механики для дости жения большей силы подъема (Стоун и О'Брайн, 1987). Такого же мнения придерживаются М. D. Grabinern J. Garhammer(i989), которые отмечают, что наиважнейшим правилом в подъеме штанги является следующее: на протяжении всего подъема штангу необходимо держать настолько близко к телу, насколько это возможно [316]. Данный прием позволяет сократить плечо рычага, что в конечном счете приведет к значительному уменьшению момента силы.
У спортсменов с техникой «сумо» траектория движения снаряда - от прямолинейного до S-образного, а у спортсменов, выполнявших тягу стилем «классический», траектория только S-образная.
Анализ тяги, проведенный However, McGuinan и Wilson (1996), показал, что у половины спортсменов, выполняющих тягу в стиле «сумо», есть «мертвая точка» во второй фазе подъема по сравнению с 15 процентами атлетов, кто выполняет тягу в стиле «тяжелоатлетический» [325, 327]. Однако среди зарубежных специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Нами же установлено, что у спортсменов, выполняющих тягу стилем «сумо», «мертвая точка» наступает при нахождении штанги на 5 -7 см выше коленных суставов. А у спортсменов, выполнявших тягу стилем «тяжелоатлетический», «мертвая точка« наступает раньше, при нахождении штанги на 5 см ниже коленных суставов или на уровне коленных суставов [276]. МакЛафлин и др. (1977) утверждают, что эта «мертвая точка» находится там, где наиболее эффективные мышцы, исполь зуемые в тяге, оказываются в наименее выгодных биомеханических условиях [337]. Самый трудный момент подъема - прохождение штангой коленных суставов, т. к. в этот момент очень трудно сохранить строгое равновесие. Многие атлеты не могут продолжать движение в этом положении. Здесь необходимо добиваться, чтобы штанга в момент прохождения коленных суставов имела определенную скорость, не менее 0, 1 м/сек., а сами коленные суставы были разведены в стороны, тогда будут созданы все условия для успешного завершения движения (С. Ю. Смолов, 1990).
2 5 9 Пауэрлифтинг. От новичка до мастера
Тяжелоатлетический стиль требует от спортсмена большей работы мышц-разгибателей позвоночника, так как в этой позиции тело сильно наклоняется вперед. Стиль «сумо» выполня ется с более прямой спиной, и наибольшая нагрузка ложится на мышцы бедер для выполнения подъема (Т. J. Piper, М. A. Waller, 2001).
Показателен анализ рекордов России в тяге штанги на декабрь 2010 года, который пока зывает, что все рекорды России установлены спортсменами, выполнявшими тягу стилем «сумо» (табл. 5.19).
Таблица 5.19
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы