Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема шаманизма народов Монголии, Сибири, Северо-Востока Азии и Аляски



В исследованиях феномена маски нельзя обойти вопросы шаманизма, его происхождения, и, собственно, проблему маски в шаманской культуре многочисленных племён Сибири и сопредельных территорий, а также Аляски, связанной с ними этногенетическими и этнокультурными процессами. В поисках центра возникновения традиции шаманской маски, обратимся к основным представлениям о шаманской культуре этносов указанных территорий.

Монголы. Как указано выше, Б. Диосеги и С.В. Иванов рассматривали монголоязычные народы Азии как центральное ядро шаманизма. Бурятский учёный Д. Банзаров (1822 – 1855гг.), в 40-50-х годах ХIХ в. изучавший место шаманизма в монгольской культуре, оставил однозначное представление по этому вопросу. Его работы представляют шаманизм как автохтонное явление, вырастающее из древних народных верований. Анимистическая основа шаманизма пронизывала все сферы жизни народа. Шаман воплотил в себе функции жреца и был центральной фигурой проведения обрядов поклонения солнцу, небу и высшим небесным духам. Культ предков у монголов и китайцев, по его наблюдениям, гораздо древнее шаманизма, он синкретично вошёл в систему шаманского мировоззрения. Монгольский шаман был и прорицателем, и целителем больных. Ламаистские черты, присущие монгольскому шаманизму, Д. Банзаров считал привнесёнными в ходе культурно – исторического развития примерно в конце VI в.16По его заключению, шаманство объяснимо как творчество народа, стоящего на ступени, близкой к первобытному состоянию; эта простейшая форма верования могла возникнуть самостоятельно и у монголов, и у китайцев, и у тунгусов.17А термин имеет центрально-азиатское происхождение. У народов Сибири названия шаманов звучат иначе: тарыб(самоеды), тадыб(остяки), кам (сибирские татары), бё или бугэ (буряты).18 Описывая «служебный наряд» монгольского шамана, он отмечает его большое сходство с другими народами: кафтан, увешанный бляхами и погремушками, шляпку или шлем оргойиз куска железа и шёлковых материй; камлает он с помощью бубна и колотушки. В этом перечне вовсе нет маски. Падение шаманства произошло с наступлением буддизма и целенаправленным искоренением древних верований.19

Тунгусы и маньчжуры. С.М. Широкогоров (1887 – 1939 гг.), в первом десятилетии ХХ в. в числе первых исследовал культуру шаманства племён Забайкалья, Амурской области и Северной Маньчжурии. Термин «шаман» саман он связывает этимологически с маньчжурами.20Шаманизм представлялся учёному сравнительно недавним явлением, насчитывающим несколько веков. Молодость шаманства проявлялась в бурном непрерывном развитии, появлении различных новых элементов. Он не видел в нём признаков мировоззрения: наблюдения показали, что шаманизм может уживаться с любым мировоззрением и любой религией, но основной почвой его взращивания стало анимистическое миросозерцание.21 Шаманский костюм северных баргузинских и нерчинских тунгусов имел два вида: костюм-птица (с железными нашивками по типу скелета птицы, с бахромой и перьями) и костюм-изюбрь (из шкуры этого зверя и с подвесками, символизирующими его скелет). Оба образа совмещал костюм южной группы кочевых тунгусов (скотоводов) забайкальского и бурятского типа. Маньчжурский костюм имел значительные отличия: он проще, изготовлен из красной ткани, оформлен по шее и плечам орнаментом, среди атрибутов шамана —медное зеркало китайского типа, шапка с железными рожками или большими медными птицами. Отличительная деталь — широкий пояс с погремушками, юбка из ткани с разрезами по бокам. Шаманы используют бубны и колотушки.22 С.М. Широкогоров нигде не наблюдал использование шаманской маски.

Этнолингвист-тунгусовед Г.М. Василевич (1895 – 1971гг.) по результатам многолетних исследований (40-70 гг. ХХ в.) заключает об автохтонном происхождении шаманизма у тунгусов Сибири. Ею представлена этимология слов, позволяющих проследить линию перехода от древних анимистических обрядов к шаманским. В эвенкийском районе бассейна Енисея и Алдана, у орочей, ульчей и нанайцев Амура глагол «шаманить» —яя; у маньчжур —яй. Шаман яян в эвенкийском, ульчском языках, и няя — в эвенском. В маньчжурском языке яйки (шаманская песнь), ягал (костёр), янгал (факел). В монгольском языке яег (песнь), янэ-джанэ (гореть). В уйгурском —ялбар (просить, приносить жертву). В телеутском яяр (бубен), яятко (бить в бубен). В чукотском и корякском ийн-ийн (огонь) и др.23 Очевидно, что в древние слова, связанные с обрядами поклонения огню и просьбами о благополучии, вошло иное содержание. Не меньшую древность имеет корень нимна, получивший распространение во всех тунгусо-маньчжурских языках, кроме маньчжурского. У него было два значения: «шаманить» и «пересказывать» фольклорное произведение о прежней жизни (миф, сказание, предание, сказку). В эвенкийском немкам- нимкам (сказка), немкан-нимкалан (петь сказание), немкалан (сказитель); в орочском нимачи-ниману (сказка); в ульчском нингман (сказание, сказка, шаманить), ненгматы (камлание, поминки, отправление души в мир мёртвых); в нанайском нингман-ненгма (сказка, сказание), ненгматы (поминки), нингман (повествовать); в удэгейском нимнгангку (сказка), нимнгас (рассказывать сказку).24Важна этимология термина сэвэн. Он «также характерен для всех тунгусо-маньчжурских языков и связан непосредственно с шаманством. От этого корня образовано сэвэнчэ (шаманить), сэвэки (дух-хозяин верхнего мира), сэвэк (табуированный олень)»; «в негидальском сэвоки-сивухи (божество); в эвенкийском хэвэки (бог); в солонском сэвун онгон (изображение духа); в орочском сэвэ (изображение духа), сэвэки (изображение духа на шаманском костюме); в удэгейском сэвэ (дух шамана); в нанайском сева-суева (идол), сивин (дух); в маньчжурском сэку (дух неба, дух земли, которым молится шаман)».25

Прекрасный языковед, Г.М. Василевич, показала непреходящее главенство языка и слова как источника в изучении миропонимания племён, развития их мифологического сознания и важнейших элементов картины мира. Самыми ранними, по мнению, Г.М. Василевич, были камлания по отправлению души в мир мёртвых, позднее появились камлания для общения с духами-помощниками, самые поздние камлания предназначены для лечения. Шаманская терминология содержит понятия, свойственные дошаманскому этапу первобытных культовых воззрений тунгусов, когда поклонялись астральным духам, звериным предкам, солнцу. Шаманские представления и обряды составляют последний этап в развитии первобытных верований эвенков и сложились на почве дошаманских верований. Начало шаманства отнесено ею к первому этапу формирования прототунгусов — до первого отхода их групп на восток, где они стали тунгусоязычным компонентом в этногенезе средневекового населения юга Дальнего Востока, в частности, чжурчжэней.26 Предположительно, это период от второй половины I тыс. до н.э. и рубежа эр до рубежа I – II тыс. н.э. Тунгусоязычные мигранты на восток становились первыми носителями шаманизма.

Подтверждает изложенное также семантическое содержание ритуальной и праздничной одежды тунгусо-маньчжурских народов (эвенов, эвенков, народностей Амура, маньчжуров), изученное Т.Ю. Сем на рубеже ХХ – ХХI вв. Она отмечала, что семантика знаков на ритуальной одежде не сводится к одному образу птицы, дерева или оленя. Они синкретичны. Цветовая гамма, прямые и волнистые полосы, дуги, круги, цветные розетки шаманской одежды эвенков, эвенов и негидальцев воспроизводят элементы разных моделей мира. Природа обрядовой одежды полисемантична и отражает разные уровни осмысления мира. Они выражены через орнаментальные трансформы как порождения мифологического и религиозного сознания шаманистов. Важно, что ею прослежена их глубинная связь с архаической символикой образа птицы и мирового древа. У аборигенного населения Амура к этим символам добавляется образ солнечного змея.27

Таким образом, шаманизм изучаемой группы вырос из корневых архаических воззрений. Указанные исследователи не приводят маску в числе атрибутов шаманского комплекса (Приложение 6).

Якуты. Для выявления основных черт и сущности якутского шаманизма, а также основных атрибутов костюма, обратимся к исследованиям В.Ф. Трощанского (1843 – 1898 гг.) второй половины ХIХ в. Шаманизм якутов он делит на два отдельных культа: белых и чёрных шаманов. Происхождение шаманства связывает с институтом рода и семьи, даже основные понятия «бубен» и «родство по браку» обозначены одним словом. Культ чёрных шаманов возник позднее и происходит от женского шаманизма, на что, по мнению В.Ф. Трощанского, указывают определённые женские знаки внешности шамана (причёска) и нашивка на переднике железных кругов по типу женских грудей.28 При этом он обосновывает отсутствие культа предков в якутской семье и обществе, и это несмотря на почитание умерших чёрных шаманов. Великие шаманы чёрной веры обожествлялись и становились духами онгонами.29В описаниях шаманского костюма и атрибутов он не упоминает маски. Из приведённых сведений можно заключить, что шаманизм, переплетённый с традициями рода и семьи, в конечном итоге, содержит в себе анимизм.

Чукчи. В исследованиях арктических культур учёные часто обращались к шаманизму и его происхождению. В.Г. Богораз (1865 – 1936 гг.) в нач. ХХ в. отмечал специфику северных шаманских камланий: «Шаманство у чукоч в значительной степени связано с семейными праздниками. Каждая семья имеет один или несколько бубнов, на которых все члены семьи исполняют шаманское действие, т.е. бьют в бубен и поют различные напевы… Среди них почти каждый третий претендует на умение шаманить. Семейное шаманство, простое и примитивное, предшествовало развитию индивидуального шаманства. Семейное шаманство существует у коряков и азиатских эскимосов, и, должно быть, существовало также у камчадалов и юкагиров».30 О неразвитости шаманизма свидетельствует и отсутствие специальной одежды: «Чукотское шаманство не достигло той ступени развития, на которой имеются специально шаманские бубны, одежда и прочие принадлежности. Шаман-чукча употребляет обыкновенный семейный бубен. Шаманская одежда не имеет ничего общего с известным типом облачения якутских или тунгусских шаманов. Юкагиры и камчадалы… переняли шаманскую одежду от тунгусов».31В среде племён севера не сформировалось сакрального отношения к шаманским атрибутам, поэтому собственно не важна и специальная одежда. В.Г. Богораз предполагает, что особая одежда не нужна, потому что камлания проходят во внутреннем пологе жилища в полной темноте и облачения шамана никто не видит. Что касается масок, учёный встречал пару масок, но они не имели никакого отношения к праздничной и ритуальной культуре. Их называли «волосяные лица» (из шкур) или«деревянные лица» (маски из дерева), матери использовали их, чтобы напугать и присмирить детей.32

К аналогичному выводу приходит и американский антрополог М. Элиаде, обобщив многочисленные сведения исследователей этносов Крайнего Севера: «У чукчей, коряков, камчадалов, юкагиров и якутов маска не играет в шаманстве никакой роли: скорее, и то редко, она используется для того, чтобы пугать детей (как у чукчей) и во время погребальных церемоний, чтобы не быть распознанными душами умерших (как у юкагиров). По его мнению, среди эскимосских племён только у эскимосов полуострова Аляски, на которых сильное влияние оказали культуры американских индейцев, шаман использует маску.33 Эскимосскую шаманскую маску он воспринимает как культурное влияние извне. Однако археологические коллекции ископаемых памятников азиатских эскимосов показывают исконную традицию дошаманских антропоморфных масок, о чём будет изложено ниже.

Диффузионистские воззрения на происхождение шаманизма, использования в камланиях масок и погремушек индейцев Аляски выразил в своих научных трудах Архимандрит Анатолий, Архиепископ Иркутский (в миру А.В. Каменский (1863 – 1925гг.) — проповедник православия и исследователь Аляски. Он непосредственно наблюдал жизнь и обычаи индейцев, присутствовал во время шаманских камланий, когда мужчины с раскрашенными лицами били в бубны, а шаман камлал, используя погремушки и маски, часто меняя их в течение сеанса.34

Яркую и живую традицию масок как части костюма шамана, и погремушек в качестве музыкального сопровождения обрядов, он однозначно связывал с азиатским влиянием. Им описаны развитые представления о посмертном пути души и соответственно крайнее почтение к умершим, особенно, к шаманам.35Как отмечал Анатолий Иркутский, сакрализация личности и социального статуса шамана высокая, но не связана с материальным достатком. Он проходит несколько степеней роста, которые сопровождаются обретением атрибутов (языка выдры, различных масок, погремушек, шапки цаху, опушённой соболем, волшебной палки-жезла. Язык выдры — специфическая деталь аляскинского шаманизма, она служит своеобразным «разрешением» входа в мир духов. Погремушки шешух — орудие для вызывания духов.36С шаманскими масками связаны легенды, в которых владелец особой чудодейственной маски путешествует к персонажам архаических мифов дошаманского легендарного времени — демиургам и создателям мира Кануку и Элю. Эти сведения позволяют судить о шаманизме как последующем культурном явлении, появившимся после архаического анимистического пласта представлений о мире. Шаманизм не изменил древних представлений, а скорее органично вошёл в них. В индейском обществе развит культ предков, и традиция шаманских масоквырастает из него.

Представленные материалы со всей очевидностью показывают шаманизм как новую ступень организации отправления архаических анимистических обрядов, культа предков и почитаемых животных. В случаях использования маски, она востребована как художественный образ антропоморфного или зооантропоморфного духа предка рода. Среди приведённых этнических культур, лишь у аляскинских и североамериканских индейцев шаманские мистерии сопровождаются использованием различных масок. Их маски — сакральный предмет. Они имеют общекультурное начало от образа духа предка, но получили развитие, позволяющее выйти за границы обрядности одного культа и обрели универсальное шаманское значение.


Поделиться:



Популярное:

  1. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  2. XII. Формирование и обнародование списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  3. Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей капиталистической экономики, базирующейся на многообразии форм собственности.
  4. Билет №24 1.идеал.идеал и реальный мир. (?)Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.
  5. Билет. Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека»
  6. В 406 году до н. э. при Аргинусских островах у берегов Малой Азии разыгрался самый крупный морской бой времен Пелопоннесской войны.
  7. Военное искусство в войнах индейских народов Америки с европейскими колонизаторами в XVI — XVII вв.
  8. Военное искусство в войнах народов Азии и Америки за свою независимость
  9. Военное искусство в войнах народов, боровшихся с Римской империей в I-II веках
  10. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии.
  11. Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия.
  12. Вопрос 16: Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь