Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука и обр-ние. Эволюция образоват парадигм в ист к-ры. Совр стратегии разв образоват технологий.



Обр-ние- это процесс трансляции, освоения и воспроизводства к-ры, кот понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. вступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Образование как институт культуры выступает как один из каналов внебиологического наследования социального опыта. Обр-ние явл важнейшим соц ин-том, процессы, происходящие в обр-нии, оказываются напрямую связанными с теми изменениями, кот происходят в общ-ве. Дан зависимость находит свое выражение в понятии “социокульт тип обр-ния” (истор тип обр-ния). - это общ хар-ка обр-ния, вписанного в конкретный соц и культ контекст. Это совокупность: 1. образоват целей и ценностей дан общ-ва; 2. социально значимых представлений о рез-тах образоват деят-ти, выраженные в идеале образ-сти; 3. сод-ния обр-ния и способов его отбора; 4. типа коммуникации в образоват процессе; 5. хар-ра институциализации образования. Т.обр. каждому конкретному обществу соответствует определенный тип образования. Социокульт тип обр-ния опр-ся с-мой цен-тей общ-ва. Напр, такой главной ценностью в с-ме обр-ния Герм явл наука, в Анг - это форм-ние гражданина, закалка хар-ра, во Фр - прикладное знание, техника... Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть плавная цель образования. Этот идеал определяется социальными потребностями. Идеал образованности - социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике. Идеал обр-сти – исторически конкретное понятие: в разные эпохи этот идеал разный. Античный идеал образованности выражался в понятии “гражданин”, и он вкл в себя гражд добродетели свободного чела (чувство долга, ответственность, защита родины), знание Фии, музыки, ораторского искусства, физическое соверш-ние. Гуманистический идеал эпохи Возр пон-ся как широкая всесторонняя обр-сть. Идеал обр-сти Нов времени выдвигает на первый план проф знание. В наше время этот идеал вкл в себя проф-лизм, общ к-ру. Для обозначения тех кардинальных изменений, кот происходят сегодня в обр-нии, достаточно часто употребляется понятием “образоват парадигма» - сов-сть научно-теор, методологических и ин установок, принятых науч пед общ-вом на опр этапе разв пед науки и практики, кот рук-ются в качестве образца при решении пед проблем. парадигмы:

В евр к-ре знаниевая парадигма им самую длит ист; она оформлялась в ср/век, и реализуется поср-вом традицион классно-урочной с-мы обучения. Она влияла на определение образоват задач, связан с форм-нием практич и теор опыта чела. Осн положение: идея трансляции учащимся идеи «готовых» ЗУН, при этом сам ученик выступает пассивным Оом учебно-познават деят-сти. Культурологическая парадигма ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов к-ры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общ-ва и к-ры расшир-ся возм-ти овладения челом ценностями; основами физ, эстет, яз, эколог, комп… видами к-ры. Сущ-ть технократической парадигмы обр-ния закл-ся в орг-ции обучения и восп-ния на осн репродуктивной деят-ти обучающихся, направлен на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта. При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко опр учебными целями и ожидаемыми рез-тами. Гуманистическая. Чел явля высшей ценностью. Парадигма ориентирует на изменение образа мышления чела, руководствуясь пр-пом «все для чела, все во имя человека». Педоцентристская: воспитание и обучение- главные факторы разв ребенка, где осн роль отводится педагогу. Методика, новаторство, тв-во педа явл опред-щими при анализе процесса обуч-я и восп-ния. При этом личностные кач-ва, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках личностно-ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

46. Проблема социального статуса ученого. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции в современной культуре. Интеллектуал - соц S, явл-ся носителем опр " универсальн" к-ры, благодаря знанию, обр-нию, восп-ю и статусу, постоянно включенный в процесс абстрагирования по поводу истины и морали. Понятие " И." зарезервировано в общ-ве для тех творцов-мыслителей, кот принимают на себя отв-сть власти, определяют нормы и ценности для общества.

Понятие " И." впервые получило свое широкое распространение во Фр в 1898 по случ манифестации писателей, лит-ров, професов в знак протеста против действий прав-ва в деле Дрейфуса, подписавших ультиматум " Манифест интеллектуалов". В ходе научо осмысления этого феномена, в качестве И. стали рассм высокопроф ученых, выдающихся писателей, академиков, артистов - тех, кто, как предполагается, представляет совесть нации в свете решения осн соц-экон, полит и культ вопросов.

Благодаря растущей технологической направленности науч иссл-ний (соц-полит, соц-эконом, управленч, природоохранит, образоват и ин технологий) в его сост расширилась прослойка нов типа, тесно взаимодействующая с представителями элитных структур в назван обл. Пон элиты в обществе связано с представлением о социальной группе, члены кот наиб компетентны в опр сфере деят-ти (экон, фин, науч, технич, воен, культ.) и наделены особыми правами и возм-ми (привилегиями). В совр науч элите все более значимые позиции занимают не просто самые компетентные в св обл иссл-ний ученые, а деятели науки, упр-щие науч сообщ-вом, координирующие разв науки соотв-но запросам тех сфер чел деят-ти, где науч знания им прикладное значение. Эта небольшая прослойка науч сообщ-ва ассоциируется с представлением о внутринауч бюрократии, в кот входят рук-ли и сотр-ки НИИ и вышестоящих профильн руководящих и координирующих стр-ур. Такого рода квалификация определенной части научного сообщества, разумеется, не ставит под сомнение высокий профессиональный (исследовательский) статус многих ее членов, заслуженно пользующихся научным авторитетом и являющихся крупными учеными в своей области исследований.

Преимущественно эти люди представляют научное сообщество в различного рода организациях (внутринаучных -«Ученые за мир»; масштабно-социальных -движения «зеленых»), обеспечивая достижение взаимопонимания между науч сообщ-вом, властью и общ-вом. Осн часть науч сообщ-ва сост науч сотрудники разл рангов в академ и отрасл секторах науки, сотрудники вуз НИИ и лаб-рий, преподы, ведущие науч работу. Участниками науч сообщ-ва явл и участвующие в проводимых науч иссл-ниях магистранты, аспиранты, соискатели и докторанты, а т науч-вспомогат персонал.

Стр-ра науч сообщ-ва регламент-ся д-тами, отраж-щими гос науч-техн политику, и штатным расписанием науч учр-ний. На практике «должная» стр-ра науч сообщ-ва претерпевает заметные и ощутимые для его эффективной работы трансформации (как позитивные, так и негативные). В наст время в странах Евр и гос-вах постсов простр-ва наблюдается рост прослойки представителей старшего поколения («тех, кто учит») и младшего («тех, кто учатся»). Люди в наиб продуктивном возрасте (28-43 года) выбывают из нац науч сообщ-в, становясь частью мас миграции в науч центры стран, где созд > е адекватные усл для творч роста. Явл, наз-мое «утечкой мозгов», негативно оценивается властью и общ-вом в целом, поскольку вместе с конкретн иссл-телями «вывозятся» оригинальные науч проекты и перспективн напр-ния. Но миграция с целью пройти стажировку или поработать в др исслед центрах - нормальное явл в совр науке и необх усл проф стан-ния и роста ученого. В структурн динамике совр науч сообщ-ва сущ проблема структурогенеза, склад-щаяся под воздействием соц-экон факторов. молодые иссл-тели им возм-ть уйти из науки в сферу наукоемкого произв-ва, чтобы стать науч консультантами крупной компании, ее представителями на уровне деловой ком-ции… Соотв-но уменьшается доля тех, кто остается в сфере исслед работы, уходит на преподават работу в учреждения образования.

Понятие " интеллигенция" (" интеллектуалы" ) не имеет четкого и общепринятого определения. Причиной этого является крайняя разнородность во многом условного социального слоя, обозначаемого данным понятием. Если считать принадлежащими к " интеллигенции" людей, занятых интеллектуальным трудом, то придется причислить к одной социальной группе (или слою) и менеджеров, и врачей, и юристов, и министров, и журналистов, и библиотекарей, и политтехнологов. Интеллигенция как субъект
культурного творчества - это общность людей, профессионально занятая производством и распространением идей, верований, правил, авторитетных мнений. Одним из первых исследователей феномена И. и ее роли в обществе был К. Мангейм. Сущностью И., по мнению Мангейма, является ее " специфическое отношение к культуре". Для И. в любую эпоху большее значение имеет её " жизнь в культуре" как смысловой реальности, нежели жизнь в сфере непосредственных прагматических интересов и потребностей. Этим обусловлена свобода И., ее более широкий, чем у других социальных слоев, кругозор.

Для Мангейма бытие интеллигента в качестве " культурного человека", само возникновение этой специфической социальной группы, обусловлено не-сколькими " разделениями" или " различениями": . 1)Разделением физического и умственного труда; 2) Различением между " свободными профессиями" и " оплачиваемыми профессиональными занятиями"; 3) Различение между " образованными" и " необразованными" людьми. Влияние и статус И., также как и её численность неодинаковы в разных обществах и разные эпохи. Функции И. также обусловлены соц. контекстом. Массовость и влиятельность И. - характерная черта совр. общества

Гуманитарная интеллигенция (публицисты, писатели, журналисты) исторически возникла раньше научной. К её представителям мы можем отнести Вольтера и Д. Дидро, В.Белинского и Н.Чернышевского, а также множество подобных исторических персонажей, занимавшихся лит. тв-вом и публицистикой. Г. И. существует для производства и распространения идей и смыслов, которые не связаны с прагматическими, утилитарными целями. Она комментирует и критикует сложившийся соц. порядок, публично обсуждает нрав., морал, мировоззр. проблемы. (Следует отметить, что во многом благодаря деятельности Г.И. осознается само наличие подобных проблем). Научная интеллигенция (имеется в виду именно социальный слой, а не отдельные одиночки-энтузиасты) сформировалась в рез-те превращения науки в " производительную силу" общества, и произошло это лишь в XIX - начале ХХ вв.
Деятельность Н.И. связана с реализацией прагматических целей. Но при этом сам научный поиск нередко воспринимается представителями данной группы как самоцель. Представители Н.И., как правило, интегрированы в сложившуюся соц. структуру и решают конкр. задачи: совершенствуют организацию труда, повышают эффективность вакцины от гриппа, увелич. точность наведения новых крылатых ракет и т.д. Н.И., в целом, не заинтересована в социальных и культурных изменениях, хотя своей профессиональной деятельностью может способствовать этим изменениям.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь