Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Системное описание



И анализ череповидных личин Амуро-Уссурийских петроглифов

 

В нашем исследовании в состав череповидных личин вошли изображения, содержащие в себе основные признаки черепа (круглые глаза в кругах, выделенная нижняя челюсть, нос точками-ямками или бугорками), детали ритуальных масок или головного убора, образцы с символическими знаками, сходными с этнографическими, в том числе, с атрибутами шаманского костюма этнических культур Приамурья. В качестве иллюстраций использованы авторские фотографии и прорисовки по фотоснимкам; фотографии краеведов разных лет, а также фотоснимки и прорисовки конца 60-х годов из монографии А.П. Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура» (1971). Наскальные рисунки на р. Кия обозначаются как памятник петроглифов Переяславка, в соответствии с названиями других местонахождений петроглифов по близлежащему населённому пункту.

Схема описания и шифр артефакта в квадратных скобках (номер рисунка, номер камня в круглых скобках, номер пункта петроглифов) соответствуют принятому в работе с материалами, опубликованными в книге «Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури» (2012). При обозначении рисунков на отдельных камнях используется значок «№» для цифрового обозначения камня, а при описании рисунков на скале их цифровая нумерация таким значком не сопровождается во избежание путаницы.

Из опыта иконографического анализа появилась необходимость оговорить рамки применения терминов «личина» и «маска». Они имеют одинаковое значение, но в конкретном исследовательском поле удобнее оставить за термином «личина» понимание его как совокупности изобразительных артефактов данного круга, т.е. антропоморфные, зооморфные, антропозооморфные и фантастические изображения лица на камне или скале. Опыт показал, что не все артефакты, называемые «личинами», могли быть таковыми в реальности. Отдельные изображения передают облик мифологического персонажа, а не его маску. Потому вопреки содержанию терминов, «личина» используется нами как более широкое понятие, нежели«маска».

Сикачи-Алян I

Пункт 1 представляет собой обширный участок поймы Амура в нижней части села. Рыхлыеотложения высотой до 6 м и шириной примерно 20-30 м составлены суглинистыми отложениями и глинами; ровные горизонтальные участки заросли кустарниками, особенно густо у подножия высокого скалистого и крутого коренного берега. Крупные глыбы базальта лежат на цокольном основании, бортовой линии поймы и на её поверхности. Во время весенних и летних паводков и разливов реки они перемещаются, переворачиваются, скатываются к речному ложу и оказываются постоянно в воде; а также замываются илом и песком. Поэтому дислокация петроглифов не постоянная. А.П.Окладниковым и отрядом археологов ДВАЭ ИА СО АН СССР в 1969 г. зафиксировано всего 19 каменных глыб с рисунками. На вершине коренного берега в 1969 г. А.П.Окладников вскрыл несколько культурных горизонтов: поддерновым слоем оказался средневековый (чжурчжэньский слой, ХII-ХIII вв.), ниже залегали материалы раннего железного века (польцевский слой, III тыс.л.н.), а подстилал их осиповский культурный горизонт (около ХI тыс.л.н.), относимый ныне в начальному неолиту.

С.А. Дыминский и А.Р. Ласкин, проводившие с 2000 по 2003 гг. мониторинг состояния петроглифов, проследили расстояние перемещений глыб с рисунками в пункте Сикачи-Алян I от 2 до 10 м за 50 лет. Они отмечали исчезновение известных рисунков и появление глыб с новыми изображениями. В 2000г. во время работ М.И. Горновой и студентов Тихоокеанского университета по «Проекту сохранения историко-археологического памятника в пункте первом каменной гряды у с. Сикачи-Алян Хабаровского края» обнаружены новые рисунки. К сожалению, информация о новых рисунках данного местонахождения до сих пор не опубликована.1 В 2002 г члены фонда «Историческое наследие Амурского региона» А.Бабаев и А.Судаков раскопали камень с новым рисунком (см. с.55). Позднее было организовано перемещение отдельных глыб с рисунками на ровные площадки рыхлых отложений поймы, что сделало их доступными даже в период разливов Амура.

1. Рисунок 1. Камень № 2

[1(2) I]

(слева— фото оригинала автором, —2010 г., справа— по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Камень №2 отличается небольшими размерами. На ребре двух боковых плоскостей выбито единственное изображение. В течение последних десятилетий петроглиф подвергался интенсивным природным воздействиям, прежде всего выветриванию, поэтому в настоящее время детали изображения с трудом угадываются.

Характеристика внешней контурной линии. Личина удлинённо-овальная, изготовлена широким неглубоким желобкомконтурной линии. Широким сплошным контуром обведена верхняя, более широкая часть рисунка, и чуть зауженная нижняя. Левый верхний участок утрачен ещё до конца 60-х годов. За границей контура в нижней части на подбородке выбиты четыре коротких и тонких полоски бороды.

Описание внутреннего заполнения «личины». А. Наличие симметрии Рисуноксимметричный: линия условной оси по вертикали проходит черезвыбитую линию середины лба, по носу, далее к середине подбородка и за пределом контура к третьей полоске бороды. Б. Разделение элементов рисунка на составные части.Сохранившаяся часть рисунка зрительно разделяется на основную (глаза, брови и нос) и нижнюю часть (все заполнение ниже горизонтальной линии под носом и борода), а также левую, правую (щеки) и лобную части.В.Характеристика основной и нижней частей личины. Основная часть.Нос показан короткой широкой овальной на конце фигурой без ноздрей. От переносицы плавно отведена левая бровь, она тянется под тупым углом вверх к лобной части. Под ней расположен глаз в виде удлинённого овала с бугорком — зрачком. Правый глаз полностью утрачен, от брови остался участок возле переносицы. Нижняя часть отделена широкой горизонтальной линией с плавно выведенной выемкой по центру. От неё слева и справа выбиты неодинаковые по длине и ширине косые линии. Возможно, это повязка, закрывающая нижнюю часть лица, либо раскраска маски. Г. Характеристика левой и правой частей. В данном рисунке левая и правая части — это щёки, по которым проходят линии «повязки». Других знаков здесь нет. Д. Характеристика лобной части. Лоб отделён от основной части бровями. Он оформлен в виде выпукло-рельефной фигуры с очертаниями купола вверху и широкого тупого угла внизу. На лбу сохранились два знака в виде вертикальной толстой полоски сверху от контура в правой стороне, и аналогичной вертикальной полоски по центру. Возможно, это детали головного убора, которые также несут в себе определённую символическую нагрузку; либо детали раскраски личины.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В основе структуры рисунка — желобчатая линия. Рисунок передаёт облик антропоморфной маски с азиатскими антропологическими признаками (раскосые глаза и брови). Первая версия трактовки рисунка: создан образ культурного героя или покровителя шамана в маске или повязке, с бородой. Вторая версия: погребальная маска со знаком горизонтальной полосы. В соответствии со второй версией она включена в состав категории погребальных личин.

 

2. Рисунок 2. Камень № 4

 

 

[2(4)I] (по Окладников, 1971)

Описание камня и расположение на нём рисунка. В конце 60-х камень № 4 находился на линии уреза воды, поэтому был постоянно скрыт водой. Это глыба базальта цилиндрической формы. Рисунок выбит на выпуклой поверхности камня. Местами он разрушен и угадывается по аналогии с близлежащими участками изображения.

Характеристика внешней контурной линии. Контурной линии как таковой нет. Очертания границ рисунка даны фоном обработанной от естественной корки поверхности. Форма личины овальная с широким округлым верхом и зауженным низом (подбородком), по центру выпуклые очертания, при этом левая сторона округлая, а по экватору правой стороны имеется выступ типа треугольника вершиной вовне.

Описание внутреннего заполнения «личины». А. Наличие симметрии. Рисунок не симметричный. Внутреннее заполнение выполнено выпукло — рельефными фигурами на фоне обработанной поверхности. Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Внутренние элементы личины делятся на верхнюю, среднюю и нижнюю части. В . Характеристика частей личины. Средняя часть. Вместо глаз и бровей на рисунке изображена широкая выпукло-рельефная фигура с изгибом в центральной части, причём, центр этой фигуры смещён в сторону от вертикальной оси рисунка. Нижняя часть. Это наиболее узнаваемая деталь личины: крупной серповидной изогнутой по центру выпукло-рельефной фигурой показан подбородок и в нём посередине показана рот в виде круглой ямки. Верхняя часть. На месте лобной части личины выбиты две косо поставленные фигуры: первая расположена выше, это два параллельных длинных бугорка, соединённых вместе. Ниже фигура в виде удлинённого угла вершиной вниз.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В основе рисунка лежит выпукло-рельефная фигура на фоне обработанной поверхности камня. Преобладает мотив прямой линии. Элементы внутреннего заполнения личины поданы в манерекрайнего схематизма и условности и в мотиве силуэта.Горизонтальная широкая полоса, пересекающая личину поперёк, может трактоваться как погребальный знак. В этом случае есть основание относить рисунок к категории погребальных масок.

Камень № 13 представляет собой редкий комплекс ритуальных изображений. А.П. Окладников отмечал этот камень как самое большое скопление личин на глыбах Сикачи-Аляна.2

 

 

Камень № 13. Общий вид. Фото автора 2014г.

 

2. Рисунок 1. Камень № 13

[1(13)I]

(слева – фото автора, 2012г., справа — по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. На крупной удлинённой глыбе с ровным основанием и высокой верхней частью, от середины к концу имеется пологая и чуть вогнутая плоскость. На ней сосредоточены рисунки семи личин. Исследуемый рисунок небольшого размера (примерно 13 х 9 см), по сравнению с другими, и расположен на удалении от остальных, на самом краю возле крутого обрывистого торца глыбы. Все личины нанесены в одинаковой ориентации на плоскости: с наклоном влево от условной вертикальной оси (от высокой части к плоскому основанию). Рисунки были выбиты глубоким желобком, «выбивка мелкая тщательная», 3 а также широкой линией, но в настоящее время они выглядят неглубокими и местами почти полностью выветренными.

Характеристика внешней контурной линии. Контурная линия широкая и почти везде одинаковая, за исключением нижней части — подбородочной, где она немного уже. Верхняя часть личины сделана в виде купола с приострённой вершиной, на участке «висков» линия плавно-округлая, ниже по щекам они одинаково чуть сужают личину, в нижней части выделен квадратный подбородок.

Описание внутреннего заполнения «личины». А.Наличие симметрии. В основных чертах рисунок симметричен по вертикальной оси: от подбородочного выступа ко рту, выше которого две одинаковые горизонтальные линии, далее строго по центру личины проходит линия носа, выше носа в центре лба угол, затем заострённая макушка. Во внутреннем заполнении личины имеются несимметричные элементы, но они не ломают общее впечатление симметрии. Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Зрительно элементы личины разделяются на основную часть (глаза, нос, бровь), нижнюю (рот и подбородок), лобную. В. Характеристика основной и нижней частей личины.Основная часть. Глаза представляют собой ямки-зрачки (левый больше правого), вокруг них рельефно-выпуклая окружность, вокруг неё вторая широкая окружность — желобок. Над ней просматриваются брови выпукло-рельефным валиком и соответственно желобчатой линией. В прорисовке А.П.Окладникова показана одна бровь, но на фото можно видеть одну неразрывную линию бровей. От уровня глаз по центру и вниз ломаной линией передан нос, он книзу расширяется, и завершается прямой линией. Нижняя часть. Этот участок сделан необычно. Очертания щёк завершаются прямыми горизонтальными линиями, они подходят к центру и выделяютузкий, почти квадратный, подбородок. Ниже носа круглой ямкой обозначен рот. От него влево и вправо отходят по одной горизонтальной полоске.Так в современном рисунке могли показать усы. Но в иконографии изучаемых источников такого приёма нет. Г.Характеристика лобной части. Лобная часть выразительна по очертаниям купола головы. Она не отделена полностью от основной части. Лобный участок заполнен знаками и в центральной части и по краям. Они выполнены одинаково широкими линиями — желобками. По центру большой угол и полудуга, ориентированные на заострённый центр головы. Справа ещё один угол, слева — короткая полоска.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. Основа рисунка — широкая углублённо-рельефная линия и окружность в мотиве тенденции к прямолинейности. Создан антропоморфный образ с признаками черепа (круглые глаза в кругах). Персонаж принадлежит к определённой социальной группе (родовому клану) со своими символами (линия и углы на лбу). Представляют интерес горизонтальные полоски под носом. Как указано выше, они не имеют отношения к усам, и трактуются нами как знак загробного мира. Личина относится к категории погребальных.

 

4. Рисунок 2. Камень № 13

[2(13)I]

(слева авторские фото 2009, 2014 гг., прорисовка по фотографии, справа —графическое воспроизведениепо Окладников, 1971)

Описание камня и расположение рисунка. Рисунок 2 расположен на плоскости выше и левее рисунка 3. Здесь часть глыбы отвалилась, поэтому чуть менее половины рисунка 2 утрачено. Личина небольшая (примерно 16 х10 см).

Характеристика внешней контурной линии. А.П. Окладников относил рисунок к изображениям с двойным (внешним и внутренним) контуром. На фото 2009 г. второй контур ещё просматривается, а на снимке 2014 г. его нет.

Описание внутреннего заполнения «личины».Изображениеотносится ккатегории череповидных личин-масок. А.Наличие симметрии.Линия носа, подбородка слева и справа указывают на симметричный рисунок. Б.Разделение элементов рисунка на составные части.Уцелевшую часть личины зрительно можно разделить на две части: основную (глаз и нос) и нижнюю (рот и подбородок).В. Характеристика основнойи нижней частей личины.Основная часть. Глаз раскосый, состоит из зрачка в виде удлиненно-овальной ямки, обрамленной тремя выпукло-рельефными ободками.Нос сохранился лишь в виде вертикальной линии. Нижний участок носа оформлен прямой линией с округлыми углами. Нижняя часть. Рот показан как выпукло-рельефный бугорок, окружённый двумя выпуклыми ободками. Этим он как бы повторяет структуру изображения глаза, за исключением того, что глаз в виде ямки, а во рту — бугорком передан торчащий язык. Внутренним ободком являются губы, а внешним — контур, обрисовывающий подбородок.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В основеданного рисунка лежит многократное сочетание выпукло-рельефных и углублённо-рельефных прямых линий и окружностей в мотиве тенденции к прямолинейности. Глаза подчёркивают азиатский антропологический тип персонажа. Глаза в кругах-глазницах, энергичная и жёсткая обрисовка скул и подбородка создаютчереповидный образ. Данная личина является звеном в комплексе изображений, поэтому торчащий во рту кончик языка передаёт характерную деталь ритуала.В ином статусе данную деталь невозможно объяснить.

 

5. Рисунок 3. Камень № 13

[3(13) I ]

(слева — фото оригинала, справа —по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Рисунок 3 вплотную примыкает к правому верхнему участку («виску») личины 2, сохранилась полностью.

Характеристика внешней контурной линии. Личина на рисунке 3 обладает очень широким контуром, его трудно назвать линией, скорее, это фон изображения, созданный снятием естественной коркикамня. Рисунок отнесён к силуэтным. Внешняя граница рисунка имеет форму неправильной окружности. Слева на уровне «щеки» имеется широкая плавная выемка.

Описание внутреннего заполнения. Особенной чертой данного рисунка является расположение элементов: широком, как тарелка, обработанном фоне, внутри которого оставлена выпукло-рельефная естественная поверхность в виде трёх одинаковых по размерам «лепестков». В них находятся элементы внутреннего заполнения личины, по одному на каждый «лепесток». А. Наличие симметрии.Рисунок симметричен, состоит из трёх одинаковых частей — «лепестков». Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Рисунок делится на две части — верхнюю (основную) и нижнюю.В. Характеристика основной и нижней частей личины.Основная часть личины — два глаза. Они занимают участки двух «лепестков»округлой формы. Глаза показаны округлыми бугорками внутри «лепестков». Нижняя часть рисунка занимает третий «лепесток», он имеет в верхней части одинаковые короткие стороны в виде конуса, они соединены плавной выпуклой линией. Внутри, аналогично глазам, округлый, но большего размера выпукло-рельефный бугорок — рот, окружённый широкой желобчатой линией.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.В основе рисунка вариации обработанной и необработанной поверхностей камня. Преобладает по площади первая, т.е. доминирует силуэтный мотив. Создан предельно лаконичный образ из двух глаз и рта. Простейшее антропоморфное изображение в виде трёхточечной личины. Вероятнее всего здесь изображена не маска, а персонаж простейшего содержания.

 

6. Рисунок 5. Камень № 13.

[ 5(13) I]

(слева фото оригинала, справа — по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Рисунок 5 представляет собой наиболее выразительную личину в скоплении личин камня № 13. Он занимает правое верхнее положение на плоскости глыбы. Непосредственно рядом с ним личина (рис. 3), чуть ниже ещё одна (рис. 4).

Характеристика внешней контурной линии. Рисунок относится к силуэтным, большая часть его площади освобождена от естественной поверхности. Контура как линии, ограничивающей рисунок, здесь не имеется. Однако внутреннее заполнение личины слева и снизу оконтурено тонкой выпукло-рельефной линией внутреннего контура. Он по очертаниям повторяет внешнюю границу личины. Левая верхняя часть личины частично утрачена.Описание внутреннего заполнения «личины». Характерной особенностью рисунка является преобладание обработанной площади над узкими рельефно-выпуклыми фигурами из необработанной поверхности камня.А. Наличие симметрии. Личина симметрична в общих очертаниях и наиболее крупных деталях, при этом содержит и асимметричные детали, что не лишает её общей гармонии. Ось симметрии проходит по вертикали сверху вниз от выпуклой части головы до завершения носа, а нижняя часть асимметрична.Б.Разделение элементов рисунка на составные части. Зрительно выделяются основная часть (глаза, нос и рот), нижняя (подбородок) и лобная части, левая и правая стороны. В. Характеристика основной и нижней частей личины. Основная часть нетипична. В рисункебросается в глаза рельефно-выпуклая фигура, внутри которой размещены рот (удлинённо-овальная ямка) и нос в виде треугольной выемки. Глаза переданы ямками неправильной формы внутри круглого (справа) и удлинённого (слева) бугорков. Они окружены выпукло-рельефными ободками, из них правый — с разомкнутыми концами. Правый глаз меньше, нежели левый, более того, он чуть вытянут по косой, создаётся впечатление намеренной деформированности. Нижняя часть. Подбородок показан как прямая широкая площадка, закруглённая слева и справа, что придаёт ему массивность. Внутренний контур — ободок показывает, что лицо находится в какой-то внешней оболочке или глухо облегающем головном уборе. Г. Характеристика левой и правой частей.Слева длинная полудуга обрисовывает скулу, ниже размещён рельефно-выпуклый знак, его очертания выветрились. Он окантован линией-желобком в виде угла. В правой частиодин знак — это круглая рельефно-выпуклая точка — бугорок.Д. Характеристика лобной части.На лбу имеется знак угла.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.Рисуноксилуэтный, его детали передаются в мотиве криволинейности. В структуре преобладает выпукло-рельефная фигура, в негативно-рельефном исполнении лишь отдельные, но значимые детали: зрачки, нос, рот. Создан деформированный череповидный образ персонажа в маске или головном уборе.

7. Рисунок 6. Камень№ 13

[6(13) I ]

(слева — фото оригинала, справа — по Окладников, 1971

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Рисунок 6 расположен на плоскости камня № 13 между рисунками 2 и 3, но чуть ниже. Ориентирован, как и все рисунки на данном камне, наклонно относительно его подошвы. Сохранился полностью.

Характеристика внешней контурной линии. Рисунок 6 обладает широкой и относительно ровнойконтурной линией, она обеспечивает форму личины. Верхняя часть рисунка (до горизонтальной линии, пересекающей личину) имеет форму неправильного прямоугольника. Над ней просматривается широкая дугообразная полоса типа шапки. Нижняя часть имеет вид неправильного треугольника, обрисованного гибкими линиями, вершиной его стал заострённый подбородок.

Описание внутреннего заполнения «личины». А.Наличие симметрии. Рисунок 4, безусловно, симметричен по вертикальной оси: от центра головы до участка между глаз, затем по линии носа к подбородку. Симметричность зрительно усиливает такой элемент как горизонтальная линии от носа влево и вправо. Б.Разделение элементов рисунка на составные части. Он зрительно разделяется на основную (глаза), среднюю (нос, левая и правая щека), нижнюю (рот и подбородок) и лобную части.Характеристика основной, среднейи нижней частей личины.Основная часть. Глаза состоят из чередования кругов-желобков и рельефно-выпуклых кругов геометрически неправильных очертаний. Зрачки в виде крупных ямок, причём, левый большего размера и окружность более правильная; ямка правого глаза имеет треугольные очертания. Они окружены рельефно-выпуклыми ободками, повторяющие форму зрачка. Вокруг них выбиты широкие желобчатые круги, соединенные по центру маленькими тонкими перемычками на «висках». В результате глаза кажутся подвязанными к вискам. Возможно, так показана деталь маски. Средняя часть. Нос представляет вытянутую треугольную фигуру с закругленными углами. Верхняя его часть близко подходит к участку между глазами, нижняя часть носапрямая. Посередине выбита линия, расходящаясявлево и вправо до контура.Нижняя часть. Рот показан в виде крупной овальной ямки, немного смещённой вправо от центра подбородка. Лобная часть— это узкое пространство от глаз до верха головы. Оно ничем не заполнено.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.В основе изображения широкая желобчатая полоса, круги в мотиве тенденции к прямолинейности. Обращают на себя внимание глаза, похожие на отверстия, как это выглядит на масках, и короткие полоски от них для закрепления на голове. Рисунок 6 представляет собой, на наш взгляд, подлинную маску, причём, предельно упрощённую, не загруженную деталями. Она надета на персону, возможно, в головном уборе. Единственным сакральным знаком является горизонтальная линия, пересекающая личину. Она соотносима с погребальной темой и означает перемещение персонажа в загробный мир. Подобные знаки встречаются в росписях масок в могильниках раннего средневековья в Сибири.4

8. Рисунок 7. Камень № 13

[7(13) I]

(слева фото оригинала, справа – по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Рисунок расположен в нижней части плоскости глыбы № 13, это самая нижняя личина-маска. По сравнению с другими личинами, она самая крупная.

Характеристика внешней контурной линии. Контурная линия окружает голову полностью. В графическом воспроизведении А.П.Окладников она выглядит утраченной снизу. Оригинальный фотоснимок показывает выбитую линию на месте облома каменной глыбы. Линия широкая, выбита размашисто и энергично. Описание внутреннего заполнения «личины». А.Наличие симметрии. На рисунке симметричны глаза, две горизонтальные линии от центра носа, сохраняют относительную симметрию брови. Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Сохранилась лишь основная часть (глаза, брови, нос) и лобная. В. Характеристика основнойчастей личины.Основная часть. Зрительный центр рисунка — брови и нос с двумя линиями. Они взаимосвязаны. Нос показан широкой и несколько волнистой удлинённой фигурой с расширением к низу, ноздри не показаны. Брови широкие полудугой. Глаза расположены на равном расстоянии от носа, они переданы бугорками, окружёнными широкими выпукло-рельефными ободками.Зрачок сохранился в одном глазу, это ямка внутри бугорка. Ниже уровня глаз, примерно от середины носа по левой и правой сторонам, выбиты широкие горизонтальные линии.Г.Характеристика лобной части. Лобный участок — это пространство выше бровей до контурной линии. На нём нет никаких знаков.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В структуре рисунка широкая прямая и волнистая линия, окружности ивыпукло-рельефные круги (ободки). Круглые глаза в кругах призваны донести до зрителя образ черепа с круглыми глазницами. Других признаков череповидности нет. Горизонтальная линия, пересекающая нос, ставит данную личину в один ряд с другими на этом камне (№ 13: 1, 6), а также с рисунками на других валунах (№ 2: 2).Это признак мемориального характера. Данную личину можно отнести к категории погребальных. Тщательная прорисовка прямого носа с горбинкой, широкие брови, указывает на позднюю манеру изображения.

