Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Комплекс IХ. Сикачи-Алян IV. №№ 86, 88
Личина № 86 — единственное изображение на вертикальной плоскости скалы на значительной высоте над уровнем реки. Рисунок силуэтный, яркий. К череповидным признакам относятся большие круглые глаза в кругах, скулы выделены выпукло-рельефными треугольниками на щеках. Вместо носа углублённо-рельефная развилка широких полос, которые тянутся к подбородку. Рот круглый с выпуклым бугорком-языком. Отличающим признаком рисунка стала верхняя часть в виде трёх выступов, которую ничто не мешает трактовать как головной убор в виде короны. Сопровождающих изображений нет. Но камень № 88 в нескольких метрах от скалы покрыт личинами-лунками, которые можно трактовать как души людей, принесённых в жертву верховным жрецом каннибалом.
№ 86 № 88 Схемы расположения№№ 86, 88 и главный персонаж комплекса (по Окладников, 1971)
Рисунок № 86 является маской главного танцора-людоеда по признакам одиночного расположения на скале, головному убору в виде короны с зубцами на голове; череповидным признакам (круглые большие глазницы, выделенные линиями очертания скул и подбородка, рот с высунутым языком). Диагональные полосы от развилки ниже глаз к подбородку сходны с признаками линий как погребальных знаков. Сопровождающих изображений нет. Но камень № 88 в нескольких метрах от подножия скалы покрыт трёхточечными личинами, круглыми лунками, которые можно трактовать как знаки душлюдей, приносимых в жертву на праздниках верховным жрецом каннибалом. Рисунки двух лодок со знаками душ умерших (вертикальные полоски), тематически соответствуют идеограмме «столб людоеда» и, возможно, дополняют тему смерти как рождения в загробном мире и возвращения-возрождения в земном мире. В совокупности, художественный образ интерпретируется как ритуальная маска верховного духа, соединяющая в себе обрядовые черты (головной убор) и признаки культового плана (череповидность и погребальные знаки); в совокупности с рисунками камня № 88 — это модель мира (Приложение 11). Иконографию маски можно, предположительно, рассматривать как позднюю, в связи с тем, что головной убор оснащён не типичными полосками плюмажа, а зубцами. На четырёх пунктах Сикачи-Аляна выявлены следы девяти комплексов изображений «столба людоеда», из них три полных (I, V, VI), расположенных на отдельных каменных глыбах. Их структура повторяется без изменений (два основных персонажа и между ними жертва). Это обстоятельство надёжно документирует историчность и достоверность бытования идеограммы «столб людоеда».
Таблица 1. Сикачи-Алян. Комплектность идеограммы «столб людоеда»
Комплекс Х. Шереметьево II : 5, 6а, 6б В Шереметьево II ранее были иконографически и системно анализированы пять парных изображений, позднее к ним добавлена шестая новооткрытая пара (21, 22). В этой коллекции две пары составляют части идеограммы «столб людоеда» (№№ 6а и 6б и №№ 21, 22) (Приложение 12).
Трёхчастная идеограмма«столб людоеда» в Шереметьево II: 5, 6а, 6б. (по Окладников, 1971)
Комплекс Х составлен рисунками №№ 6а и 6б в совокупности с рисунком 5, расположенным ниже. Парные маски составляют основу комплекса. Обе череповидные: с двойным контуром, выделяющим скулы, круглыми глазами в кругах, с ноздрями-бугорками и торчащими зубами. Один из рисунков (6а) отличается головным убором с плюмажем, что определяет его как маску главного танцора мистерий. Второй череповидный рисунок ранее рассматривался нами как женский персонаж в паре, в контексте данной работы он также выступает женщиной (женой) помощницей жреца-людоеда.13 Третий персонаж (рис. 5) — большая контурная, овальная личина. Внутреннее заполнение, состоящее из двух пустых раскосых глаза и рта в виде сегмента, сгруппировано к центру площадки. Этот приём и простые фигуры пустых глаз и рта, создают впечатление некоей «потеряннойсущности» и зловещей опустошённости. Несмотря на то, что основные необходимые детали лица обозначены, они не отражают индивидуальность, она как бы потеряна. Вместе с тем, этот рисунок показывает полноценную маску. Он вполне соответствует третьей части «столба людоеда», т.е. маске-символу жертвы обряда посвящения в тайное общество. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы