Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Искусство в воспитательной работе с детьми




Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Появившееся на заре человеческой цивилизации как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение изменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить. Искусство как воздух необходимо для их нормального развития человечества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Вступая во взаимодействие с искусством, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни. Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество, детям с какими-либо нарушениями развития. Известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству. Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями. Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него могут выявиться разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения. Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, а потому ему зачастую сложно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщать детей к искусству необходимо начинать с самого раннего возраста, так как наиболее сензитивным для художественно-творческой деятельности считается дошкольный и младший школьный возраст. Даже если искусство не станет призванием человека, место для творчества есть в любой профессии, именно творческая деятельность является условием гармоничного бытия человека.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль искусство играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. Большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.



Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, определяет нравственные ориентиры. В последние десятилетия возрастает интерес к народному искусству, к народным традициям и их роли в воспитательной работе с детьми.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству. Вместе с тем в процессе такой деятельности ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.

Тем не менее, первыми проводниками в мир искусства, как и первыми наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям необходимо рассматривать как значимый акт воспитания, который начинается в семье и продолжается через всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами искусства, так и творческое самовыражение.

Воспитание ребенка - воздействия, формирующие личность ребенка и системно меняющие его поведение. Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Воспитание через приобщение к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, развивает у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья, благополучия и счастья.

Литература

1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество – М.: – 2012.

2. Декоративное рисование в детском саду // Дошкольное воспитание. – М.: – 2004. – № 2. – С. 18–26.

3. Дошкольное детство и основы Национальной культуры // Дошкольное воспитание. – М.: – 2008. – № 9. – С. 19-24.

4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПБ, 2001.

5. Народное искусство в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – М.: – 2005. – № 1. – С. 20-25.

6. Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду – Владимир, 2008.

7. http://nsportal.ru/detskiy-sad

8. http://www.detskiysad.ru

9. http://dic.academic.ru

Валеева Ф.Р.

заведующий филиала МАОУ «Кочневская СОШ №16»

Музыка в воспитании души

Известно, ребенок 2,5-3 лет уже ориентирован на восприятие особенностей человеческих взаимоотношений, а дети младшего школьного возраста способны проявлять сопереживание, сочувствие, заботу. При целенаправленном педагогическ ом влиянии выражение нравственно–ценностных отношений становится стабильнее и активнее. Как же нужно работать с детьми младшего возраста, чтобы помочь им принять мир добра и красоты, мир, построенный на любви, дружбе, взаимопонимании?

Общение с детьми младшего школьного возраста, показывает - они действительно способны не только воспринимать состояние другого человека, но и проявлять заботу, уважение, сочувствие друг к другу, к близким взрослым; при этом способы выражения этих чувств у детей 2-3 лет обычно отличаются от привычных, принятых в обществе. Так, например, малыш, утешая маму, может танцевать перед ней или приносить игрушки, сладости.

Меня всегда в буквальном смысле слова потрясала эмоциональная включенность маленьких детей в нравственные ситуации. Например. Малыши заняты рисованием или игрой, но внезапно возникшие проблемные ситуации ни одного из них не оставляют равнодушным. Дети оставляют свои занятия, в их глазах читается удивление, страх, сочувствие. Ждать проявления просоциальных, т.е. позитивных, действий ради другого человека от ребенка младшего возраста не приходится. Не оставлять без внимания способность маленького человечка к ценностному восприятию отношений между людьми – значит потерять, иногда безвозвратно, время.

Ребенок 2-3 лет не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям младшего школьного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно только включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.

На базе филиала МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа №16» Детский сад «Тополек» нами была предпринята попытка организовать музыкально-игровую деятельность с целью развития нравственно-ценностных отношений у детей младшего дошкольного возраста. Суть идеи заключалась в разработке таких музыкальных занятий, главной целью которых является развитие доброго отношения детей друг к другу, отзывчивости, а также позитивного восприятия самого себя. Только такой ребенок, который верит в свои силы и знает, что он любим, способен любить других.

В первую разновозрастную группу детского сада ходил замкнутый, необщительный, агрессивный мальчик 3 лет: он не был настроен на контакт с другими детьми, собственные чувства и мысли выражал при помощи жестов и действий, в основном недоброжелательных, часто отходил в сторону, когда другие дети играли. Для мальчика были характерны два типа поведения: либо он сидел с отсутствующим видом, либо делал то, что ему хочется. Ситуация, сложившаяся в семье, не способствовала развитию позитивного восприятия себя. Мальчику уделялось мало внимания: мама была занята воспитанием младшего ребенка, папа большую часть времени проводил вне дома. Мальчик часто приходил в детский сад в несвежей, не подходящей по размеру одежде.

На первых музыкально-игровых занятиях мальчик вел себя как обычно: делал то, что ему хотелось, или сидел в углу зала. Но постепенно он начал включаться в происходящее: брал в руки инструменты, пособия, игрушки. Со временем ему понравилось выступать: тогда другие дети слушали именно его. Он раскрепостился, стал общительным, начал рассказывать о своих переживаниях. У него открылись музыкальные способности: он чисто и красиво пел, ритмично двигался под музыку, хорошо играл на детских музыкальных инструментах. На последние занятия он приходил с удовольствием, участвовал во всех играх, а на открытом занятии продемонстрировал свои музыкальные способности. В дальнейшем, если ситуация складывалась не так, как он хотел, мальчик уже не уходил, а внимательно наблюдал за происходящим, предлагал свои решения, охотно шел на контакт с воспитателем. Итак, из агрессивного, необщительного ребенка, которого в детском саду считали неспособным и отстающим, мальчик превратился в уверенного в свои силы, спокойным, веселым. Он поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, а проявившиеся музыкальные способности изменили его самооценку. Что же способствовало позитивным изменениям в поведении мальчика? Принятие ребенка таким, какой он есть, небольшое количество детей в группе, «обратная связь», поддержка и выражение его чувств, создание благоприятной атмосферы, способствующей конструктивному общению, повышение самооценки и обогащение ценностного опыта ребенка.

Музыкально-игровые занятия помогли мальчику изменить его отношение к себе, что в свою очередь, кардинальным образом изменило поведение ребенка в целом.

В чем отличие разработанных нами музыкально-игровых занятий от традиционных? Прежде всего, в технологии их проведения и в содержании.

Обычно музыкальные занятия начинаются с того, что детей рассаживают на стулья лицом к взрослому – они видят только преподавателя и затылки сверстников. В театре, на концерте это удобно. Но, как можно разбудить душу и сердце детей на музыкальном занятии, если они даже не видят друг друга?

Мы предлагаем детям сесть на стулья, которые расставлены по кругу, дети могут не только видеть лица друг друга, но и держаться за руки. В начале занятия мы обязательно приветствуем друг друга – беремся за руки и поем: «Здравствуйте». Очень важно, чтобы все дети почувствовали: музыкальная игра уже началась! Тогда у них возникает особое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к сверстникам и к самим себе, появляется предчувствие чего-то загадочного и интересного.

Бывает, что не у всех детей хорошее настроение; бывает, что кто-то (обычно это случается на первых занятиях или если незадолго до занятия между детьми «пробежала черная кошка») не хочет давать руку и приветствовать других. Именно в таких ситуациях и разворачивается работа по воспитанию нравственно-ценностных отношений между детьми младшего дошкольного возраста.

Ни в коем случае нельзя проходить мимо незапланированных обстоятельств. Не надо бояться, что много времени уйдет на то, чтобы помочь маленькому человечку справиться со своими эмоциями. Ваш участливый взгляд, улыбка, искренняя заинтересованность в том, что же послужило причиной такого состояния у ребенка, поддержка вернут его эмоционально позитивную атмосферу игровой деятельности.

Одним из механизмов освоения нравственных норм детьми младшего дошкольного возраста является подражание. Наблюдая затем, как взрослый действует в аналогичных ситуациях, малыши самостоятельно начнет оказывать знаки внимания и заботы друг о друге. Так, Диана (3 года 2 месяца) боялась принимать участие в музыкально-игровой деятельности, садилась рядом с воспитателем, засовывая руки в кармашки или пряча их за спиной. Складывалось ощущение, что она вот-вот расплачется. Мама отмечала, что девочка действительно боится контактировать с другими детьми, даже в присутствии родителей. По ее рассказам, дома Диана активна и весела, «когда одна», но стоит появиться другим – взрослым или детям, взгляд ее становится робким, действия – скованными, она замолкает и не проявляет никакого желания взаимодействовать с другими людьми. Так было и в начале встреч с девочкой. Начиналось занятие, мы пели приветствие, держась за руки, а Диана, вся в напряжении, сидела, не шевелясь и наблюдала за нами. Но стоило воспитателю обратить внимание на ее состояние, ласково посмотреть, разрядить обстановку игрой или пением шуточной песни, просто погладить по голове, как Диана, забыв о своих страхах, увлекалась происходящей игрой. Важно не просто переключить внимание, а дать ребенку почувствовать, что это делается для него, ради него. Дети, наблюдая за происходящим, на следующих занятиях сами «протягивали руку помощи» Диане: улыбались ей. Гладили по руке, пели для неё. Они старались поддержать девочку, потому что хотели играть вместе. После третьего занятия Диана уже не нуждалась в специальной поддержке, она знала, что «ничего страшного не произойдет», ей стало интересно вместе с другими детьми участвовать в музыкальных играх.

Так что же произошло? Дети, подражая поведению взрослого, помогли девочке наладить отношения со сверстницей.

Итак, мы начали занятие, спели приветствие все вместе, никто не остался в стороне, в воздухе царит ощущение начинающегося праздника, предвкушение чего-то таинственного. И далее совместная игровая деятельность продолжается в зависимости от плана, составленного на данное занятие.

На занятиях нами используются следующие формы и виды работы.

· Первоначальное знакомство с нотной грамотой.

· Пальчиковые игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук.

· Музыкальные игры-танцы, которые дают возможность разрядиться.

· Игра на музыкальных инструментах: ксилофоне, металлофоне.

· Пение потешек и простых песенок.

Так, например, при знакомстве со словами песенки «Кролик» мы не просто поем и показываем игрушечного кролика – а играем с детьми. Согласно сюжету мы вместе строим домик, в который можно забраться, делаем дорожку и т.д. В таком совместном музыкально-игровом творчестве дети легко и быстро запоминают и слова и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Так, в вышеописанной ситуации дети с удовольствием помогают друг другу строить дорожку, не толкаются, выбегая из домика, потому что лиричная, спокойная музыка настраивает их на позитивный лад.

Большое внимание мы уделяем изучению классической музыки. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом.

Так как же музыкой можно взаимодействовать на душу ребенка? По результатам наблюдений, воспитывать нравственную личность через музыкальное искусство нужно целенаправленно. Не стоит ждать, что ребенок послушает музыку и станет лучше: поймет, как оказать поддержку сверстнику, найдет, что сказать, когда близкому человеку плохо.

На музыкально-игровых занятиях мы с детьми слушаем музыку активно. Музыкальное произведение обыгрывается детьми, «проникая» в них через основные каналы восприятия: аудиальный, кинестетический, визуальный. В процессе игры, как правило, возникают такие проблемные ситуации, которые позволяют детям обогащать свой опыт нравственно-ценностных отношений с другими людьми. Игровая деятельность «вмещает» важные элементы взаимодействия между людьми. А музыка выполняет функцию структурирования игры, задает ее внешнюю и внутреннюю форму, ритм, динамику, пульс и эмоциональную энергию.

Так, например, предлагая детям послушать «Музыкальную шкатулку» А.К. Лядова мы создаем у них игровой настрой, который позволит им воспринимать музыку. Называя композитора, мы показываем детям его портрет, затем достаем «музыкальную шкатулку» (это может быть обычная красивая шкатулочка). Под звуки музыки отдаем шкатулку сидящему рядом ребенку и просим передавать ее по кругу и закрыть, когда музыка замолкнет. В произведении А.К. Лядова три части, между которыми есть небольшие паузы. Возникают смешные ситуации: дети закрывают шкатулку, а музыка играет снова. Это разряжает обстановку. Детям, как правило, трудно расставаться с интересной вещицей. Однако общий эмоциональный настрой, красивая мелодия позволяют маленькому ребенку совершить добрый поступок: захотеть отдать другому малышу красивую шкатулку. Может быть, в первое прослушивание не всем это по силам, но в следующий раз они будут готовы поделиться. Нужно видеть, как загораются глаза малышей, которые пережили радость от совершенного ими нравственного поступка. Как известно, то, что мы совершаем и принимаем, остается с нами, входит в структуру нашей личности. Активно слушая другие классические произведения, нужно придерживаться той же методики, т.е. обыгрывать их. Нравственные ситуации можно моделировать заранее. Например, можно предложить детям послушать один из вальсов Ф. Шопена. В нем несколько по-разному звучащих частей: медленная мелодия – подбрасываем вверх воздушные шарики, быстрая – складываем их в центр зала и бегаем вокруг. Мы специально приносим на занятие на один воздушный шарик меньше, чем детей, чтобы «спровоцировать» их на проявление нравственно-ценностного отношения. Наши ожидания оправдались: трое детишек отдали девочке, оставшейся без шарика, свои, а остальные, глядя на них, стали предлагать ей играть вместе. Мелодия вальса, светлые, теплые, ласковые тона музыкального произведения помогли им ощутить зарождающиеся в них чувства добра и справедливости. Поддержка взрослого, положительный пример сверстников помогают понять, как их проявить, как чувство перевести в поступок.

Работа по воспитанию души в процессе музыкально-игровой деятельности должна следовать следующему алгоритму.

Музыкальные занятия лучше проводить в форме подвижной игровой деятельности, которая удовлетворяет потребность детей 2-3 лет в движении. Если возникает необходимость выполнять музыкальные упражнения, сидя, можно поставить стулья в круг, что позволяет детям видеть друг друга и взаимодействовать.

В процессе музыкально-игровой деятельности следует использовать социально организованные и естественным образом возникшие нравственные ситуации, разрешение которых требует непосредственного участия самих детей. Педагога не должно пугать то, что он тратит время на «выяснение отношений», ведь основная цель занятий – помочь маленькому ребенку разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо», и побудить его совершать добрые поступки.

Педагогический опыт подсказывает: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому основная задача музыкальных занятий – сделать все, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, рисование (существуют прекрасные упражнения для развития интонирования при помощи рисования), слушание (в записи) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

У детей младшего дошкольного возраста развито конкретно-образное мышление, и для усвоения материала им необходимо его увидеть, пощупать.

Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что это игра, что это интересно, занятно и любопытно. Воспитательное воздействие будет более результативным, если оно опосредовано, скрыто для детей.

Володина Е.П.,

студентка 1 курса ИПиПД УрГПУ





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.) Главная | Обратная связь