 

9. Рисунок 1. Камень № 17

[1(17)I]

(слева современное фото с прорисовками автора, справа – по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нем рисунка. Камень № 17 лежит на каменном цоколе, он перевёрнут и поэтому единственный рисунок (личина) оказался в горизонтальном положении и подбородком кверху. Сохранность удовлетворительная: все части изображения сохранились, но и желобчатые выпукло-рельефные линии очень мелкие, подвержены выветриванию, с трудом просматриваются.

Характеристика контурной линии. Изображение более тяготеет к силуэтной манере, поэтому контур представляет собой не просто желобчатую линию, ограничивающую изображение, а часть композиции рисунка или его фон. Личина овальная, с расширенной куполовидной верхней частью головы и зауженной— нижней.

Описание внутреннего заполнения «личины». А. Наличие симметрии. Рисунок симметричен по вертикальной оси и разделён линией от центра головы до кончика носа. Осевая линия — это центр, к которому сходятся все детали изображения с правой и левой сторон. Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Рисунок разделён на дробные мелкие детали в виде выпукло-рельефных фигур. В качестве составных частей можно выделить глаза как основную часть рисунка, рот и подбородок как нижнюю часть, а также лобную часть, левую и правую стороны.В. Характеристика основной и нижней частейличины. Глаза представляют собой ямки удлинённо-овальной формы, правый чуть меньше левого. Они расположены внутри выпукло-рельефных фигур, широкими концами сходящимися к осевой линии, а узкими упирающиеся в контур с левой и правой стороны по типу «глаз - рыбок».Нос прямой с двумя бугорками-ноздрями, от которых влево и вправо отходят горизонтальные полоски до контурной линии. Она и отделяет нижнюю часть личины, где расположен овальный рот в виде бугорка, справа выделены выпукло-рельефная полоска, подо ртом ещё одна полоска (в прорисовке А.П. Окладникова она показана как ямка). Г. Характеристика левой и правой частей.На щеках — пространстве от линии глаз до горизонтальных линий возле носа — нанесены по две параллельные выпукло-рельефные полоски. Д. Характеристика лобной части. Лоб заполнен знаками. По центру он разделён на две части вертикальной линией. От неё вправо и влево отходят косые параллельные линии, образуя два, вписанных друг в друга угла.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.В структуре рисунка преобладает прямая линия. Опорными являются углы и центральная полоска на лбу, они часто встречаются на личинах и, предположительно, относятся к мужским фратриальным знакам. Множество параллельных линий во внутреннем заполнении личины позволяют соотнести её с линейным изобразительным стилем конца каменного века и начала эпохи палеометаллов.Предположительно, в качестве диагностируемой, выделяем горизонтальную линию, пересекающую личину по центру носа. Подобные знаки нами рассматриваются как погребальные. Она отнесена к категории погребальных.

 

10. Рисунок 1. Камень № 18

1 2 3

[1(18)I]

(1, 2 – современное фото оригинала и прорисовка, 3 – по Окладников, 1971

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Камень № 18 представляет собой небольшую глыбу базальта чёрного цвета, она лежит рядом с камнем № 17 на правой стороне устья высохшего ручья. Это единственный рисунок, и он размещён на верхней пологой плоскости. Плохо сохранился, многие выпуклые части рисунка разрушены.

Характеристика внешней контурной линии. Личина удлинённо-овальная с выделенным зауженным подбородком. Рисунок обнаруживает признаки силуэтного мотива, что проявляется в особенностях контурной линии. Последняя представляет собой не просто линию, очерчивающую внутреннее содержание рисунка, а в некотором роде фон, на котором строится личина. Внешняя граница контура — ровная линия, огибающая изображение. Рисунок хорошей сохранности, нет утраченных участков, но его детали мелкорельфные и постепенно выветриваются. Многие участки изображения трудно просматриваются.

Описание внутреннего заполнения личины.А. Наличие симметрии. Рисунок безусловно симметричен по вертикали: заполнение лба ориентировано по центру и подбородок разделён по середине широкой линией. Б. Разделение элементов рисунка на составные части. На рисунке выделены основная, нижняя части, левая и правая стороны (щёки), а также лобная часть. Зрительно останавливают внимание основная часть и лобная.В. Характеристика основной, левой и правой частей. Основная часть.Нос показан крупной удлиненно-каплевидной фигурой. На переносье линия плавно переходит в тонкие изогнутые брови, доходящие до контурной линии слева и справа. Под бровями изображены глаза в виде небольших миндалевидныховалов, внутри них ничего не просматривается. Ав прорисовке А.П. Окладникова показаны круглые, обведённые тонким рельефом, зрачки. Очевидно, они не сохранились. Сверху глаза обрамлены бровями, а снизу — одинаковыми полудугами. Левая и правая части(щёки) — это пространство ниже глаз до рта.Правая щека отличается более круто обрисованной скулой. От контурной линии в направлении к носу тянутся три длинных и коротких параллельных линии. Ниже нанесена петлевидная фигура. Левая щека обрисована ровной контурной линией. От неё также отходят к носу три параллельных полоски, последняя их них завершается круглой ямкой. Г. Характеристика нижней части.Она начинается от резкого сужения контура, подчёркивающего скулы. Подбородок овально-прямоугольный, снизу и с боков по нему выбиты широкие округлые и короткиеполоски, возможно, это имитация бороды. Рот сделан широким овальным бугорком. Д. Характеристика лобной части.Лоб очерчен куполом и заполнен тремя вписанными друг в друга треугольниками, в центре сохранён округлый бугорок.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.Рисунок относится к силуэтным.В его структуре прямые и рельефныелинии и фигуры, преобладает мотив прямолинейности. Знаки на лбу относятся к распространённымна амурских петроглифах символам. Многочисленность параллельных линий позволяет соотнести его, как и предыдущий рисунок, с линейным изобразительным стилем конца каменного века и начала эпохи палеометаллов.В отличие от личины № 17, здесь нет прямых пересекающих линий, характерных погребальных знаков. Поэтому рисунок может быть трактован как расписная обрядовая маска. По времени нанесения рисунки №№ 17 и 18 очевидно одновременны.

11. Личина с зубами

[б/н (с зубами)I]

(фото автора, 2012, 2014г.)

 

(прорисовка автора по фото 2014г.)

Описание камня и расположение на нём рисунка. В первом пункте Сикачи-Аляна сравнительно недавно появилась ранее неизвестная маска-личина. Этот петроглиф откопали в 2002 г члены фонда «Историческое наследие Амурского региона» А.Бабаев и А.Судаков.5Камень светло-коричневого цвета, единственный рисунок нанесён на выпуклой боковой плоскости. Камень не имеет номера, поэтому рисунок обозначается условно как «личина с зубами».

Характеристика внешней контурной линии.Личина-маска круглая, контурная линия широкая и неглубокая.

Описание внутреннего заполнения личины. А. Наличие симметрии. Рисунок симметричный. Б. Разделение элементов рисунка на составные части.Зрительно изображение разделяется на основную часть (глаза и нос) и нижнюю (зубы). В. Характеристика основной и нижней частей личины. Глаза сделаны в виде широких чуть раскосых овальных бугорков с длинными ямками внутри. Они окружены желобчатой линией и выпукло-рельефным кругом (ободком). Этот ободок подчёркивает не только глазницы, но и линии челюсти внизу. Глаза выразительны. А нос почти незаметен, он сделан в виде короткого конусовидного бугорка. Г. Характеристика нижней части.Рот большой широкий и овальный.По центру выбита тонкая горизонтальная линия, от неё вверх и вниз короткими вертикальными полосками показаны зубы, по пять сверху и снизу. Линия рта и зубы нанесены тонкими линиями, не совпадающими с общим характером рисунка. Возможно, это часть подрисована позднее. Д. Характеристика лобной части. Лоб ничем не заполнен.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь