Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие творческих способностей у детей в рисовании нетрадиционными



Техниками и материалами

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретённых навыков.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, раскрытых ими в статях, методических пособиях, сборниках игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию способностей детей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и способностей специальной направленности (математических, конструктивных, музыкальных, изобразительных).

При всём многообразии тематик исследований можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и её выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой собственных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б.Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Т.С. Комарова, А. В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остаётся недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В работах А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывать творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно- методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях ДОУ.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных приемов: кляксографии, монотипии и т.п.

В 2010 году нами была проделана исследовательская работа и разработан педагогический проект на тему «Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами». На практике, совместно с детьми, использована и апробирована такие техники нетрадиционного рисования, как тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с использованием трубочки, кляксография с использованием ниточки, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, тычкование, монотипия пейзажная.

Наблюдение педагогической деятельности в старшей группе привели к противоречию: дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Причину этого мы связываем с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятию рисованием и в этом случае обучение техникам изображения затруднено.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудится. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно - творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике я часто сталкиваюсь именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растёт, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликаций и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, врезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложения нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие- то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочерёдно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому- то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э, Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм и др. предлагая детям создавать изображения на темы сказок, необходимо разнообразить материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

В качестве примера, представляем конспект открытого занятия на тему «Жёлтый одуванчик».

Техника рисования «Пальцевая живопись».

Программное содержание: учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания о цвете (зелёный, жёлтый). Вызывать эмоционально – эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: альбомные листы, жёлтая и зелёная гуашь, модель одуванчика и пчёлок по количеству детей, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание травы и цветов на прогулке.

Ход занятия:

1.Воспитатель: Ребята, наступило прекрасное время года – Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Какие цветы распускаются первыми?

Дети: Одуванчики.

Воспитатель: Я расскажу вам красивое стихотворение:

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик-

Первый молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца,

Маленький портрет!

Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце?

Дети: такой же круглый и жёлтый.

Воспитатель: что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок),

Воспитатель: слышите, кто- то жужжит. Кто это? Модница крылатая, платье полосатое! Ростом хоть кроха, укусит, будет плохо!

Дети: Пчёлка.

Воспитатель: Здравствуй, пчёлка! Как тебя зовут? - Майя.

Пчёлка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы ещё нигде не расцвели. Пчёлке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчёлками.

(воспитатель вносит пчёлок)

Ребята, пчёлок много, цветок один. Насекомым нужен нектар. Где нам его взять?

Дети: нарисовать!

2. Воспитатель: чем мы будем рисовать? - у нас нет кистей.

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик – кисточку своя краска.

А теперь я вас научу рисовать пальчиками – кисточками. Наберём на пальчик жёлтую краску, поставим на листе яркую точку, а потом вокруг неё много точек по кругу.

Воспитатель: (сопровождает объяснение показом движений и действий). Вот и получился цветочек жёлтый, пушистый. А что мы ещё забыли нарисовать?

Дети: стебелёк и листочки.

Воспитатель: Их можно нарисовать прямыми линиями. Кто хочет показать? (ребёнок рисуют на образце).

Посмотрите, в нашей группе вырос ещё один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчик для каждой пчёлки.

Дети рисуют.

3.Воспитатель: какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе – получился золотой лужок. Наши пчёлки сядут на него, и будут пить сладкий нектар.

Все ребята постарались, пчёлки очень довольны.

Все задачи, которые были поставлены к занятию – выполнены. Был проведён анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей. Были разработаны условия развития творческих способностей на занятиях рисованием живописными материалами. Апробированы нетрадиционные техники живописи на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Проведённые занятия и наблюдения деятельности детей показали, что в группе разный уровень владения техникой изображения, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения.

Важной задачей на данный момент является работа не только с детьми, находящимися на низком уровне развития творческих способностей, но и со способными детьми, введение в систему дошкольного образования различных инновационных приемов и методов работы.

Дудко О.А.,

воспитатель МДОУ №414, г. Екатеринбург

Святцева А.В.,

аспирант УрГПУ, г. Екатеринбург


Поделиться:



Популярное:

  1. G) Развитие инновационной инфраструктуры.
  2. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  3. I. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ
  4. I.5. Развитие сербского этноса в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия.
  5. II. Имидж библиотек для детей и юношества Удмуртской Республики глазами читателей
  6. VIII. Читательские стратегии посетителей библиотек для детей и юношества
  7. XX. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  8. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  9. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  10. Автор специального исследования по этому вопросу Середонин пришел к выводу, что в конце XVI в. было не более 23–25 тыс. детей боярских и дворян, числившихся в разрядных списках.
  11. Административные меры, направленные на ограждение детей от пьянства
  12. Алгоритм методики исследования органов дыхания у детей.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь