Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста




В логопедической группе детского сада

Актуальные направления государственной политики Российской Федерации выводят на первый план вопросы совершенствования системы образования подрастающего поколения. Главным результатом обновления образования становится его соответствие целям опережающего развития. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении. «Дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты».

В настоящее время проблемы произношения у детей и сверстни­ков, внедрения инновационных здоровьесберегающих технологий, индиви­дуально-ориентированных технологий актуальна, так как растут требования государства к воспитанию успешной личности, способной работать в процес­се реформирования. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Если ребенок в 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности. Таким образом, речевая недостаточность у детей среднего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.

Средний возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главной задачей – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.

В результате изучения множества методик С.М Мироновой, Т.Б. Филичевой, Р.А.Беловой – Давид, В.В Коноваленко и др. целесообразным представляется игровой характер речевых упражнений, использование малых форм фольклора, а также артикуляционная гимнастика. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, так называемые потешки, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благодатно действуют на развитие детей.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

Я предлагаю проводить артикуляционную гимнастику с ребенком ежедневно по несколько минут. Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями, можно оформить их в сказочный сюжет, так малышу интереснее их выполнять.



Анализ результатов образовательной деятельности в логопедической группе выявил ряд противоречий.

• Результаты психолого-педагогической диагностики выявили недостаточность внимания, уделяемого развитию фонетико-фонематической стороны речи в массовых группах ДОУ № 40. Индивидуальные различия ребёнка остаются вне поля зрения педагогов.

• Низкая информированность родителей и педагогов в области коррекционно-логопедических знаний, и некритичное отношение к недостаткам в речевом развитии у детей. Вследствие этого запоздалые обращения к специалистам (ЛОРу, ортопеду, вертобрологу, невропатологу).

• Вследствие артикуляционных произносительных нарушений у детей страдают фонематические восприятие, слух и представления. Проблема несвоевременной коррекции дефектов звукопроизношения у дошкольников трансформируется затем в проблему письменной речи у школьников. Одна из важнейших причин возникновения школьных проблем.

• Возникает противоречие между уровнем развития фонетико-фонематической стороны речи ребёнка и уровнем требований ФГОС.

В рамках разработанной программы я разработала следующее:

- систему игр по коррекции речи;

- подборку игр на развитие артикуляционных навыков (Сказки о Весёлом язычке, Театр Язычка), а также игр на развитие силы выдоха, для развития сенсорной сферы, мелкой моторики рук;

- игровые задания и карточки для постановки звуков, автоматизации и дифференциации звуков речи;

- обучающие алгоритмы и схемы (для анализ достижений детей в развитии фонетико-фонематической стороны речи показывает положительные и стойкие результаты.

Считаю, что используемая система коррекционно-образовательной деятельности с применением игровых, продуктивных видов деятельности, с применением развивающих технологий, с личностно-ориентированным подходом к дошкольникам соответствует современным требованиям качества образования. У дошкольников нашей логопедической группы к концу дошкольного детства сформированы технологическая, информационная и социально-коммуникативная компетенции. Отмечается положительная динамика развития познавательных психических процессов в результате применения комплекса традиционных и нетрадиционных методов логопедической коррекции. Выпускники группы осваивают основную общеобразовательную программу и успешно проходят социализацию.

Иконникова Д.С.,

студентка 4 курса ИПиПД,

УрГПУ, г. Екатеринбург

Восприятие музыки как фактор духовно-нравственного

Воспитания дошкольников

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Мысли о необходимости более раннего - начинающегося еще до школы воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов- воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

Музыке, как средству эстетического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают».

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на занятиях музыкой. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание». Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Актуальность выбранной нами темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед педагогом по музыке. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).

Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый всадник" Р. Шумана и т.д.

Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Перед слушанием музыки нужен рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием "Танца феи Драже" можно рассказать детям старинную сказку Э. Гофмана, сюжетную канву которой композитор положил в основу балета. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи. Воображение рисует пруды, фонтаны, тенистые рощи и таинственные пещеры. Фантастические образы пробуждают желание еще раз послушать музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки - это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, педагог должен понимать специфику изобразительных средств композитора. Объяснение должно быть своеобразным законченным художественным рассказом, услышанным ребенком из уст педагога. Уже сам по себе этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины, ведь красота музыки - могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.

Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.

Как отмечает Л.В. Школяр, постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, т.е. методами интонационного постижения смысла. Именно они «помогают зазвучать музыке в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке». Как показывает практика, дети недостаточно глубоко и адекватно воспринимают музыкальное искусство и его смысл, имеют весьма ограниченный словарный запас, не умеют дать верную оценку произведениям музыкального искусства. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Слово педагога о музыке должно вещать о том, что присуще музыке, а не о том, что о ней он думает.

«Слово о музыке должно сокращать, а не увеличивать расстояние между ее смыслом и душой тех, кто ее слушает, исполняет», – пишет Б.М. Целковников. Педагог, организующий восприятие художественного произведения, должен быть скорее «энергетической» антенной, передающей и принимающей эмоции и чувства, захватывающей в свое эмоциональное поле ученика, а не человеком, излагающим готовые истины.

В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский.

Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования.

Например, педагог говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!». «Весь огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи – все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека» (Б. Неменский).

Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на занятии музыкой должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.

Как считает Л.В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на занятии можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда дети воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на занятии искусством (по Е. Жарковой, Т. Стюхиной), как:

- художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение);

- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Занятие музыкой, особенно в младшем возрасте, должно обладать катарсической функцией, т.е. очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.

Как отмечает Л.С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.

Из всех образовательных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы обучаем.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.

3. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. - 1978. - С. 21-26.

4. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 10, - 1975. С.17-22.

5. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребенка. – Томск: Изд-во Томского ГПУ, 2004.

6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.

7. Русский фольклор. Программа для 1-4 кл. / Л.Л. Куприянова // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.

Квашнина О. А.,

магистрант ИПиПД УрГПУ





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. G) Развитие инновационной инфраструктуры.
  2. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  3. I. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ
  4. I.5. Развитие сербского этноса в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия.
  5. II. Имидж библиотек для детей и юношества Удмуртской Республики глазами читателей
  6. VIII. Читательские стратегии посетителей библиотек для детей и юношества
  7. XX. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  8. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  9. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  10. Автор специального исследования по этому вопросу Середонин пришел к выводу, что в конце XVI в. было не более 23–25 тыс. детей боярских и дворян, числившихся в разрядных списках.
  11. Административные меры, направленные на ограждение детей от пьянства
  12. Алгоритм методики исследования органов дыхания у детей.




Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.) Главная | Обратная связь