Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы, влияющие на формирование философии исламских банков



 

Факторы, влияющие на формирование философии организации, можно разделить на два вида: внешние и внутренние. Внешние факторы, как правило, не зависят от организации. В качестве при-меров внешних факторов можно назвать законодательство стра-ны, в которой работает организация, окружающую среду, мысли и взгляды клиентов, поведение конкурентов, экономические измене-


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

ния и стихийные бедствия. Внутренние факторы, напротив, могут подвергаться изменениям и формироваться самой организацией. При наличии намерения учредить исламский банк, философия банка будет зависеть от внешних и внутренних факторов. Напри-мер, исламский банк должен рассмотреть социальные проблемы:

 

(i) закон требует, чтобы банк выделял часть прибыли на обра-зование, научные исследования или развитие уммы;

(ii) закон требует, чтобы банк обеспечивал некоторое финан-сирование займов через кард хассан или выделял средства нуждающимся и населению с низким доходом;

 

(iii) существует большое количество конкурентов, проводящих со-циальные программы. Поэтому банку необходимо проводить подобные мероприятия, чтобы обозначить свою позицию;

 

(iv) банк существует в среде, где общество начинает заботиться об окружающих, и, следовательно, социальные программы банка будут находить отклик среди своих клиентов. Напри-мер, если запускается фонд социальных нужд, то клиенты

 

должны оказывать поддержку.

 

Внутренние факторы оказывают значительное влияние на этапе становления банка. К примеру, инвесторы, вкладывая свои средства в исламский банк, как правило, рассчитывают по-лучить высокую доходность, что на практике приводит к мак-симизации прибыли. В действительности, ввиду необходимости больших вложений в создание банка, владельцы и управленцы зачастую состоят из различных представителей. То есть форму-лирование философии банка будет зависеть от двух основных факторов – степени участия владельцев в формировании мыш-ления руководства, а также убеждения и практики управления менеджеров.

 

При нормальных обстоятельствах управление зависит от трех концепций. Первая заключается в том, что акционеры, безу-словно, желают получить высокую отдачу от своих вложений. При таком раскладе менеджмент должен будет усердно работать для удовлетворения ожиданий инвесторов, акционеров, чтобы учредители продолжали «опекать» банк. Высокая прибыль так-же указывает на отличную производительность и эффектив-ность управления.


110 Глава 3

 

Вторая концепция связана с получением вознаграждения. Если руководство считает, что вознаграждение в значительной степени зависит от полученной прибыли, оно будет стремиться к ее макси-мизации. Чем больше прибыль, тем больше сумма вознагражде-ния в виде бонусов и ежегодного увеличения заработной платы.

 

Третья концепция говорит о том, что вкладчики должны быть вознаграждены высокой доходностью – в противном случае они могут сменить банк. Клиенты, переключившиеся на другие бан-ки, формируют плохой имидж для первоначального банка. В та-ких ситуациях управленцам вновь придется работать на макси-мизацию прибыли, чтобы гарантировать высокую доходность по вкладам.

 

Таким образом, три мотивации – желание достичь высоких доходов для акционеров ради будущего своей карьеры; желание достичь высокой прибыли для того, чтобы получать максималь-ную заработную плату, годовые бонусы и другие формы возна-граждения, и желание выдать высокий доход вкладчикам, чтобы предотвратить их уход к конкурентам – все это будет влиять на формирование высшим руководством банка философии мак-симизации прибыли, игнорируя социальные вопросы и благо-получие уммы. Социальной деятельности, как предоставление займов кард хассан, финансированию малого бизнеса и другому, возможно, будет уделяться небольшое внимание.

 

В мире существуют сотни исламских банковских институтов, но все они могут быть разделены на три категории:

 

(i) обычные финансовые институты, предлагающие исламские банковские продукты и услуги;

(ii) исламские финансовые институты, работающие в банков-ской отрасли;

(iii) исламские финансовые институты, предлагающие ислам-ские банковские продукты и услуги.

 

Исламский банковский институт подвергается классифика-ции на основании заявленной философии и его практической деятельности. Финансовые учреждения из первой категории лишь предлагают услуги, не запрещенные Исламом, но в теку-щей своей деятельности не соблюдают остальных принципов исламского бизнеса.


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

Вторая категория включает финансовые институты, пози-ционирующие себя как исламские финансовые институты, но, в действительности, предлагаемые ими продукты и услуги схожи с теми, что предлагают традиционные банки.

 

Третья категория предполагает, что данные исламские финан-совые институты не только предлагают исламские банковские услуги, но и все их бизнес-операции основаны на исламских прин-ципах. Мнение, что исламский банк или исламские финансовые институты должны акцентировать внимание исключительно на получение прибыли, связано с работой традиционных банков. Как было отмечено ранее, получение прибыли – что, несомненно, является важной частью – с точки зрение исламской парадигмы должно быть сбалансировано с социальной ответственностью. Из этого следует, что целью создания исламских банков является сочетание религиозных и деловых аспектов. Таким образом, вся деятельность, связанная с финансовыми транзакциями и бан-кингом должна осуществляться в соответствии с исламскими принципами и законами. Такие банки не должны вовлекаться в коммерческую деятельность, запрещенную Исламом.

 

Ислам призывает своих последователей принимать участие в торговой деятельности; в суре «Корова» стихе 275 Всевышний указывает на дозволенность мусульманам строить бизнес, но за-прещает процент – риба.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был тор-говцем и бизнесменом, как и большинство его сподвижников. Наиболее важным аспектом исламского банкинга является от-сутствие любых элементов риба в проводимых операциях. На-числение, как и уплата процентов – риба, запрещенное действие, отраженное и в Коране, и в хадисах (более подробное описание риба можно найти в главе 4).

 

Согласно Мухаммаду Сиддики (1986), риба рассматривается не только с точки зрения вреда для нравственности, но и как разрушение для общества и является препятствием для обще-го развития уммы. Сиддики обращается ко мнению имама Рази (1149-1209), мусульманского ученого, осудившего риба, которая обесценивает собственность других членов общества, что при-водит к возникновению конфликтов из-за увеличения количе-


112 Глава 3

 

ства богатых и бедных, которые благодаря проценту становятся все богаче и беднее соответственно.

 

Независимо от формы бизнеса, элементы неопределенности присутствуют в деятельности. Любой действующий бизнес ис-пытывает сомнения по поводу достижения прибыли, и любой бизнес может в любое время столкнуться с потерями. Так как успех бизнеса понятие неопределенное, то несправедливо кре-дитору требовать у бизнесмена платить ему фиксированную сумму и производить оплаты вне зависимости от того приносит его дело прибыль или нет. Другими словами, кредитор всегда бу-дет иметь свой доход от выданного займа, даже тогда, когда биз-несмен сталкивается с потерей. Бизнесмен, со своей стороны, должен производить выплаты и в случае убыточности бизнеса.

 

Необходимо отметить, что банк, деятельность которого сво-бодна от элементов риба, не имеет права считаться истинно ис-ламской финансовой организацией ввиду того, что отсутствие риба является лишь одним из требований исламских принциповведения бизнеса.

 

Ислам сформулировал ряд требований для его последовате-лей, чтобы их финансовая деятельность была этичной. Помимо соблюдения четкого руководства в бизнесе, исламские банки должны придерживаться правил и законов, затрагивающих пер-сонально мусульман. Когда все эти правила соблюдены, только тогда банк можно рассматривать как исламский финансовый институт.

 

Если исламский банк усваивает положение и правила, кото-рым нужно следовать, разработка бизнес-философии не потре-бует особых усилий. Бизнес-философия охватывает довольно большую область и включает в себя различные вопросы, такие как убеждение, практика и руководящие принципы, которые должны соблюдаться банком. Бизнес-философия затрагивает модель поведения банка со своими клиентами, инвесторами и другими, кто обратился за помощью или услугой. Кроме того, философия должна поддерживаться не только руководителями, но и исполнителями.

 

Участниками процесса определения и исполнения фило-софии исламского банка обычно являются Совет директоров,


Задачи, философия и принципы исламского банкинга

 

руководители и сотрудники банка. Философия ведения бизнеса иногда отличается от миссии компании, а зачастую и от постав-ленных целей.

 

Аль Азуали (2003) высказал мнение, что финансовые инсти-туты могут рассматриваться как исламские, если удовлетворяют следующему утверждению.

 

Функция исламских финансовых институтов состоит в сборе средств и инвестировании их в интересах своих участников (клиентов, которые сделали вклады с исполь­ зованием инструмента разделения прибылей и убытков). Целью такой организации является возрождение мусуль­ манского общества и достижение сотрудничества между мусульманами, не входя в противоречия при этом с ислам­ ским законодательством. Это законодательство подразу­ мевает отсутствие элементов риба и других запрещенных контрактов, кроме распределения прибыли исходя из уста­ новленных ставок, которые объективны и справедливы. Исламский финансовый институт должен быть озадачен оказанием помощи нуждающимся, посредством выдачи бес­ процентных займов в дополнении к поддержке социально-экономического развития мусульманского общества.

 

Аль Азуали подчеркнул необходимость освещения исламским банком его отличительных особенностей от традиционных фи-нансовых институтов.

 

Помимо соблюдения исламских правил и законов, исламские банки должны быть конкурентоспособными на рынке банков-ских услуг, и иметь возможность удовлетворять банковские и экономические потребности мусульман. Среди основных харак-теристик, которые отличают исламский банк от традиционного можно выделить следующие:

 

(i) исламские финансовые институты должны полностью со-ответствовать требованиям акыйды (вероубеждение) и не участвовать ни в каких сделках, содержащих элементы риба и иной деятельности, запрещенной Исламом;

 

(ii) исламские финансовые институты должны проявлять забо-ту и глубокое понимание, когда их клиенты сталкиваются с финансовыми трудностями;


114 Глава 3

 

(iii) максимизация прибыли не должна стать основной целью исламских финансовых институтов – их целью должно быть социально-экономическое развитие и искоренение нищеты;

 

(iv) деятельность исламских финансовых институтов должна быть более прозрачной. Таким образом, чтобы вкладчи-ки были осведомлены о том, как используются их деньги и каким образом они получают прибыль. А соблюдение про-зрачности при выделении финансирования позволит избе-жать использование клиентов в своих интересах;

 

(v) деятельность исламских финансовых институтов отлича-ется от традиционных банков, что подразумевает вклады и финансирование;

 

(vi) исламские финансовые институты должны предоставлять услуги всему населению, независимо от типа клиентов и их статуса;

 

(vii) исламские финансовые институты при взимании платы должны исходить из фактической стоимости понесенных, при предоставлении услуг, расходов.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Cоотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Факторы, определяющие динамику номинального валютного курса в долгосрочном периоде
  2. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  3. I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
  4. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской и Габсбургской империй.
  5. I.3. Формирование сербского этноса на территории Османской империи и Австро-Венгерской(Габсбургской) империи.
  6. II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  7. V. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон
  8. XII. Формирование и обнародование списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  9. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
  10. Активно-пассивные операции: специфика комиссионных и доверительных (трастовых) операций банков
  11. активные и пассивные операции коммерческих банков.
  12. Анализ влияния ошибочных действий на формирование самоконтроля над двигательными действиями


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь