Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Цели создания исламских банков и философия их бизнеса
Любые финансовые институты ставят своей главной целью получение максимальной прибыли – это их основная мотива-ция. Сумма этой мотивации будет зависеть уже от философии владельцев и управленцев.
Экономические теории утверждают, что целью бизнеса явля-ется максимизация прибыли. Этот стимул становится еще более очевидным, если созданная организация является частной соб-ственностью – когда владелец будет работать для достижения высоких прибылей, так как вся прибыль принадлежит ему. Ана-логична ситуация с предприятиями, созданными на основе парт нерства – каждый бизнес-партнер прикладывает усилия в дело и успех предприятия. То же самое можно наблюдать на примере за-крытых акционерных обществ, когда владелец является управлен-цем. Организации, созданной по форме открытого акционерного общества, требуется дополнительный вспомогательный персонал в области управления и администрации. Здесь акционеры могут не принимать участие в управлении компанией, соответственно возникает необходимость оплачивать работу нанятого штата ме-неджеров. Назначение и увольнение с управленческих должностей осуществляется акционерами, которые, как правило, представле-ны в Совете директоров. Руководитель организации должен при-
нять стратегию Совета директоров, с целью генерирования макси-мальной прибыли и исполнения ожиданий акционеров. Большие прибыли играют важную роль в крупных организациях по двум основным причинам. Во-первых, большая прибыль создает впе-чатление, что организация в настоящее время работает эффек-тивно, что способствует поддержанию имиджа управления. Во-вторых, акционеры обычно хотят высокую отдачу от вложенного капитала. Прибыль будет распределена среди акционеров в каче-стве дивидендов. И акционеры буду счастливы до тех пор, пока компания успешна и гарантированно приносит им ежегодный до-ход. Дивиденды и прибыль (если таковые имеются) рассматрива-ются в качестве компенсаций за акционерный риск при первона-чальных вложениях. Этот факт указывает на главную причину, по которой коммерческие банки стремятся получить максимальную прибыль – они работают на своих акционеров (Elstone, 1987).
В отличие от традиционных банков, где прибыль является единственной целью, исламские банки зиждутся на двух клю-чевых факторах, то есть на религии и прибыли. Учение Ислама должно формировать исламские банки как организации, прида-ющие большое значение моральной стороне вопроса – в отличие от традиционных банков. Моральный аспект возникает в силу таких факторов, как иман (вера, верование) и исламские принципы ведения бизнеса. Не-смотря на наличие этичности, исламские банки рассчитывают получать прибыль от своей деятельности. Как в любом бизнесе, прибыль является необходимым показателем для продолжения деятельности.
По словам Муаззама Али (1988), исламская финансовая систе-ма не может рассматриваться лишь как система без риба; весьма большую роль играет введение исламских принципов социаль-ной справедливости в деятельность финансовых институтов в качестве нормативов, методов, правил и инструментов, обеспе-чивающих правосудие, предоставляющих равенство и справед-ливость. Концепция справедливости должна быть основана на концепции коранического правосудия.
Таким образом, по своим целям создания исламский банк дол-жен объединять и находить равновесие между религией единобо- 94 Глава 3
жия, моральными аспектами и бизнесом, который уделяет боль-шое внимание получению прибыли. Если в системе ценностей исламского банка присутствует лишь один элемент – моральная сторона, – то вполне вероятно, что банк столкнется с потерями
и будет вынужден прекратить свою деятельность. Если это про-изойдет, то не только вкладчики окажутся в проигрыше, – всем мусульманам придется тяжко.
И наоборот, если приоритетным для банка станет получение прибыли, это пошатнет основы исламской «платформы», осно-ванной на концепции справедливости и равенства. Общество далее не будет делать различий между исламскими и традицион-ными банками. Более того, их предпочтения изменятся в сторону традиционных банков, которые, на их взгляд, более стабильны и эффективны с точки зрения предоставления банковских услуг.
Фахим Хан (1983) определил, что задача исламского банка со-стоит в разработке, развитии и поощрении внедрения исламских принципов, законов и традиций на всех уровнях банковских сде-лок. Помимо содействия в исламизации всей банковской деятель-ности, исламские банки несут ответственность за распространение
и создание других учреждений, как например, инвестиционные компании, – разумеется, работающие по принципам Ислама. Ис-ламские финансовые институты учитывают моральные социаль-ные факторы, а не только видят цель в получении прибыли. К при-меру, малазийский банк «Бэнк Ислам Малейжа Берхад» (Bank Islam Malaysia Berhad) в период своего становления разработал несколь-ко основных принципов работы (Bank Islam Malaysia, 1985): «Корпоративной целью данного банка является предостав ление банковских продуктов и услуг, основанных на ислам ских принципах, правилах и практике, всем этническим группам и гражданам этой страны. Упомянутые принци пы, правила и практика являются нормами поведения «му амалат» и имеют отношение к банковским и финансовым операциям. Результат работы банка по предоставлению банковских продуктов и услуг напрямую связан с жизнеспо собностью института и его потенциальным ростом».
В связи с изменениями, которые произошли в бизнес-среде в период работы банка, а также в масштабах рынка исламских
финансов, «Малейжа Берхад» освежила свое видение и мис-сию, когда проводила изменение фирменного стиля банка в 2007 году. Их новые принципы работы звучат следующим обра-зом (www․ bankislam.com.my):
Видение:
Быть мировым лидером в области исламского банкинга.
Миссия:
(i) постоянно разрабатывать и вводить новые финансовые ре шения, согласующиеся с принципами Шариата; (ii) предоставлять разумный и устойчивый возврат средств акционерам; (iii) обеспечить благоприятные условия труда и стать лучшим работодателем для талантливых работников; (iv) быть поставщиком комплексных финансовых решений, ис пользуя передовые технологии; (v) нести ответственность и быть бережливым корпоратив ным гражданином.
Рассмотренные миссия и видение банка говорят о том, что акценты расставлены на желании быть глобальном игроком на рынке исламских банковских продуктов и удовлетворять инте-ресы акционеров.
«Бэнк Муамалат Малейжа Берхад» (Bank Muamalat Malaysia Berhad), второй по очереди создания исламский банк в Малай-зии, в настоящее время имеет следующие видение и миссию (www.muamalat.com.my):
Видение:
Иметь высокую ценность в глазах акционеров.
Миссия:
Получить предпочтение при выборе поставщика исламских финансовых услуг на региональном уровне.
«Дубай Исламик Бэнк» (Dubai Islamic Bank), созданный в1975 году, является одним из первых исламских банков в мире. В период создания банк был призван уберечь мусульман от сде-лок с элементом риба, поскольку такие операции с использовани-ем процента запрещены Всевышним. С течением времени, также как в случае с «Малейжа Берхад», Дубайский банк внес поправки в свое корпоративное видение. «Дубай Исламик Бэнк» стремит- 96 Глава 3
ся стать самым высокотехнологичным банком, предоставляю-щим инновационные банковские услуги, которые соответствуют правилам, обозначенным Всевышним. Начиная с 1999 года банк придерживается следующих видения и миссии в своей деятель-ности (Dubai Islamic Bank, 1999).
Видение:
Быть ведущим поставщиком инновационных финансовых услуг, руководствуясь учением Аллаха. Миссия:
Быть первым исламским банком в мире, который интер претирует исламские экономические принципы на практи ке и верит в необходимость существования экономической системы, основанной на последнем Откровении. Благода ря партнерству с нашими клиентами в достижении ха ляльной прибыли, используя лучшую практику, последние финансовые технологии в сфере обслуживания и уповая на Всевышнего, мы уверены в нашем успехе.
В качестве ценностей банк указывает следующие:
(i) Образ жизни: Мы верим в жизнь, которая удовлетворяетценностям и принципам Ислама.
(ii) Клиенты: Мы ценим наших клиентов, а удовлетворение ихпотребностей является нашим приоритетом. Наши клиен-ты – это наши близкие друзья и самый ценный актив.
(iii) Точность и эффективность: Мы понимаем, что наши кли-енты ценят свое время. И мы стремимся предоставить наши услуги точно, эффективно и быстро.
(iv) Тесная взаимосвязь: Мы стремимся к лояльности клиентов
и работаем над укреплением наших взаимоотношений.
(v) Инновации: Мы понимаем наличие разницы в опыте нашихклиентов, поэтому постоянно совершенствуем наши услуги и внедряем новые подходы.
(vi) Групповое сотрудничество: Такое сотрудничество оченьважно в контексте наших обязательств. Мы ценим и уважа-ем все идеи и мнения, которые способствуют повышению общей производительности компании.
(vii) Социальность: Мы активно помогаем обществу посредствомразвития ресурсов и поддержания экономического роста.
Согласно вышеприведенным ценностям, «Дубай Исламик Бэнк» изложил свои цели, охватив такие аспекты, как качество услуг, рентабельность и социальная ответственность:
• предоставлять банковские услуги в соответствии с высокими
стандартами и шариатскими принципами, внедрять новей-шие технологии с использованием компьютеров, телекомму-никационных и информационных систем;
• распоряжаться инвестициями разумно для получения опти-мального возврата на вложенные средства, а не максимальную прибыль, как для выгоды банка, так и для его клиентов;
• согласовывать свои действия, сотрудничать и работать со-вместно с другими финансовыми институтами, практикую-щими шариатские принципы ведения бизнеса, с целью под-держания усилий по созданию регулирующих норм исламской финансовой системы.
• развивать мусульманское общество во всех областях экономи-ки посредством инвестирования в промышленность, сельское хозяйство, торговлю и недвижимость для создания большего количества рабочих мест; • развивать в обществе желание взаимопомощи, доброжелатель-ность посредством исламских методов, в частности, через закят;
• способствовать процветанию общества согласно пяти аспек-там в Исламе: защита жизни, ума, имущества, чести и социаль-ной справедливости; • поощрять бережливое отношение и разумные исламские инве-стиции, используя финансовые и инвестиционные инструмен-ты, подходящие для индивидуальных потребностей; • предоставлять первоначальный капитал для предпринимате-лей с целью развития экономических проектов и методов фи-
нансирования, которые соответствуют Шариату.
Однако начиная с 2000 года, ценности и цели банка не находят упоминания в годовых отчетах.
Один из крупнейших частных коммерческих банков Бангладе-ша, «Ислами Бэнк Бангладеш Лимитед» (Islami Bank Bangladesh Limited), также обозначил свои ориентиры, которые вращают-ся вокруг социальной ответственности и стремлении развивать экономику мусульман. Целевой аудиторией этого банка явля- 98 Глава 3
ются бедные и наименее удачливые клиенты. Цели следующие (Islami Bank Bangladesh Limited, 1999): (i) осуществлять всю деятельность на основе Шариата и отка-за от процентных схем;
(ii) предоставлять инвестиции по принципам Шариата;
(iii) доход от инвестиций разделять со вкладчиком по принципу мудараба, согласно соотношению, установленному в соот-ветствии с условиями сделки;
(iv) представлять социально ориентированную банковскую си-стему, устанавливать равенство и справедливость в области торговли и коммерции;
(v) поощрять социально-экономический подъем и оказывать финансовые услуги населению с низким уровнем доходов, в частности, в сельских районах;
(vi) играть важную роль в развитии человеческих ресурсов и соз-дании рабочих мест, особенно для безработной молодежи; (vii) достигать сбалансированного роста и справедливого разви-тия посредством диверсифицированных инвестиционных операций, в частности, в приоритетных секторах и менее
развитых районах страны.
Однако в связи с текущими событиями и требованиями про-цесса глобализации «Ислами Бэнк Бангладеш» позже пересмо-трел свои цели и задачи (www.islamibankbd.com):
• вести беспроцентный банковский бизнес;
• установить отношения банк-участник вместо отношений меж-ду кредитором и заемщиком;
• инвестировать по принципу разделения прибылей и убытков;
• принимать вклады, руководствуясь методами мудараба и вадиа;
• создать социально ориентированную банковскую систему;
• расширять сотрудничество с бедными, беспомощными и на-селением с низким уровнем доходов для их экономического роста; • играть значительную роль в развитии человеческого потенци-ала и создании рабочих мест;
• содействовать сбалансированному росту и развитию страны
через инвестиционную деятельность, в особенности в менее развитых районах;
• способствовать достижению конечной цели исламской эконо-мической системы.
Оригинальное видение «Бэнк Муамалат Индонейжа» (BankMuamalat Indonesia) (Bank Muamalat Indonesia, 1998):
Сделать «Бэнк Муамалат Индонейжа» гордостью уммы, од ним из лучших банков в своем классе. Цели банка:
(i) оставаться здоровым и в хорошем финансовом состоянии – перечисленное должно быть измерено правилами и положе-ниями банка Индонезии или с точки зрения Шариата;
(ii) приобретать прибыль;
(iii) сделать свои акции привлекательными для общества;
(iv) владеть широкой работающей сетью с глобальным потен-циалом для бизнеса; (v) обеспечить продуктивное рабочее место для продвижения карьеры каждого сотрудника;
Изначальная миссия « Бэнк Муамалат Индонейжа»:
(i) играть роль в экономическом развитии индонезийской на-ции через усиление предпринимательства в мусульманских кругах, выступать в качестве катализатора для развития Ша-риатского Финансового Совета;
(ii) предоставлять соответствующую прибыль акционерам;
(iii) работать в направлении оптимального роста операционных показателей; (iv) обеспечить позитивный вклад в мусульманское общество;
(v) поддерживать и повышать качество трудовой жизни. Первоначальные видение и миссия были пересмотрены в
1999 году и использовались до 2005 года.
Новое видение:
(i) быть главным шариатским банком в Индонезии;
(ii) быть доминирующим игроком на исламском финансовом рынке;
(iii) быть банком, который пользуется уважением на рациональ-
ном рынке.
Миссия стала следующей:
(i) стать шариатским банком, который управляется профессио-нально, с подчеркнутым мастерством в управлении, ориен-тированным на рынок и дух предпринимательства; 100 Глава 3
(ii) стать эталоном для создания шариатских банков;
(iii) стать самым инновационным банком в сфере инвестицион-ной деятельности.
Тем не менее, «Бэнк Муамалат Индонейжа» в 2006 году вновь решил усовершенствовать свою миссию. Это обновление сочли необходимым в свете изменений, которые затронули исламскую банковскую систему страны. Были учреждены новые шариат-ские банки. Среди них банк «Перкредитан Ракйат» (Perkreditan Rakyat), который принимает активное участие в предоставлении исламских банковских продуктов. Такая активность послужила развитию сильной конкуренции внутри исламской банковской системы Индонезии. В конце 2008 года исламская банковская си-стема в Индонезии состояла из пяти полноценных шариатских коммерческих банков, 13 исламских банковских подразделений, которые являются филиалами частных национальных банков; 15 исламских банковские подразделений – филиалы региональ-ных правительственных банков; и 128 исламских сельских кре-дитных банков (www.bi.go.id). Столкнувшись со сложностями на исламской банковской арене и ожидая усиления конкуренции «Бэнк Муамалат Индонейжа» – лидер среди исламских банков-ских институтов до конца 2007 года – выстраивает новые прин-ципы работы (www.muamalatbank.com):
Видение:
Стать главным шариатским банком в Индонезии, быть лидером на духовном рынке, высоко цениться на рацио нальном рынке.
Миссия:
Стать образцом для шариатских финансовых институ тов во всем мире, делая акцент на предпринимательский дух, управленческий опыт и инновационную направлен ность инвестиций с целью повышения ценности в глазах акционеров.
Подобная концепция балансирования между прибылью и со-циальными обязательствами была принята и другими ислам-скими банками Юго-Восточной Азии. Например, «Аль Амана Исламик Инвестмент» (Al-Amanah Islamic Investment) на Фи-липпинах, созданный 26 января 1990 года и начавший свою дея-
тельность 11 февраля 1991 года, четко заявил в своем Уставе о корпоративной миссии (www.islambank.com.ph): Стимулировать и продвигать социально-экономическое развитие региона, посредством банковской, финансовой и инвестиционной деятельности, а также осуществлять деятельность в таких областях, как сельское хозяйство, торговля и промышленность, используя концепцию ислам ской банковской системы.
«Исламик Бэнк оф Тайланд» (Islamic Bank of Thailand) являет-ся единственным коммерческим банком в стране, который рабо-тает по принципам Шариата. Этот банк был создан в 2002 году, и его видение состоит в следующем (www.isbt.co.th):
Прежде всего, этот банк осуществляет свою деятель ность, основываясь на исламских правилах. Этот банк должен по праву стать сильным и стабильным, с перво классными услугами под эффективным управлением и хо рошим контролем.
Итак, миссия «Исламик Бэнк оф Тайланд»:
(i) поддерживать роль банка в отказе от процентных сделок
(риба);
(ii) укреплять стабильность компании;
(iii) предоставлять высококачественные услуги;
(iv) осуществлять всестороннее обучение и надзор;
(v) обеспечивать социальное и социетальное развитие.
«Дар аль-Маал аль-Исламик Траст» (Dar al-Maal al-Islamic Trust) – исламская организация, созданная как холдинговая компания в 1981 году для 21 финансовой и бизнес компаний, работающая в сфере исламского банкинга и страхования на четырех континентах, изложила следующие цели (Faysal Islamic Bank of Bahrain, 1992):
(i) предлагать всем мусульманам современные исламские фи-нансовые услуги, которые позволят выполнять финансовые сделки клиентов при строгом соблюдении этических, инди-видуальных и социальных ценностей Шариата, без наруше-ния запрета на сделки с элементами риба;
(ii) обслуживать все мусульманские сообщества по части мо-билизации и использования финансовых ресурсов, необ-ходимых для их экономического развития и процветания, 102 Глава 3
в рамках исламских принципов, гарантируя защиту прав и обязанностей человека и общества; (iii) служить мусульманской умме и другим, путем укрепления братских уз на основе взаимовыгодного финансового со-
трудничества, с целью экономического развития и улучше-ния среды проживания.
«Дар аль Маал» также принял поправки к своим корпоратив-ным принципам работы (Dar al-Maal al-Islami Trust, 1998):
(i) создать исламский банковский и финансовый институты в современной и конкурентной среде; (ii) быть известным как наиболее передовая компания среди исламских финансовых институтов, которая предоставляет качественные услуги и продукты, удовлетворяющие высо-ким стандартам;
(iii) увеличить уровень доходов компании, а также поддержи-вать постоянную высокую добавленную стоимость для вы-годы участников, инвесторов и работников;
(iv) вносить вклад в экономическое развитие тех стран, где рабо-тает компания, инвестирует или имеет партнеров по бизнесу; (v) играть основную роль в укреплении сотрудничества между финансовыми институтами; (vi) развивать хорошие отношения с традиционными финансо-выми институтами.
Ценности «Дар аль-Маал»:
(i) соблюдать принципы Шариата, которые формируют зако-нодательство для ведения бизнеса; (ii) упорно добиваться халяльной прибыли, прочного развития и повышения эффективности;
(iii) работать как группа, чтобы защитить интересы организации;
(iv) сосредоточиться на услугах, предоставляемых участникам и клиентам, а также укреплять взаимоотношения, строя их на
доверии, единстве и взаимной выгоде.
Однако начиная с 2000 года «Дар аль-Маал» больше не отобра-жает свои цели и ценности в ежегодных отчетах.
Помимо «Дар аль-Маал», существует другая довольно крупная компания – участница исламского финансового рынка – «Даллах Альбарака» (Dallah Albaraka). Эта группа компаний была осно-
вана в 1969 году и имеет долю в 300 компаниях в 44 странах. Со-вокупные активы «Даллах Альбарака» превышают 7 млрд. дол-ларов США. В финансовом секторе «Альбарака» является акцио-нером 23 шариатских банков и финансовых институтов.
Цель и философия, которой придерживаются банки, принад-лежащие данной группе компаний, выглядят следующим обра-зом (www.albaraka. com): Видение:
Служить обществу, в котором мы живем и работаем, через социальную и экологическую активность. Удовлетворять долгосрочные интересы наших клиентов, предоставляя им ка чественные продукты и услуги. Предлагать потенциальным акционерам высокую отдачу от инвестиций, отбирая и реа лизуя продукцию с низким уровнем риска, детально прорабо танную и с высоким потенциалом в будущем. Мы стремимся создать профессиональную, креативную рабочую атмосферу нашим сотрудникам, которой свойственна прозрачность, открытость, ответственность и всестороннее уважение.
Миссия:
Будучи многоцелевой инвестиционной группой, мы стре мимся предлагать инвестиционные и финансовые услуги, соответствующие Шариату. Мы будем продолжать со вершенствовать и развивать различные бизнес-продукты, в частности, в области зон отдыха, здоровья, окружающей среды, производства продуктов питания и недвижимости на всем Ближнем Востоке и в остальном мире. Наш ориен тир – исполнять требования стандартов этики и чест ности во всем, что мы делаем.
Вышеупомянутые принципы работы являются догмой для всех компаний, объединенных в группу «Даллах Альбарака», что можно подтвердить, процитировав миссию и видение одной из дочерних компаний группы – «Альбарака Исламик Бэнк» в Бах-рейне (Albaraka Islamic Bank) (www.barakaonline.com):
Видение:
Быть ведущим и диверсифицированным международным исламским банком, предлагающим широкий ассортимент высококачественных продуктов и услуг, формировать 104 Глава 3
стратегические альянс для достижения конкурентного преимущества. Миссия:
Мы стремимся быть главным региональным ислам ским банком, который прилагает усилия в социально-экономическом развитии наших целевых рынков, желает увеличить ценность наших клиентов и акционеров, дела ет упор на развитии человеческого потенциала с точки зрения креатива и инноваций.
Проанализировав вышеприведенные цели и задачи исламских банков, можно сделать вывод, что большинство из них делает ставку на выполнении своих социальных обязательств. В этом-то и есть отличие исламских банков от традиционных. Несмотря на отсутствие религиозного аспекта в деятельности традиционных банков, это не мешает им нести социальную ответственность.
В действительности, немало случаев, когда традиционные бан-ки уделяют внимание социальным программам. Такие програм-мы посвящены образованию, проблемам инвалидов, повыше-нию уровня жизни бедных слоев населения. Мусульмане вправе высказывать недовольство, если исламские банки увлекаются погоней за прибылью, забывая и игнорируя социальные пробле-мы. Но и чрезмерное увлечение социальной деятельностью, ста-вящее под угрозу эффективность и прибыльность деятельности, также не должно вызывать одобрения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы