Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема единства ист. процесса. Конец всемирной истории и её альтернативы.



Поиск цели, смысла истории имеет свою собственную длительную эволюцию в социально-философской мысли человечества. Условно можно выделить несколько подходов в социально-философской мысли. Прежде всего это — западноевропейская христианская философия, которая начиная с Аврелия Августина стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт развития чел-ва в явлении Христа. С самого начала христианское понимание истории вкл в себя идею - конца мира, его завершения в Страшном суде. Христианство: начало истории - грехопадение, ее поворотный пункт - явление Христа (искупление), завершение истории - Страшный суд. Эти вехи, в кот соединялись небесная и земная ист, опр общее пространство ист, ее временной интервал, в рамках кот чел бытие предстало как неподлинное, подчиненное реализации заранее заданной извне цели. Проблемой периодизации ист процесса занимались Вико, Кондорсе, Гегель, Маркс, Конт, теоретики индустриальн и инф общ-в. Опираясь на представление о циклическом хар-ре ист процесса, Вико выделяет три эпохи, кот проходит в своем развитии каждая нация: век богов, век героев и век людей. Основанием для представленной периодизации явл степень осознания челом св естественного права. В век богов право человека зависит от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей хар-ся естественным правом чела. Руссо, Кондорсе видели смысл ист в прогрессе чел разума и соотв-но ист чел-ва рассм как движение по ступеням этого прогресса. Согласно конц Гердера, все исторические события равноценны, они совершаются не ради каких-либо др, а для себя самих, в силу «культ традиции и органич силы». А потому учение о конечной цели истории - золотом веке чел-ва, не применимо в исследовании ист процесса. Гегель выд Вост мир – царство деспотизма, в кот свободным явл лишь сам деспот; Греко-римский мир, в кот не один, но лишь некоторые свободны; и, Германский мир, знающий о том, что свободны все. Периодизациям, основанным на абстрактных принципах (конц Вико, Гегеля), были противопоставлены теор ист процесса, строящиеся с учетом конкретно-ист факторов, таких как, напр, геогр среда, экон отн-ния, науч-техн достижения. Особо следует выд цивилизационные и культурологические конц, в кот в противовес идее единства ист процесса выступает пр-п культурологического плюрализма. В культурологической конц Сорокина выд 3 типа, или 3 сверхсистемы к-ры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Исследуя проблему движущих сил ист процесса, основатели ист материализма выд материальное произв-во в кач-ве главной детерминанты ист развития и разработали категорию общественно-экономической формации. Маркс и Энгельс: ист: племенную, античн и феод формы собственности. Позже Маркс уже использует понятие общественно-экономической формации для характеристики различных ступеней развития общества. Цивилизацион подход к периодизации ист процесса направлен против взгляда на ист как на ед мир процесс. При таком подходе ист цив-ций представляют в виде калейдоскопа локальных к-р или цив-ций. Варианты цивилизационного подхода. Так Данилевский, рассматривая развитие истории как естественный процесс, выделял основные культурно-исторические типы развития, которые всегда присутствуют в истории человечества: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Именно эти основные типы определили развитие человеческой истории. Причем некоторые из них развивались локализовано, стараясь не выходить на контакт с другими, например, китайский. Поэтому они не оказали существенного влияния на тенденции исторического развития. Другие же, напротив, за счет коммуникации и преемственности с другими типами обеспечивали взаимовлияние, определяя магистральные пути развития человечества.

Шпенглер отрицает целостность и единство всемирной истории, наличие в ней «постоянного и всеобщего». Рассматривая мировую историю как существование в разное время «множества мощных культур» (основные восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, майя…), Шпенглер различает расцветающие и стареющие культуры. Каждая из культур исполнена глубочайшего смысла, но судьба их ждет одна — «своя собственная цивилизация» как «завершение и исход культуры». Тойнби: нет единой истории человечества, а есть лишь история локальных цивилизаций. Рассматривая цивилизации как «динамические образования эволюционного типа», Тойнби выделяет в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. Наряду с культурологическим подходом, в первой половине XX в. зарождается и экзистенциальный подход, который стремится очень тесно увязать смысл истории с целью и смыслом человеческого существования. Ясперс выделяет в истории человечества три свойства. Во-первых, она обладает границами, отделяющими ее от других реальностей, — от природы и космоса. Во-вторых, история есть переход от одной эпохи к другой. В-третьих, «история становится идеей целого» при выяснении места человека в обществе и смысла его жизни. По мнению Ясперса, истоки человеческого единства следует искать не в биологической природе человека, а в человеческой сущности «как единстве высшего порядка.

Сущность антиисторицизма Поппера в том, что он отрицает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории, а также «единую историю человечества». История не имеет смысла и к ней не применимы никакие универсальные высказывания и обобщения. Антиисторицизм Поппера нашел свое проявление в отрицании исторического прогресса. Поппер считает, что прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая демократические институты, от которых зависит свобода

Смысл философии " конца истории" Фукуяма усматривает в том, что либеральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой отныне не могут противостоять ни коммунизм, ни какая-либо еще идеология, о которой мы пока не знаем. Тем самым история приходит к своему концу в смысле ее завершения если и не в идеальном состоянии общества, то во всяком случае в плане отсутствия реальных альтернатив западному образу жизни. Типичным примером довольно пессимистических взглядов на исторические перспективы цивилизации может служить работа известного западного политолога С. Хантингтона " Столкновение цивилизаций", где будущее человечества изображается ареной ожесточенных столкновений между западной, исламской и другими цивилизациями. Фролов: у поступательного развития человечества не может быть " конца истории", ибо всякий конец одной эпохи открывает начало следующей, которую мы пока можем лишь предвосхищать. О конце истории мы в состоянии рассуждать лишь так же, как о смысле истории. Ибо ответы на оба эти вопроса равнозначны. Если техногенной цивилизации суждено погибнуть спустя тысячу лет, как полагает немало ученых, вследствие экологического кризиса, то смысл истории человечества будет в его самоуничтожении; если же человечеству удастся создать на нашей планете общество благосостояния, то его история приобретет противоположный смысл.

21. Ист как цивилизационный процесс. Феномен техники и технологии в цивилизационном процессе. Понятие техногенной цивилизации. Сущ-ть цивилизацион подхода закл в том, что история чел-ва подразделяется на неск-ко самостоят образований – локальн цив-ций, кажд из кот им самостоятельн историю, отличается неповторимостью ист явлений, уникальностью культурно-ист событий. Одна из первых попыток описания ист чел-ва с точки зрения развития локальных цивилизаций принадл Данилевскому, кот еще в 1871 г. в книге «Россия и Европа» раскритиковал общепринятую конц деления Всемирной истории на древн, средн нов и выд след культ-ист типы: египетский; китайский; халдейский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; аравийский; европейский. Критику конц единой всемирной ист и обоснование учения о множестве равноправных по уровню достигнутой зрелости культур осуществляет Шпенглер. В книге «Закат Европы» он выдт восемь типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. Каждый к-ра проживает заранее отмеренный определенный (около тысячелетия) срок. Умирая, к-ра перерождается в цив-цию, в позднюю, массовую культуру, где осуществляется переход от творчества к бесплодию, к бездушному «интеллекту», к отрицанию самой жизни. Уникальность и неповторимость каждой цив-ции отстаивает Тойнби. В своем труде «Исследование истории» он доказывает, что Всемирная история представляет собой лишь сов-ть историй отд своеобразных, относительно замкнутых цив-ций, каждая из кот проходит в своем разв стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Под техникой понимается с-ма создан ср-в и орудий произв-ва, а т приемы и операции, умение и ис-во осущ-ния труд процесса. Фундаментальным св-вом техники явл свойство быть ср-вом чела и чел-ва в их деят-ти по преобразованию природной и соц среды и самого чела. В связи с этим разв техники лежит в осн разв чел цив-ции, ее производства, науки, к-ры и ис-ва. Потр-ть в фил осмыслении феномена техники возн давно. Его рождение связывают с появлением на Западе в 1777 г книги Бэкмана «Руководство по технологии». Сам же термин «философия техники» был введен в 1877 в книге Эрнста Каппа «Осн напр-ния Фии техники. К ист возн-ния к-ры с нов т.зр.». В ХХ веке в трудах Хайдеггера, Ортега-и-Гассета, Тофлера, Ясперса, Бердяева… были поставлены проблемы онтологического статуса техники, ее сущ-ти, закон-тей и перспектив разв. Сложность проблемы отн-ний чела с техникой вполне осознавалась Шпенглером. В его работе «Чел и техника» обобщены тенденции, многие из кот представляют угрозу жизни чел-ва. Фил конц-ция техники Хайдеггера противостоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией техники. В центре его работ – онтологическая интерпретация техники, ее связи с бытием, анализ ее в контексте отношения человека с бытием. Нач с 16-17в зап цив-ция переходит в новое состояние, кот получило назв техногенное – цив-ция, основан на приоритетн разв ниуки и техники как базовых механизмов преобразования природной и соц реальности. Для техноген цив-ции хар-ны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активоного статуса чела в природе, кот рассм как пассивн материал (О), для утвеждения чел власти и свободы. В техноген цив-ции науч-технич прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В рез-те возн отчетливо выраженная напр-ть прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. Идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь