Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сикачи-Алян. Изображения на утраченных камнях



Рисунки, обнаруженные и описанные в 60-х годах отрядом ДВАЭ АН СССР под руководством А.П.Окладникова, но утерянные при повторной документации.31

35. Рисунок 2. Камень № 103

[2(103)V] (по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Глыба базальта больших размеров, на боковых плоскостях размещены изображения. Рисунок был выполнен плоскими неглубокими и слабозаметными желобками плохой сохранности.32 Характеристика внешней контурной линии. Личина овальной формы, заострённая на макушкеи на подбородке. Контурная линия широкая, с тенденцией перехода к силуэтному мотиву. Внешняя граница ровная, за исключением правой стороны от щеки до середины подбородка.

Описание внутреннего заполнения личины. А.Наличие симметрии. Рисунок относительно симметричен: по вертикали симметрия достигается разделением лба на равные части от острой макушки. Кривая линия носа упирается в центр рта, выпуклая часть рта соответствует острому завершению подбородка. Левая и правая сторона выглядят асимметрично.Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Зрительно выделяется основная часть (лоб, глаза, брови, нос и рот), а также левая и правая стороны (щёки). В. Характеристика основной части личины.Широкая желобчатая, чуть извилистая линия тянется от острой макушки головы и плавно входит в линию носа. Линия на лбу чуть изогнута влево, а линия носа изогнута на правой стороне. Далее она плавно входит в широкую линию рта. Он выделен сверху полудугой, иснизу — широкой изогнутой линией (нижняя губа). Во рту выпуклый удлинённый бугорок, возможно, так показан кончик языка.Лоб разделён на две равные части. Подобный знак довольно часто встречается на амурских личинах. Участок лба ограниченширокими и чуть изогнутыми линиями бровей, исходящих от переносицы к вискам. Под ними показаны глаза без зрачков: они выполнены по типу «глаз-рыбок», что хорошо просматривается по правой стороне, левая сохранилась плохо. Под левым глазом нанесены широкая и утолщённая полоска, сходная с головой змеи. Г.Характеристика левой и правой щёк. Левая сторона.На щеке нанесена широкая полудуга, ею очерчен маленький бугорок. Возможно, таким приёмом показаны широкие крутые скулы; не исключается и второй вариант: полудуга выделяет маленький знак-бугорок типа серьги. Нередко на личине бывает показан знак серьги, расположенный на щеке или возле контурной линии. Правая сторона. На правой щеке выбита сложная фигура с целью очерчивания крутой скулы. Приём изображения скул данного рисунка имеет определённое сходство с личиной №102: 1.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.В структуре рисунка превалирует извилистая углублённо-рельефная линия, использованы и выпукло-рельефные фигуры и линии.Несмотря на тенденцию к силуэтному характеру исполнения, преобладает мотив криволинейности. Создан стилизованный антропоморфный образ азиатского типа с элементами череповидности. Рисунок выделяется искривлённостью черт, в этом и многом другом (форме и деталях заполнения), он аналогичен личине № 41: 1 второго пункта. Из опытанаблюдений В.Б. Миримановым масок племён Африки, искажение черт в виде искривлённого носа, рта и других деталей порой встречается на амулетах, предназначенных для преодоления болезни лицевого нерва.33Ещё один вариант искажённого лица встречаем в статье К. Леви-Строса «Колдун и его магия», где представлена деревянная маска «Великого знахаря» индейцев Ирокезов (США) (Приложение 1: II).34 На ней выведена изломанная линия бровей, искривлён нос, смещён рот и толстые губы показаны в кривой лукавой улыбке. Статья посвящена психосоматическому состоянию колдунов, и маска отражает особое неординарное состояние великого знахаря. Всё это может иметь непосредственное отношение и к описанному изображению. Маска способна передавать особые черты «силы» духа-покровителя жреца, в этом может состоять главное содержание описанной личины.

 

36. Рисунок 11. Камень № 103

[11(103)V] (по Окладников, 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Камень утрачен после первичного описания.35

Характеристика внешней контурной линии.Личина контурная в виде правильного овала.

Описание внутреннего заполнения личины. А. .Наличие симметрии. Рисунок, безусловно, симметричный. Нос задаёт центровую линию, глаза и брови усиливают эффект; слева и справа нанесены одинаковые фигуры на подбородке. Б. Разделение элементов рисунка на составные части.Визуально он делится на основную часть (брови, глаза, нос), нижнюю (подбородок) и лобную части.В. Характеристика основной и нижней частей личины.Внутреннее заполнение рисунка выполнено углублённо-рельефными желобками.Основная часть рисунка подана предельно чётко, просто и одинаково: глаза решены двумя косо поставленными параллельными углублённо-рельефными линиями от висков к центру. Нос показан довольно широкой прямой вертикальной фигурой, чуть расширяющейся в виде конуса книзу. От него отходят параллельные глазам линии бровей. В нижней части отсутствует рот. На подбородке слева и справа нанесены два угла, предназначенные, возможно, для имитации скул и выделения подбородка по типу череповидных изображений. Г.Характеристика лобной части.Лобзанимает одну четверть площади личины. На этой объёмной площадке выбит единственный символический знак в виде маленького угла в самой верхней части по центру. Размер знака относительно участка лба усиливает обособленность и жёсткость образа.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В структуре рисунка преобладает прямая углублённо-рельефная линия. Создан художественный образ в условно-стилистической манере, в мотиве прямолинейности. Персонаж подчёркнуто азиатского антропологического типа, его лицо передаёт замкнутое выражение. Углы в нижней части рисунка указывают на пережиточную традицию череповидности. Это обрядовая маска, предположительно, эпохираннего средневековья, возможно отнесение к культуре мохэ.

 

Калиновский камень

Описание камня. Ниже высокого крутого утёса Аури на береговом галечно-гравийном пляже у с. Калиновка Ульчского района лежит несколько крупных обломков каменных глыб. На одном из них сохранились петроглифы.Других петроглифов здесь не обнаружено ни на берегу, ни на скальных выступах мыса Аури. Более того, камень с рисунками по цвету и составу породы не соответствует скальному массиву утёса. Он появился из другого места, что случается во время ледохода даже с крупными глыбами. На огородах села Калиновка А.П.Окладников в 1935 г. обнаружил западины жилищ с материалами позднего неолита. Тогда же он ознакомился с петроглифами и заметил их сходство с сикачи-алянскими. Впервые памятник описан Дж. Фоуком (1898, 1966), затем А. М. Золотаревым (1939) и А.П.Окладниковым (1971).37Автором памятник изучался в 1989 г., тогда же на вершине утёса и высоком скалистом берегу на огородах собрана коллекция керамики Вознесеновской культуры и предметы каменной индустрии. Они хранятся в муниципальном краеведческом музее гор. Комсомольска-на-Амуре.

(слева — современное фото О.В.Арутюнян36, справа —по Окладников А.П., 1971)

Огромная глыба базальта светло-серого цвета содержит рисунки только на одной плоскости, она гладкая и немного наклонная. Изображены 12 лодок с ездоками в виде вертикальных полосок и три личины. Состояние можно назвать критическим. В 1989г. на камне были пятна белой масляной краски, вокруг него скопления мусора. Изображения слабо просматривались. На современном фото О.В. Арутюнян почти не видно деталей внутреннего заполнения. Нанесённые тонкой линией, с течением времени они выветриваются, многие детали внутреннего заполнения утрачены.

Фрагмент фотографии с личинами

 

37. Рисунок 1

[1(Калиновка)]

(фрагмент фото О.В.Арутюнян, прорисовкапо Окладников А.П., 1971)

Личина 1 расположена выше других, занимает доминирующее положение и отличается от других большими размерами. Сохранность критическая: просматривается контур, но заполнение рисунка почти полностью выветрилось. Техника нанесения близка к выбивке тонкой линии металлическими инструментами.

Характеристика внешней контурной линии. Контур сплошной, нигде не прерывается, по форме — это неправильный удлинённый прямоугольник: верхняя часть широкая, а нижняя почти вдвое уже.

Описание внутреннего заполнения личины. В современномсостоянии артефакта описание его внутреннего заполнения возможно только в самых общих чертах. Поэтому полноценным источником выступает прорисовка А.П. Окладникова.А.Наличие симметрии. Рисунок симметричен по вертикальной оси: линия носа и знак вверху по центру лба. Б.Разделение элементов рисунка на составные части. Он зрительно разделяется на основную (глаза и нос), нижнюю (подбородок и рот) и лобную части. В.Характеристика основной и нижней частей личины. Основная часть. Это площадка между лобной частью и кончиком носа. Лоб от основной части отделён горизонтальной линией, которая выполняет разделительную функцию. Бровей нет. Глаза изображены в непривычной манере: рельефно-выпуклыми фигурами типа равнобедренных треугольников основаниями к линии контура, остриями к носу. Зрачков нет. Нос начинается ниже границы со лбом, начертан тонкой вертикальной линией с небольшим утолщением на конце. От его середины и кончика влево и вправо отходят по две диагональные полоски, ограничивая участок подбородка. В этом имеется общее сходство с косыми линиями на рисунке № 86 Сикачи-Аляна. Нижняя часть.Подбородок тяжелый и жёсткий, очерчен прямыми линиями, правая сторона чуть скошена. Рот удлинённо-прямоугольныхочертаний, нанесён узким желобком. Верхняя линия рта снабжена четырьмя выступами, возможно, так показаны зубы. Д.Характеристика лобной части. Она отделяется от основной части личины тонкой линией. Выглядит как автономная часть, имеет удлинённо-прямоугольные очертания. Возможно, так показана шапка, корона без зубцов или повязка. Вверху по центру начертан миниатюрный угол. Чуть ниже очень важный по информативности знак. Горизонтальная полоска с противолежащими отростками (вверх и вниз), по центру она рассечена короткой полоской.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В рисунке преобладает тонкая прямая линия, даже контур тяготеет к прямым линиям и углам. Создан антропоморфный строгий мужской образ с распространенным знаком на лбу в виде угла. Второй лобный знакдаёт возможность прочтения семантического содержания. Вначале есть необходимость вспомнить записи Дж. Фоука 1898 г. со слов священника о том, что в рисунках имеется символ водяного бога, которому поклоняется местное население. Особенно тщательно просят помощи для преодоления бурного водоворота возле скалы Аури. Похожиезнаки в виде развёрнутых латинских букв «Z» или «S» с пересечённой серединой наносились у айнов на инау (ритуальные древесные стружки) или икунись (ритуальные палочки) для пожертвования богу моря рэпун камую. Они представлены в монографии А.Б. Спеваковского как подборка знаков изколлекцииФ. Мараини.38 Знак рэпун камуя (божества или хозяина моря), начертанный на лбу личины, может обозначать обращение к его покровительству для ездоков лодок, которыми окружены три личины на Калиновскомкамне; либо для всех, преодолевающих сложный участок реки возле высокого скалистого мыса, за которым лежит село Калиновка. Датирующим элементом можно считать косые полоски на щеках. Аналогичный знак имеется на двух бронзовых личинах Рёлкинского могильника эпохи бронзы в Среднем Приобье. Эта и другие личины могильника не имеют монголоидных признаков, как и Калиновские личины. Датируется памятник V – VIII вв.н.э.39Есть основания относить личину к категории погребальных масок эпохи средневековья.

 

38. Рисунок 2

[2(Калиновка)]

(справа — фото О.В.Арутюнян, слева — по Окладников А.П., 1971)

Описание камня и расположение на нём рисунка. Личина 2 расположена на изобразительной плоскости ниже и левее предыдущей. Из трёх личин, эта — меньшая по размерам.

Характеристика внешней контурной линии.Контур выбит или прорезан тонкой линией с использованием металлического инструмента. По форме — это неправильный овал, с выделенным прямой линией подбородком. Описание внутреннего заполнения. Сохранность не удовлетворительная, внутреннее заполнение почти не просматривается, поэтому используем опыт прорисовки А.П. Окладниковым. А. Наличие симметрии.Рисунок симметричен по вертикальной оси: все детали левой стороны повторяются на правой. Одинаково показаны глаза и нос. Прорисовка носа двумя линиями симметрична и соответствует параллельным линиям знаков на лбу.Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Внутреннее заполнение личины разделяется зрительно на основную (глаза, нос), нижнюю (подбородок, рот) и лобную части.В. Характеристика основной и нижней частей личины. Основная частьотделена от лба свободным пространством, а от нижней части — двумя горизонтальными линиями. Глаза показаны слабовыпуклыми линзовидными фигурами, внутри которых мелкие ямкизрачков. Глаза окружены прорезанными вокруг них квадратными рамками – «очками», их внутренние линии слева и справа чуть более длинные, что позволяет воспринимать их как нос. Непосредственно под ним горизонтально прочерчены две параллельные линии, пересекающиеличину и соединяющиеся с контуром. Нижняя часть.Подбородок чётко прорисован, он широкий, массивный и тяжёлый, что подчёркнуто прямой линией контура. Рот квадратной формы вырезан по центру подбородка. Д. Характеристика лобной части. Верхушка головыимеет форму купола.По левой и правой стороне лба начертаны два угла, на расстоянии друг от друга.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В структуре рисунка преобладают углублённо-рельефные линии в мотиве прямолинейности. Знаки на лбу несут в себе признаки социальной дифференциации: они могут быть фратриальными или мужскими родовыми символами. Две линии, пересекающие личину, можно рассматривать как знак погребальной традиции. Аналогичные символы известны в Сибири в период рубежа эр и раннего средневековья. Помимо двух параллельных полосок под носом, этот рисунок содержит ещё одну маркирующую деталь, это квадратные рамки — «очки». Такие квадратные или круглые глаза с обводкой характерны для берестяных масок кумандинцев, ханты и манси, других народов Сибири.40 Подобным образом изображали сына небесного бога Кочо кумандинцы, но и маски для медвежьего праздника имели те же признаки. С указанным временем связана склонность к прямолинейным мотивам, а также технология изготовления изображений металлическими инструментами. Создан лаконичный мужскойобраз без азиатских антропологических признаков. Его расположение на камне показывает, возможно, подчинённое положение по отношению к верхнему персонажу. Рисунок аналогичен погребальным маскам и может быть создан в средневековье.

 

39. Рисунок 3

[3(Калиновка)]

(справа — фото О.В.Арутюнян, слева — по Окладников А.П., 1971)

 

Описание камня и расположение на нём рисунка. Личина 3 размещена на одном уровне со второй, непосредственно под личиной 1. Сохранность неудовлетворительная, особенно плохо сохранилось внутреннее заполнение. Без учёта прорисовки из монографии А.П.Окладникова рисунок невозможно представить в полном объёме.

Характеристика контурной линии.Изображение овальное: верх головы передан округлым куполом, нижняя часть заужена и закруглена. Контурная линия тонкая, просматривается по всему периметру.

Описание внутреннего заполнения личины.А. Наличие симметрии. Рисунок строго симметричен по вертикальной оси. Знаки на лбу углами совмещены по центру с линией носа, по обеим сторонам личины начертаны одинаковые детали (знаки на лбу и на щеках, глаза). Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Зрительно рисунок разделяется на лобную, основную (глаза, нос, щёки) и нижнюю части (рот, подбородок). В. Характеристика основной и нижней частей личины. Основная часть. Глаза сделаны в виде удлинённых ямок-зрачков, помещённых в малые, а затем и в крупные линзовидные фигуры. Они выглядят как глаза в очках. Нос начинается ниже и представляет собой тонкую вертикальную линию, немного смещённую влево. Просматривается закруглённость носа на конце.На щеках нанесены от контура два углавершинами к носу. Это стилизованная передача обрисовки скул, характерных для череповидных изображений.Нижняя часть. Она отделена от основной части горизонтальной полосой. Сразу под ней начертан ротудлинённо-прямоугольной формы. От нижней губы вниз прочерченопять тонких линий, упирающихся в контур. Как правило, так показывают бороду.Г. Характеристика лобной части. На лбу данной личины много одинаковых знаков, которые повторяются в других частях. Сверху посередине лба прочерчены два вписанных друг в друга угла, по флангам вырезаны аналогичные, ниже слева и справа ещё по одному углу, всего их шесть.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.Третья личина нанесена в том же стиле, что и предыдущие рисунки Калиновского камня. В структуре рисунка ведущий элемент — прямая линия и угол. От первой и второй личин она отличается количеством одинаковых знаков: на лбу и щеках нанесено восемь углов; отличительным признаком является обозначение бороды в виде пяти полосок. Со второй личиной сближает горизонтальная линия ниже носа. Манера изображения носа уникальная, не встречалась на других амурских личинах. Создан антропоморфный образ без азиатских расовых признаков. Этот персонаж нельзя назвать решительным и жёстким. Он наделен максимальным количеством сакральных знаков. Возможнасвязь с ритуальной практикой (жрец). Горизонтальные полоски являются знаком причастности к погребальной традиции или духам иного мира.Если обратить внимание на кратность числа знаков личины, возникает проблема: кратные числа в традиционной культуре Амура указывают на женское начало, но на рисунке показана борода как яркий мужской признак. Лишь дальнейшие исследования помогут это прояснить. Перечисленные признаки, включая техническую сторону, позволяют данную личину относить к поздним рисункам и считать одновременной остальным двум личинам.

А.П. Окладников выделял верхнюю личину Калиновского камня как более позднюю, но при этом примитивную, а две других, на его взгляд, составляли единство с лодками.41В настоящее время проследить такие различия практически невозможно. Содержание символов на всех трёх личинах вполне соответствует теме погребальных ритуалов, а также сведениям Дж. Фоука о функциональном назначении петроглифов в жизни аборигенов. Таким образом, по стилю, технологии и семантическому содержанию все три личины можно отнести к единому культурному комплексу. Лодки с душами умерших также вполне соответствуют теме мемориального камня, но они отличаются по технике изготовления. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что мемориальные изображения могут пополняться более поздними соответствующей тематики.

 

Шереметьево I

Памятник Шереметьево I открывает комплекс из нескольких пунктов с древними рисунками возле села Шереметьево вяземского района. После исследований Р.К.Маака, отряда ДВАЭ под руководством А.П.Окладникова было известно три пункта с изображениями на плоскостях скальных выступов между сёлами Шереметьево и Кедрово.42 Это обстоятельство отличало его от сикачи-алянского памятника, где рисунки нанесены на каменных глыбах.

С 2009 г. появились новые изображения, открытые археологами и краеведами. В 2009г., 2011/1012 годов найдены рисунки на отдельно лежащих валунах. Краевед гор. Вяземского В.А. Васильев со школьниками обнаружилидва новых пункта с петроглифами на базальтовых валунах, они обозначены Шереметьево IV, V.43 Эти камни во время длительныхвесенне-летних и осенних паводков находятся под водой. Что касается рисунков на скальных выступах, они подвергаются угрозе разрушения природного характера. Как показали исследования доктора географических наук А.Н.Махинова (Институт Водных проблем ДВО РАН), «обвальные процессы на базальтовых уступах достаточно активны вследствие высокой трещиноватости пород. Нависающие блоки пород под действием процессов выветривания отделяются от основной массы и падают к подножью, где в условиях частого затопления и действия ледохода разрушаются на более мелкие фрагменты или выносятся вниз по течению реки. Это создаёт угрозу сохранности уникальных рисунков».44

Петроглифы Шереметьево I находятся в 1, 5 км ниже одноимённого села на скальном обнажении, покрытом трещинами и подверженном раскалыванию. Шесть рисунков позднего времени, выполненных тонкими линиями и прочерчиванием, локализованы на трёх участках скальных выступов на расстоянии друг от друга.45 Во время совместных исследований 2012 г. о. Никанором (Лепешевым) обнаружена личина-маска в «каменной нише», скрытой от глаз наблюдателя. В опубликованной научной статье 2013г. с подробным описанием находки, она ошибочно отнесена ко второму пункту. В представлении данного артефакта мы опираемся на исследования первооткрывателя. Новой личине-маске присвоен номер 7.46

 

40. Рисунок 7

[7 (Шереметьево) I]

(фото и прорисовка по Иеромонах Никанор (Лепешев), 2013).

Описание камня и расположениена нём рисунка. Рисунок занимает каменную нишу в виде клиновидной выбоины в скале на уровне высоты человеческого роста. Занимает её вертикальную левую стенку. Сохранность не везде удовлетворительная, отдельные детали можно только ощупывать пальцами.

Характеристика контурной линии. Изображение контурное, овальное, по форме близко неправильному четырёхугольнику. Линия контура желобчатая, широкая и в основном чёткая. Подбородок по правой стороне и снизу обведён широкой плавной линией, а слева от виска изгибом контура подчёркнуты высокие крутые скулы. За пределами контура чётко просматривается лучистая корона (головной убор) на голове. Шесть лучей конусовидной формы имеют не одинаковую длину. На уровне глаз за пределами контура обрисованы уши. Правое передано небольшим сегментом, а левое — более сложной фигурой: в нижней части очерчены граница ушной раковины, а далее вверх оно тянется конусом до короны.

Описание внутреннего заполнения личины. А.Наличие симметрии.Личина в целом симметрична (виски, щёки, рот), но глаза и ноздри нарушают эту гармонию: они расположены на разных уровнях. Это может быть связано не с задумкой художника, а с плохой сохранностью. Иеромонах Никанор (Лепешев) предполагает два варианта объяснений этому: сложность выбивки изображения в нише, либо намеренное искажение как художественный замысел.47

Трудно согласиться с преднамеренной асимметрией, потому что общий замысел далёк от дисгармонии образа. Б. Разделение элементов рисунка на составные части. Зрительно изображение разделяется на основную (глаза, нос, рот) и лобную части. В . Характеристика основной части личины. Глаза выполнены глубокими сегментовидными ямками, правое ниже левого. Непосредственно под ними выбиты две бесформенные ямки, в таком виде сохранился нос. Рот также плохо просматривается, он имеет очертания сегментовидной ямки. Г. Характеристика лобной части.Лоб занимает треть площади рисунка, это пространство от глаз до горизонтальной границы короны. В левой части лба сохранился фрагмент орнаментального пояска, состоящего их череды полудуг. Сохранились три полудуги, ниже них следы ещё одной полудуги. Возможно, орнаментальный поясок был двухъярусным.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.В структуре рисунка преобладает мотив прямолинейности. Главный признак артефакта-лучистая корона — в таком виде (с конусовидными зубцами) ещё не встречалась среди нижнеамурских личин. Лучистые личины Амура чаще окружены одинаковыми по ширине, тонкими полосками плюмажа или лучей. Не имеет аналогов на Амуре и декоративный поясок на лбу личины. Создан образ персонажа в маске со знаками сияния, с признаками выделения скул, в которых можно, предположительно, видеть элемент ушедшей традиции череповидности. Других символических знаков на рисунке нет. Изображение относится к поздним, вероятнее всего, оно появляется в эпоху рубежа эр и раннего средневековья.

 

Шереметьево II

 

Второй помятник шереметьевских петроглифов расположен ниже Шереметьево I по течению р. Уссури примерно на 1 — 1, 5 км. Рисунки выбивались на скале высокого коренного берега, заросшего густым лесом. На его вершине в конце ХIХ в. В.Н. Альфтан наблюдал двойной вал городища. Членами отряда ДВАЭ СО АН СССР в течение 1959, 1968, 1970 годов здесь проведена археологическая разведка и найдено местонахождение с верхним средневековым слоем и нижним, предположительно, эпохи бронзы. Материалы не опубликованы. Что касается петроглифов, археологи зафиксировали 20 изображений.Это наиболее многочисленная коллекция рисунков шереметьевского комплекса петроглифов. Рисунки разнообразны: птицы, рептилии, звери, личины. К одной из наиболее ярких характерных черт памятника следует отнести преобладание парных личин. По-преимуществу, каждая пара занимает отдельную плоскость скального выступа. В 2009 г. году во время проведения совместных научно-исследовательских работ, организованных Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края и археологами Е.Г. Дэвлет (Институт археологии РАН, Москвы) и Е.Ю. Гиря (ИИМК МАЭ РАН, СПб).48 В 2012 г. в ходе изучения данного памятника группой краеведов под руководством автора данной работы было выявлено и сфотографировано новое парное изображение личин, им присвоены номера 21, 22.

Тогда же на вершине берега, в лесу, примерно в 30 – 50 м от обрыва, автором обнаружены на небольшой полянке (примерно 8х8 м) следы ритуального комплекса (Приложение 8). Он состоит из трёх окатанных глыб базальта, два из них крупного размера. По сторонам света первый ориентирован на север, второй большой камень на юг, а третий, меньшего размера, на запад. Их поверхность была плотно покрыта мхом, но на крупных камнях просматривались следы выемки. После расчистки обнажились глубокие чашевидные неровные углубления. Северная глыба имеет шарообразную форму, «рабочей плоскостью» повёрнута вовнутрь площадки. На ней в основании имеются глубокие удлинённые выбоины, а выше, вторым ярусом, широкое углубление. На его дне выбит знак косого, относительно вертикальной оси камня, креста. На южной глыбе, имеющей горизонтальную площадку, по центру выбита глубокая чашевидная выемка с неровными краями. Западный камень аморфный, на верхней его плоскости по центру выбита такая же глубокая выемка, как и на южном.

Безусловно, петроглифы составляют центральную по значимости заповедную площадку ритуально-обрядовой деятельности обитателей Уссури. Описанная площадка является неотъемлемой частью святилища с петроглифами. Этнография свидетельствует о многочисленных ритуалах, связанных с плодородием и обрядами инициации, в которых главным атрибутом были чашевидные ямки. На памятнике Шереметьево II сохранился именно такой комплекс.

 

41. Рисунок 5

[5 (Шереметьево) II]

 

Описание скалы и расположение на ней рисунков. Личина 5 выбита непосредственно под парными изображениями 6 а и 6 б. Ниже на других плоскостях скалы размещены рисунки птиц.49 Характеристика внешней контурной линии. Личина контурная, по форме — это неправильный удлинённый овал. Выбита неровным желобком. Описание внутреннего заполнения личин. А. Наличие симметрии. Рисунок в целом симметричен: центр головы соответствует точке между глазами и выступу нижней губы. Но форма контура далека от симметрии: на правой стороне асимметрична верхняя часть (висок), а на левой — участок подбородка.Б. Разделение элементов рисунка на составные части. В нём имеется только основная часть (глаза и рот). В. Характеристика внутреннего заполненияконтура.Основная часть, несмотря на простоту исполнения, останавливает внимание не типичностью черт. Крупные, без зрачков, глаза в виде удлинённых миндалевидных фигур, круто развёрнуты и выглядят утрированно раскосыми. Непосредственно под ними цельная сегментовидная фигура рта. Носа, бровей нет.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа.В структуре рисунка преобладает неровная желобчатая линия в мотиве тенденции к прямолинейности. Личина проста по задумке и исполнению, но обладает непохожестью. Последнее свидетельствует об особом содержании и назначении. Пустые глаза, небрежность передачи черт лица и контура, отсутствие знаков социального статуса создаёт впечатление некой «потерянности сущности». С одной стороны, именно такой и должна быть простая маска-накладка на лицо. Но соседство с парой личин, насыщенных сакральными признаками, означает, что эта простая маска передаёт именно потерянный для социума персонаж. Локализация рисунка 5 под парными личинами подтверждает отверженность от главных героев, приниженное и подчинённое положение. Она не имеет череповидных признаков, но, как показали исследования, со всей очевидностью, входит в изобразительный комплекс из трёх рисунков, предназначенный для конкретного ритуала, о чём изложено в следующей главе.

 

Парное изображение личин 6а, 6б (по Окладников, 1971)

Описание скалы и расположение на ней рисунков. Две личины под номером 6 соседствуют друг с другоми занимают отдельную плоскость скалы, отделенную трещинами. Под ними располагается рисунок 5.

 

42.Рисунок 6а

[6а (Шереметьево) II]

 

Характеристика внешней контурной линии. Личины этой пары обладаютвнешним и внутренним контурами. Внешний создаёт общую форму рисунка, он имеет форму неправильной окружности, напоминает перевёрнутую грушу: верхняя часть широкая, а нижняя вдвое уже по ширине. Он выбит углублённо-рельефным желобком средней ширины, плавно очерчивающим личину. На верхушке головы прямо от линии контура вверх отходят толстые (9 шт.) и тонкие (3 шт.) полоски плюмажа с округлыми и срезанными концами, два из них нанесены очень тонкими линиями. Расположенные равномерно, они создают впечатление поднятых дыбом волос. Описание внутреннего заполнения личин. А. Наличие симметрии. Рисунок, безусловно, симметричен по вертикальной оси: от углов на лбу до ноздрей носа, зубов рисунок одинаково повторяется и по левой и по правой сторонам. Б. Разделение элементов рисунка на составные части.Зрительно он разделяется на две части: лобную и заполнения внутреннего контура, где, в свою очередь, можно выделить основную (глаза) и нижнюю (нос, рот) части. В. Характеристика внутреннего контура и его заполнения.Внутренний контур определяет череповидный характер личины, он имеет трёхлепестковые очертания, тем самым делит внутреннее заполнение на три равные части. Выполнен линией вдвое шире, нежели внешний контур. Глаза охвачены им в форме дуг и между ними оставлен угол в виде вытянутого мыска. Ниже глаз желобок слева и справа круто огибает скулы до уровня носа, затем очерчивает подбородок и соединяется с внешним контуром. Внутреннее содержание личины оказывается заключённым в трёх сегментах — лепестках. Основная часть. Глаза заключены в два сегмента — лепестка, они очерчены вначале широким углублённо-рельефным кругом, в нём оставлен тонкий выпукло-рельефный ободок, внутри которого ямка-зрачок. Ободок левого глаза шире, нежели правый. В третьем секторе — лепестке сосредоточена нижняя часть рисунка. Нос и рот соединены в одном участкеобработанной поверхности. Собственно нос передан ноздрями, причём, левая — ободком и правая — бугорком. Рот показан раскрытым, с торчащими зубами в виде шестипрямоугольников разного размера. Г. Характеристика лобной части. Лоб занимает площадкумежду внешним и внутренним контурами. Его заполняют мысовидные острые фигуры. Они соединяют две функции: с одной стороны, это участки контуров, разделяющие глаза; с другой стороны, они передают сакральный символ в виде двойного угла. Он широко распространён среди личин.

Заключение по рисунку и содержанию художественного образа. В структуре рисунка сочетаются углублённо-рельефные кривые линии, окружности, а также выпукло-рельефные фигуры, но преобладают первые. Двойной контур функционален: внешний очерчивает форму изображения, а внутренний создаёт череповидный облик личины с круглыми глазницами, крутыми скулами, торчащими зубами. Головной убор или повязка с плюмажем — это важная знаковая деталь ритуального костюма, но помимо того, ониустрашают зрителя, передают впечатление необъяснимого ужаса, от которого встают дыбом волосы на голове.

 

43. Рисунок 6б

 

 

[6б (Шереметьево) II]

Описание камня и расположение на нём рисунка. Рисунок 6б расположен справа от личины-маски 6а. Они неразрывно связаны и взаимообусловлены. Линии выбиты тщательно, все детали просматриваются.

Характеристика внешней контурной линии. Рисунок имеет внешний и внутренний контуры, выполненные углублённо-рельефным желобком. Форма личины: в верхней части она широкая и округлая, в нижней части заужена, основание выведено прямой неровной и тонкой линией.

Описание внутреннего заполнения личин.А. Наличие симметрии. Рисунок, симметричен по вертикали: от центра головы к углам лба, внутреннего контура, к носу и рту, далее к центру подбородка. И левая и правая сторона подготовлены абсолютно одинаково. Б . Разделение элементов рисунка на составные части. Он разделяется на содержимое внутреннего контура и лобную часть. В свою очередь, заполнение внутреннего контура разделяется на основную (глаза) и нижнюю (нос и рот, подбородок) части. В. Характеристика внутреннего контура и его заполнения. Внутренний контур отделяет лоб от остальной части личины и образует два полукружия вокруг глаз и третью долю овально прямоугольных очертаний (нижнюю часть). Ниже глаз он обрамляет крутые скулы, широкий и твёрдый подбородок, повторяя этим внешний контур. Основная часть. Глаза сделаны одинаково с рисунком 6а: в центре ямка-зрачок, далее три выпукло-рельефных круга (ободка).Нижняя часть. Ниже уровня глаз подготовлена трапециевидная фигура с округлыми углами, в её верхней части ноздри, а внизу ряд зубов из пяти прямоугольных бугорков. Г.Характеристика лобной части. Лоб полностью повторяет личину 6 а: контуры выбиты углами вершиной вниз. Этим передан символический знак двойного угла.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь