Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Современная философия Запада (XX-XXI вв.) (2 час.)



План лекции:

1. Иррационализм.

2. Позитивизм и неопозитивизм.

3. Структурализм.

4. Экзистенциализм.

5. Психоанализ

Западная философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций (Презент.6, слайд 1, 2).

Иррационализм

Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860) (през.12, слайд 1). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, - это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а, следовательно, своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он закономерен, неподконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля - центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля- это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Это направление получило название – волюнтаризм.

В книге «Мир как воля и представление» им выведен логический закон достаточного основания. Согласно этому закону истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания. Философия Шопенгауэра, несмотря на непризнание современниками, оказала свое влияние на развитие неклассической идеалистической философии.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше (1844-1900), представитель «философии жизни» (през.12, слайд 2). С его точки зрения, жизнь - это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше - помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше - это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать.

Философия Ницше - предшественница ряда современных запад­ныx философских концепций, в основе которых лежат проблемы че­ловека и его жизни.

Позитивизм и неопозитивизм

Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus - по­ложительный) - философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического «метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором философия противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе - социо­логии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объясне­ние, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов (през.12, слайд 3).

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанной с эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать си­лой». Основу его философии - программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика». По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании. Конт разработал принципы позитивизма (Презент. 6, слайд 3) и предназначение новой философии. Предназначение философии - разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умо­зрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона (Презент. 6, слайд 4):

1) «Закон трех стадий развития ума»;

2) «Закон классификации наук».

В первом законе ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй - апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей - наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени сложности.

1. Аналитические - изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические - объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология - призвана изучать социальные законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжате­лем его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Одна из заслуг позитивистской методологии - выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказа­ла сильное влияние на развитие социальных исследований.

В ХХ в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличитель­ной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.

Неопозитивизм - это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872-1970) (през.12, слайд 4), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994) и др. (Презент. 6, слайд 5).

Началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка (1920г.).

Структурализм

Близким к неопозитивизму течением философской мысли ХХ в. является структурализм. Под этим наименованием объединяют представителей различных наук, исследования которых основаны на методе структурного анализа.

Как общефилософское направление, пытающееся на основе абсолютизации структурного метода выстроить оригинальную теорию познания. Структурализм возник в середине ХХ в. во Франции. Структура исследуемых объектов предстает в философии структурализма как самостоятельно существующая реальность. Наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии. Представителями раннего структурализма являются Клод Леви-Строс, Мишель Фуко, Луи Альтюссер. Современный структурализм (постструктурализм) представлен творчеством Жака Дерриды, Умберто Эко, Жиля Делеза (Презент. 6, слайд 6).

Экзистенциализм

Одним из ведущих направлений европейской философии ХХ стал экзистенциализм (от лат. existeпtia - существование) - философия существования. Основателем его считается С. Кьеркегор (1813-1855) (през.12, слайд 5). Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.

В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущ­ность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуа­циях» - между жизнью и смертью. Страх перед смертью - единствен­ное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самосто­ятельное существование.

С. Кьеркегор выска­зывал недоверие к разуму. Его учение сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Кьеркегор критиковал предшествующих философов, преж­де всего Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие исти­ны - жизнь, смерть - не познаются логикой, а переживаются непосред­ственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание - это любовь, вера, тоска, страх. Они и составляют мир существования чело­века, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора - разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой вой­ны. Его представители: в России - Николай Бердяев (1874-1948), Леонид Андреев (1871-1919), в Германии - Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), во Франции - Жан-Поль Сартр (1905-1980), Симона де Бовуар (1908-1986), Альбер Камю (1913-1960) (Презент. 6, слайд 7).

Философия экзистенциализма вызвала интерес тем, что она обра­тилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Чело­веку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире трезво оценить свои способности и возможности. Многие из философов-экзистенциалистов занимались литературным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен. Литература, искусство, по мнению экзистенциали­стов, более полно отражают сущность человеческого бытия.

Психоанализ

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд (1856-1939) (през.12, слайд 6). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое (Презент. 6, слайд 8).

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Танатос» - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности

и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его по­ведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­там культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, - проблема конфликта че­ловека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетво­рению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремле­ния, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность ре­лигии, предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность ре­лигии, предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он выявил проблему человеческого существования и основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фи­лософии - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. В современной науке выявлены концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма (Презент. 7, слайды).

Вопросы для самопроверки (Презент. 6, слайд 9):

1. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей.

2. Раскрыть суть философии экзистенциализма.

3. Чем отличается психоанализ Э.Фрейда от его учеников?

4. Раскройте сущность позитивизма и неопозитивизма.

 

ДЕ 3. Философия познания


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь