Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Художественно-эстетическое развитие




Художественно-эстетическое развитие

Дошкольников в условиях реализации ФГОС

Материалы региональной научно-практической

конференции, Екатеринбург 15 марта 2014

Екатеринбург 2014

 

УДК 37. 013

ББК Ч 31

Х 39

Печатается по решению кафедры эстетического воспитания

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Редакционная коллегия:

Н.Г. Куприна, д-р пед. наук, проф. – отв. редактор

С.Б. Шухардина, канд. пед. наук, доцент

Л.В. Ясинских, канд. пед. наук, доцент

 

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС:Материалы региональной научно-практической конференции, Екатеринбург 15 марта 2014 / Отв. ред. Н.Г. Куприна. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – 150 с.

УДК 37. 013

ББК Ч 31

Х 39

 

Уральский государственный педагогический университет, 2014

Авторы статей, 2014

Содержание

Авдюшина Т.А. Освоение ценностного содержания произведений русской музыкальной классики на занятиях в детской школе искусств

Адлер А.В. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников на занятиях «Основы риторики в детском саду»

Айвазян Н.А.Народные игры в воспитательной работе с дошкольниками

Анисимова И.А. Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству

Архипова А.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности

Базанова Д., Аппликация как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Брызгалова А. Влияние детской литературы на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Бычкова Е. Искусство в воспитательной работе с детьми

Валеева Ф. Р. Музыка в воспитании души

Володина Е.П. Психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения методом сказкотерапии

Гилёва Е.А.Нравственно-экологическое развитие детей в исследовательской деятельности

Грендингер М.М. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами

Дудко О.А., Святцева А.В. Педагогический проект формирования навыков этикета у дошкольников в процессе самообслуживания

Зараменских О.Н. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Иконникова Д.С. Восприятие музыки как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников

Квашнина О. А. Семейные праздники – это прекрасная традиция

Копытова А. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Корнильцева Е.С. Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки

Коштылечева О.Л. Роль русского фольклора в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Краснова Н.В. Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в проектной деятельности

Кудрявцева А.С. Патриотическое развитие младших дошкольников на музыкальных занятиях

Курочкина А.С. Потенциал народного творчества в воспитательной работе с детьми

Леманова Л.В. Совершенствование конструкторских и творческих способностей у детей

Лещинская М. Музыкально-ритмическая деятельность в детском саду

Митяшина А. Формирование ценностного отношение к природе у детей

Морозова М.М.Патриотическое воспитание младших дошкольников в процессе восприятия литературных произведений

Нечаева Т.Б. Мониторинг развития ритмопластики у дошкольников

в условиях дополнительного образования

Новикова Л. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

Палицина Ю.А. Духовно нравственное воспитание средствами театра

Петрова Е.Г. Развитие художественно-творческих способностей у старших дошкольников в процессе реализации предметно-развивающей среды ДОУ

Святцева А.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников как педагогическая проблема в условиях реализации ФГОС

Углова А.Ф. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами

декоративно-прикладного искусства

Фаюстова Е. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности



Федотова С. Л. Формирование представлений о семейных традициях у дошкольников как педагогическая проблема.

Филиппова Г.В. Развитие нравственного поведения у дошкольников

Чепчугова К.С. Возможности устного фольклора в нравственном воспитании дошкольников

Черепанова Е.П. Эстетическое воспитание дошкольников средствами музыки

Чермакова Н.В. Развитие музыкально-двигательного творчества у детей в танце

Чувашова Н.Ю. Влияние музыки на здоровье детей

Шпехт Н.В. Технология песочной терапии в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Шуткова Ю. А. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Щербакова А.И. Потенциал театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников

Авдюшина Т.А.,

магистр ИПиПД

Адлер А.В.,

воспитатель МБ ДОУ №16,

г. Краснотурьинск

Айвазян Н.А.,

воспитатель МДОУ № 6,

г. Березовский

Анисимова И.А.,

воспитатель МБ ДОУ № 34,

г. Краснотурьинск

Архипова А.Ю.

студентка 4 курса ИПиПД,

УрГПУ, г. Екатеринбург

Базанова Д.,

студентка ИПиПД УрГПУ

Аппликация как средство развития творческих способностей

Детей дошкольного возраста

Значимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте доказана и не подвергается сомнениям. Для развития творческих способностей используют разные виды художественной деятельности (декоративно-прикладная, художественно-эстетическая). Аппликация в детском саду, являясь по сути художественной деятельностью и оказывая влияние на эстетическое развитие дошкольника, по праву считается одним из самых эффективных способов развития творческих способностей ребенка. Занятия с использованием аппликации в дошкольном учреждении дают широкие возможности для познания прекрасного, развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических процессов. В развитии моторики аппликация позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

Дошкольный возраст характеризуется повышенным интересом к явлениям, событиям окружающей действительности (возрастает активность, стремление наблюдать и сравнивать, изучать и познавать окружающий мир). Реализовать перечисленные выше потребности ребенка позволяет создание аппликации. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям). Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной. Значение занятий аппликацией с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Аппликация как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища появилась очень давно. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им моно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Именно поэтому работа над аппликациями включена в дошкольные образовательные программы. В младших группах детских садов выполняются самые элементарные аппликации, состоящие из 2-3-х простеньких геометрических фигурок: кружочка, треугольника, квадрата, ромба или прямоугольника. Из них составляются цветы, натюрморты, птицы и животные. В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д. [1, с.341]. По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать, наклеивать различные предметы во взаимодействии и в соответствии с темой или сюжетом «Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве». При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

1. Вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие).

2. Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов.

3. Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску;

4. Расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод).

5. Подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) [1, с.343].

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на природе.

В пример можно привести аппликацию из листьев на тему «Птицы». Во время прогулки детки с воспитателем собирают различные листочки, упавшие с деревьев. Далее дается домашнее задание, суть которого заключается в том, чтобы высушить собранный для аппликации материал. В этом детям помогают родители. Готовые сухие листочки ребята приносят в определенный день на занятия в детский сад. Суть работы заключается в том, чтобы с помощью воспитателя наклеить на картон листья разной формы так, чтобы получилась птичка или любое другое животное. Для роли птичьей головы хорошо подойдет перевернутый листочек березы, для туловища – листок размером побольше, для более мелких деталей - листья рябины.

Яркие красочные расцветки аппликаций вызывают у ребенка массу положительных эмоций, развивают умение подбирать красивое сочетание цветов. Работая над аппликацией, ребенок открывает для себя красоту и богатство окружающего мира, позволяет пережить чувство радости и одухотворенности от результатов собственного труда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что аппликация способствует развитию психических процессов дошкольника, совершенствует его органы чувств и художественно-эстетический вкус. Вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к родной природе, умение чувствовать ее красоту, восхищаться ею. Все это имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств к своей Родине.

 

Литература

1. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в школе. – М.: Воронеж, 2006. – 403с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – М. : Просвещение, 1998. – 640с.

3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 103с.

Брызгалова А.,

студентка 2 курса ИПиПД,

УрГПУ, г. Екатеринбург

Бычкова Е.,

студентка ИПиПД УрГПУ

Валеева Ф.Р.

заведующий филиала МАОУ «Кочневская СОШ №16»

Музыка в воспитании души

Известно, ребенок 2,5-3 лет уже ориентирован на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, а дети младшего школьного возраста способны проявлять сопереживание, сочувствие, заботу. При целенаправленном педагогическ ом влиянии выражение нравственно–ценностных отношений становится стабильнее и активнее. Как же нужно работать с детьми младшего возраста, чтобы помочь им принять мир добра и красоты, мир, построенный на любви, дружбе, взаимопонимании?

Общение с детьми младшего школьного возраста, показывает - они действительно способны не только воспринимать состояние другого человека, но и проявлять заботу, уважение, сочувствие друг к другу, к близким взрослым; при этом способы выражения этих чувств у детей 2-3 лет обычно отличаются от привычных, принятых в обществе. Так, например, малыш, утешая маму, может танцевать перед ней или приносить игрушки, сладости.

Меня всегда в буквальном смысле слова потрясала эмоциональная включенность маленьких детей в нравственные ситуации. Например. Малыши заняты рисованием или игрой, но внезапно возникшие проблемные ситуации ни одного из них не оставляют равнодушным. Дети оставляют свои занятия, в их глазах читается удивление, страх, сочувствие. Ждать проявления просоциальных, т.е. позитивных, действий ради другого человека от ребенка младшего возраста не приходится. Не оставлять без внимания способность маленького человечка к ценностному восприятию отношений между людьми – значит потерять, иногда безвозвратно, время.

Ребенок 2-3 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям младшего школьного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно только включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.

На базе филиала МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа №16» Детский сад «Тополек» нами была предпринята попытка организовать музыкально-игровую деятельность с целью развития нравственно-ценностных отношений у детей младшего дошкольного возраста. Суть идеи заключалась в разработке таких музыкальных занятий, главной целью которых является развитие доброго отношения детей друг к другу, отзывчивости, а также позитивного восприятия самого себя. Только такой ребенок, который верит в свои силы и знает, что он любим, способен любить других.

В первую разновозрастную группу детского сада ходил замкнутый, необщительный, агрессивный мальчик 3 лет: он не был настроен на контакт с другими детьми, собственные чувства и мысли выражал при помощи жестов и действий, в основном недоброжелательных, часто отходил в сторону, когда другие дети играли. Для мальчика были характерны два типа поведения: либо он сидел с отсутствующим видом, либо делал то, что ему хочется. Ситуация, сложившаяся в семье, не способствовала развитию позитивного восприятия себя. Мальчику уделялось мало внимания: мама была занята воспитанием младшего ребенка, папа большую часть времени проводил вне дома. Мальчик часто приходил в детский сад в несвежей, не подходящей по размеру одежде.

На первых музыкально-игровых занятиях мальчик вел себя как обычно: делал то, что ему хотелось, или сидел в углу зала. Но постепенно он начал включаться в происходящее: брал в руки инструменты, пособия, игрушки. Со временем ему понравилось выступать: тогда другие дети слушали именно его. Он раскрепостился, стал общительным, начал рассказывать о своих переживаниях. У него открылись музыкальные способности: он чисто и красиво пел, ритмично двигался под музыку, хорошо играл на детских музыкальных инструментах. На последние занятия он приходил с удовольствием, участвовал во всех играх, а на открытом занятии продемонстрировал свои музыкальные способности. В дальнейшем, если ситуация складывалась не так, как он хотел, мальчик уже не уходил, а внимательно наблюдал за происходящим, предлагал свои решения, охотно шел на контакт с воспитателем. Итак, из агрессивного, необщительного ребенка, которого в детском саду считали неспособным и отстающим, мальчик превратился в уверенного в свои силы, спокойным, веселым. Он поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, а проявившиеся музыкальные способности изменили его самооценку. Что же способствовало позитивным изменениям в поведении мальчика? Принятие ребенка таким, какой он есть, небольшое количество детей в группе, «обратная связь», поддержка и выражение его чувств, создание благоприятной атмосферы, способствующей конструктивному общению, повышение самооценки и обогащение ценностного опыта ребенка.

Музыкально-игровые занятия помогли мальчику изменить его отношение к себе, что в свою очередь, кардинальным образом изменило поведение ребенка в целом.

В чем отличие разработанных нами музыкально-игровых занятий от традиционных? Прежде всего, в технологии их проведения и в содержании.

Обычно музыкальные занятия начинаются с того, что детей рассаживают на стулья лицом к взрослому – они видят только преподавателя и затылки сверстников. В театре, на концерте это удобно. Но, как можно разбудить душу и сердце детей на музыкальном занятии, если они даже не видят друг друга?

Мы предлагаем детям сесть на стулья, которые расставлены по кругу, дети могут не только видеть лица друг друга, но и держаться за руки. В начале занятия мы обязательно приветствуем друг друга – беремся за руки и поем: «Здравствуйте». Очень важно, чтобы все дети почувствовали: музыкальная игра уже началась! Тогда у них возникает особое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к сверстникам и к самим себе, появляется предчувствие чего-то загадочного и интересного.

Бывает, что не у всех детей хорошее настроение; бывает, что кто-то (обычно это случается на первых занятиях или если незадолго до занятия между детьми «пробежала черная кошка») не хочет давать руку и приветствовать других. Именно в таких ситуациях и разворачивается работа по воспитанию нравственно-ценностных отношений между детьми младшего дошкольного возраста.

Ни в коем случае нельзя проходить мимо незапланированных обстоятельств. Не надо бояться, что много времени уйдет на то, чтобы помочь маленькому человечку справиться со своими эмоциями. Ваш участливый взгляд, улыбка, искренняя заинтересованность в том, что же послужило причиной такого состояния у ребенка, поддержка вернут его эмоционально позитивную атмосферу игровой деятельности.

Одним из механизмов освоения нравственных норм детьми младшего дошкольного возраста является подражание. Наблюдая затем, как взрослый действует в аналогичных ситуациях, малыши самостоятельно начнет оказывать знаки внимания и заботы друг о друге. Так, Диана (3 года 2 месяца) боялась принимать участие в музыкально-игровой деятельности, садилась рядом с воспитателем, засовывая руки в кармашки или пряча их за спиной. Складывалось ощущение, что она вот-вот расплачется. Мама отмечала, что девочка действительно боится контактировать с другими детьми, даже в присутствии родителей. По ее рассказам, дома Диана активна и весела, «когда одна», но стоит появиться другим – взрослым или детям, взгляд ее становится робким, действия – скованными, она замолкает и не проявляет никакого желания взаимодействовать с другими людьми. Так было и в начале встреч с девочкой. Начиналось занятие, мы пели приветствие, держась за руки, а Диана, вся в напряжении, сидела, не шевелясь и наблюдала за нами. Но стоило воспитателю обратить внимание на ее состояние, ласково посмотреть, разрядить обстановку игрой или пением шуточной песни, просто погладить по голове, как Диана, забыв о своих страхах, увлекалась происходящей игрой. Важно не просто переключить внимание, а дать ребенку почувствовать, что это делается для него, ради него. Дети, наблюдая за происходящим, на следующих занятиях сами «протягивали руку помощи» Диане: улыбались ей. Гладили по руке, пели для неё. Они старались поддержать девочку, потому что хотели играть вместе. После третьего занятия Диана уже не нуждалась в специальной поддержке, она знала, что «ничего страшного не произойдет», ей стало интересно вместе с другими детьми участвовать в музыкальных играх.

Так что же произошло? Дети, подражая поведению взрослого, помогли девочке наладить отношения со сверстницей.

Итак, мы начали занятие, спели приветствие все вместе, никто не остался в стороне, в воздухе царит ощущение начинающегося праздника, предвкушение чего-то таинственного. И далее совместная игровая деятельность продолжается в зависимости от плана, составленного на данное занятие.

На занятиях нами используются следующие формы и виды работы.

· Первоначальное знакомство с нотной грамотой.

· Пальчиковые игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.

· Музыкальные игры-танцы, которые дают возможность разрядиться.

· Игра на музыкальных инструментах: ксилофоне, металлофоне.

· Пение потешек и простых песенок.

Так, например, при знакомстве со словами песенки «Кролик» мы не просто поем и показываем игрушечного кролика – а играем с детьми. Согласно сюжету мы вместе строим домик, в который можно забраться, делаем дорожку и т.д. В таком совместном музыкально-игровом творчестве дети легко и быстро запоминают и слова и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Так, в вышеописанной ситуации дети с удовольствием помогают друг другу строить дорожку, не толкаются, выбегая из домика, потому что лиричная, спокойная музыка настраивает их на позитивный лад.

Большое внимание мы уделяем изучению классической музыки. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом.

Так как же музыкой можно взаимодействовать на душу ребенка? По результатам наблюдений, воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребенок послушает музыку и станет лучше: поймет, как оказать поддержку сверстнику, найдет, что сказать, когда близкому человеку плохо.

На музыкально-игровых занятиях мы с детьми слушаем музыку активно. Музыкальное произведение обыгрывается детьми, «проникая» в них через основные каналы восприятия: аудиальный, кинестетический, визуальный. В процессе игры, как правило, возникают такие проблемные ситуации, которые позволяют детям обогащать свой опыт нравственно-ценностных отношений с другими людьми. Игровая деятельность «вмещает» важные элементы взаимодействия между людьми. А музыка выполняет функцию структурирования игры, задает ее внешнюю и внутреннюю форму, ритм, динамику, пульс и эмоциональную энергию.

Так, например, предлагая детям послушать «Музыкальную шкатулку» А.К. Лядова мы создаем у них игровой настрой, который позволит им воспринимать музыку. Называя композитора, мы показываем детям его портрет, затем достаем «музыкальную шкатулку» (это может быть обычная красивая шкатулочка). Под звуки музыки отдаем шкатулку сидящему рядом ребенку и просим передавать ее по кругу и закрыть, когда музыка замолкнет. В произведении А.К. Лядова три части, между которыми есть небольшие паузы. Возникают смешные ситуации: дети закрывают шкатулку, а музыка играет снова. Это разряжает обстановку. Детям, как правило, трудно расставаться с интересной вещицей. Однако общий эмоциональный настрой, красивая мелодия позволяют маленькому ребенку совершить добрый поступок: захотеть отдать другому малышу красивую шкатулку. Может быть, в первое прослушивание не всем это по силам, но в следующий раз они будут готовы поделиться. Нужно видеть, как загораются глаза малышей, которые пережили радость от совершенного ими нравственного поступка. Как известно, то, что мы совершаем и принимаем, остается с нами, входит в структуру нашей личности. Активно слушая другие классические произведения, нужно придерживаться той же методики, т.е. обыгрывать их. Нравственные ситуации можно моделировать заранее. Например, можно предложить детям послушать один из вальсов Ф. Шопена. В нем несколько по-разному звучащих частей: медленная мелодия – подбрасываем вверх воздушные шарики, быстрая – складываем их в центр зала и бегаем вокруг. Мы специально приносим на занятие на один воздушный шарик меньше, чем детей, чтобы «спровоцировать» их на проявление нравственно-ценностного отношения. Наши ожидания оправдались: трое детишек отдали девочке, оставшейся без шарика, свои, а остальные, глядя на них, стали предлагать ей играть вместе. Мелодия вальса, светлые, теплые, ласковые тона музыкального произведения помогли им ощутить зарождающиеся в них чувства добра и справедливости. Поддержка взрослого, положительный пример сверстников помогают понять, как их проявить, как чувство перевести в поступок.

Работа по воспитанию души в процессе музыкально-игровой деятельности должна следовать следующему алгоритму.

Музыкальные занятия лучше проводить в форме подвижной игровой деятельности, которая удовлетворяет потребность детей 2-3 лет в движении. Если возникает необходимость выполнять музыкальные упражнения, сидя, можно поставить стулья в круг, что позволяет детям видеть друг друга и взаимодействовать.

В процессе музыкально-игровой деятельности следует использовать социально организованные и естественным образом возникшие нравственные ситуации, разрешение которых требует непосредственного участия самих детей. Педагога не должно пугать то, что он тратит время на «выяснение отношений», ведь основная цель занятий – помочь маленькому ребенку разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо», и побудить его совершать добрые поступки.

Педагогический опыт подсказывает: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому основная задача музыкальных занятий – сделать все, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, рисование (существуют прекрасные упражнения для развития интонирования при помощи рисования), слушание (в записи) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

У детей младшего дошкольного возраста развито конкретно-образное мышление, и для усвоения материала им необходимо его увидеть, пощупать.

Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что это игра, что это интересно, занятно и любопытно. Воспитательное воздействие будет более результативным, если оно опосредовано, скрыто для детей.

Володина Е.П.,

студентка 1 курса ИПиПД УрГПУ

Гилёва Е.А.,

воспитатель МБ ДОУ № 40,

г. Екатеринбург

Грендингер М. М.,

воспитатель МБ ДОУ « Детский сад №34»,

г. Краснотурьинск, Свердловская обл.

Техниками и материалами

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретённых навыков.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, раскрытых ими в статях, методических пособиях, сборниках игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию способностей детей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и способностей специальной направленности (математических, конструктивных, музыкальных, изобразительных).

При всём многообразии тематик исследований можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и её выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой собственных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т.С. Комарова, А. В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остаётся недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В работах А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывать творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно- методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях ДОУ.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных приемов: кляксографии, монотипии и т.п.

В 2010 году нами была проделана исследовательская работа и разработан педагогический проект на тему «Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами». На практике, совместно с детьми, использована и апробирована такие техники нетрадиционного рисования, как тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с использованием трубочки, кляксография с использованием ниточки, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, тычкование, монотипия пейзажная.

Наблюдение педагогической деятельности в старшей группе привели к противоречию: дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Причину этого мы связываем с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятию рисованием и в этом случае обучение техникам изображения затруднено.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. G) Развитие инновационной инфраструктуры.
  2. I. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ
  3. I.5. Развитие сербского этноса в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия.
  4. XX. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  5. Англия. Развитие ассоциативной психологии
  6. Блок 4. Институты и территориальное развитие
  7. Бюджет затрат на развитие персонала
  8. В Книге Бытие описывает развитие цивилизации
  9. В русском войске не получило развитие наемничество — главная основа цехового характера вооруженной организации и военного искусства войск Западной Европы.
  10. В этом есть Сутевое совершенство закона деградации, то есть прогресс Сути состоит в увеличении собственного скоростного ценза, от которого идет наращивание мощности и развитие потенциала.
  11. Вклад Ислама в развитие мировой цивилизации
  12. Вклад Римского-Корсакова в развитие программной симфонической музыки




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.) Главная | Обратная связь