Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть.



 

Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, кото-рые работали в  море. Я захо-тел нанести ему повреждение [только] потому, что за ними

находился царь, который силой отбирал [у владельцев]

каждый [целый] корабль.

 

Что касается мальчика, то его родители являются верую-щими, и  мы побоялись, что

[когда он вырастет, то] станет

 

притеснять их в  силу своего произвола и  неверия.

 

И  мы захотели, чтобы вместо него Господь их даровал им

[другого ребёнка, который будет] чище и  ближе к  мило-сердию [по отношению к  роди-телям], чем этот.

Что же касается стены, то она принадлежит двум мальчи-кам-сиротам из города, а  под


z676 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

ней находится принадлежа-щий им клад. Отец их был праведником, и  Господь твой пожелал, чтобы, достигнув зрелости, они извлекли [оттуда] свой клад по милости твоего Господа. [Ничто из]

этого я не делал по собствен-ному усмотрению. [Таково] истолкование того, [при виде]

чего ты не смог проявить тер-пение» (18: 60–82).

 

Некоторые обладатели Писания утверждали, что Мусой, ко-торый отправился к  аль-Хадиру, был Муса, сын Минсы, сына Юсуфа, сына Я‘куба, сына Исхака, сына Ибрахима. Их мне-ние разделяли люди, которые следовали за ними, использова-ли их труды и  передавали сообщения из их книг. Одним из них был Науф ибн Фадаля аль-Химьяри аш-Шами аль-Бикали. Говорят, что он жил в  Дамаске, а  его мать была женой Ка‘ба аль-Ахбара1. В  действительности же к  аль-Хадиру отправил-ся Муса, сын ‘Имрана, пророк израильтян, на что указывает содержание ряда ­аятов Корана и  достоверный хадис, который приводят аль-Бухари и  Муслим.

 

Сообщается, что Са‘ид ибн Джубайр сказал:

 

[Однажды] я сказал Ибн ‘Аббасу, что Науф аль-Би-кали утверждает, будто Муса, который сопровождал аль-Хидра, не являлся пророком израильтян. [Услышав это], Ибн ‘Аббас воскликнул: «Враг Аллаха солгал! »


 

1 О Ка‘бе аль-Ахбаре см. сноску 1 на с. 286.


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y677


 

[Как сообщает Са‘ид ибн Джубайр, после этого] Ибн ‘Аб-бас  сказал, что Убай ибн Ка‘б  передал им, что он слы-шал, как Посланник Аллаха  сказал:

 

[Однажды] Мусу, который обратился с  проповедью к  из-раильтянам, спросили: «Кто из людей является самым знающим? » Он сказал: «Я», и  [за это] Аллах выразил ему порицание, ибо [Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху]. Затем Аллах ниспослал­ ему в  откровении: «Поистине, у  места слияния двух морей [ты встретишь] одного из рабов Моих, который знает боль-ше, чем ты». Муса спросил: «О  Господь мой, как мне най-ти его? »  — и  [Аллах] сказал ему: «Возьми с  собой рыбу и  положи её в  корзину, [а раб этот] будет там, где ты поте-ряешь её». [После этого Муса] отправился в  путь вместе со своим молодым [слугой] по имени Юша‘, сын Нуна. Добравшись до одной скалы, они склонили головы и  за-снули. Тем временем рыба стала биться в  корзине, выско-чила из неё, упала в  море и  поплыла­ своим путём, [будто] по подземному ходу (18: 61), и  Аллах сделал так, что вода, [в которой она плыла], оставалась спокойной, ибо над ней появилось [нечто] вроде свода. Когда [Муса] проснул-ся, его [слуга] забыл сообщить ему [об исчезновении] ры-бы. Они [снова] двинулись в  путь [и шли] до конца дня и  всю ночь. На следующее утро Муса велел своему слуге:

 

«Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в  пути»

 

(18: 62), а  до того как он миновал то место, куда Аллах ве-лел ему [идти], Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: «Разве ты [не помнишь], как мы укрылись­

 

у  скалы? Поистине, я забыл о  рыбе, и  только шайтан заставил меня забыть [сказать тебе] о  ней, а  она чудес-ным образом уплыла в  море своим путём» (18: 63). [Так]


z678 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

рыба [уплыла, будто] по подземному ходу, [чему] поди-вились Муса и  его слуга, которому Муса сказал: «Этого-

 

то мы и  желали! »  — и  они вернулись назад по сво-им следам (18: 64).Таким образом, они возвращались посвоим следам, а  когда добрались до той скалы, [увидели] человека, облачённого в  [свои] одежды. Муса пожелал ему мира, а  аль-Хадир спросил: «Откуда в  твоей стра-не знают о  [таком приветствии]? » [Муса] сказал: «Я  — Муса». [Аль-Хадир] спросил: «Муса [из числа] изра-ильтян? »  — [и Муса] ответил: «Да, и  я пришёл к  тебе,

 

чтобы ты научил меня тому, что было дано знать те-бе о  прямом пути (18: 66)». [Аль-Хадир] сказал: «Поис-тине, у  тебя не хватит терпения, [чтобы быть] со мной

 

(18: 67), о  Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и  которое неведомо тебе, ты же облада-ешь [иным] знанием, [также] дарованным тебе Аллахом и  неведомым мне». [В  ответ на это] Муса сказал: «Ес-

ли пожелает Аллах, ты увидишь, что я  буду проявлять терпение и  [ни в  чём] не ослушаюсь тебя» (18: 69). Тогдааль-Хадир сказал ему: «Если ты последуешь­ за мной,

ни о  чём меня не спрашивай, пока я сам не расскажу тебе об этом» (18: 70). Затем [Муса и  аль-Хадир] двину-лись в  путь по берегу моря. [Через некоторое время непо-далёку появился] какой-то корабль, и  они попросили [лю-дей, которые на нём плыли], взять их на борт. Аль-Хадир был известен [этим людям], которые взяли их, не потре-бовав никакой платы. Когда же они сели на корабль, аль-Хадир выломал доску из его [борта] с  помощью молотка. Муса сказал ему: «[Эти] люди взяли нас с  собой, не тре-буя платы, а  ты специально сделал [в борту] корабля ды-ру, чтобы потопить тех, кто [находится на корабле]? Ты совершил нечто [неподобающее]! »  [Аль-Хадир] ска-


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y679


 

зал: «Разве я не говорил, что у  тебя не хватит терпе-ния, [чтобы быть] со мной? » [Муса] сказал: «Не уко-

ряй меня за то, что я  забыл, и  не возлагай на меня тяжкое бремя» (18: 71–73).Таким образом, в  первый разМуса [поступил так] по забывчивости. [Через некото-рое время] прилетел воробей, который сел на борт и  за-черпнул клювом воды из моря. [Увидев это], аль-Хадир сказал [Мусе]: «Моё и  твоё знание по сравнению со зна-нием Аллаха всё равно что [та малость воды, которая уме-стилась в  клюве] воробья, [по сравнению] с  морем! » [По-том Муса и  аль-Хадир] покинули корабль, и,   когда они шли по берегу, аль-Хадир увидел мальчика, игравше-го с  [другими] детьми. Аль-Хадир схватил его за голо-ву, оторвал её своими руками и  убил его, а  Муса сказал

 

ему: «Неужели убил ты невинного человека не [в каче-стве возмездия за убийство]? Ты совершил неслыхан-ное дурное дело! »  [Аль-Хадир] сказал: «Разве я не говорил, что у  тебя не хватит терпения, [чтобы быть]

со мной? » (18: 74–75). Это [обвинение, предъявленноеМусой аль-Хадиру], было более серьёзным, чем первое. [Муса] сказал: «Если я  спрошу тебя о  чём-либо и  по­ сле этого, больше не сопровождай меня, [ибо, если тыпоступишь так] со мной, это уже [заслуживает] оправ-дания».  [После этого Муса и  аль-Хадир продолжи-ли свой] путь. Когда же они пришли к  жителям одно-го селения, то попросили [этих людей] накормить их, но те отказались оказать им гостеприимство. [В этомселении] они обнаружили готовую обрушиться сте-ну, и  [аль-Хадир] поправил её (18: 76–77)своими ру-ками. Муса сказал: «Мы пришли к  этим людям, а  они не накормили нас и  не оказали нам гостеприимства. При желании ты мог бы получить за это плату ». [Тогда


z680 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

аль-Хадир] сказал: «Это [значит, что] нам с  тобой [при-шла пора] расстаться, [но] я объясню тебе смысл то-го, что ты не смог стерпеть.  Что касается корабля,

 

то он принадлежал беднякам, которые работали в  мо-ре. Я  захотел нанести ему повреждение, ибо за ними находился царь, который силой отбирал [у  владельцев] каждый [целый] корабль.  Что касается мальчика, то

его родители являются верующими, и  мы побоялись, что [когда он вырастет, то] станет притеснять их в  силу своего произвола и  неверия.  И  мы захотели, что-бы Господь их даровал им вместо него [другого ребёнка, который будет] чище и  ближе к  милосердию [по отно-шению к  родителям], чем этот.  Что же касается сте-

 

ны, то она принадлежит двум мальчикам-сиротам из города, а  под ней находится принадлежащий им клад. Отец их был праведником, и  Господь твой пожелал, чтобы, достигнув зрелости, они извлекли [оттуда] свой клад по милости твоего Господа. [Ничто из] этого я  не делал по собственному усмотрению­. [Таково] истолко-вание того, [при виде] чего ты не смог проявить терпе-ние» (18: 77–82).

 

Затем Посланник Аллаха  сказал: «Мы хотели бы, чтобы Муса проявил [больше] терпения, и  тогда Аллах поведал бы нам о  них [больше]! » [Бухари, №  4725; Муслим, №  2380].

 

Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас  также говорил: «Что касается мальчика, то он был неверным, а  его родители были верующими».

 

Аллах Всевышний сказал: «Что же касается стены, то

 

она принадлежит двум мальчикам-сиротам из города, а  под ней находится принадлежащий им клад», и  здесь речь идёто  золотой пластине, на которой были записаны мудрые [слова].


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y681


 

Слова аль-Хадира «по милости твоего Господа» указывают на то, что он был пророком и  ничего не делал по собственной воле, но только по велению своего Господа. Аллах Всевышний сказал:

 

И [вспомните, как] Аллах взял

с  пророков завет: «Я  дарую вам [нечто] из Писания и  муд­ рости, и, [если] потом к  вам

 

явится посланник, подтверж-дающий истинность того, что с  вами, вы непременно [должны] будете уверовать

 

в  него и  помочь ему». Он  ска-зал: «Согласны ли вы и  прини-маете ли на этих [условиях] то, что Я [на вас возлагаю]? » Они

 

ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Засвидетельствуйте, и  Я  буду [одним] из свидетелей вместе с  вами» (3: 81).

 

Таким образом, Аллах заключил с  каждым пророком завет, взяв с  каждого из них обещание, что он уверует в  того проро-ка, который придёт после него, и  будет помогать ему. Это стало обязательным и  по отношению к  Мухаммаду  , который был последним пророком, и  если бы аль-Хадир был его современ-ником, то непременно последовал бы за ним, помогал бы ему и  находился бы под его знамёнами во время битвы при Бадре, подобно Джибрилу и  другим достойнейшим ангелам. Нет ни одного хорошего или даже слабого хадиса, который указывал бы на то, что Посланник Аллаха  встречался с  аль-Хадиром, которому будет посвящена отдельная глава нашей книги.


z682 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Так называемый хадис об испытании, в  котором  подробно рассказывается о  том, что  происходило с  Мусой с  самого рождения и  до  смерти

 

В «Сунан» имама Абу ‘Абд-ар-Рахмана ан-Наса’и, точнее гово-ря, в  том месте «Книги толкования», где разъясняется смысл слов Всевышнего « [Потом] ты убил человека, и  Мы избавили тебя от скорби и  подвергли [трудному] испытанию» (20: 40), приво-дится хадис об испытании. Этот хадис передал Са‘ид ибн Джу-байр, который сказал: «[Когда-то] я задал Ибн ‘Аббасу  вопрос­ о  словах “и  подвергли [трудному] испытанию”, с  которыми Ал-лах Всевышний обратился к  Мусе, [ибо хотел узнать, что подра-зумевается под] испытанием. Он сказал: “[Подожди до завтра], о  Ибн Джубайр, ибо [об этом говорится в] длинном хадисе”. На-утро я [снова] пошёл к  Ибн ‘Аббасу, чтобы добиться выполнения данного им обещания [передать мне] хадис об испытании».

 

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас] сказал:

 

Фараон и  его собеседники вспомнили о  том, что Аллах пообещал Ибрахиму  сделать некоторых его потом-ков пророками и  царями. Кто-то из них сказал: «Изра-ильтяне ожидают этого и  не сомневаются в  этом. Они думали, что [царём будет] Юсуф, сын Я‘куба, когда же он умер, они стали говорить: “Не это было обещано Ибрахиму”». Фараон спросил: «Каково же ваше мне-ние? » Посовещавшись, они пришли к  единому мнению, что следует посылать людей с  большими ножами, кото-рые должны обходить израильтян и  вырезать всех мла-денцев мужского пола, что те и  стали делать.

 

Увидев, что израильтяне преклонного возраста уми-рают, когда подходит их срок, а  младенцев вырезают,


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y683


 

[приближённые фараона] стали говорить: «Скоро из-раильтяне вообще исчезнут, и  вам самим придётся де-лать ту  работу, которую они [выполняли] для вас прежде. Убивайте же каждого младенца мужского пола в  тече-ние года, и  [израильтян] будет немного, а  на следующий год не убивайте никого из них, и  малые дети займут мес-та старцев, когда подрастут. За счёт тех, кого вы оставите в  живых, их численность никогда не будет увеличиваться, чего вы боитесь, и  вместе с  тем [эти люди], в  которых вы нуждаетесь, никогда не исчезнут из-за [гибели] тех, кого вы будете убивать», и  все они согласились с  этим.

 

Мать Мусы забеременела Харуном в  тот год, ког-да мальчиков не убивали, и  родила его открыто. На сле-дующий же год она забеременела Мусой  , и  в  серд-це её поселились беспокойство и  печаль, что также было испытанием, о  Ибн Джубайр! Тогда Аллах внушил ей:

 

«Не  бойся и  не печалься, [ибо], поистине, Мы вер-нём его тебе и  сделаем [одним] из посланников» (28: 7).Кроме того, Он велел ей положить младенца в  сундук и  опустить его в  реку, что она и  сделала после родов. Ког-да её сын скрылся из виду, к  ней явился шайтан, и  она сказала себе: «Что я сделала со своим сыном?! Если бы его зарезали при мне и  я предала его земле, завернув в  са-ван, это было бы для меня лучше, чем бросать его на съе-дение рыбам и  морским животным! »

 

Вода принесла его к  тому месту, откуда брали во-ду служанки жены фараона. Увидев сундук, они взяли его и  хотели открыть, но одна из них сказала: «В этом [сун-дуке] находятся сокровища, и, если мы откроем его, же-на царя не даст нам ничего из того, что мы в  нём обна-ружим». Ничего не достав из [сундука], они понесли его в  том виде, [в каком нашли], и  отдали [жене фараона].


z684 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Открыв [сундук], она увидела в  нём мальчика, и  Аллах внушил ей такую любовь к  нему, какой прежде она никог-да не испытывала.

 

Сердце матери Мусы опустело (28: 10), и  в  нёмне  осталось ничего, кроме мыслей о  Мусе. Тем временем, узнав о  [том, что случилось с  Мусой], люди, которым [было поручено убивать младенцев], явились к  жене фа-раона, чтобы зарезать его, что также было испытанием, о  Ибн Джубайр! Он сказала им: «Оставьте его в  покое, ибо от одного [младенца] израильтян больше не станет, [и подождите], пока я не пойду к  фараону и  не попрошу его подарить [мне жизнь этого мальчика]. Если он дару-ет её мне, [это будет означать, что] вы совершили доб-рое дело, а  если прикажет его зарезать, я не стану упре-кать вас». После этого она пришла к  фараону и  сказала:

 

« [Этот младенец]   — услада моих и  твоих очей» (28: 9).Фараон сказал: «Он будет [усладой] для тебя, что же ка-сается меня, то я в  нём не нуждаюсь».

 

[Ибн ‘Аббас передал, что] Посланник Аллаха  сказал: «Кля-нусь Тем, Кем [только и  можно] клясться, если бы фараон [сказал], что [Муса] будет усладой его очей, как [сказала] его жена, Аллах непременно вывел бы его на путь истин-ный, как вывел её, но Он отказал ему в  этом».

 

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас сказал]:

 

[После этого жена фараона] послала [людей, чтобы те велели] каждой женщине из её окружения подыскивать для [младенца] кормилицу. Однако, какая бы женщи-на ни  брала [Мусу], чтобы выкармливать его, он отказы-вался брать грудь, и  жена фараона даже стала опасаться, что он будет отказываться от молока, пока не умрёт. Это


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y685


 

огорчало её, и  [спустя некоторое время] по её велению [младенца] отнесли на рынок, где собиралось много лю-дей. Она надеялась, что там для него удастся найти кор-милицу, грудь которой он  возьмёт, [но Муса отказывался от молока и  на рынке].

 

[Что же касается] матери Мусы, которая испыты-вала сильную печаль, то, забыв об обещании Аллаха, она сказала сестре [Мусы]: «Ступай по его следам и  пои-щи его. Может быть, ты услышишь какое-нибудь упоми-нание о  нём [и узнаешь], жив он или его съели [рыбы]». Она  [отправилась] на его поиски и  увидела [Мусу] изда-

 

лека, чего они не заметили. Когда же [попытки найти] кор-милицу утомили их, она сказала, радуясь: «Не указать ли вам на семью, [члены] которой будут заботиться о  нём для вас и  сердечно к  нему относиться? » (28: 12). Онисхватили её и  стали спрашивать: «Откуда ты это знаешь, и  почему они будут относиться к  нему сердечно, и  зна-ют ли они его? »  — ибо сомневались в  этом, что также бы-

 

ло испытанием, о  Ибн Джубайр! Она сказала: «Они будут сердечно относиться к  [младенцу] и  жалеть его, посколь-ку хотят породниться с  царём через его жену и  надеются на [его милости]». Тогда они отпустили её, и  она отправилась к  своей матери, которой [обо всём] рассказала. Её  мать пришла [к ним], и,   когда она прижала [Мусу] к  себе, он потянулся к  её груди и  сосал её, пока не напился досыта.

 

После этого [кто-то из людей] отправился к  жене фа-раона и  порадовал её вестью о  том, что они нашли корми-лицу для её сына. Тогда она послала за [матерью Мусы], которую привели к  ней вместе с  ним. Увидев, как [он сосёт её грудь, жена фараона] сказала: «Оставайся и  вскарм-ливай моего сына, ибо, поистине, никого ещё я не  люби-ла так, как люблю его! » Мать Мусы сказала: «Я  не могу


z686 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

оставить свой дом и  своих детей, которые пропадут [без меня]. Если ты согласна отдать его мне, я  заберу его к  се-бе домой и  сделаю всё возможное, чтобы ему было хоро-шо, но, поистине, я не могу оставить свой дом и  своих де-тей! » Мать Мусы не согласилась с  предложением жены фараона, [поскольку] вспомнила, что обещал ей Аллах, и  она убедилась в  том, что Аллах выполняет Свои обеща-ния, ибо в  тот же день вернулась к  себе домой. И  Он хра-нил [Мусу], в  то время как другие израильтяне продолжа-ли страдать от непосильного труда и  притеснений.

 

Когда [Муса] подрос, жена фараона сказала его матери: «Приноси ко мне моего сына», и  назначила ей день, в  который та должна была приносить его. Кро-ме того, жена фараона велела своим казначеям, кормили-

 

цам и  управляющим: ­ «В  этот день каждый из вас должен встречать моего сына, преподносить ему подарок и  ока-зывать уважение, а  я назначу верного человека, который будет подсчитывать всё, что сделает каждый». И  стои-ло [Мусе впервые] выйти из дома, как ему начали пре-подносить подарки и  оказывать уважение, что продол-жалось, пока он не вошёл к  жене фараона. Когда же он появился у  неё, она одарила [Мусу] и  его мать, которая понравилась ей, оказала [Мусе] хороший приём и  пора-довалась ему, а  потом сказала: «Я непременно поведу его к  фараону, чтобы он одарил и  почтил его».

 

Когда она принесла [Мусу] к  [фараону], тот поса-дил его на колени. [Муса] схватил фараона за бороду и  по-тянул её вниз, и  тогда один из врагов Аллаха сказал фарао-ну: «Разве ты не [помнишь], что Аллах пообещал Своему пророку Ибрахиму? [Аллах] поручился, что он станет тво-им наследником, возвысится над тобой и  свергнет тебя! »  — и  тогда [фараон] послал за теми, кто [убивал детей из-


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y687


 

раильтян], чтобы они зарезали [Мусу], что также было испытанием, о  Ибн Джубайр! [Узнав об этом], жена фара-она явилась к  нему и  сказала: «Что тебе стало известно об этом мальчике, [жизнь] которого ты мне подарил? » [Фа-раон] сказал: «Разве ты не [знаешь, что Аллах] поручился, что он свергнет меня и  возвысится надо мной? » [Тогда его жена] сказала: «Сделай то, что [решит] наш [спор] и  позво-лит тебе узнать истину. [Вели] принести два тлеющих уголь-ка и  две жемчужины и  поднеси их к  нему. Если он схватит жемчужины и  отстранится от угольков, ты поймёшь, что он разумен. Если же он возьмёт угольки и  не пожелает [брать] жемчужины, тебе станет ясно, что ни один разумный чело-век не отдаст уголькам предпочтения перед жемчужинами». [Фараон так и  сделал], и,   когда он поднёс угольки и  жем-чужины к  [Мусе], тот прикоснулся к  уголькам*, после чего их убрали, чтобы он не обжёг себе руки, а  женщина сказала: «Разве ты не видишь? » Так Аллах [уберёг Мусу от фарао-на], который замышлял против него дурное.

 

Когда [Муса] достиг зрелого возраста, никто из ро-да фараона в  его присутствии уже не притеснял израиль-тян и  не заставлял их работать, ибо они решительно от-казывались от этого. [Однажды], когда Муса  шёл по городу, он увидел, как два человека  — египтянин и  изра-ильтянин  — дерутся друг с  другом. Израильтянин поз-вал на помощь Мусу, которого охватил сильный гнев. Он убил этого египтянина ударом кулака, свидетелями чего были только Всемогущий и  Великий Аллах и  израильтя-нин, который позвал Мусу на помощь. Убив же его, Му-са сказал: «Это  — [одно] из дел шайтана! Поистине, он  — явный враг, вводящий [человека] в  заблужде-ние» (28: 15). Аллах Всевышний сказал: « [Муса] сказал:

 

“Господь мой, поистине, обидел я самого себя, прости


z688 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

же меня! ”  — и  Он простил его, ведь Он  — Прощаю-щий, Милосердный.   [Тогда Муса] сказал: “Господь

 

мой! За то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособником грешников”.   [Войдя] в  город [на  следующий день], он стал испытывать страх и  ози-раться [по сторонам] …» (28: 16–18).

 

[Вскоре после этого] кто-то сказал фараону: «Изра-ильтяне убили человека из рода фараона. [Взыщи] же за нас по справедливости и  [впредь] не позволяй [им посту-пать так]». Фараон сказал: «Найдите мне убийцу [этого человека] и  того, кто будет свидетельствовать против не-го, ибо, поистине, если царь любит свой народ, он никого не должен казнить, не имея доказательств. Найдите для меня сведения об этом, и  я [воздам] за вас по справедли-вости», и  они стали искать [необходимые] доказательст­ ва, но не могли их найти. На следующий день Муса уви-дел, что этот израильтянин дерётся с  другим человеком из рода фараона, и  он снова попросил его помочь. Тогда Му-са пожалел о  своём поступке, ибо ему не понравилось то, что он увидел. Израильтянин, который хотел повергнуть своего соперника, разгневался, но Муса сказал ему: «По-истине, ты явно заблуждаешься» (28: 18), имея в  видуто, что тот сделал вчера и  сегодня. [Услышав это], изра-ильтянин посмотрел на Мусу, который был охвачен гне-вом так же, как и  вчера, когда убил египтянина. Израиль-тянин испугался, что после того, как Муса сказал ему это, он захочет убить и  его, и  сказал: «О  Муса, разве ты хо-чешь убить меня, как убил вчера [другого] человека? »

 

(28: 19)  — после чего они расстались. Что же касается египтянина, то он ушёл [оттуда] и  рассказал [людям], что слышал, как израильтянин сказал: «…разве ты хочешь убить меня, как убил вчера [другого] человека? »


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y689


 

[Узнав об этом], фараон послал людей, которым [ве-лел] убить Мусу. Посланцы фараона медленно двинулись по главной дороге, не опасаясь того, что Муса ускользнёт от них. Тем временем один из сторонников Мусы прибежал к  нему по короткой дороге, опередив их, и  обо всём расска-зал ему, что также было испытанием, о  Ибн Джубайр!

 

Тогда Муса покинул [город] и  направился в  сторону Мадьяна. Прежде [ничего подобного с  ним не случалось], он не знал дороги, и  ему осталось только положиться на своего Всемогущего и  Великого Господа. Аллах Всевышний сказал: «Направившись же в  сторону Мадьяна, он ска-

 

зал: “Может быть, выведет меня Господь мой на вер-ный путь”.  Когда он добрался до [источника] воды в  Мадьяне, то [увидел там] людей, которые поили [скот], а  перед ними  — двух женщин, отгонявших [от водопоясвоё стадо] » (28: 22–23). Муса спросил этих женщин: «По-чему вы [не поите скот]? » (28: 23)  — на что они ответи-ли: «У нас не хватает сил, чтобы соперничать с  этими людь-ми [из-за воды], и  мы будем ждать, [пока они не закончат, чтобы напоить наших овец] тем, что останется». Тогда Му-са напоил за них [овец], зачерпывая бадьёй так много воды, что опередил всех пастухов. После этого женщины погнали овец к  своему отцу, а  Муса отошёл в  сторону, укрылся в  те-ни дерева и  сказал: «Господь мой! Поистине, нуждаюсь я  в  любом благе, которое Ты ниспошлёшь мне» (28: 24).

 

Отцу этих женщин не понравилось то, что они слиш-ком быстро пригнали обратно сытых овец, у  каждой из ко-торых было молоко, и  он сказал: «Не иначе как сегодня с  вами [случилось что-то необычное]! » Тогда они расска-зали отцу о  том, что сделал для них Муса, и  он велел од-ной из них позвать его. Она пришла к  Мусе и  позвала его [к своему отцу], который во время разговора с  ним сказал:


z690 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

«Не бойся, [ибо] ты спасся от несправедливых людей

 

(28: 5). Фараон и  его люди не властны над нами, и  мы нахо-димся не в  его царстве». После этого одна из [дочерей] ска-зала: «О отец мой! Найми его, [ибо], поистине, лучше всего тебе нанять сильного и  достойного доверия [чело-века] » (28: 23). Отец, который, как видно, испытывал рев-ность, спросил её: «Откуда тебе знать, насколько он силён и  достоин доверия? » Она сказала: «Что касается силы, то, когда он поил для нас [скот], я видела, [какую тяжёлую] бадью [он поднимал], и  я не видела там никого сильнее его. Что же касается доверия, то он посмотрел в  мою [сторону], когда я приблизилась к  нему и  я посмотрела на него, уви-дев же, что я  — женщина, он опустил голову и  не поднимал её, пока я не передала ему твоё приглашение. А  после этого он сказал мне: “Иди позади меня и  указывай мне дорогу”, и  так мог поступать только тот, кто достоин доверия». Это подействовало­ на её отца, который поверил ей и  стал при-держиваться о  Мусе такого же мнения, как и  она.

 

[Поговорив с  Мусой], он сказал ему: «Поистине,

 

я хочу женить тебя на одной из двух этих моих доче-рей при условии, что ты наймёшься ко мне на восемь лет, а  если [останешься на] десять, то сделаешь [мнеодолжение]. Я не хочу [чрезмерно] обременять те-бя, и, если пожелает Аллах, ты увидишь, что я [от-ношусь к  числу] праведных» (28: 27). Таким образом, пророк Аллаха Муса должен был работать у  него во-семь лет, помимо которых он пообещал остаться ещё на два года, и  Аллах способствовал выполнению этого обе-щания. Всего же Муса прожил там десять лет.

 

Са‘ид ибн Джубайр сказал: «[Как-то раз] меня встретил один христианин из числа их учёных, который спросил: “Знаешь ли


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y691


 

ты, в  течение какого из двух названных сроков Муса находил-ся там? ”  — и  я сказал: “Не знаю”, ибо тогда не знал этого. По-том я встретился с  Ибн ‘Аббасом, которому рассказал об этом, и  он сказал: “Разве ты не знаешь, что пророк Аллаха был обязан [работать] восемь лет, ибо не подобало пророку Аллаха умень-шать [этот срок хоть на немного]. Тебе известно также, что Ал-лах [помог] Мусе выполнить обещание, и  всего он провёл там десять лет”. А  потом я встретил этого христианина и  передал ему эти слова. Он спросил: “А тот, кого ты спрашивал и  кто ска-зал тебе это, знает об этом больше, чем ты? ”  — на что я ответил: “Да, и  является более достойным человеком”».

 

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас сказал]:

 

Когда Муса [покинул Мадьян] вместе со своей семьёй, он увидел огонь, а  потом с  его посохом и  рукой случи-лось то, о  чём Аллах поведал тебе в  Коране. Муса по-жаловался Аллаху Всевышнему на то, что боится егип-тян, поскольку [убил одного из них], а  также на то, что [след от ожога, который был] у  него на языке, мешает ему говорить долго. Потом он попросил своего Господа оказать ему помощь и  сделать Харуна его помощником, который говорил бы за него то, чего он не сможет ясно сказать сам. Всемогущий и  Великий Аллах внял моль-бе Мусы, развязал его язык, ниспослал откровения его брату Харуну и  велел ему встретить Мусу.

 

Потом Муса двинулся в  путь, взяв с  собой свой по-сох, [и  шёл], пока не встретил Харуна, вместе с  кото-рым отправился к  фараону. Некоторое время они стоя-ли у  его ворот, поскольку­ им не разрешали войти, когда же им это было позволено, они вошли и  сказали: «Поис-тине, мы  — посланники Господа твоего» (20: 47). Фа-раон спросил: «Кто же Господь ваш? » (20: 49)  — и  они


z692 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

сказали ему то, о  чём Аллах поведал тебе в  Коране. Фа-раон спросил: «Чего вы хотите? » [Муса] сказал: «Я хо-чу, чтобы ты уверовал в  Аллаха и  отпустил со мной сы-нов Исра’иля», но фараон отказался сделать это и  сказал:

«Ты  — только человек, подобный нам, а  если ты из [числа] правдивых, яви нам какое-нибудь знамение»

(26: 154). Тогда Муса бросил свой посох, и  вдруг он пре-вратился в  огромную змею с  разинутой пастью, которая быстро двигалась в  сторону фараона. Увидев, что она на-правляется к  нему, фараон соскочил с  трона и  стал про-сить Мусу избавить его от этой змеи, и  он сделал это. Потом [Муса] вынул руку из-за пазухи, и  [фараон] уви-дел, что она стала белой, но не была поражена проказой, а  после этого [Муса снова положил руку за  пазуху, а  ког-да вынул её], она имела обычный цвет.

 

[Фараон] обратился к  знатным людям за советом от-носительно того, что он видел, и  они сказали: «Поисти-не, эти двое  — колдуны, которые хотят [сначала] из-гнать вас из вашей [страны, а  потом] следовать вашим наилучшим путём» (20: 63)*. После этого они отказалисьвыполнять требования Мусы и  сказали фараону: «В твоей стране много колдунов, так собери их, чтобы ты превзо-шёл колдовство [этих людей] своим колдовством»­. Тогда фараон послал в  [разные] города [гонцов], которые соб-рали для него всех искусных колдунов. Явившись к  фа-раону, они спросили: «Что использует этот колдун [для своего колдовства]? » Им ответили: «Змей». Тогда они стали говорить: «Клянёмся Аллахом, нет на земле нико-го, кто лучше нас использует для колдовства змей, верёв-ки и  посохи! А  что мы получим в  награду, если победим? » [Фараон] сказал им: «Вы станете моими приближённы-ми, и  я сделаю для вас всё, что вы пожелаете». Затем они


z Рассказ о  Мусе  и  аль-Хадире  y693


 

условились встретиться утром в  день [праздника, когда все люди соберутся и  наденут свои] украшения (20: 59).

 

Са‘ид ибн Джубайр сказал: «И Ибн ‘Аббас передал мне, что днём [праздника, когда люди надевали] украшения, был день ‘ашура, в  который Аллах даровал Мусе победу над фараономи  колдунами».

 

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас сказал]:

 

Когда они собрались на возвышенности, люди стали го-ворить друг другу: «Пойдёмте и  посмотрим на это, что-


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  2. I - Что относится к внешним проявлениям дружбы с неверными.
  3. I LEARN THAT I AM ON AN ISLAND (я узнаю, что я на острове)
  4. I SEE SOMETHING IN THE SAND (я вижу кое-что в песке)
  5. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  6. XVII. ЧТО РАЗРУШАЕТ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ?
  7. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  8. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  9. А почему происходит то, что «происходит»?
  10. А прежде чем был построен, украшен и определён новый эон, призван великий Строитель, первый Зодчий, и ангелы, сущие с ним, чтобы построить и украсить новый эон.
  11. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  12. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь