Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Комплекс IV. Сикачи-Алян II: №№ 41:1 и 103:2
«Столб людоеда»: №№ 41: 1 и 103: 2 (слева — фото оригинала с прорисовкой автора; справа — по Окладников, 1971). Комплекс состоит из двух условно соединённых изображений (Гл. II: 14, 34) (Приложение 11). Личина № 41: 1включена в ряд череповидных, отличается стилизацией признаков мёртвой головы. Вместо круглых глазниц черепа на рисунке показаны удлинённые «глаза-рыбки», внутри них просматриваются пустые кружки. Передача глазниц черепа, возможно, претерпела изменения в сторону расовых азиатских черт. Вторым признаком черепа выступают скулы, показанные треугольниками на щеках. В настоящее время они выглядят аморфными участками, не сохранились их геометрические очертания. Черты маски искажены, выражение спесивое. Личина идентифицирована как маска верховного духа-людоеда по таким решающими признакам как султан на голове и одиночное расположение на каменной глыбе. В качестве второй части комплекса привлекается рисунок на камне № 103: 2 из утерянных петроглифовшестого пункта. Он совпадает с № 41: 1 стилистически как художественный образ с искажённым обликом, более того, у них полностью совпадает внутреннее заполнение по манере нанесения. Здесь чувствуется рука одного талантливого художника. Он не просто обозначил необходимые для ритуала образы, а сделал их гибкими, живыми и неповторимыми. Ритуал требовал создать мифические персонажи иного, нездешнего мира, с искажёнными пугающими чертами. Изображения, безусловно, парные и, в то же время, они подчинены внутренней иерархии конкретного ритуала. Маска с султаном занимала центральное место, это художественный образ духа-каннибала. Вторая маска обладала статусом помощника людоеда. Они близки по облику и содержанию маске «великого знахаря», представленной Леви-Стросом (Приложение 1: II). По признаку искажённости черт близка также маска №13: 5 из первого комплекса. Анализируемые петроглифы могли в древности занимать место рядом друг с другом, но со временем один из них переместился далеко по берегу, более того, № 103: 2 в настоящее время утрачен.
Комплекс V. Сикачи-Алян II: № 55: 1, 2, 3; 57: 1
«Столб людоеда»: №№ 55 (прорисовки автора по фотографии) и 57: 1 (по Окладников, 1971).
Комплекс состоит из двух основных личин (1-2) и контура плохо сохранившейся личины, выбитых на трёх сопряжённых гранях одной каменной глыбы № 55. и предположительно, приуроченной к ним близлежащей личины № 57: 1. Центральной фигурой комплекса является личина № 55: 1 (Приложение 11). Признаки черепа переданы, прежде всего, через глаза в круглых ободках-глазницах, в детальном показе костей носа, соответствующих натуральному скелету лица. Отличительным знаком является султан на голове, он передаёт наличие ритуального головного убора на персонаже. Одиночное расположение на каменной глыбе также приближает данный персонаж к группе череповидных масок великих духов – каннибалов. Вторым по значимости персонажем в иерархии комплекса является рисунок № 55: 2. Это также одиночное изображение с череповидными признаками, но они носят стилизованный характер. Круглые глаза в кругах помещены в фигуры — «рыбки», передающие азиатскую раскосость. Скулы черепа обрисованы двойными полудугами, а также двойной скобкой рта. Двойная скобка, собственно, показывает границы нижней челюсти, какой она бывает без мягких тканей у натурального черепа. За пределы подбородка слева и справа выступают детали, не сохранившиеся ныне. Они могут расцениваться как символы типа серьги. Линии двойных полудуг и рта вполне соответствуют очертаниям маски на лице сакральной персоны. Он мог быть самостоятельной центральной фигурой комплекса, но локализация головой к первой фигуре и отсутствие головного убора позволяют расценивать его как вторую часть комплекса. К тому же он несёт в себе впечатление скорбной опустошённости, а не побеждающей страшной силы. Третья часть комплекса запечатлена слева от центральной маски на третьей плоскости. Если смотреть сверху, она расположена между двумя масками. Это следы контура плохо сохранившей личины. Просматриваются участки контурной линии округлой личины, в её внутреннем заполнении видны две ямки. Её можно рассматривать как третью часть идеограммы, а именно, как мемориал жертв ритуала. Помимо того, с достаточной долей условности, можно включить в комплекс простую контурную личину камня № 57: 1.Ранее она уже получила вариант интерпретации как помощник-охранитель охотника.11Как вариант жертвы ритуала она подходит простотой исполнения и отсутствием каких-либо символов. Это, в полной мере, маска с вырезанными глазами и ртом. Ценность данного комплекса в компактном расположении трёх основных его частей на одной каменной глыбе. Эта композиция повторяет последовательность частей сакральной идеограммы комплекса Iна камне № 13 первого пункта (главный танцор — жертва — помощник людоеда). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы