Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пон лок и глоб цив-ции. Конц «цивилизацион поворота» в совр соц Фии.
Одной из ключ категорий соц Фии явл – «цив-я» - появ в ант-ти и в разное время трактовалось по разн. Век Просвещения понимает цив-ю как действие, направл на выход из примитивного сост-ния и как разумный абсолют, пригодный для всех времен и народов. Фр Просв наз цивилизов общ-во, основ на началах разума и справедл-ти. Рус социолог Данилевский сформ теор общ типологии цив-ий – по ней - не существует всем ист, а есть лишь ист опр цив-ий, им-щих инд, замкнутый хар-р. (лок Ц.- присущи тому или ин региону, той или иной стране, народу: восточная, африканская, заподноевропейская…- их множ-во, они самобытны, неповторимы и несопоставимы, опр-ся географ, этническими, религ… особ-ми) В конц нем фил-фа Шпенглера Цив-я – заключит стадия разв любой к-ры. Её осн признаки: развитие индустрии и техники, деградация ис-ва и л-ры, возн-ние огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Уподобляя цивилизацию живому организму, основоположники цивилизацион подхода (Данилевский и Шпенглер) полагали, что всякая лок цив-я проходит в св разв последовательные стадии от зарождения - через расцвет - к увяданию и гибели. Поэтому закат евр цив-ции, как и др, миновавших стадию св расцвета, виделся им как неизбежный заключит этап их разв, преддверие близкого конца. С критикой этой идеи выступили Тойнби, Бердяев, Ортега-и-Гасет…: в развитии люб цив-и м возн-ть периоды кризисов и подъемов, однако строгая цикличность: зарождение - подъем - увядание - гибель, - не явл законом сущ-ния цив-и. Сущ немало примеров цив-й, прошедших отмечен стадии: Др Вавилон, Др Египет, Др Греция, Др Рим... Цив-я может погибнуть, оставив потомкам память о себе, памятники к-ры. Но все зависит от людей и идей, - тех, кот способны в кризисные моменты вывести цив-ю из гибельного тупика, дать ей нов дыхание, открыть нов перспективы. В 19 в. пон цив-я обретает нов значение. Своё видение понятия Ц. предложили основопол-ки марксизма, рассм-ая истор процесс как ряд сменяющихся обществен-экон формаций, выделяя в ист чел-ва след ступени: дикость, варварство, цив-я т.е. Ц. – предстала как этап обществ развития, несущий целый ряд прогрессивных завоеваний. Энгельс и Маркс опр цив-ю – как ступень обществ разв, на кот разделение труда и обмена, товарное произ-во в целом достигают «полного расцвета» и совершают переворот в общ-ве. Этапы ист разв цив-и: 1)Аграрный – ведущая сфера жизнед-ти об-ва – разработка земли 17-18в. Хар-но медленное развитие науки и техники, примитивность орудий труда, зависим-ть аграрного произ-ва от сезонных ритмов и погодных условий, безграмот-ть населения. Предача культ ценностей осуществ-сь от поколения к поколению и сводилась к традиц народн кул-ре. 2) Начин-ся благодаря применению машинной техники (промышленная революция). Пром-ая деят-ть – ведущая сфера жизни общ-ва. 3) индустр гуманизм, когда преимущ-ва техн-го прогресса соед-ся с возрастанием роли чела, его интересов и потреб-ей. Новый этап означает изменение стиля и образа жизни, возникает тенденция к самоорганизации. Широко использ термин глоб цив-я- хар-ет разв общ-ва от лок его форм к всемирным ч/з разрешение глоб проблем. В осн совр подхода к проблеме цив-и лежит тенденция глобал-ции обществ разв, целостность мира в направл формир-ия планетарной Ц., а затем и космической. Становление глоб Ц. сопряжено с обострением трагич противоречия м/у разл её зонами, в одной из кот чел располагает всеми её благами и достижениями, а в др. –более обширной- царят голод, болезни, нищета. Именно это противор-е созд наиб опасную угрозу целостности глобальной Ц. Совр конц цивилизацион поворота как → от цив-й лок типа к глоб цив-и выдвигает идеал ед планетарного социоприродн комплекса, осн на этно-культурном многообразии. Предполагае диалог и плодотворное взаимовлияние уникальных этно-нац традиций, фиксируется на осн цивилизацион стабильности чел-ва, его эволюц-го кул-го потенциала. 28.Фия к-ры. Осн парадигмы фил анализа к-ры в совр методологии. Фил к-ры - это фил дисц, заним-ся осмыслением к-ры как специфич феномена, изучением ее сущ-ти, закон-тей стан-ния и разв, стр-ры и функц-ния. Дисциплинарное оформление ее происходит в к. 18- нач. 19 в., что было связано с параллельным возн-нием таких направлений, как Фия права, религии, яза, мифа, ис-тва…, и необх-тью созд теор модели к-ры в целом. Первонач концептуализация к-ры осущ-ся в Фии Просвещения (Вольтер, Вико, Руссо, Гердер...) и нем романтизма (Шлегель, Ваккенродер, Новалис, Гете...). К-ра пониматься как сфера искусственного, рукотворного бытия, созд челом в рез-те преобразования бытия естественного. При этом оформляются два базовых подхода к пониманию оснований к-ры. Для просветителей они опр-ся универсальным ед-вом разума (к-ра здесь синонимична цив-и как царству разума, з-на и справедливости). Романтики апеллировали к эстетико-мифологич началам к-ры, говоря об иррационально-мистической и индивид-множественной природе культ творч-ва. Ницше хар-л к-ру как синтетическое ед-во 2х противоположн начал: аполлонического (ориентирован на ед-во, завершенность и гармонию) и дионисийского (творчески-конкретного, спонтанно-множественного). Совр стратегии Фии к-ры можно развести в соотв-вии с выделенными акцентами на универс интегральных основаниях к-ры (аксиалогич, семиотическая, психоаналит), либо на творч индив-сти и множественности (деятельностная, игровая, экзистенциально-диалогическая).Аксиологическаястратегия (Риккерт, Виндельбанд, Лотце, Шелер) рассм к-ру как с-му общезначимых цен-тей. Они сост свободную от доп обоснований сферу целей чел деят-ти (ценность - это то, к чему стремятся ради нее самой), опр тем самым нормы поведения личн-ти. Одновременно они выступают в кач-ве тех эталонов, в соотв-вии с кот осущ-ся оценка тех или ин действий или явл. Образуя с-му глубин осн чел духовности, ценности одновременно явл определяющим началом к-ры в целом. Семиотическаястратегия (Барт, Леви-Стросс, Эко, Фуко, Лотман) к-ра как с-ма знаков. Наиб универс знак с-ма - это яз (для хар-ки к-ры исп-ся концепты текста, дискурса, письма). К-ра рассм-ся как сфера функц-ния и циркуляции знаков в соотв с опр правилами. При этом понятия «текст» и «язык» пон-ся не как лингвистич феномены, а интерпретируются широко: «текст к-ры», «яз к-ры». Акцент здесь делается на самодостаточном статусе яза (знак получает св знач-е посредством др знаков, т.е. в рамках самого языка). Фактически яз орг соц простр-во, определяя устойчивую матрицу мировоззрения, ком-ции и деят-ти в той или иной к-ре. Психоаналитическаястратегия (Фрейд, Юнг, Хорни): к-ра- рез-т трансформации бессознательных импульсов. В качестве «Сверх-Я» к-ра аккумулирует в себе комплекс социально-значимых эталонов и запретов поведения. Всякий творч акт интерпретируется как механизм переключения глубинной энергии бессознательного на легитимные формы деят-ти, а феномены к-ры понимаются как символическое проявление бессознательных интенций и желаний. Деятельностнаястратегия (марксизм): к-ра -продукт чел деят-ти, способ ее орг-ции и разв. Ключ культурообразующим фактором явл именно предметно-практ деят-ть, в рез-те кот созд «вторая природа», определяющая особенности собственно чел среды обитания. Дух к-ра возн вследствие объективации программ деят-ти, их закрепления и трансляции посредством традиций как надбиологических механизмов наследования. Общественное разделение труда обуславливает, с одной стороны, интегральную целостность культуры на отдельных промежутках времени, с другой - ее внутреннюю противоречивость, связанную с формами отчуждения и борьбой классовых интересов. Игроваястратегия (Хейзинга, Финк, Гадамер, Дебор) связывает истоки и законы функц-ния к-ры с игрой как формой свободной творч активности. Акцентируя внимание на феноменах дух к-ры, дан стратегия указывает на их самодостаточность и избыточность по отн-нию к материальным интересам и практ целесообразности, что позволяет говорить об их игровом хар-ре (цель игры - в самой игре). Усл игры явл ее локализация в рамках св пространства, обеспеч-щая исключительность и праздничность игр ситуации. К-ра при этом рассм-ся как множество локальных игр континуумов, свободная игра творч-ва, ориентированная на инд интерпретацию вечных тем и сюжетов. Экзистенциально-диалогическая стратегия (Хайдеггер, Сартр, Камю, Ортега-и-Гассет, Бахтин) центрирует культуру на феномене человека. Если человек - это «мера всех вещей», то к-ра - мера чел-го в челе, его способность к культивации себя как личности. Экзистенциализм апеллирует к необх-ти творч конституирования собствен смысловых горизонтов и ценностей. Индивидуализируя творч-во дан стратегия одновременно подчеркивает статус Другого в осущ-нии собствен проекта. Именно в пространстве диалога Я и Другого происходит осознание св уникальности, но одновременно и универсальности, что предопределяет подобную «уникальную универсальность» всякого культ творч-ва или феномена в целом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы