Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И по решению Редакционно-издательского совета



Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Хакасский государственный университет

Им. Н.Ф. Катанова

 

ФИЛОСОФИЯ

Краткий курс лекций

Абакан

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Хакасский государственный университет

Им. Н.Ф. Катанова

 

 

Учебное издание

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

Краткий курс лекций

 

 

Составитель

 

Мочкина Вера Хрисанфовна

 

Абакан

 

 

 

 

УДК 14+378.1

ББК 87я73

МВ 74

Печатается по рекомендации Методического совета

И по решению Редакционно-издательского совета

Хакасского государственного университета

Им. Н.Ф. Катанова

Рецензент:    

Ибрагимов Р.Н., доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

М74 Философия. Краткий курс лекций: учебно-методический комплекс по дисциплине / Сост. Мочкина В.Х. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – с.

 

 

Краткий курс лекций по философии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и имеет тематическую структуру, представленную 5 дидактическими единицами: 1.Что есть философия?; 2.Философия бытия; 3.Философия познания; 4.Философия человека; 5. Социальная философия. Каждая дидактическая единица охватывает несколько тем, соответствующих структуре АПИМ по философии, что обусловлено целью самостоятельной подготовки студентов к тестированию. К лекциям прилагаются авторские презентации, способствующие углублению восприятия материала.

Учебно-практическое пособие предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

 

УДК 14+378.1

ББК 87я73

 

© Хакасский государственный

университет им. Н.Ф.Катанова, 2009

© В.Х. Мочкина, составление, 2009

Оглавление

Введение

Примерная программа курса

Цели и задачи курса

Методические рекомендации

ДЕ 1. Что есть философия?

1. Предмет философии

2. Функции философии

3. Генезис философии

4. Отечественная философия

5. Философия древности

6. Философия средних веков

7. Философия Ренессанса

8. Философия Нового времени

9. Современная философия Запада

10. Отечественная философия

ДЕ 2. Философия бытия

11. Основные типы и формы бытия

12. Материя

13. Движение и пространство

14. Основные законы и принципы диалектики

ДЕ 3. Философия познания

15. Сознание и бытие

16. Познавательные способности человека

17. Научное познание

18. Истина и заблуждение

ДЕ 4. Философия человека

19. Человек и природа

20. Человек и общество

21. Человек и культура

22. Смысл жизни человека

ДЕ 5. Социальная философия

23. Общество и его сферы

24. Наука и техника

25. Общество и история

26. Глобальные проблемы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия, являясь наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания, становится все более актуальной и социально значимой для современного человека. В структуре учебных планов специальностей ВПО курс философии занимает одно из ведущих мест. В философии находят осмысление, прежде всего, общие проблемы мироздания, вечности и бесконечности природы, сущности человека, его разума. Изучение философии способствует формированию мировоззренческой позиции, критическому размышлению о жизненных установках, о предназначении человека в мире и смысле его жизни.

Содержание учебного курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта ВПО. Цель краткого курса лекций по философии и его особенность - организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины и подготовке к прохождению тестирования в рамках АПИМ. Задачи краткого курса лекций: раскрытие содержания учебной дисциплины; обеспечение студентов наиболее актуальной информацией по учебному курсу; управление познавательной деятельностью студентов.

Краткий курс лекций по философии представляет учебно-теоретическое издание в виде совокупности отдельных лекций, освещающих содержание учебной дисциплины по пяти дидактическим единицам в соответствии с рабочими программами по философии объемом 76 час., из них 34 лекционных часа. Для каждой темы определено количество часов. Особенностью авторского подхода к изложению учебного материала учебного курса является диалектический метод - рассмотрение процессов, вещей и явлений во взаимосвязи, что и легло в основу составления презентаций, прилагающихся к материалам лекций. В текстах лекций представлены основные определения. После каждой темы лекции имеются вопросы для самопроверки. С целью углубления и структуризации материала к рассматриваемым проблемам прилагаются электронные презентации.

При самостоятельном изучении курса студенты должны получить представление:

- о предмете, смысле и назначении философии, ее роли в истории человеческой культуры;

- об отраслях философского знания (онтологии, гносеологии, философской антропологии, этике, эстетике, социальной философии и т.д.) и их специфике;

- об основных этапах развития мировой философской мысли, о важнейших школах и учениях выдающихся философов;

- о научной, философской и религиозной картинах мира, фундаментальных понятиях и принципах (бытие, пространство, время, движение и т.д.);

- о философских и религиозно-этических концепциях человека, его назначении и смысле жизни, о взаимоотношениях духовного и телесного, биологического и социального в человеке, о сущности сознания, о самосознании в поведении, общении и деятельности людей; об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности; о сохранении жизни на Земле, ее природного мира, культуры; о нравственных нормах и эстетических ценностях, их значении в творческой и повседневной жизни; об историчности человеческого бытия, многообразии культур и цивилизаций; многовариантности исторического процесса и т.д.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ

Дидактические единицы ГОС ВПО по дисциплине

Требования к ответу

Структура ответа:

а) постановка проблемы;

б) формулировка цели и задач (план ответа);

в) перечень литературы, использованной при подготовке ответа;

г) характеристика источников;

д) аргументированное логичное изложение результатов исследования проблемы, опирающееся на грамотное использование профессиональной лексики (раскрытие, понимание используемых терминов);

е) выводы (в тезисной форме, по задачам).

Изложение материала

- Изложение желательно вести своими словами с минимальной опорой на записи, необходимо правильно вести себя, излагая ответ (стиль, поведение, показ объектов и т.д.);

- Регламент ответов и дополнений: ответ не должен превышать 7-8 минут, оставшееся время используется для ответа на задаваемые вопросы и дополнения к ответу.

Этапы самостоятельной работы студента

n определение цели самостоятельной работы;

n конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

n самооценка готовности к. самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

n выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

n планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

n реализация программы выполнения самостоятельной работы;

n корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок и их причины.

Этапы познавательной деятельности студента:

- осознание студентами целей и задач о необходимости усвоения конкретного учебного материала;

- восприятие знаний, т.е. усвоение общего смысла содержания учебного материала путем прослушивания, чтения или наблюдения (при помощи органов чувств, живого созерцания);

- осмысливание знаний как способность расчленять учебный материал на основные части, выделять главное, обобщать различные мысли, связывать приобретаемые знания с ранее усвоенными выяснять причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями и т.д.;

- закрепление знаний - первичное закрепление, текущее повторение, обобщающее повторение;

- применение знаний на практике;

- проверка ее результатов, которая организуется преподавательским составом (своеобразный отчет о проделанной учебной работе).

Методические рекомендации для преподавателя

Использованию информационных технологий в изучении дисциплины предусмотрено. Имеются презентации по всем темам, в соответствии с ДЕ.

В программе курса предлагаются вопросы, включающие проблемный характер и список литературы для каждой темы семинара

Для закрепления пройденных тем в соответствии с дидактическими единицами курса философии разработаны варианты тестов.

Тематика контрольных работ поделена на две части, в каждой части 10 вариантов, по каждому варианту предлагается две темы с рекомендательным списком литературы. Студент вправе в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки выбрать одну тему и исследовать ее в своей контрольной работе или реферате. К тематике контрольных работ и рефератов прилагается план, которого должны придерживаться студенты всех форм обучения. Основные понятия, после каждой темы необходимо раскрыть (прил.2).

Данная форма работы со студентами предполагает проверку знаний студентов до сдачи экзаменов.

Рекомендации по использованию информационных технологий

В процессе проведения поточных лекций рекомендуется использовать аудиовизуальные средства обучения. В качестве технических средств необходим также микрофон.

.

 

ДЕ 1. Что есть философия?

Функции философии

Философия как особый вид духовной деятельности непосредствен­но связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выпол­няет следующие функции (през.1, слайд 1.):

Мировоззренческая функция

Ее сущность и содержание раскрывается через понятие «мировоззрение». МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Различают следующие виды мировоззрения, оказывающие влияние на мировоззренческую функцию философии:

1) мифологическое мировоззрение, которое опирается на чувственное восприятие и образное мышление, выступает в форме иносказаний;

2) религиозное мировоззрение, которое опирается на нерассуждающую веру в сверхъестественное; 3) рациональное мировоззрение, которое опирается на опытное знание и логическое доказательство.

Существуют мировоззренческие течения и мировоззренческие линии (през.1, слайд 2).

Основной мировоззренческий вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к стихийному бытию, духа к природе, сознания к материи. Его первая (онтологическая) сторона – вопрос о сущности мира, или о том, что первично – дух или материя. Его вторая (гносеологическая) сторона – вопрос о том, познаваем ли мир человеческим сознанием. Отсюда вытекают два главных философских направления: материализм (утверждает, что материя первична, а дух вторичен, произведен из материи) и идеализм (утверждает, что дух первичен, а материя вторична, производна от духа).

Существуют разновидности материализма и идеализма (през. 3, слайд 3).

Гносеологическая функция.

Гносеологическая функция происходит от греч. gnosis - знание. В теории познания (гносеологии) отношение «мир-человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимо­действии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектич­ность, философия и выполняет гносеологическую функцию, которая взаимосвязана с познавательными способностями человека. К ним относятся: рассудок, разум, интуиция (през.1, слайд 4). К ним относятся: рассудок – способность оперировать известными категориями по известным правилам; разум – способность создавать новые категории и правила рассуждения. Рассудок ограничен дискурсией (постепенным доказательством), а разум использует и интуицию (непосредственное усмотрение результата). В науке они обязаны соединяться.

В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма (греч. empeiria - опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чув­ственном познании, недооценивая активную роль в познании теope­тического мышления. Сторонники рационализма (лат. ratio - разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значе­ние чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Оче­видно, оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятель­ности человека.

Методологическая функция.

Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные, и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

МЕТОД – это способ теоретического или практического овладения предметом.

Наиболее важными особенностями всякого метода познания являются: 1) цель; 2) средства (понятия, принципы); 3) форма деятельности (последовательность операций в их связи и сами операции).

Методы конкретных наук обусловлены содержанием их предмета. В математике применяются математические методы, в геометрии – геометрические, в физике – физические и т.д.

ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД это способ познания всеобщего и необходимого в природе, обществе и познании (мышлении).

В истории философии сложились два основных метода философского познания: метафизический и диалектический (през. 1, слайд 5).

Метафизический метод состоит в предположении неизменной сущности предметов, вещей или явлений. Сам же предмет рассматривается вне всеобщих универсальных связей, без противоречий и развития.

Диалектический метод противоположен метафизическому и характеризуется следующим:

· не существует никакой вечной, неизменной сущности предметов, вещей, явлений, процессов, поэтому нет ничего раз и навсегда данного и неизменного;

· предмет исследуется не односторонне, а в его всеобщих связях и в развитии путем превращения противоположностей;

· противоречие рассматривается как источник и движущая сила развития.

На основании метафизического и диалектического методов оформились два проекта науки: софистский и аристотелевский (през.1, слайд 6).

Критическая функция.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвер­гай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по от­ношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. При этом необхо­димо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишьконструк­тивная критика, основывающаяся на диалектическом отрицании, а не на абстрактном нигилизме.

Аксиологическая функция.

Эта функция выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче­ских, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда встает вопрос о том, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

ЦЕННОСТЬ это отношение индивида к предмету, событию или явлению, как к важному, значимому для человека. АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях и их природе.

К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. К духовным ценностям относятся нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие бытие человека в культуре.

 

Интегративная функция.

Знания, доставляемые отдельными дис­циплинами, столь разнообразны, что нуждаются в сведении в еди­ную целостную систему. Наглядно интегративную связь философии с другими дисциплинами можно увидеть, используя схему «Философские науки» (Романов И.Н., Костяев А.И. Философия…2003, С.17) (През. 1, слайд 7).

               
 
Философские вопросы математики
 
Философские вопросы физики
 
Философские вопросы геологии
 
Философские вопросы медицины


Социальная философия
Этика
Обособились, но не имеют самостоятельного статуса
Философия религии
Философия хозяйства
Философия права
Философия природы
Философия морали
Обособились, но не имеют самостоятельного статуса

Социальная функция.

Эта функция философии является многопла­новой по своему содержанию и охватывает различные аспекты обще­ственной жизни. Она призвана объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Подчеркнем, что в обществен­ной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значимость. Поэтому, прежде чем изменить социальный мир, нужно его всесторонне познать. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлю­щих концепций интеграции и консолидации человеческого общества с целью его совершенствования.

Прогностическая функция

Эта функция философии предполагает формулиров­ку гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это - обращенность к будущему. Степень вероятнос­ти прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление бытия, закладывает фундамент для нового миропо­нимания. Прогностические идеи заложены в концепции «Всеединства» (Вл. Соловьев), «Планетарной этике» (Рерихи), в «русском космизме» (Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), в «ноосферной» концепции (В.И. Вернадский), в «Футурошоке» (Э.Тоффлер) и др.

Подчеркнем, что все функции философии взаимосвязаны. Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в бо­лее обоснованное миропонимание, формирующее его мировоззрение. Без уяснения функций философии это весьма затруднительно.

Вопросы для самопроверки (през. 1, слайд 8):

1. Охарактеризуйте функциональное назначение философии и диалектику его развития.

2. В чем различие и единство эмпирического и рационального, метафизического и диалектического ме­тодов познания действительности?

3. В чем проявляет себя объективный и субъективный идеализм?

4. В чем сущность интегративной функции философии?

5. В чем значимость прогностической функции философии? Приведите примеры концепций, содержащих прогностические идеи.

6. Каковы истоки критической функции философии?

 

Структура философии

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю спе­циализацию. Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

Структура философского знания относительна, поскольку между основными разделами философии не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других. Основными структурными элементы философии как науки являются: предмет, категории, объект, принципы, субъект, методы, содержание, функции, закономерности (През. 2, слайд 1).

Важнейшим разделом философии является онтология. ОНТОЛОГИЯ (от rреч. ontos - сущее и logos - слово, учение, наука) ­- учение о сущем, о бытии.

Онтология - это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, измене­ние и т. д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наи­более общие закономерности существования определенных сфер бы­тия: природы, человека, общества. Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия.

Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura - приро­да) - древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Она тесно связана с естественнонаучным зна­нием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos - человек) - фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

Социальная философия (от лат. sоcium - общество) - наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изу­чения произошло только в начале XIX века. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль­ной философии в различных философских теориях являются поня­тия: «общая социология»; «философия истории»; «исторический ма­териализм» и др.

Вторым основополагающим разделом философии выступает гносео­логия. ГНОСЕОЛОГИЯ (от rреч. gnosis – знание) - учение о познании, теория познания.

Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира. В современной гносеологии выделяются такие ведущие отрасли, как эпистемология и науковедение.

Эпистемология (от греч. episteme - знание) - учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-­объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии. Науковедение - дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м годам. ХХ века.

Ведущим разделом фи­лософии также является лоrика (от греч. logos - слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) - наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы и способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика - учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX века в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

Онтология, гносеология и логика представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos - обычай, характер) - учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рaмкaх этики выделяются этология - наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia - ценность) - ­учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственность) - учение о законах прекрасного. Эстетика, являясь древнейшим разделом философии, изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре­красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

Вопросы для самопроверки (През.2, слайд 2):

1. Что входит в структуру философии?

2. Каков круг вопросов онтологии?

3. Какая главная проблема гносеологии?

4. В чем отличие эпистемологии от науковедения?

5. Чем отличается символическая логика от формальной?

6. Какую роль играет этика и эстетика в жизни современного человека?

Генезис философии

Философия за 2600 лет своего существования вобрала в себя величайший гений человеческой мысли - многообразие глубочайших теорий, концепций, понятий, категорий… Одна из теорий принадлежит К.Ясперсу и называется «Осевая эпоха». К.Ясперс считает, что в течение 800-200 г. до н.э. происходил сложный и всеобъемлющий процесс рождения философской веры. В этот период возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тип человека, который существует поныне. По Ясперсу, предназначение истории в том, чтобы объединять человечество на общих духовных основаниях. В то же время другой, вполне признанный исследователь современных цивилизаций, американский политолог С. Хантингтон считает, что в XXI веке столкновение цивилизаций по линии соприкосновения Востока и Запада неизбежно и неотвратимо (См. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций). В этом случае объединение человечества на общих духовных основаниях становится невозможным. Эта проблема чрезвычайно остро ощущается в век глобализации и порождает различные мифологемы антигуманной направленности. Отсюда проистекает особая значимость сущности прогностической функции философии, взаимосвязанной с философией истории, историей философии, истоками философского знания.

Постижение истоков философского знания обращает нас к первому упоминанию термина «философия» как «постижению мудрости», принадлежащему Пифагору (6 в. до н.э.). Генезис философии представляет собой развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Основой постижения генезиса философии является периодизация (разделение на периоды, этапы), представленная различными направлениями и школами. В результате такого подхода можно выявить четыре эпохи в философии. См. Табл. 1 (Канке В.А. Философия) (През. 3, слайды 1-5).

 

Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п Историческая эпоха философии Главный философский интерес
Античность VI в. до н.э.- III в. н.э. Космос
Средние века IV-XIV вв. Бог
Новое время XV-XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык

 

Каждую эпоху можно рассматривать в диалектическом развитии, выявляя главный философский интерес (Табл. 2, 3, 4, 5).

 

Таблица 2. Античная философия
Этапы Главный философский интерес
Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя

 

Таблица 3. Средневековая философия
Этап Основной интерес Основные идеи
Философствование в вере (Августин) Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) Монотеизм Теоцентризм Креационизм Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия - это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога Совесть Духовность человека Символизм

 

Таблица 4. Философия Нового времени
Этап Авторы основных философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв.   Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные построения теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная философия идей
Маркс Концепция общественного рода, критика капитализма
Ницше Критика " разумных" ценностей

 

Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология " Работа" сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребление языка
Постмодернизм Реконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм

 

Вопросы для самопроверки (През.3, слайд 6):

1. Какую роль играет этап интеллектуализма античной философии в генезисе философии?

2. На какие эпохи и этапы подразделяется история философии?

3. Каким эпохам свойственны: природоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм?

4. На каком этапе генезиса философии рождается гуманизм?

5. Какие философские направления актуальны в современной философии?

6. Можно определить основоположника философии, место, конкретную дату рождения философии? В чем сущностное содержание истории философии и философии истории?

 

ДЕ 1. Что есть философия?

Схоластика (V-XV вв.)

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. (през. 4, слайд 3, фото Боэция). «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько, как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи. Главное произведение Боэция, трактат «Уте­шение философией», является итогом его философских и логических изысканий.

Схоластика (от греч. sсhоlе - школа), т.е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной зада­чей схоластики было обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma - мнение) - ­это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. В позднесхоластический период отмечается влияние арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что способствовало потере равновесия между разумом и верой.

СХОЛАСТИЧЕСКИМИ называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

В пределах средневековой схоластики возникает дилемма: «чтобы знать - нужно верить», «чтобы верить - нужно знать». Внутренняя логика развития средневековой философии сделала необходимым ведение различения тех положений христианского вероучения (истин веры), которые могут быть обоснованы и доказаны разумом, и тех его положений, которые не могут быть доказаны человеческим разумом. Их принимают без доказательства и называют догматами веры. Недоказуемыми в период средневековья считали следующие положения (През. 4, слайд 4):

1. Догмат троичности и догмат воплощения и воскресения (Альберт Великий).

2. Догмат о творении во времени, о первородном грехе и таинствах, о чистилище, страшном суде и воздаянии (Фома Аквинский).

3. Творение Богом мира из ничего ( креацианизм ) и догмат о бессмертии (Дунст Скот);

4. Бытие Бога и единство его природы (Вильям Оккам).

Каким должно быть отношение к истинам и догматам веры? Внутри схоластики обозначились две позиции: теологический иррационализм и теологический рационализм.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Основные цели и задачи Совета
  2. База восстания расширилась, тыл для наступления вверх по Волге был обеспечен. Можно было приступать к решению второй стратегической задачи.
  3. ГЛАВА VI. ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
  4. ДАННЫМ ПУТЕМ — К РЕШЕНИЮ НАШИХ ПРОБЛЕМ
  5. Иногда группа негодяев дурными советами пытается свести обычных людей с духовного пути. Эти грешники просто обманывают людей, чтобы насытить свои желудки, объявляя себя Господом Рамой.
  6. Ключ к разрешению сложных взаимоотношений с родителями
  7. Количественный состав совета директоров
  8. О директивах на голосование, выдаваемых основным обществом членам совета директоров дочернего общества
  9. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  10. Общие правила по решению особых задач, связанных с индивидуальными случаями
  11. Персональный состав совета директоров


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь