Исторический аспект правового воспитания.
Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Правовое воспитание часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но правовое воспитание в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и ответственности (нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой - возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке).
Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ, отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется главным образом опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственности и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.
Термин «правовое воспитание» появился в XX в., но право всегда - как в авторитарных, так и в демократических обществах - считалось важным элементом воспитания гражданина. В античной культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европейских стран представление о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности. В Древнем Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражданского воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (XV в.), в воззрениях представителей школы " гражданского гуманизма" (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражданского долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
С кон. XVIII века в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 году по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в училищах пособие «О должностях человека и гражданина». Изучение законов включалось в контекст морального воспитания. Вопросы воспитания гражданской добродетели и законопослушания освещены в трактате А.Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов. В XIX в. в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демократические круги (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители «официальной народности». Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. подходе «государственной» школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа «естественного права» (С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европейских странах акцент делался на воспитании члена гражданского общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (например, курс «Граждановедение» во Франции, 2-я пол. XIX в.), то в России главной задачей являлось законопослушание верноподданного гражданина. В начале XX в. подходы русских и зарубежных педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. учебной книги Г.О. Арнольда-Форстера – «Права и обязанности юного гражданина» (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании. Во многих гимназиях, общеобразовательных и специальных школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После Октября 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепедагогическом значении правового воспитания, о взаимосвязи права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.
П.Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) он утверждал, что именно в школе дети «получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей». Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четверти XX в.: «Конституция республики учащихся» К.Н. Корнилова (1917), «Основы социального воспитания в народной школе» Н.Н. Иорданского (1918-19), «Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей» (1925) и др. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации советской власти в центре и на местах, сущность советских исполнительных органов власти, избирательных прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией детской среды, например в образцово-показательных учебных учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония «Бодрая жизнь» под руководством С.Т. Шацкого. Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П.П. Блонским. Он выделял значение живого исторического разбора, конкретных форм общественно-государственного устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов различных учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых институтов общества (суд, социальная мораль, парламент и пр.). Блонский, считал возможным, создание курса гражданского воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть - описание органов государства и общества, 2-я часть - социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо государства как высшее благо, участие в обществ, деятельности как нравственная обязанность). А.С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознательного отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в советском обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Многие педагогические идеи или не были реализованы или искажались. В послевоенные годы правовое воспитание было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР.
В 40-х - начале 50-х годов педагогические разработки проблем правового воспитания ограничивались, главным образом, методикой школьного преподавания основных положений советской конституции. Различные модели правового воспитания в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых советских исследователей гражданского и правового воспитания Д.С. Яковлева отмечала специфические задачи правового воспитания (1970 г.): приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистической законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений. Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.
Идея 70-80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг. Психолого-педагогические исследования показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед правовым воспитанием нереальные задачи.
Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового воспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиболее эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражданского долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.
6) Понятие и содержание правового воспитания.
Правовое воспитание — особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, радио, искусство, школа, печать, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.
Правовое воспитание — целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое. Идеологическое воздействие на общественное правовое сознание означает соответствующее влияние на групповое и индивидуальное сознание, в то же время правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обусловливает формирование и развитие общественного правосознания.
Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Не все так просто в понимании правового нигилизма в российском обществе. Русская мысль об этом спорит уже давно, т. к. России свойственна подмена правосознания этическими воззрениями, развитие «внутренней правды», а не внешнего оформления нормы закона. В свое время Л.Н. Толстой, называя юридическую науку «болтовней» о праве, требовал заменить право нравственными проповедями.
Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву.
В настоящее время сохраняется и традиционная задача правового образования – профилактика правонарушений несовершеннолетних. В педагогических коллективах очень часто бытует искаженные стереотипные представления о ней. Работа сводится только с учениками девиантного поведения. А их меньшинство в классе. Или присутствует позиция другой крайности: все учащиеся рассматриваются как потенциальные правонарушители, без исключения. Таким образом, социальная ценность права сводится к уголовному праву, отождествляется с ним. Поэтому в данной сфере нужно пересматривать многие устаревшие позиции правового воспитания. Долгие годы правовоспитательная деятельность была направлена в основном на рациональную сферу сознания. Однако человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска, положительная или отрицательная, существенно влияет на характер и направленность правового поведения людей. Все это требует усилить внимание к проблемам развития правового чувства средствами предмета и обуславливает еще одну задачу правового образования – обеспечение гуманистически развитой эмоционально-волевой сферы правосознания учащихся, устойчивых реакций в области права.
Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель — правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.
Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.
Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, может быть формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведения.
Через конкретные уроки учитель способен донести до сознания школьников следующие суждения:
• человек постоянно нуждается в правосознании и постоянно пользуется им.
• Правосознание – творческий источник самого права.
• Каждый закон, указ, иной нормативно-правовой акт – есть плод правосознания. Как всякий плод, он может быть зрелым и полезным или незрелым и вредным. Следовательно, правосознание человека должно допускать сопротивление нецелесообразным или несправедливым законам, но законодательным путем.
Правосознание – это отражение в сознании правовых явлений. Отражение этих явлений может происходить на разных уровнях.
Обыденное правосознание – это уровень сознания необходимости права, который возникает в ходе повседневной деятельности людей. Задача учителя поднять данный уровень до теоретического и, возможно, в вести в сферу профессионального уровня, заинтересованности юридическими специальностями.
Виды правосознания.
• Общественное – это правовые взгляды, идеи, чувства конкретного общества.
• Массовое правосознание– оно характерно для нестабильных, временных объединений людей.
• Групповое – это разновидность коллективного правосознания.
• Индивидуальное – правосознание отдельной личности.
История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:
освоение достижений логико-правового мышления; §
совершенствование законодательства; §
повышение уровня правовой деятельности; §
увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения; §
совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; §
разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; §
изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования».§
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в школах, колледжах, вузах и других учебных заведениях, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.
Популярное: