Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этап. Союзный Договор - ГКЧП и развал СССР.
- Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота, известную как «августовский путч». - Поражение путча привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. - 14 ноября 1991 года семь республик из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) принимают решение о заключении договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. - Однако 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, где собрались главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины ранние договоренности были отвергнуты Украиной. Главы 3-х республик констатировали, что СССР прекращает своё существование, и подписали Соглашение о создании (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. - СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года). Национализм и конфликты после распада СССР " (по Тишкову А.В.) После августовского путча 1991 г. СССР распался на 15 независимых государств. Казалось бы, самые крупные советские нации реализовали право на самоопределение и создали " свои" суверенные национальные государства. Подняли свой статус до уровня " национальных государств" еще 21 народ (или нация) Российской Федерации (были приняты новые конституции и законы, которые закрепили приоритет титульных этнонаций, ). Несоответствие доктрины этнонациональной государственности реальной демографической и политической ситуации вызывает новые коллизии и конфликты уже после распада СССР(кратко, например, в Башкирии живет больше татар и больше русских, чем башкир, которые считают республику " своим" государством и претендуют на доминирующее в нем положение). Особенно в ситуации, когда самоопределившиеся этнонации, вернее их новые правящие элиты, начинают осуществлять меры по притеснению и дискриминации иноэтничных жителей. В свою очередь межэтническая напряженность и новые конфликты (молдаско-гагаузский конфликт, 3-летний грузино-осетинский) вызываются ростом сепаратизма среди лидеров малых этнических групп, которые также ставят цель " национальное самоуправление" от новых центров, образовать " свои" государства, изменить сушествующие государственные или внутригосударственные границы, которые, как правило, не совпадают с границами расселение этнических групп. Тем более, что в сталинские времена эти границы устанавливались, изменялись или вообще ликвидировались по воле кремлевских правителей. В последнее десятилетие значимость постсоветского пространства заметно возросла в мире. Регион стал объектом повышенного внимания великих держав и ареной их соперничества. Что подтверждает череда «цветных революций » на постсоветском пространстве, проекты по расширению НАТО на Восток, реализация Европей ской политики соседства. Непризнанные государства на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах) могли бы играть значительную роль в укреплении влияния Российской Федерации в регионе. Таким образом, непризнанные государства являются неотъемлемой частью современной мировой политики. Как правило, появление данных государств является следствием различных конфликтов этнического или конфессионального толка. №12 Кризис национальной идентичности и поиск новой национальной идеи России. Распад многонациональных государств и радикальные процессы трансформации данных обществ сопровождаются «кризисом идентичности»: люди с трудом привыкают к новым государствам, к новым границам, к новой общественной идентификации; их образ себя как нации, своего «мы» деформируется. Российский опыт не является исключением. Распад СССР 1991 год создал для русской нации совершенно новую геополитическую и этнополитическую ситуацию, которая требовала радикальной трансформации национального сознания, перехода от советского типа национального сознания к новым формам национальной идентичности. Перед новой российской политической элитой встал вопрос о формировании новой, постимперской массовой политической идентичности. Российская политическая элита во главе с президентом РФ Б. Н. Ельциным приняла в качестве идеала построения новой национальной общности концепт «гражданская нация», артикулированный терминологически через понятие «российская нация». Под термином «российская нация» понималась политическая общность граждан без доминирования какой-либо одной этнической компоненты. Характерной чертой посткоммунистической трансформации советского общества стало формирование регионального самосознания. В обществе определились две противоположные тенденции. С одной стороны постепенно, с большим трудом складывается российская общегражданская идентичность со своим набором консенсусных ценностей. С другой стороны происходит регионализация общественного сознания, которая стала реакцией на кризис общенациональной идентичности, возникший в результате распада СССР. Но из-за слабой национальной политики нового гос-ва воссоздать русскую идентичност ь не удалось! Не было инициативы со стороны гос-ва по построению новой идентичности ( местами провальная национальная и миграционная политика+ локальные военный конфликты на Сев. Кавказе). Идентичность среди молодежи начала формироваться на основе ненависти к «другим»- Сев. Кавказ, мигранты из Сред. Азии. И это все разъединило самих русских.( взято с нашего семинара, но есть и другая точка зрения) Этничность, включая чувство принадлежности к опрделенной нации, стала не просто средством политической мобилизации, но и формой терапии от гигантской травмы, которая была нанесена прошлыми режимами большим и малым народам бывшего СССР.. Несмотря на ассимиляцию, социально-культурную деградацию в условиях неэффективной экономики и низкого уровня жизни, за годы советской власти с карты страны фактически не исчезла ни одна культура, и ее население сохранило высокую степень этнической идентичности, консолидировалось в т.н. социалитстические нации даже в тех регионах (например, в Средней Азии и на Северном Кавказе), где до этого клановые, религиозные или династические связи, а не культурно-языковые факторы лежали в основе политических образований. Таким образом, этнический кризис в постсоветском пространстве, включая распад Советского Союза, является результатом не только неспособности прошлого режима создать благоприятные социальные условия жизни для своих граждан, а также совершенных несправедливостей в отношении бывших советских национальностей. Сепаратизм - это реакция на неспособность бывших и новых государственных образований, их политических элит выполнить эту функцию и найти демократическую формулу совместного существования граждан различного этнического происхождения. В РФ политика в отношении национальностей должна иметь своим субъектом все народы и охватывать всю территорию страны. Ее цель - не навязывать верхушечные, патерналистические концепции и не поднимать до уровня официальной политики групповые мифы и иррациональные доктрины. Ее цель - создавать наиболее благоприятные условия для этнокультурных общностей в сохранении прав и запросов граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Федерализм - наиболее оптимальный принцип внутригосударственного устройства многонациональных обществ. Существование части субъектов федерации в форме национальных республик - это политическая реальность, которая должна всячески уважаться. Однако это не означает наделение титульных национальностей в республиках " своей" государственностью. В республиках сохраняется сложный состав населения и в них, как и в краях и областях, должны осуществляться программы оптимизации межэтнических отношений и разрешения конфликтов. + федерализм должен сочетаться с гораздо более сильным самоуправлением. Расширение прав и ресурсов местных сообществ ограничит снизу стремление к исключительности республиканских и областных правящих элит, позволит лучше учитывать культурные запросы граждан и разрешать возникающие противоречия. Необходимо расширить представительство нерусских народов в руководящем составе федеральных министерств, дипломатическом корпусе, армейских офицерских кадрах. Необходимо расширить объем радио и телевидения на языках народов России, создать правительственные газетные и информационные издания на основных языках народов Северного Кавказа, Поволжья и Сибири, создать государственную службу языковых переводов. В полиэтнических обществах должны поощряться ассоциации, объединения, коллективы, построенные на территориальных, хозяйственных, профессиональных принципах. Эти коалиции должны пересекать этнические границы, затруднять образование моноэтнических группировок и политических союзов, переводить соперничество по внутриэтническим параметрам. В современных государствах признается множественная, не взаимоисключающая идентичность и на уровне коллективных общностей, и на уровне отдельной личности. В России, где 30 % жителей родились в смешанных браках, до сих пор сохраняется практика обязательной фиксации единичной этничности граждан. Это приводит к насилию над личностью и к страстным спорам, кто к какому народу принадлежит. В целях национальной консолидации и более полного отражения этноконфессионального многообразия россиян предстоящая перепись населения должна позволить указывать множественную этническую принадлежность. В России же сложилась реальная общность россиян на основе исторических и социальных ценностей, патриотизма, культуры и языка, но усилия значительной части элиты направлены в сторону отрицания этой общности. Такую ситуацию следует срочно изменить. Национальная идентичность утверждается через многие механизмы и каналы, но прежде всего через обеспечение гражданского равноправия, системы воспитания и образования, государственного языка, символов и календаря, культурного и массмедийного производства. (по Тишкову) Отмечу, что, вопреки отрицательному смыслу, который придается национализму в отечественном политическом языке, национализм в его не этническом, а гражданско-политическом варианте играет важную роль в жизни современных государств и остается важнейшей политической идеологией современности. В России национализм и нациестроительство изучаются слабо. В СССР приоритет нациестроительства был спущен с общегосударственного на регионально-этнический уровень. В СССР единство советского народа обеспечивали формулы интернационализма и дружбы народов. На самом деле это единство в значительной мере держалось на тоталитарно-авторитарной форме управления, на идеологии советского патриотизма и на общих историко-культурных ценностях.) Необходимо помнить, что в XX веке Россия дважды пережила разрушительные кризисы национальной идеи и идентичности в связи с событиями 1917 и 1991 годов. В первый раз она потеряла миссию вселенского православия, во второй - утратила идею «светлого будущего» человечества - коммунизма. Провалы национальной политики администрации Ельцина, ратовавшей за обязательную для всего населения страны «Русскую идею», привели к ослаблению советской идентичности при постепенном нарастании сепаратистских и антирусских настроений. В этой связи вспоминается утверждение одного из ведущих идеологов русского этнонационализма В.Д. Соловьева, заявившего: «Россия может быть только государством русского народа, или ее не будет вовсе». Думается, уместно будет напомнить, что когда в 2002 г. президент объявил Россию многоконфессиональной страной, митрополит Кирилл (Гундяев) «подправил» его, заявив: «Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами.... Только нужно разъяснить людям, что каждый крещеный человек, если он не является атеистом... - православный». Российское общество находится в переходной ситуации. Разрушение национальной идентичности советского типа не привело к немедленному доминированию новой идентичности. Взамен утраченной появилось сразу несколько конкурирующих трактовок понятия «нация» ( я особо об этом не упоминала, но мы все занем из курса об этом). В результате в современном российском обществе в рамках РФ наблюдается соперничество различных националистических сил с ярко выраженным противостоянием разных понятий нации, представленных разными типами национализма. Современное российское общество переживает этап, на котором усиливается конкуренция между различными политическими силами, отстаивающими свою трактовку понятия «нация». От победы того или иного националистического проекта во многом зависит вектор политического развития всего общества. Одним из главных факторов, которые мешали реализации строительства гражданской нации, послужил радикальный раскол российского общества по идеологическим склонностям к коммунизму и либерализму. Отсутствие национального консенсуса относительно базовых идеологических ценностей создавало препятствия для формирования национальной идеи, способной объединить большинство российского населения. №13 Региональные идентичности и национальное строительство в России 1990-х годов. Характерной чертой посткоммунистической трансформации советского общества стало формирование регионального самосознания. В обществе определились две противоположные тенденции. С одной стороны постепенно, с большим трудом складывается российская общегражданская идентичность со своим набором консенсусных ценностей. С другой стороны происходит регионализация общественного сознания, которая стала реакцией на кризис общенациональной идентичности, возникший в результате распада СССР. Распространены представления о том, что русский народ не имеет своей географии, что этнографические различия между районами страны незначительны, полностью стерты и никогда не смогут возродиться. Однако события последних лет, в особенности 1996-98 гг. показывают, что в русских регионах тоже происходит рост самосознания. Если раньше это явление целиком и полностью ассоциировалось с республиками, то сейчас процесс постепенно захватывает русские регионы России. Зримым доказательством становится обострение отношений по линии “центр-провинция”. В стране усиливаются антимосковские настроения, в то время как провинция все чаще пытается обрести, доказать самой себе и всем остальным свою самость. Появилась своеобразная “провинциальная идентичность”: провинция считает себя настоящей, коренной Россией и отрицает за Москвой право называться Россией, русским городом. Раскол “Москва - провинция” за последние годы углубился. Вопрос о наличии у русских регионального самосознания является дискуссионным. Если по поводу москвичей сложилось мнение, что они представляют собой особую общность, то в отношении остальной России существуют различные точки зрения. ! В русской идентичности несомненно присутствует региональная составляющая, хотя и более слабая, чем у других народов. Проблема в том, что культурные границы между различными русскими ареалами сильно размыты, и в России практически отсутствует характерный для большинства европейских государств феномен исторических (культурных) провинций - сформировавшихся много веков назад, компактных, с определенными границами, центрами, символами и ярко выраженным самосознанием. За годы советской власти культурные различия между территориями стали еще на порядок меньше, чем до революции. Однако исходная размытость культурных границ и их дальнейшее стирание в 20 веке не означают отсутствие самого феномена региональной идентичности. ( Р.Ф.Туровский) Изучение проблемы национализма и строительства наций в России основано на старых подходах. В этом кроется одна из причин существования, как минимум, трех разных взглядов на общество и государство. Первый. Россия – государство с населением, состоящим из многих наций, и в этом ее радикальное отличие от остальных стран мира. Второй. Россия – национальное государство русской нации с меньшинствами, члены которых могут становиться русскими или же признать государствообразующий статус русских. Третий. Россия – национальное государство с многоэтничной российской нацией, основу которой составляют русская культура и язык и в которую входят представители других российских национальностей (народов). В Советском Союзе приоритет строительства нации был перенесен с общегосударственного уровня на регионально-этнический. «Национальной государственностью» считались этнотерриториальные автономии в форме союзных и автономных республик. В начале 1990-х гг. с политической карты мира исчезло уникальное государство – Советский Союз, и вместе с ним уникальная наднациональная общность и социально-идеологический конструкт - «советский народ». Очевидно, что в результате распада СССР были разорваны тесные межреспубликанские связи. Роль некогда единого культурно-исторического советского пространства постепенно снижается. В 1990-е гг. процесс формирования региональной идентичности выходит на новый уровень. Это объясняется: а) суверенизацией национальных автономий в целом - федерализацией страны; б) усилением влияния и повышением самостоятельности региональных элит; в) процессами национального возрождения в провинции; г) ростом экономической самостоятельности регионов и экономических противоречий с центром. 1996-1998 гг. Именно в последние два-три года региональная идентичность становится значимым фактом общественной жизни не только республик, но и русских регионов. Важным стимулом стали губернаторские выборы, в результате которых руководитель региона из президентского чиновника-назначенца превратился во всенародно избранного политического лидера, обладающего новой легитимностью. Уже в ходе избирательных кампаний кандидатами в губернаторы активно муссируется тема защиты региональных интересов, местного патриотизма, развития с опорой на собственные силы. *Углубляются социально-экономические различия между регионами. В связи с повышением транспортных тарифов многие территории оказываются изолированными от остальной части России. *Феномен постсоветского регионального самосознания возник в национальных республиках, которые в 1990-91 гг. провозгласили свой суверенитет и стали восприниматься как форма национальной государственности. В результате в республиках стала формироваться своя идентичность, отличная от российской. Представители титульного этноса стали считать первичной и определяющей свою принадлежность именно к республике, а уже потом к России. В дополнение к расколу “центр - провинция” появился новый раскол “центр - национальные республики”, причем в каждой республике сформировалась собственная идентичность. Начало 2000-х гг. ознаменовалось новым этапом во взаимоотношениях Центра и регионов (о чем говорилось выше). Реформирование федеративных отношений изменило условия, в которых происходило формирование региональной идентичности в 1990-е годы. При этом конкуренция между регионами только усилилась, что привело к поиску в субъектах РФ неких исключительных и уникальных обстоятельств, которые выделяли бы данный регион из числа прочих, выгодно преподносили бы территорию во внешнем пространстве. Вопросы позиционирования, регионального имиджа, оценки и повышения инвестиционного потенциала региона, улучшения позитивного самоощущения регионального сообщества от проживания в данном регионе получают статус законодательно оформленных приоритетов. В России сложилась объективная географическая основа для развития региональной идентичности. Точнее нужно говорить о трех основах - этноконфессиональной, лингвистической и политико-исторической дифференциации российской территории. Итак, можно определить три уровня развития регионального самосознания. 1. Для титульных народов в республиках региональная идентичность безусловно доминирует над российской. В некоторых регионах речь идет об отрицании российской идентичности, что ведет к развитию сепаратистских настроений. 2. Региональная идентичность постепенно распространяется среди русских в краях и областях “двойная идентичность”. Но обращают на себя внимание существенные межрегиональные различия в развитии сепаратистских настроений, которые свидетельствуют о появлении регионов, склонных противопоставлять себя России. Зонами риска становятся Дальний Восток, Сибирь и Калининградская область, где региональная идентичность отчасти носит сепаратистский характер и вступает в конфликт с общероссийской. 3. Региональная идентичность менее характерна для русских в республиках, но и здесь есть носители регионального самосознания, которое имеет наднациональный характер (якутяне и т.п.).
Региональная идентичность становится в нашей стране важным объектом исследования. Появляются работы, посвященные исследованию особенностей политической культуры в регионах… Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы