Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Комплекс ХIV. Переяславка: 1
Личина 1
Среди петроглифов Переяславки на р. Кия к изучаемым комплексам следует отнести личину 1, как обладающую соответствующими признаками Приложение 12). Она расположена на скале отдельно от других рисунков, на отдельной плоскости, ограниченнойразломами. Автономность подчёркивает её особое мифологическое содержание и ритуальное назначение. Она крупного размера, почти круглая, с двойным внешним контуром в виде вписанных друг в друга окружностей. Размеры и двойной контур — второй признак причастности к изучаемым комплексам. На макушке головы личины из одной точки пучком выбиты три тонкие линии: центральная — длинная, по ее флангам — две короткие. Это султан, знак особого головного убора и третий признак причастности к особым ритуалам. Двойные полудуги выделены на лбу. Глаза в виде ямок в кругах и полудугах передают пустые глазницы черепа — это четвёртый признак. Нос длинный, на переносице разделяется на две линии, загнутые на концах. Этот элемент рассматривался нами как изображение носа в виде палочки со стружками инау. В этнокультурах Амура ритуальные древесные стружки инау означают человеческую жертву.19Это привносит в данный художественный образ тему смерти как жертвы богам и возрождения. Под глазами кружками показаны дуги (одинарная и двойная). Это известный по петроглифам Северо-Западного побережья Северной Америки элемент, называемый «слёзы». Их значение пока не раскрыто. Они характерны для поздних рисунков личин. Вторая «слеза» на левой щеке может быть и ритуальной серьгой. На лбу по центру образован ромб, внутри которого нанесено «четвероточие»—четыре ямки в крестообразной композиции. Это ещё один важный символ, который заключает в себе представления о горизонтальном структурированииземной сферы, т.е. по сторонам света. Известна также трактовка «четвероточия» как знака покровителя водного мира. Личина наделена множеством разнообразных символических знаков, значит, заключает в себе модель архаического космоса. В содержании изображения обнаружены основные признаки центрального персонажа «столба людоеда». Прежде всего, это автономное расположение на скале, крупныеразмеры, череповидный облик. Е.А.Окладникова отмечала: «одиночные, большие по размерам, череповидные маски-личины петроглифов Северо-Западного побережья Северной Америки, изображают Верховного духа-каннибала».20Личина на скале р. Кия—именно тот случай. Внешний контур с султаном на макушке — это важный знаковый головной убор танцора-людоеда. Двойной круг под правым глазом является серьгой танцора. Для идолов подобного рода характерна серьга в правом ухе, в данной ситуации, она находится справа, и не в ухе, а под глазом. Тем не менее, она соответствует известным на индейских петроглифах: «круглая серьга с точкой или кругом в центре».21 Символы жертвенных завитков инау, «четверточие» расширяют границы семантики изображения. Это не просто маска верховного духа-каннибала, руководителя зимних ритуалов, в ней заключён глубокий космологический смысл. В основной части идеограммы «духа людоеда» прочитывается обращение к четырём сторонам света и покровителю водного мира («четвероточие»), к первопредкам (череп), а также предложение искупительной человеческой жертвы (завитки стружек инау). Таким образом, перед нами, с одной стороны, художественный образ маски руководителя ритуальных танцев. В нём соблюдены правила костюма (образ мёртвой головы, головной убор с султаном, серьга на щеке). С другой стороны, эта личина обладает семантикой модели космоса. Она регулярно транслировалась в ритуалах и повествовательных сопровождениях сакральных мистерий. Благодаря этому она сохранялась в качестве архетипа древних коллективов бассейна р. Кия. Обобщим изложенное выше. В Сикачи-Аляне выявлено девять комплексов, в Шереметьево—их четыре, в Переяславке — один. Общее число — четырнадцать идеограмм «столба людоеда». В предлагаемой концепции танцевальных личин мы опираемся, прежде всего, на полные комплексы, локализованные на одном камне (I, V, VI), на одной плоскости скалы (Х), в одной каменной нише (ХII). Это, практически та матрица, с помощью которой атрибутированы неполные объекты или составленные из двух или трёх близлежащих камней (IV, VII), а такжеотдельно расположенныеединичные изображения (II, III, ХI, ХIV).
Таблица 2. Перечень рисунков, входящих в комплексы «столб людоеда»
По итогам аналитических операций можно выделить инвариантные черты в иконографии танцевальных личини композиций идеограммы «столб людоеда»: 1. Это особым образом расположенные на камне или скале рисунки, они обладают одиночной, парной или комплектной локализацией на скале, в каменной нише, либо в верхнем ярусе изобразительной плоскости. 2. Устойчивость трёхчастной структуры, состоящей из основного персонажа, его помощникаи сопутствующих им личин-жертв. 3. Детали образацентрального персонажа: головной убор с плюмажем (султаном, короной), выраженный образ черепа, серьга и другие ритуальные знаки, а также энергичное и устрашающее впечатление от его облика. 4. Признаки помощника людоеда: он либо повторяет главное действующее лицо, но лишён ритуального головного убора (IV, Х) либо это вторая череповидная личина, нередко со следами деструктивности (I, V), а также двойная или одиночная маска с энергичным устрашающим видом (VI, VII). 5. Наличие на той же изобразительной плоскости, камне, второй плоскости каменной ниши (I, V, VI, Х, ХII, ХIII) или на соседних камнях (VII, IХ) изображений ритуальных жертв: три точки с контуром или без него, они как бы уже наполовину исчезнувшие, не сохранившие себя. Иногда соседний камень сплошь покрыт ямками-точками либо сгруппированными трёхточечными бесконтурными личинами (I, Х). Помимо незаконченности, их отличает элементарность внутриконтурного заполнения, отсутствие социальных символов. Это изображения как бы «потерянных» и «расчеловеченных» душ людей, ставших жертвами страшного обряда. На наш взгляд, их нельзя рассматривать как парциальные, потому что они воспринимались полностью исчезнувшими. Их души захвачены и убиты, а тела съедены верховным духом. В отличие от этих жертв, парциальные души умерших остаются частью социума или мира животных, о них проявляют заботу соплеменники или зооморфные покровители небесной сферы. В отличие от изучаемых, парциальные души в перспективе возрождаются. Описанные комплексы и их составные части не следует рассматривать окончательным списком, потому что часто среди петроглифов обнаруживаются новые рисунки, пополняется список лучистых череповидных изображений и возникает необходимость дополнительного изучения. Как указывалось выше, в местах расположения некомплектных изображений после расчистки могут быть обнаружены другие составные части. Масштабность распространения атрибутов магических мистерий тайных мужских союзов предполагает долгую историю их бытования и естественного сохранения отголосков в других формах искусства. Одна из них, устное народное творчество, позволит увидеть отношение к изучаемому ритуалу, его место в коллективном сознании и представлениях о мире.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы