Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ф и нац. с/сознание. Специфика бел фил традиции.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Ф и нац. с/сознание. Специфика бел фил традиции. Разв нац с/созн позволяет нации выд-ться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, кот возн на базе общ яза, тер-рии проживания, эконом жизни, к-ры и самобытного хар-ра. Важнейшие периоды разв фил мысли Бел: распростр идей ренессансного гуманизма и реформации (16-17), преобладание схоластической ф (17-п.п.18), распростр ф Просв-ния (вт.п.18-п. п.19.), распростр народно-демократич идеологии (вт.п. 19 в), разв. Фил мысли рамках традицион проблем Марк-лен Ф (20-80-е гг.20в); включение в мир фил процесс, освоение идей совр зап Фии. Начало распростр идей ренессансного гуманизма в Бел связано с деят-тью Скорины (16в). В Библии Скорина видел важнейший ист просвещения народа. Возм-ти улучшения жизни людей он связывал с распростр духа чел-колюбия. С сер 16в на тер ВКЛ движение Реф-ции, оказавшее значит влияние на обществен мысль. Видным идеологом Будный изд-ший в 1562 на бел язе «Катехизис», это была критика священ писания. Б. отверг догмат о божеств природе Христа, кот по его мнен был выдающ пророком, но смертным, ему не след поклоняться. Б. считал несостоятельным догмат о Троице и отрицал догмат о бессмертии души. Б. пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Заметным событием к 17 в стала казнь (сожжение на костре с трудом) атеиста Казимира Лыщинского. , труд" О несущ-нии Бога": «люди... - творцы и создатели богов, и Бог явл творением разума, к тому же химерическим; => Бог и химера - одно и то же».Л. не верил в «воскресение из мертвых» и «страшный суд». Атеизм Л. – вершина разв атеистической мысли Бел 17 в. Значит след в ист бел и рус к-р оставил Симеон Полоцкий. Верил: мир созд Богом и стоит на 2х началах: материал (земля, вода, воздух и огонь) и дух, а чел причастен к обоим началам. Выд ступени бытия: бытие присуще всем вещам и сущ-вам, все сущ-т, но растения +обладают жизнью, животные + чувствительностью, а челу + разумность. О позн: ум новорожден подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, позн нач с ощущений; природа подобна книге, кот челу следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, => Бога нельзя познать, но в него нужно верить. Идеи просветительской Фии стали распростр в ВКЛ во вт.пол.18 в. Видн сторонник просв-ния Казимир Нарбут. Воззрения на строение мира осн-сь на идеях Коперника, Галилея, Ньютона. Полагал: истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общ-во придерживался теор обществен договора. Видную роль в разв бел обществен мысли сыграло тв-во Д.-Марцинкевича: полагал: необходимо соверш-ть чел отн-ния путем просв-ния и нравствен воспитания. Важн роль в эт он отводил л-ре на бел язе, кот д изображать идеальное сост жизни, простые и доброжелательные отн-ния. Во вт.пол19 в. заметным явл общ-полит жизни стала деят-ть Калиновского, изд «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской рев-ции, общинного социализма и нац освоб-ния. Этот же период отмечен активизацией народнических групп, изд газеты «Гомон», тв-вом Богушевича и Лучины, распространением марксистских идей. Большую роль в разв бел общ-полит мысли сыграли Алоиза Пашкевич, Купала, Колас... Проблемы нац с/сознания и нац идентичности вед место в иссл-ниях Игната Абдираловича В 1921 г. «Адвечным шляхам». В ней автор размышлял об ист пути и культ своеобразии бел-ов, оказавшихся м/у Вост и Зап и не принявших ни 1, ни.др сторону. Утверждал: бел-ам нужны «свои бел формы жизни», но при этом следует избегать «бел мессианизма». В 1921 г. был учрежден БГУ, в кот открылась каф диалектического материализма. В сов период деят-ть Фов:, как Ивановский (Фия науки, ист Фии и психологии); Быховский (истории философии); Вяч Сем Степин (спец в обл теор позн, Фии и ист науки, фил антропологии, основатель Минской методологич школы, в рамках кот развиваются идеи фил оснований науки). В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета.
4. Понятие реальности и фил подходы к его интерпретации . Пон. «Реальность» в различных фил учениях понимается и трактуется неоднозначно. Стартовые философские представления Реальности были созданы в Философии Древнего мира (Платон, Аристотель...), в кот Реальность, отождествлялась с разл невеществен и веществен формами бытия. Категория «Рть» введена в эп Ср/век, когда понятием 'Рть' стали обозначать вещи, обладающие 'значительной степенью' бытия. Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Реальности обладают субстанции (фил категория классич рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего ед-ва всех форм ее проявления и с/развития. Субстанция неизменна в отл от перманентно меняющихся св-в и состояний: она есть то, что сущ в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций - Дух и Материя.). Лейбниц: наиб Реальность присуща монадам (простая", замкнутая, активная духовная субстанция). Локк: первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, непроницаемость, положение, толчок, покой, длительность) обладают большей Реальностью, чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах). Беркли утверждал иерархию степеней Реальности от высшей (присущей Богу) до низшей ('живых' идей, т.е. ощущений). Юм и Спенсер: наибольшей Реальностью обладают впечатления. Кант осуществил важное подразделение Реальности на 'эмпирическую Реальность' явлений и категориальную Реальность как 'трансцендентальную материю всех предметов' познания. Гегель утвердил статус Реальности как онтологической и логической категории. В философии Новейшего времени проблема 'Реальности' получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин…) понятие 'Реальность' приобретает набор разл значений ('обычный', 'естественный', 'живой'…). Важным этапом понимания и трактовки Реальности стала материалистич традиция (Маркс, Энгельс…), утвержд-щая наличие Овной (мат-л реальности, материал мира в целом) и Sной Реальности (дух реальности), кот отождествляется с сознанием и его деят-тью. В совр теор и практике роль категории 'Реальность' и концепций Реальности существенно возрастает. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Реальности) предполагают как мин подразделение ее на естествен Реальность (Реальность, порожденную природой) и искусственную (создан в рез-те творч производительной деят-ти людей). Одной из наиб важных разновидностей искусствен Рти явл 'виртуальн Рть', место, роль и значение кот в жизнедеят-ти чел-ва возрастают. Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность В схоластике - понятие, обретающее категориальный статус в ходе переосмысления платоновской и аристотелевской парадигм: было зафиксировано наличие определенной связи (посредством virtus) между реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии. Категория " вирт-ти" разрабатывалась и в контексте разрешения ин фундаментальных проблем средневек Фии. Фома Аквинский посредством категории " виртуальность" осмысливал ситуацию сосуществования (в иерархии реальностей) души мыслящей, души животной и души растительной. Now, как считает Носов, ВР должна пониматься достаточно широко: “ВР есть особая фил категория наряду с такими как Т, пространство, сущность… позволяющая в едином плане рассм-ть реалии отн-ся обычно к разн типам знания: естественнонауч, гуманитарн или технич”.Однако ряд ученых поднимают проблему уточнения специфики понятия ВР. Так Солопов считает: «в л-ре термин ВР используется произвольно, необоснованно, ради привлечения внимания, в результате чего размывается содержание понятия”. Феномен ВР объясняется технически “ВР- кибернетическое пространство, созданное на базе компа, в кот техническими ср-вами предпринята изоляция от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной или др связи с окр миром… Явление виртуальной реальности есть факт, обладающий безусловной техничностью”. Текстологический проект постмодернизма. Проблема означаемого и означающего в постмодернизме. Критика референциальной концепции знака (Ж.Деррида, К.Брук-Роуз, Р.Сальдивар). Постмодернистская интерпретация проблемы смысла. Проблемы смыслопорождения в дискурсивных практиках письма и чтения. Концепция означивания в философии постмодернизма (Ю.Кристева, Р.Барт). Стратегия деконструктивизма в постмодернизме: от Ж.Деррида — к Ф.Лентрикийе. Концепция интертекстуальности (Р.Барт, Ж.Женнетт, Ш.Гривель, М.Риффатер, Б.Морриссетт). Понятие «интертекстуальной энциклопедии» и. проблема «образцового читателя» (У.Эко). Антипсихологизм постмодернистских аналитик. Семантическая фигура «смерти субъекта» в классическом постмодернизме: «смерть персонажа» (А.Роб-Грийе), «смерть Автора» (Р.Барт), «смерть Читателя» (Дж.В.Харрари, Дж.А.Аткинс). Феномен бессубъектного письма (Дж.-И.Тадье). «Я» как феномен безличной дискурсивности (Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристева). Проблема новизны в постмодернизме; переосмысление понятия оригинальности. От произведения к конструкции: постмодернистская концепция творчества. Концепция «смерти Автора»: от Р.Барта — к М.Пфистеру. Феномен постмодернистской иронии: «пастиш» как стратегия творчества. Приняв за исходную точку анализа платоновский диалог «Алкивиад» (Алкивиад IK Мишель Фуко в публикуемом курсе лекций рассматривает античную «культуру себя» I—11 вв. н. как философскую аскезу, или ансамбль практик, сложившихся пол знаком древнего императива «заботы о себе». Дальний прицел такой установки полная «генеалогия» новоевропейского субъекта, восстановленная в рамках заявленной Фуко «критической онтологии нас самих». Речь идет об истории субъекта, который в гораздо большей степени учреждает сам себя, прибегая к соответствующим техникам себя, санкционированным той или иной культурой, чем учреждается техниками господина (Власть) или дискурсивными техниками (Знание), в связи с чем вопрос нашего нынешнего положения - это не проблема освобождения, но практика свободы. . М. Фуко начинает свои лекции с тезиса о том, что западная философия, основным предметом которой является определение истины, основывается на базовом принципе " познай самого себя" как отправной точки философствования. М. Фуко ставит задачу исследования взаимосвязи субъекта и истины. При этом пишет, что " познай самого себя" было " формой, в которой изначально поставлен вопрос об отношениях между субъектом и истиной" (С. 15). Однако, это отношение, по М. Фуко, изначально разворачивалось в западной культуре от принципа заботы о себе (занятие собой, попечение о себе самом). " Забота о себе - это что-то вроде жала, которое должно войти в человеческое тело, все время напоминать о себе, зудить, не давать покоя" - пишет М. Фуко, говоря о постановке проблемы заботы о себе Сократом (С. 20). В античности, пишет М. Фуко, " принцип заботы о себе стал общим условием любого разумного поведения, всякой формы деятельности" (С. 21) М. Фуко видит причины ухода от принципа " заботы о себе" в христианстве, а в затем в картезианстве (философии Декарта). картезианский момент придал значимости принципу " познай себе" (С. 26). Это " стоило очевидности собственного существования субъекта сделаться условием доступа к бытию..., сознание самого себя... превращало " познай самого себя" в главное условие доступности истины" (С. 27). " С тех пор необходимость иметь доступ к истине не ставит под вопрос бытие субъекта (С. 31). " Истина, как она есть сама по себе, больше не спасает субъекта " (С. 32) И здесь М. Фуко ставит вопрос: " что дает субъекту доступ к истине "? (С. 27). И выдвигает гипотезу своего исследования: " Истина никогда не дается субъекту просто так. .. Нужно, чтобы субъект менялся, преобразовывался..., становился отличным от самого себя, дабы получить право на доступ к истине. Истина дается субъекту только ценой ведения в игру самого существования субъекта. .. Не может быть истины без обращения или преобразования субъекта" Современными психологами (Дж. Уард и др.) зафиксирован факт так называемого «кризиса идентификации», когда человек, особенно молодой, оказывается неспособным четко зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности [см. 62. С. 105–155]. Этот феномен вызывается к жизни следующими факторами. Прежде всего, порожденная постмодерном аксиологическая гомогенность культурной среды в социально-психологическом плане означает своего рода разрушение условий возможности целостного восприятии субъектом себя как аутотождественной личности. Особенно остро значимым оказывается это для человека молодого, чья социализация осуществлялась уже в условиях ценностно микшированной постмодернистской культуры: будучи неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к существующим аксиологическим системам, индивид оказывается не в состоянии сформировать и матрицы самоидентификации. Кроме того, «кризис идентификации» теснейшим образом связан с таким явлением современной культуры, как кризис «судьбы», то есть психологического феномена, основанного на целостном восприятии субъектом своей жизни в качестве идентичной самой себе. Культура постмодерна, как известно, оценивается как культура нарративная, в рамках которой событие как таковое теряет свою онтологическую определенность, размываемую плюральностью рассказов о ней. При этом важнейшей атрибутивной характеристикой нарратива, или «рассказа», является его самодостаточность и самоценность: как отмечает Р. Барт, процессуальность повествования разворачивается «ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-либо функции, кроме символической деятельности как таковой». Для культуры постмодерна индивидуальная судьба – это уже не «сюжет для небольшого рассказа», но поле плюрального варьирования релятивных версий нарративной биографии: тексты Р. Музиля «О книгах Роберта Музиля», Р. Барта «Ролан Барт о Ролане Барте», Антониони «Антониони об Антониони» и многих других. По оценке современных метатеоретиков постмодернизма (Х. Уайт, К. Меррей, М. Саруп и др.), типовым способом самоидентификации для субъекта эпохи постмодерна становится способ нарративный [см. 57; 58]. Индивидуальная биография превращается из «судьбы» в относительный и вариативный «рассказ» Психологи предлагают в этом контексте в качестве своего рода средства спасения программу, которая получила в современной психологии название импрингологии. Оно происходит от психологического термина «импрингин», под которым понимают нерефлексивное следование новорожденного детеныша тому стереотипу поведения, который задает оказавшийся рядом с ним в момент его рождения взрослый, которого он автоматически воспринимает как родителя. Согласно этой программе, в период социализации индивида в культуре (знаменитый период «от двух до пяти») следует предложить ребенку любую, но конкретную культурную матрицу, любую, но вполне определенную шкалу оценок, любую, но четко сформулированную нравственную систему, религиозную или светскую. Констатируя «кризис идентификации» как феномен, универсально характеризующий психологическую сферу эпохи постмодерна, философия постмодернизма формирует специальную программу «воскрешения субъекта», которая ставит своей целью реконструкцию субъективности как вторичной по отношению к дискурсивным практикам (поздние М. Фуко и Ж. Деррида, П. Смит, Дж. Уард и др.)
Неоклассицизм направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 нач.20 в. и отличавшееся постояннымобращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. В отличие от классицизма как большого стиля 18-19 вв. или “классицизма” эпохи Возрождения, Н.рассматривает античность не как культурный идеал или стилевой эталон, но как материал длясимволизации ассоциативных вариаций и деконструкций при отражении сугубо совр. социокультурных интеллектуальных проблем.
Ф и нац. с/сознание. Специфика бел фил традиции. Разв нац с/созн позволяет нации выд-ться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, кот возн на базе общ яза, тер-рии проживания, эконом жизни, к-ры и самобытного хар-ра. Важнейшие периоды разв фил мысли Бел: распростр идей ренессансного гуманизма и реформации (16-17), преобладание схоластической ф (17-п.п.18), распростр ф Просв-ния (вт.п.18-п. п.19.), распростр народно-демократич идеологии (вт.п. 19 в), разв. Фил мысли рамках традицион проблем Марк-лен Ф (20-80-е гг.20в); включение в мир фил процесс, освоение идей совр зап Фии. Начало распростр идей ренессансного гуманизма в Бел связано с деят-тью Скорины (16в). В Библии Скорина видел важнейший ист просвещения народа. Возм-ти улучшения жизни людей он связывал с распростр духа чел-колюбия. С сер 16в на тер ВКЛ движение Реф-ции, оказавшее значит влияние на обществен мысль. Видным идеологом Будный изд-ший в 1562 на бел язе «Катехизис», это была критика священ писания. Б. отверг догмат о божеств природе Христа, кот по его мнен был выдающ пророком, но смертным, ему не след поклоняться. Б. считал несостоятельным догмат о Троице и отрицал догмат о бессмертии души. Б. пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Заметным событием к 17 в стала казнь (сожжение на костре с трудом) атеиста Казимира Лыщинского. , труд" О несущ-нии Бога": «люди... - творцы и создатели богов, и Бог явл творением разума, к тому же химерическим; => Бог и химера - одно и то же».Л. не верил в «воскресение из мертвых» и «страшный суд». Атеизм Л. – вершина разв атеистической мысли Бел 17 в. Значит след в ист бел и рус к-р оставил Симеон Полоцкий. Верил: мир созд Богом и стоит на 2х началах: материал (земля, вода, воздух и огонь) и дух, а чел причастен к обоим началам. Выд ступени бытия: бытие присуще всем вещам и сущ-вам, все сущ-т, но растения +обладают жизнью, животные + чувствительностью, а челу + разумность. О позн: ум новорожден подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, позн нач с ощущений; природа подобна книге, кот челу следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, => Бога нельзя познать, но в него нужно верить. Идеи просветительской Фии стали распростр в ВКЛ во вт.пол.18 в. Видн сторонник просв-ния Казимир Нарбут. Воззрения на строение мира осн-сь на идеях Коперника, Галилея, Ньютона. Полагал: истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общ-во придерживался теор обществен договора. Видную роль в разв бел обществен мысли сыграло тв-во Д.-Марцинкевича: полагал: необходимо соверш-ть чел отн-ния путем просв-ния и нравствен воспитания. Важн роль в эт он отводил л-ре на бел язе, кот д изображать идеальное сост жизни, простые и доброжелательные отн-ния. Во вт.пол19 в. заметным явл общ-полит жизни стала деят-ть Калиновского, изд «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской рев-ции, общинного социализма и нац освоб-ния. Этот же период отмечен активизацией народнических групп, изд газеты «Гомон», тв-вом Богушевича и Лучины, распространением марксистских идей. Большую роль в разв бел общ-полит мысли сыграли Алоиза Пашкевич, Купала, Колас... Проблемы нац с/сознания и нац идентичности вед место в иссл-ниях Игната Абдираловича В 1921 г. «Адвечным шляхам». В ней автор размышлял об ист пути и культ своеобразии бел-ов, оказавшихся м/у Вост и Зап и не принявших ни 1, ни.др сторону. Утверждал: бел-ам нужны «свои бел формы жизни», но при этом следует избегать «бел мессианизма». В 1921 г. был учрежден БГУ, в кот открылась каф диалектического материализма. В сов период деят-ть Фов:, как Ивановский (Фия науки, ист Фии и психологии); Быховский (истории философии); Вяч Сем Степин (спец в обл теор позн, Фии и ист науки, фил антропологии, основатель Минской методологич школы, в рамках кот развиваются идеи фил оснований науки). В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета.
4. Понятие реальности и фил подходы к его интерпретации . Пон. «Реальность» в различных фил учениях понимается и трактуется неоднозначно. Стартовые философские представления Реальности были созданы в Философии Древнего мира (Платон, Аристотель...), в кот Реальность, отождествлялась с разл невеществен и веществен формами бытия. Категория «Рть» введена в эп Ср/век, когда понятием 'Рть' стали обозначать вещи, обладающие 'значительной степенью' бытия. Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Реальности обладают субстанции (фил категория классич рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего ед-ва всех форм ее проявления и с/развития. Субстанция неизменна в отл от перманентно меняющихся св-в и состояний: она есть то, что сущ в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций - Дух и Материя.). Лейбниц: наиб Реальность присуща монадам (простая", замкнутая, активная духовная субстанция). Локк: первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, непроницаемость, положение, толчок, покой, длительность) обладают большей Реальностью, чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах). Беркли утверждал иерархию степеней Реальности от высшей (присущей Богу) до низшей ('живых' идей, т.е. ощущений). Юм и Спенсер: наибольшей Реальностью обладают впечатления. Кант осуществил важное подразделение Реальности на 'эмпирическую Реальность' явлений и категориальную Реальность как 'трансцендентальную материю всех предметов' познания. Гегель утвердил статус Реальности как онтологической и логической категории. В философии Новейшего времени проблема 'Реальности' получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин…) понятие 'Реальность' приобретает набор разл значений ('обычный', 'естественный', 'живой'…). Важным этапом понимания и трактовки Реальности стала материалистич традиция (Маркс, Энгельс…), утвержд-щая наличие Овной (мат-л реальности, материал мира в целом) и Sной Реальности (дух реальности), кот отождествляется с сознанием и его деят-тью. В совр теор и практике роль категории 'Реальность' и концепций Реальности существенно возрастает. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Реальности) предполагают как мин подразделение ее на естествен Реальность (Реальность, порожденную природой) и искусственную (создан в рез-те творч производительной деят-ти людей). Одной из наиб важных разновидностей искусствен Рти явл 'виртуальн Рть', место, роль и значение кот в жизнедеят-ти чел-ва возрастают. Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность В схоластике - понятие, обретающее категориальный статус в ходе переосмысления платоновской и аристотелевской парадигм: было зафиксировано наличие определенной связи (посредством virtus) между реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии. Категория " вирт-ти" разрабатывалась и в контексте разрешения ин фундаментальных проблем средневек Фии. Фома Аквинский посредством категории " виртуальность" осмысливал ситуацию сосуществования (в иерархии реальностей) души мыслящей, души животной и души растительной. Now, как считает Носов, ВР должна пониматься достаточно широко: “ВР есть особая фил категория наряду с такими как Т, пространство, сущность… позволяющая в едином плане рассм-ть реалии отн-ся обычно к разн типам знания: естественнонауч, гуманитарн или технич”.Однако ряд ученых поднимают проблему уточнения специфики понятия ВР. Так Солопов считает: «в л-ре термин ВР используется произвольно, необоснованно, ради привлечения внимания, в результате чего размывается содержание понятия”. Феномен ВР объясняется технически “ВР- кибернетическое пространство, созданное на базе компа, в кот техническими ср-вами предпринята изоляция от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной или др связи с окр миром… Явление виртуальной реальности есть факт, обладающий безусловной техничностью”. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы