Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 18. Истина и заблуждение (1 ч.)
План лекции: 1. Истина как философская проблема. 2. Критерии истины. 3. Концептуальное оформление истины. 4. Абсолютная и относительная истина. 5. Заблуждение как противоположность истины. Агностицизм. Истина как философская проблема. Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина - не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания. Истины имеют свою форму по характеру отражаемого объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и др.: Предметная истина (отражение потока информации, идущей от материальных систем); Экзистенциальная истина (представления о духовно-жизненных ценностях людей); Концептуальная истина (понятие «истинности»); Операциональная истина (методы и средства познания); Истины повседневного знания и религиозные истины; Относительная и абсолютная истины (Презент. 10, слайд 1.) Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. Критерии истины. В истории развития философской мысли вопрос о критериях истины решался по-разному. Выдвигались следующие критерии истины: · ясность и отчетливость представления; · внутренняя согласованность и непротиворечивость знания; · простота (экономность); · ценность; · полезность; · чувства; · общезначимость и общепризнанность; · практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке).
Современный материализм (диалектический материализм) рассматривает практику как основу познания и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеобщности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике критерием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность). Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что помимо практики не существует никакого другого окончательного критерия истинности. Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя доказать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положения, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и опровержения может быть понят и истолкован по-разному, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экспериментом и поэтому является относительно истинной. 3. Концептуальное оформление истины. В современной философии выделяются три концепции истины: · концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности; · когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными; · прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике. Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими (Презент. 10, слайд 2). Некоторые философы считали в прошлом и считают в настоящем, что нельзя найти прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности знания, поэтому склонялись и склоняются к скептицизму и агностицизму. Другие философы полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости; противоречие им просто немыслимо. Однако таких самоочевидных положений, не требующих доказательства, в действительности нет, а ясность и отчетливость мышления – слишком зыбкий критерий для доказательства объективной истинности знания. Современная наука не склонна принимать в качестве самоочевидных никаких теоретических положений, она подвергает сомнению любое утверждение, считавшееся ранее святыней, и, наоборот, выдвигает в качестве исходных принципов совершенно немыслимые утверждения, не уповая на их самоочевидность. Новые положения, как правило, кажутся необычными, далеко не самоочевидными. Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания. К. Маркс обратил внимание на недостаточность попыток найти критерий истины в рамках субъекта: последовательный материализм сталкивался здесь с явным преувеличением роли субъективного; из этого круга не выводили ни прежний материализм, замыкавшийся в чувственности и оказывавшийся созерцательным, ни идеализм с его рационалистическим активизмом. Встала задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким феноменом оказалась ПРАКТИКА – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы