Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рост этнической ксенофобии и нетерпимости в России: каковы причины?



Ксенофобия является одним из основных источников агрессивного национализма и экстремизма в современном обществе, в том числе и российском. Она провоцирует и усиливает социальную напряженность, служит мощным фактором роста насилия и преступности. В настоящее время ксенофобия в российском обществе приобрела характер явной угрозы личности, обществу и государству. Как подчеркнул Президент РФ В.В.Путин на встрече с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 11 января 2007 года, «…проявления национализма, ксенофобии, религиозной и расовой нетерпимости не только грубо нарушают права российских и иностранных граждан, проживающих в России, они создают серьезную угрозу стабильности и безопасности страны в целом».

Вместе с тем приходится констатировать, что в России до недавнего времени отсутствовало осознание ксенофобии и этнической нетерпимости как существенных факторов, угрожающих стабильному социально-политическому развитию страны. Не сформирован общественный консенсус по поводу основных направлений и конкретных мер, которые позволили бы преодолеть порождаемые ксенофобией угрозы и, как отмечалось на упомянутом совещании в Кремле, отсутствуют системные исследования причин этого явления.

Одной из сложных проблем, возникающих при рассмотрении темы ксенофобии как социально-политического явления, можно считать отсутствие ее четкого юридического или политологического определения. Современный энциклопедический словарь определяет ксенофобию (от греч. «ксено» - чужой и «фобос» - страх) как 1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами; либо как 2) ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Логика этого определения, основанная на понятиях «чужого», «незнакомого», «непривычного», далеко не совсем подходит для описания возникновения и механизмов развития ксенофобии в современном российском обществе. Дело в том, что, как правило, вспышки ненависти и нетерпимости и вызванные ими проявления агрессии и насилия в российских условиях происходят не между чуждыми и незнакомыми друг другу группами людей. Практически ни одна этническая или религиозная группа (за редким исключением) на территории современной России и стран бывшего Советского Союза не является чуждой и незнакомой для всех других. Россия – это изначально многоэтничное и многоконфессиональное государство, возникшее и веками развивавшееся в форме содружества народов, культур, языков, традиций, верований.

Понять и определить ксенофобию в российском обществе через этнические, культурные, религиозные различия нельзя. Поэтому ксенофобия рассматривается как проявление в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, противоречий и конфликтов, вызванных как намеренной политико-идеологической мобилизацией части населения на неправовые действия и насилие, так и нерешенностью ряда важных для современного российского общества проблем. К ним относятся, во-первых, неравномерность социально-экономического развития различных частей страны; а во-вторых, недостаточно полное и последовательное применение основополагающих конституционных и законодательных норм.

Неравномерность социально-экономического развития, возникновение полюсов относительного благосостояния на фоне общего неблагополучия основной массы населения, беспрецедентная поляризация общества по уровню жизни (в том числе, в зависимости от места проживания), - все эти факты свидетельствуют о невозможности для большинства граждан получить стабильный, гарантированный доступ к жизненно важным ресурсам (к работе, жилью, образованию, социальным услугам). В итоге борьба за доступ к этим ресурсам неизбежно обостряется. Еще больший накал этой всеобщей конкуренции придают миграционные процессы, которые также являются следствием неравномерности развития различных территорий. В этих условиях принадлежность к той или иной группе населения (например, старожильческой или мигрантской), к той или иной этнической общности становится существенным, а зачастую и решающим фактором, определяющим возможности доступа к базовым ресурсам.

Борьба за статус и доступ к ресурсам является одной из базовых причин ксенофобии в современной России. «Чужим», «врагом» – то есть, конкурентом – тут может стать не только иммигрант, приехавший из дальнего или ближнего зарубежья, чтобы заработать денег и уехать обратно, но и беженец, лишившийся крова в зоне конфликта, и соотечественник-переселенец из сопредельного государства, и житель ближайшего города или села, вынужденный искать работу, и даже сосед по дому.

Нетрудно заметить, что в данном случае речь идет о стихийной реакции различных общественных групп на складывающуюся социально-экономическую ситуацию. Стихийность же этих процессов является следствием долгого отсутствия у общества и государства целенаправленной и последовательной политики по развитию страны. Поэтому первым главным условием преодоления ксенофобии является выработка долгосрочной стратегии развития России, которая предусматривала бы выравнивание уровня жизни в различных регионах, а также ставила бы целью сокращение социальных контрастов, существенное снижение уровня бедности и предоставление всему населению гарантированного доступа к базовым ресурсам.

В настоящее время, с началом разработки и осуществления новых перспективных социально-экономических программ, в частности, национальных проектов, 3-летней программы развития, появились надежды на то, что данная задача будет решаться. Однако ее решение лежит не только в плоскости социально-экономической политики, но и в сфере законодательной и правоприменительной. Иными словами, речь идет о максимальном задействовании тех возможностей и механизмов, которые содержатся в Конституции и в действующих законах Российской Федерации.

Приходится констатировать, что значительная часть возникающих в обществе противоречий и конфликтов, в том числе, и в области межэтнических отношений, является следствием несоблюдения основополагающих конституционных норм. Это касается как органов государственной власти и местного самоуправления, так и граждан и их объединений. В частности, в том, что касается государства, то можно говорить о недостаточном внимании с его стороны к норме ст.7 (п.1): «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Представляется, что именно эта норма должна быть основой для разработки всех планов и программ социально-экономического и культурного строительства и тем самым служить гарантией стабильного и бесконфликтного развития общества.

Одним из примеров последовательного внедрения конституционных норм в повседневную жизнь можно считать инициативы по запрету на распространение в СМИ и в компьютерных сетях сведений о национальности или об отношении к религии потерпевших, виновных или подозреваемых в совершении преступления, а также по аналогичному изъятию сведений о национальности фигурантов из милицейских сводок и из судебных протоколов.

Таким образом, основными причинами возникновения в российском обществе противоречий и конфликтов, зачастую принимающих форму ксенофобии и межэтнической розни можно считать неравномерность развития регионов страны, социально-экономическое неравенство различных слоев населения, а также нереализованность декларируемых Конституцией и законами РФ прав и свобод граждан и недостаточно эффективную деятельность органов власти и управления по нейтрализации идеологии и практики экстремизма.

Масштабы распространения ксенофобии и межэтнической вражды в России объясняются не только действием указанных базовых причин, но и наличием целого ряда условий, которые способствовали разрастанию ксенофобских настроений. К ним можно отнести:

- крах этнонациональной политики, проводившейся в СССР. Эффективность ее резко понизилась на рубеже 1970-х-80-х годов в результате кризиса, поразившего советскую социально-политическую и идеологическую систему. В результате, хотя последняя советская Конституция констатировала создание новой исторической общности «советский народ», ситуация в области межэтнических отношений деградировала: начался рост национализма, местничества, клановости и связанной с ними коррупции. Это послужило одним из основных факторов распада СССР именно по линии национальных республик;

- распад единого многонационального государства – СССР – на национальные республики. Это привело к тому, что этнический национализм стал определяющей идеологией в большинстве постсоветских государств. При этом основной жертвой националистических настроений стало русское и русскоязычное население новых республик, объявленное «нетитульным», «пришлым», «враждебным». Именно с русскими и русскоязычными гражданами власти новых государств ассоциировали действительные и мнимые недостатки советского периода, именно на него была возложена так называемая «историческая вина» за советскую и даже царскую политику. Таким образом, именно русские и русскоязычные в большинстве постсоветских государств оказались первыми жертвами ксенофобии, возведенной в ранг официальной политики. Нельзя не отметить, что кое-где такое положение сохраняется до сих пор. В то же время распад СССР привел к возникновению множества «разделенных народов», самым большим из которых является русский народ;

- другим последствием распада СССР стала потеря Россией – самым крупным постсоветским государством – своей государственной идентичности. В отличие от большинства соседних стран, которые «нашли себя» в идеологии этноцентризма и национализма, для многонациональной России эти системы самоидентификации неприемлемы, а гражданская, общероссийская идентичность утверждается медленно. Образовавшийся в результате распада советской системы идеологический вакуум стал заполняться настроениями местничества, регионализма, которые в некоторых национальных республиках в составе РФ принимали националистические формы, а в крайних своих проявлениях доходили до открытого сепаратизма и вооруженных конфликтов;

- возникновение и разрастание таких конфликтов (прежде всего, на Северном Кавказе) явилось сильнейшим фактором, способствовавшим подрыву основ мирного сосуществования различных этнических общностей, составляющих российский народ. Следует отметить, что здесь речь идет не только о возникновении отчужденности между русским и другими народами, но и между, например, соседними северокавказскими народами (первым подобным конфликтом на территории российского Северного Кавказа стал осетино-ингушский конфликт);

- возникновения подобных конфликтов стало возможным, прежде всего, в результате непродуманной политики центральной власти в то время. Одним из примеров принятых без каких-либо оценок их деструктивного воздействия решений стал закон «О реабилитации репрессированных народов», который, не восстановив справедливость, допущенную в предшествующие эпохи, заложил основы для взаимных территориальных и имущественных претензий, фактически возродил теорию «исторической вины» тех или иных народов. В этих условиях, столкнувшись с радикально усложнившейся и ставшей взрывоопасной ситуацией в сфере социальных и межэтнических отношений, государство предпочло «самоустраниться» от решения во многом им же созданных проблем. Отказ от инициативной политики регулирования социальных, имущественных, территориальных, межэтнических отношений стал принципом поведения власти, что привело к еще большему обострению конфликтных ситуаций, возникновению новых, а также открыло двери для нарастающего внешнего влияния, направленного на ослабление российской государственности, внесение раскола в общество;

одним из последствий возникших конфликтов (не только на территории России, но и в сопредельных государствах) стало появление массовой вынужденной миграции населения. Сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, потерявших свое имущество, работу, средства к существованию, направились в относительно более благополучные города и области России, породив тем самым первые волны напряженности в отношениях с местным (старожильческим) населением. При этом напряженность возникала (а местами сохраняется и до сих пор) вне зависимости от этнической принадлежности переселенцев. Так, например, в некоторых областях Центральной части России, где осели тысячи русских, которые были вынуждены покинуть Чечню, они до сих пор сталкиваются с проявлениями дискриминации, а по сути, ксенофобии, со стороны как местных властей, так и старожильческого населения.

В настоящее время в России возникли существенные предпосылки, которые могут позволить предотвратить рост ксенофобии и этнической нетерпимости. Для этого необходимо преодолеть действие целого ряда факторов, которые поддерживают ксенофобские настроения и межэтническую напряженность в обществе. К таким негативным факторам можно отнести:

- использование ксенофобии и темы межэтнических противоречий в политтехнологичесикх целях. К сожалению, эту порочную практику до сих пор не удается изжить, несмотря на проявление со стороны власти политической воли, направленной на ее решительное пресечение, несмотря на ужесточение законодательных санкций против политических партий, общественных объединений и их лидеров, эксплуатирующих темы межэтнических противоречий в целях политической мобилизации своих сторонников. Это приводит к тому, что теме межэтнических противоречий придается политический характер; более того, она оказывается в центре внимания общественности и отвлекает людей от рассмотрения и решения по-настоящему насущных задач, стоящих перед страной. Это особенно заметно и опасно именно в настоящий момент, когда страна уже вошла в период выборов 2007-2008 годов;

- провокационная позиция некоторых СМИ, рассматривающих темы ксенофобии и межэтнических противоречий как средство привлечения и удержания аудитории. Понимая, что эти темы напрямую затрагивают интересы граждан, что их обсуждение вызывает немедленную и острую реакцию, такие СМИ сознательно акцентируют внимание общественности прежде всего на конфликтах, создавая иллюзию, что межэтническое взаимодействие в современной России может носить только конфликтный характер. Даже там, где кризисные ситуации возникают на бытовых, криминальных, коррупционных и других основаниях, представители таких СМИ намеренно придают их описанию межэтнический характер;

- безответственные действия чиновников, прежде всего, сотрудников социальных и коммунальных служб, находящихся в непосредственном контакте с населением. Практика свидетельствует, что в этой среде весьма часты проявления так называемой «бытовой ксенофобии», подчеркнутого невнимания к нуждам и запросам со стороны «некоренных» жителей, а также дискриминации по национальному или региональному признакам;

-несовершенство правоприменительной практики в части быстрого реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки проявлений ксенофобии, межэтнической вражды и основанных на них экстремизма и насилия. Более того, неоднократно отмечалось, что и немалая часть сотрудников правоохранительных органов подвержена влиянию ксенофобии;

- противозаконная практика некоторых работодателей, использующих дешевый труд социально не обеспеченных и юридически не защищенных нелегальных иммигрантов. Это, прежде всего, создает на российском рынке труда нездоровую конкуренцию, что приводит к росту ксенофобии и нетерпимости;

- отсутствие системы адаптации иммигрантов и внутренних мигрантов, механизмов их интеграции в российское общество и местные сообщества. Это фактически ведет к сегрегации мигрантов, их культурному, языковому и бытовому обособлению, формированию замкнутых этнических сообществ, стремящихся к компактному расселению и самоизоляции от основной части общества;

- отсутствие системы управления рынком труда и внутренними миграционными процессами в масштабах страны. Это приводит к нерациональному территориальному распределению трудовых ресурсов, их неэффективному использованию, стихийной ориентации миграционных потоков исключительно в направлении крупных мегаполисов на фоне незначительной мобильности основного населения. В результате, с одной стороны, возникают зоны, испытывающие острый дефицит рабочей силы, что становится существенным препятствием на пути развития многих стратегически важных регионов (например, в Сибири и на Дальнем Востоке); а с другой стороны, растет социальная напряженность в перенаселенных районах, где местное население либо не может найти работу из-за глубокой социально-экономической деградации территорий (например, на Северном Кавказе), либо вынуждено вступать в конкуренцию за рабочие места со все новыми волнами приезжих (столичные мегаполисы, крупные промышленные центры Европейской части России и Урала);

- негативное влияние на общественное сознание в результате непрекращающейся пропаганды насилия, агрессии на кино- и телеэкранах, со страниц печатных изданий. В частности, речь идет и о формировании в обществе устойчивых стереотипов восприятия определенных этнических или религиозных групп (например, кавказцев или мусульман) как враждебных по отношению к России или русским, к «цивилизации» вообще;

- отсутствие систематической работы по воспитанию детей и молодежи в духе нравственности и толерантности, взаимного уважения различных народов, культур, религий, общероссийского гражданского единства. В результате молодое поколение россиян попадает под деструктивное влияние агрессивной националистической, экстремистской пропаганды;

- неоправданное затягивание процесса принятия основополагающих государственных документов, призванных создать системы регулирования в важнейших областях. Прежде всего, речь идет о Концепции государственной этнокультурной политики, Концепции государственной миграционной политики, Концепции государственной молодежной политики, а также о принятии или дальнейшем совершенствовании антидискриминационного, миграционного, трудового законодательства, законодательства в сфере СМИ, образования, культурного строительства.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь