Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Краткая характеристика обучающихся и преподавателей
С различной ведущей модальностью
Удачной иллюстрацией различных типов модальностей могут служить отечественный мультфильм «Винни-Пух». Кролик принадлежит к визуалам (очками это особенно подчеркивается) – тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий. Винни-Пух, естественно, кинестетик – плотный, двигающийся, озабоченный едой, эмоциональный, дома беспорядок, голос низкий, постоянно почесывается. Сова более похожа на аудиала – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом. На роль дигитала (полимодала) претендует ослик Иа – завязший в рассуждениях, понурый, говорящий на отвлеченные темы с самим собой. Пятачок тоже принадлежит к дигиталам, то есть хорошо ориентирующимся во всех каналах восприятия сразу (Любимов А., 2000).
А. Любимов, ссылаясь на результаты современных исследований, приводит следующие статистические данные. В России распределение по модальностям приблизительно такое: визуалы – 35 %; кинестетики – 35 %; аудиалы – 5 %; дигиталы – 25 %. Если говорить о модальностной культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культура, в Англии аудиально-визуальная культура. Судя по древнеиндийским и древнеперсидским рисункам, почти все древние культуры были кинестетическими (Любимов А., 2000). Таким образом, в процессе обучения преподаватель должен обладать гибким стилем профессиональной деятельности, включающим множество поведенческих реакций, опирающихся на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Ориентируясь на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым обучающимся. Дифференциация обучения в профессиональной школе возможно по всем дисциплинам. Именно от мастерства, творчества и энтузиазма преподавателя зависит то, как он будет предоставлять информацию, например, на занятиях по математике через обоняние, вкус и осязание обучающемуся-кинестетику; или наглядно демонстрировать логарифмы обучающемуся-визуалу. На ведущую модальность обучающихся необходимо опираться не только на этапе обучения в профессиональной школе, но и, например, на этапе выбора профессии в старших классах общеобразовательной школы. Особенно это касается юношей, для которых в большей степени значимо профессиональное самоопределение, чем для девочек. С.В. Ковалев пишет о том, что «везде, где нужно что-то рассказать или кого-то уговорить, лучше всего справляются аудиалы». Из визуалов получаются хорошие художники и кинофотооператоры. Кинестетикам для того, чтобы добиться успеха, нужно что-то сделать руками (скульпторы), попробовать на вкус (дегустаторы) или даже понюхать (специалисты по запахам)» (Ковалев С.В., 2001. С.105).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы