Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Комплекс VI. Сикачи-Алян II: № 62: 1, 3, 4 а, б
Схема расположения рисунков «столба людоеда» на камне № 62
«Столб людоеда» на камне № 62 (рисунки по Окладников, 1971) Изображения комплекса занимают выветрелую глыбу базальта удлинённо-прямоугольной формы с округлённым верхом и выпуклыми сторонами.Рисунок №62: 1 расположен на длинной стороне глыбы с востока. Он выделяется среди других крупными размерами и яркостью образа. Справа от него ближе к торцовой части камня видны следы рисунка с концентрическими кругами.Слева № 62: 3: мелкая контурная трёхточечная личина (на одну треть от размеров № 62: 1). С левого торца изображена не менее яркая двойная личина №62: 4а, б (Приложение 11). Центральная фигура комплекса (№62: 1) представляет собой классическую череповидную маску. В верхней части выделен линиями головной убор, надетый на голый череп. Последний ярко выражен: вместо носа две ямки-ноздри; глаза разновеликие в круглых глазницах, рот раскрыт. Слева за пределами контурной линии показанасерьга. Рисунок нельзя отнести к симметричным, хотя общий его облик гармоничен. Скулы и подбородок, круглые глазницы передают признаки человеческого черепа и создают устрашающее впечатление. Маска-череп соединяет в себе признаки разноглазых первопредков, устроителей мира и одновременно, это –грозный, энергичный типаж руководителя ритуалов трансцендентного характера. Справа от неё выбита простая контурнаяличина №62: 3 с глазами и ртом в виде ямок. По облику, размерам и размещению, это маска жертвы ритуала. Далее по горизонтали, слева, на другой плоскости камня выбита двойная разноглазая личина череповидного облика (№62: 4 а, б). В структуре рисунка использована «линия-змея», которая связывает персонажи с верхним миром трёхчастной модели нижнеамурского космоса каменного века. Нижняя из них наиболее полно выражена как маска-череп: выделенные скулы, разновеликие глаза в кругах, нос в виде ноздрей-ямок, а рот в виде двух точек-бугорков. Верхняя рассматривается как некое «приложение» к нижней. Она также череповидная, с глазами в кругах и с открытым ртом, но упрощённая, и без символических знаков. Ранее двойная личина была аналитически исследована, описана и трактована как изображение череповидной личины с духом-помощником наверху. В этом описании она ошибочно пронумерована как № 62: 2а, б вместо № 62: 4 а, б.12С большей долей уверенности, в контексте настоящего исследования, этот рисунок можно интерпретировать и как изображение хозяек нижнего мира. Что вовсе не противоречит прежнему толкованию. Этнографы в описаниях представлений о мире коренных народов Сибири и Амура приводят описания не только путешествий шамана по верхнему и нижнему мирам, но и перемещение обитателей верхнего мира в нижний. Эти метаморфозы соответствуют социальным переменам эпохи бронзы и раннего железного века. Именно тогдамужчина в общественной структуре начинает занимать главенствующее положение, оттеснив женщин на периферию общественной жизни, ограничив её сферой семьи. Благодаря этим социальным переменам, в космологических мифах появляются сильные властные мужские персонажи. А прежние праматери всего сущего, парные богини-рожаницы, хозяйки водного мира, земли или тайги становятся жёнами хозяина природной сферы, либо выдворяются из верхнего мира в нижний и обретают соответствующие черты, становятся злобными хозяйками преисподней.13 В процессе художественного осмысления коллективами данной мифологии, неизбежно должны возникать персонажи с обликом двойных личин. Наличие признака разных глаз может свидетельствовать о её прежнем пребывании в верхнем мире, когда прародительница содержала в себе ещё и астральные качества. К новыми чертами облика относится череповидный контур личины. Вторая личина — персонаж, занимавший в прежние времена место младшей рожаницы, превращается в помощника хозяйки преисподней. Но и этим не завершается их мифологическое бытование. В рассматриваемой структуре идеограммы «столба людоеда» хозяйкам нижнего мира отведено место по левую сторону от главного персонажа, верховного духа. Это означает, что и в системе ценностей мира танцора-людоеда, они занимают важное место; возможно, олицетворяют нижнюю часть структуры мира или, собственно, смерть. Но прежняя их функция не изжита из сознания, поэтому они воплощают в себе дилемму «жизнь=смерть». Поглощая души умерших, они их возрождают. Двойная личина занимает второе по значимости место в структуре «столба людоеда», а, значит, и в ритуалах тайных мужских союзов. Третья часть идеограммы (личина-жертва № 62: 3) занимает положение между основным персонажем (№ 62: 1) и его помощником (№ 62: 4 а, б). Композиционно личина-жертва показана как некий буфер между основными персонажами идеограммы. Подобная позиция её третьей части уже дваждыпрослежена нами в комплексах I и V. В непосредственной близости (на камнях № 60 и № 61) имеются оконтуренные и бесконтурные трёхточечные личины. Их можно рассматривать как мемориал жертв обряда и свидетельства обрядовой жизни тайных сообществ. Итак, композиция на камне № 62, состоящая из череповидной личины «с серьгой», двойной череповидной личины, а также контурной трёхточечной, представляет собой идеограмму «столб людоеда». Комплекс составлен из условно соединённых изображений на трёх камнях (Приложение 11). Камни №№ 68 и 39 полвека назад были расположены недалеко друг от друга на линии уреза воды, а № 59 размещался значительно дальше вглубь берега. Учитывая постоянную возможность перемещений, нельзя быть уверенным в изначальном их расположении. Поэтому основной аргумент соединения изображений — тематический. Центральным по облику персонажем может быть личина № 68: 1. Это широкая череповидная маска с раскосыми пустыми глазницами в кругах, ноздрями-ямками, хорошо выделенным раскрытым ртом с высунутым языком, а также знаком на щеке и за контурной линией.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы