Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Освоение ценностного содержания произведений русской музыкальной классики на занятиях в детской школе искусств



Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. По словам Б.М. Неменского, формирование эстетических взглядов растущего человека теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, так как «невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, также невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» [1, с. 24].

Музыка — искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах. «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» — писал крупнейший отечественный психолог Б. М. Теплов [2, с. 55]. Знакомя ребенка с различными эмоциональными состояниями, она делает его одновременно и более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру его темперамента, тем самым увеличивая и углубляя его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

Музыка, как искусство, способное доставлять наивысшее эстетическое переживание, способна возвышать человека, воспитывать его, утончать человеческую душу, делать её восприимчивой ко всему прекрасному в жизни. Но это возможно в полной мере лишь в том случае, если при обучении музыке с учеником говорили языком любви, и видели в нем растущую и развивающуюся личность, и исходили прежде всего из его интересов. В противном случае, вместо возвышенной души ценителя прекрасного можно получить сноба, циника, способного на всё ради достижения своих амбиций.

Сегодня возникает потребность в принципиально новых формах образовательной системы, использующих воспитательный потенциал искусства. Эффективность уроков музыки зависит не столько от программ и методик, методов и приемов, сколько от личности самого учителя музыки, его профессионального мастерства, его духовного совершенства. Для реализации духовно-нравственного воспитания учащихся в современных условиях, традиционно-сложившейся методики преподавания предмета «Музыкальной литературы» уже недостаточно, поскольку она опирается в основном на усвоение учащимися определенной суммы знаний, и не несет побудительного мотива для формирования внутренних нравственных установок и ценностных ориентиров у учащихся. Чаще всего этот предмет ведется сухо, академично. Учащиеся воспринимают излагаемый учителем материал как информацию далекую от их интересов, не актуальную для жизни. Большой объем программных произведений, и небольшое количество времени (всего 1 час в неделю) не позволяет в полной мере осознать идейный и ценностный смысл каждого произведения, прослушать его столько раз, сколько необходимо для создания глубокого эмоционального впечатления, и наконец, полюбить это произведение, приобщиться к нему, сделав его частью своего мира. А этот процесс является главным условием для усвоения произведения и изменения личности ребенка, его эстетического, культурного и нравственного возрастания.

Между тем, именно предмет «музыкальной литературы» обладает огромным потенциалом в деле воспитания учащихся в традиции отечественной культуры, особенно в процессе изучения произведений искусств русских классиков. В произведениях русской музыкальной классики нашли отражения патриотические настроения, любовь к Отечеству, отразились важные исторические события в жизни страны лучшие народные традиции. В музыкальных образах русских классиков нашли воплощения эталонные образы мужественности и женственности, отцовства и материнства, образы защитников Отечества, женской верности и целомудрия. Все это дает основание использовать русскую музыкальную культуру в качестве содержательного воспитательного материала для формирования базовых национальных ценностей у младших подростков.

Таким образом, налицо противоречия:

- между социальной потребностью в формировании базовых национальных ценностей у учащихся и неготовностью детских школ искусств к ее реализации;

- между востребованностью воспитательного потенциала русской музыкальной классики в процессе формирования базовых национальных ценностей у учащихся школ искусств и отсутствием методических разработок по организации и определению содержания этого процесса на уроках музыкальной литературы.

В качестве гипотезы мы предположили: процесс формирования у учащихся базовых национальных ценностей при освоении произведений русской музыкальной классики будет успешным если будут реализованы следующие условия:

- реализован личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивающий способность учащихся к рефлексии и опоре на личностный опыт при восприятии музыкальных образов;

- разработан цикл занятий, основанный на русской музыкальной классике, учитывающий межпредметные связи художественных дисциплин и обеспечивающий освоение учащимися ценностно-смыслового значения музыкальных образов в следующей логике: восприятие – сопереживание - выработка личного отношения к образу-ценности;

- использованы активные методы обучения, включающие учащихся в творческую деятельность и в ситуации эмоционально-катарсического переживания музыкальных образов – носителей национальных ценностей.

Теоретической базой нашего исследования явились труды И. Ильина, М.М. Бахтина, К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева о значимости духовного воспитания; исследования В.А. Сластенина, А.А.Бодалева, М.С. Кагана, А.С. Мельникова о cущности ценностного подхода; работы В.А. Сухомлинского, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского о воспитательном потенциале музыки, теоретические положения музыкальной педагогики в исследованиях О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, Е.М. Орловой, Е.В. Назайкинского, А. Соловцова.

В процессе исследования был разработан цикл занятий, основанный на произведениях русских композиторов XIX века, учитывающий психолого-возрастные особенности восприятия подростков, обеспечивающий освоение учащимися ценностно-смыслового значения музыкальных образов в следующей логике: восприятие – сопереживание - выработка личного отношения к образу-ценности (слайд – план занятий).

Занятия строились по следующему принципу:

· Вступительная беседа—введение учащихся в исторический контекст произведения, знакомство с литературным источником.

· Прослушивание музыкального произведения целиком или по частям.

· Анализ музыкально-художественных образов, чувственного восприятия.

· Поиск ценностно-смыслового содержания произведения, оценка его социального значения.

· Признание актуальности данной ценностной ориентации,

· Вывод – закрепление определенной ценностной ориентации.

Были использованы активные методы обучения, включающие учащихся в творческую деятельность и в ситуации эмоционально-катарсического переживания музыкальных образов – носителей национальных ценностей: метод духовного диалога, этическая беседа, метод эмоционального воздействия с помощью произведений искусства, пример - как метод педагогического воздействия, метод познавательной игры, инсценирование.

Например, в ходе занятий по теме «Красота женских образов в произведениях русских композиторов» учащиеся были включены в дискуссию о характере героинь разных произведений музыкальной классики. Учитывая, что большинство учеников в классе составляют девочки, и то, что специально разбором женских личностных качеств на уроках практически никто не занимается, это занятие было интересным и поучительным для учениц и учеников, так как они тоже взглянули на женские образы с точки зрения их внутреннего содержания и подумали, в чем заключается настоящая женская красота. Оказалось, что эта тема очень актуальна для современных школьников.

По ходу занятия были прослушаны и обсуждены музыкальные эпизоды с участием героинь опер и балетов: Людмилы, Антониды, Снегурочки, Мари, Одетты. В диалоге с учащимися были обобщены черты этих образов: скромность, чистота мыслей и чувств, целомудрие, стремление бескорыстно помогать, что говорит о умении любить, уважение и послушание родителям, ожидание от них родительского благословения, в отношении с любимым—верность, внутренняя сила, бесстрашие в преодолении трудностей, вера в своего избранника, доверие ему, поддержка его стремлений, терпеливое ожидание. Все эти качества были признаны учениками как положительные и желательные для любой девушки, в том числе современной. Было признано, что эти личностные качества свидетельствуют о внутренней силе и красоте. Такой девушке нет необходимости завоевывать любимого с помощью агрессивного поведения и косметики. Ученики сами сделали вывод, что красота девушки заключена в красоте её души, в её отношении к ближним, уважении к старшим, заботе о младших, в умении себя вести с достоинством, не позволяющим пренебрежительное отношение к себе.

В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы. Наиболее часто излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Они не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать, что такое дружба, что такое любовь.

Мы привыкли видеть вокруг себя энергичных, самостоятельных, с вызывающей, даже агрессивной, красотой женщин, не дающих повода подумать, что они нуждаются в защите. Внешняя броскость современных девушек, с одной стороны свидетельствует о поиске своей второй половины, а с другой стороны прикрывает внутреннюю несостоятельность, растерянность, пустоту, неумение себя правильно вести. Это, конечно, недостатки воспитания и родительского и школьного. Примеры произведений классического искусства дают нам возможность направлять этот процесс в нужное русло, только нельзя при этом забывать соединять классические образы с современной жизнью, опытом самих учеников, иначе они не будут иметь воспитательного влияния на подростков.

Работа с подростками позволила выявить факторы, препятствующие формированию у них ценностных ориентиров:

· размытое представление о добре и зле,

· утрата ценностных ориентиров в обществе,

· низкий уровень культуры, навязываемый молодежи через СМИ,

· дегероизация в общественном сознании, намеренное искажение фактов истории с целью дискредитации российских граждан и государства в современном общественном сознании,

· разрушение связей и преемственности поколений, утрата традиций, особенно воспитательных.

Опыт работы с подростками по освоению ценностного содержания произведений русской классики доказал, что изучение русской музыкальной культуры способствует изменению отношения к своей Родине, России, Отечеству, к его историческому прошлому, к народу, и способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, стремления служить Отечеству, любви к Родине, уважительному отношению к народу России, её истории.

Литература

1. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: 2007

2. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 536с.

 

 

Адлер А.В.,

воспитатель МБ ДОУ №16,

г. Краснотурьинск


Поделиться:



Популярное:

  1. Cмыкание с декоративно-прикладным искусством
  2. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  3. II период. Начало классического периода русской музыки. М.И. Глинка.
  4. III. Искусство Древнего Рима.
  5. XIV. ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ И ИСКУССТВО
  6. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  7. А ТАКЖЕ О ВОЕННОМ СОВЕТЕ СИРИЛА ГРЕЯ С БРАТОМ ОНОФРИО, НА КОТОРОМ ПЕРВЫЙ ВЫСКАЗАЛ НЕМАЛО ПОУЧИТЕЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ ОБ ИСКУССТВЕ МАГИКИ
  8. А. Искусство Железной Рубашки в общей системе даосского интегрального тренинга.
  9. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (беспредметное, нефигуративное)
  10. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  11. Адаптивное значение искусства.
  12. Анализ произведений художников, творческих работ детей.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь