Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стр-ра к-ры : понятие и совр модели
Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена к-ры, представляется возможным ее классифицировать: а) по типам (устойчивые интегральные культ образования, сохраняющие св сущностную специфику на протяжен длительного промежутка Т) в истор аспекте (к-ра ант-ти, ср веков, Возр, Нов Т, модерна, постмодерна); в этноцивилизационном аспекте (Запад и Восток; нац к-ры). б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направленностью): материальную к-ру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальн потр-тей, создание матер цен-тей); дух к-ру (ориентирована на трансформацию чела, его внутр мира, удовлетворение дух потр-тей, созд дух цен-тей, хар-щихся качественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что увеличивает их значимость с течением Т). в) культ-стратификацион подс-мам (уровни и отдельные образования, маркирующие субъектов культ творч-ва): в вертикальном измерении след уровни: элитарн к-ра (им инновацион-творч хар-р, т.к. осуществляет проф производство нов культ ценностей и текстов, станов-ся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (предназн для посвященных); народн к-ра (хар-ся традиционностью, опорой на широкие слои населения, что связано с простотой и доступностью; выполняет ф-ции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности); мас к-ра (ориентирована не на творч-во, а на потребление; характ-ся демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потребителя; возникая с развитием СМИ в XX в., наивностью и незамысловатостью сюжетов она напоминает народн к-ру, но отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксационно-терапевтические и инф функции). В горизонтальном измерении культурно-стратификационные подсистемы представлены комплексом субкультур, особое место среди которых занимают маргинальные культуры и контркультура. Субкультура - локальное целостное образование внутри господствующей к-ры, отличающееся собствен ценностными ориентациями, язом, обычаями, нравами. Субк-ры опр «мозаичный» хар-р совр общ-в, обусловленный дифференциацией и специализацией населения. Они возн либо как позитивная реакция на соц запросы (проф субк-ры), либо как оппозиция офиц стр-рам (нонконформистские молодежные субк-ры). маргинальная культура - «совокупность локальных субк-р, базисные пр-пы кот оцениваются, с т.зр. господствующего культ канона, как чуждые и враждебные» (М. Р. Жбанков): Феномены маргинальности связаны с девиантными формами поведения и мышления, причины которых лежат в неприятии настоящего. Контрк-ра - наиб радикальное проявление маргинальной субкультуры, находящейся в открытом конфликте с офиц к-рой и претендующей на ее замену в кач-ве нов культ канона. На сегодняшний день понятие контрк-ры проецируется на разл ситуации культ инноваций, фиксирующих ситуацию культ кризиса и претендующих на построение нов культ простр-ва. г) К осн формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку. Многообразие форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом. К-ра как процесс: с-ма детерминант культ разв. Динамика культуры представляет собой процесс проявления способности сложных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Можно выделить основные типы культурной динамики: культурогенез (порождение новых культурных форм, их интеграция в социальную практику, формирование нровых культурных систем), трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта), диффузия культуры (заимствование и освоение образцов иных культур), трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад), системная трансформация (глобальные преобразования самих культурных систем). Культурная динамика основана на постоянном воспроизводстве социальной нестабильности и изменчивости в результате: 1) взаимодействия общества и природы; 2) развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика); 3) взаимодействия различных социальных слоев и институтов; 4) поиска оптимальных форм управления обществом; 5) взаимодействия различных культур и языков культуры. Одним из ключевых элементов культурной динамики является культурная инновация - построение оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. Инновация является эффективной формой социокультурной коммуникации как плодотворное взаимодействие культурных форм, принадлежащих различным культурным пластам и сферам (от элитарных до маргинальных). Существенный фактор формирования и обновления опр типа культурных образцов - актуальный тип общественного устройства и соответствующие ему формы власти. В социально-историческом плане можно выделить следующие основные типы культурной коммуникации, а следовательно и динамики: 1) авторитарно-каноническая коммуникация традиционного общества; основанной на традиционных формах социальной практики и жесткой социально-ролевой иерархии 2) динамично-конкурентная " мозаичная" коммуникация западного (" открытого" ) общества; общество оказывается способным адаптироваться в новых условиях и выработать линию поведения в нестандартных обстоятельствах 3) догматически-идеологизированная коммуникация тоталитарно-бюрократического (" искусственно закрытого" ) общества. отличается жесткой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу Культурный кризис связан с распадом традиционной социальной иерархии и девальвацией соответствующей ей системы К числу внешних причин могут быть отнесены: 1. Природные2. Социальные Внутренние причины культурного кризиса могут быть связаны: 1) с политическим кризисом; 2) с социально-экономическим кризисом; 3) с кризисом господствующей идеологии; 4) с торможением процессов культурной модернизации. Т.обр. любая культурная инновация приобретает статус культурного события лишь в результате своего концептуального оформления на уровне элитарной культуры, включающей ее в актуальный культурный контекст и адаптирующей для массового сознания. И, соответственно, элитарная культура сохраняет способность влиять на реальное положение дел в современном обществе в значительной мере благодаря способности работать с " низовым", " мусорным" культурным пространством В то же время, происходящий в наст время переход от авторитарного, или " закрытого", к " открытому" (К Поппер ) или" мозаичному" (А. Моль), типу построения культурного пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего " центра" и мятежной " периферии". Последнее означает расширение " диапазона приемлемости", трансформацию маргинальныx культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культ среды. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы