Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иногда группа негодяев дурными советами пытается свести обычных людей с духовного пути. Эти грешники просто обманывают людей, чтобы насытить свои желудки, объявляя себя Господом Рамой.⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Преданные должны постоянно принимать прибежище у святых имен, живя жизнью без лицемерия и греха. Нет высшего религиозного принципа, чем это. Чайтанья-Бхагавата (Ади 14.139-140) дает следующее заключение: Поэтому в Кали-югу повторение Святого имени является главным религиозным принципом, никакая иная религиозная практика не поможет человеку пересечь материальный океан невежества. Даже Веды не способны должным образом прославить того, кто повторяет святое имя Господа день и ночь во всех ситуациях. Люди должны поклоняться Кришне, учитывая свои естественные качества и принимая средства для поддержания, как это показано предыдущими и недавними махаджанами. Чистое преданное служение человека улучшается пропорционально тому, насколько он следует должным занятиям, иначе его никогда не достичь.
Глава 5 .5. Садху-санга: ИСККОН и другие вайшнавские направления В комментарии к третьему стиху «Нектара наставлений» Шрила Прабхупада следующим образом описывает шестой благоприятный принцип в преданном служении: «Преданное служение – это трансцендентная деятельность. На этом уровне нет осквернения тремя гуннами материальной природы, и потому его называют вишуддха-саттвой, уровнем чистой благости, свободной от скверны страсти и невежества. В движении сознания Кришны мы требуем, чтобы все преданные вставали рано, около четырех часов утра, посещали мангала-арати (утреннюю службу), читали «Шримад-Бхагаватам», участвовали в киртане и т.д. Так круглые сутки мы занимаемся какой-либо деятельностью в преданном служении. Это называют сато вртти – следованием по стопам предыдущих ачарьев, умевших заполнить каждое мгновение своей жизни деятельностью в сознании Кришны. Тот, кто неукоснительно следует совету Шрилы Рупы Госвами, данному в этом стихе (т.е. действует с энтузиазмом, уверен, терпелив, отказался от нежелательного общения, следует регулирующим принципам и постоянно общается с преданными), обязательно будет прогрессировать в преданном служении». Итак, путь к достижению совершенства, наряду с нама-киртана (воспеванием Святых Имен Господа) и другими могущественными формами бхакти, лежит через садху-санга (общение с преданными или, более точно, - служение преданным, принятие у них прибежища) – наиболее важную, неотъемлемую часть духовной жизни искреннего преданного. Поскольку садху-санга играет такую существенную роль в нашем духовном продвижении, она представляет собой целую науку, которую мы будем изучать под руководством трех авторитетных источников совершенного знания: гуру (истинные духовные учителя), шастры (подлинные священные писания), садху (великие святые, идущие по пути бхакти). Рассматривая принцип садху-санги, как правило, мы имеем в виду общение или служение преданным со сходными взглядами и настроением. Для нас это означает взаимодействие с вайшнавами, принявшими прибежище в обществе Шрилы Прабхупады или в семье Шрилы Прабхупады. На нашем духовном пути мы можем иногда встречать вайшнавов, принадлежащих к другим вайшнавским течениям и организациям. Эти преданные также могут находиться на более высоком духовном уровне по отношению к нам. Или же это могут быть преданные, являющиеся последователями Шрилы Прабхупады, но не принимающие авторитет Джи-Би-Си, т.е. систему духовного руководства, установленную самим Шрилой Прабхупадой для общества ИСККОН. Какими принципами руководствоваться во взаимоотношениях с такими вайшнавами? Что, по сути, является общением в таких случаях? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся рассмотреть в этой главе. История, причины появления и развития философии ритвиков. Этимология слова «ритвик» Ритвик - это священник, который проводит обряд жертвоприношения, как правило, от имени царя или другого великого человека. Был ряд случаев, когда ученики Шрилы Прабхупады после его ухода отклонялись и, чтобы сложить с себя ответственность за духовные обеты, решили прибегнуть к философии ритвиков. То есть, быть не духовным учителем, а лишь проводником инициации, от которого не требуется совершенство в соблюдении обетов. Следует признать, что катализатором и основным поводом развития философии ритвиков послужили падения духовных учителей ИСККОН. Естественно, что многие искренние преданные начали искать какое-то объяснение этому. Однако отметим, что в истории вайшнавизма такие падения или отклонения не являются чем-то новым или присущим только обществу ИСККОН. Еще современник Господа Чайтаньи - Нарахари Саракара Тхакур - в своей книге «Кришна-бхаджанамрита» объясняет, что одной из причин падения преданных является оскверняющее влияние самого века Кали, которое способно повлиять даже на ум маха-бхагаваты. Еще одна предпосылка для развития данной философии - это мистификация дикши. Некоторые преданные думают, что, получая дикшу, человек автоматически обретает уровень чистой преданности. И, следовательно, дающий дикшу духовный учитель также должен быть на высочайшем уровне совершенства. Шрила Джива Госвами пишет, что Святое Имя Господа не нуждается в дикше для того, чтобы оно имело влияние на преданного и приводило его к духовному развитию. Само по себе Святое Имя Господа не зависит от дикши. Но дальше Джива Госвами объясняет, что от дикши зависим мы сами. Дикша дается не для того, чтобы Святое Имя влияло на нас сильнее - она дается для того, чтобы улучшить нашу способность воспринять Святое Имя и получить от него благо. Процесс дикши регулирует и приводит в благоприятное для духовного развития состояние нашу обусловленную сферу - ум, тело, разум, поведение. Нас готовят для максимального получения блага от Святых Имен. К тому же, так как мы не можем воспринимать напрямую находящееся вне пределов нашего восприятия - не можем общаться с Кришной, шестью Госвами, то дикша выводит проводников духовных истин в сферу нашего обусловленного восприятия. Здесь можно провести аналогию с арча-виграхой, формой Господа в виде Божеств, которой мы можем служить нашими грубыми материальными чувствами. По словам Шрилы Прабхупады, личность, в отличие от, например, книги, может «надрать уши» ученику, если тот не следует чему-то. Поэтому духовный учитель является проводником воли Кришны и гуру-парампары. Для этого он должен присутствовать в сфере нашего обусловленного восприятия. Духовный учитель отвечает за нашу духовную жизнь и, если он увидит в ней проблемы, то попытается помочь нам лично или же через других преданных. В философии ритвиков присутствуют огромная концентрация на дикше, неправильные ее интерпретации, а также чрезмерный акцент на то, что дикша-гуру должен быть маха-бхагаватой. В чем опасность соприкосновения с теорией ритвиков? Огромная опасность состоит в том, что в последние 10-15 лет публикации последователей теории ритвиков содержат очень недостойную и грязную критику в адрес лидеров нашего движения. Именно поэтому читать их книги или публикации очень опасно, поскольку оскорбления, которые содержатся там по отношению к гуру ИСККОН, могут очень сильно ранить сердце даже опытного и стойкого преданного. Не говоря уже о начинающих. Некоторые аргументы против теории ритвиков Есть примеры того, как Шрила Прабхупада отчитывал своих учеников, которые пытались молиться напрямую Шриле Бхактисид-дханте Сарасвати Тхакуру, минуя своего непосредственного духовного учителя. Также ритвики иногда приводят аргумент, что их философия оправдана, ведь Шрила Прабхупада нигде ее в книгах не запретил. Однако с помощью такой логики можно оправдать все, что угодно -например, в его книгах также не запрещается принимать дикшу от самого себя в зеркале. Есть свидетельства, что Шрила Прабхупада в 1970-х годах говорил о некоторых своих учениках как о способных инициировать учеников. Но он уточнял, что по этикету этого пока нельзя делать, если их собственный гуру еще присутствует на планете. При этом ученик вполне может действовать в качестве шикша-гуру, проповедуя послание своего духовного учителя. Отметим здесь, что если гуру дает своему ученику прямое наставление становиться духовным учителем, то это нужно выполнять (такие примеры есть в ИСККОН). Шрила Прабхупада также часто подчеркивал, что именно является критерием квалификации дикша-гуру. В частности, в 4-ой песни Шримад-Бхагаватам он говорит о том, что если и пока ученик следует освобожденному духовному учителю, то его также следует считать освобожденным. Также он это подчеркивает в 5-ой главе «Нектара наставлений». Е.С. Хридаянанда Госвами проанализировал наставления Шрилы Прабхупады. В его лекциях и книгах он нашел более 200 упоминаний о том, что нужно стать гуру. И Шрила Прабхупада боялся не того, что его ученики станут гуру, а прямо противоположного - что они не станут гуру. Иногда последователи философии ритвиков приводят аргумент, что Шрила Прабхупада под наставлением становиться гуру имеет в виду «шикша-гуру». Но в некоторых местах Шрила Прабхупада говорит ученикам о том, что они уже и так являются гуру - шикша-гуру - и уже дают наставления другим. Также он говорит о том, что после его ухода они смогут стать гуру. То есть, имеется в виду дикша, так как они уже являлись шикша-гуру. Выводы Наибольшая опасность общения с ритвиками или чтения их публикаций состоит в опасности услышать или прочитать оскорбления в сторону преданных ИСККОН, лидеров и духовных учителей. В основном последователи ритвиков нацелены на проповедь среди преданных ИСККОН. То есть, сами они фактически не проводят проповеднические программы. Однако стоит отметить, что в некоторых отклонившихся от ИСККОН храмах ритвиков (например, в Бангалоре) есть успешная проповедь. Тем не менее, нам есть чему поучиться у ритвиков. Они очень трепетно относятся к значимости Шрилы Прабхупады. В некоторых же храмах ИСККОН положение Шрилы Прабхупады становится менее заметным. Его книги уже не являются основой для проповеди. Многие преданные сейчас приходят через так называемую косвенную проповедь и не читают книг Шрилы Прабхупады. Это ни в коей степени не умаляет значения такой проповеди, однако появляется опасность того, что для целого поколения преданных Шрила Прабхупада будет восприниматься лишь как некая историческая фигура. Часто в нашей проповеди мы начинаем опираться на какие-то другие источники знания, а не на книги Шрилы Прабхупады. Поэтому стоит поучиться у ритвиков пониманию значения и положения Шрилы Прабхупады. Возможно, через все эти проблемы Кришна пытается научить нас чему-то. ИСККОН и Гаудия-матх: история и перспективы сотрудничества кшурасйа дхара нишита дуратйайа дургам патхас тат кавайо ваданти «Великие святые говорят, что на духовном пути нас подстерегает множество трудностей и препятствий. Они так же остры, как лезвие бритвы» Интервью с Гопипаранадхана Прабху Вопрос: По какой причине нам не рекомендуется общаться с членами Гаудия-матха?
Ответ: Прабхупада много раз давал нам это наставление. Значит, на то были веские причины. Разумеется, мы можем и даже должны понять, почему он так говорил. Вайшнав, даже если он находится на очень высоком духовном уровне, имеет собственное мнение, которое может по каким-то вопросам расходиться с мнением другого вайшнава. Даже парамахамсы имеют свое отношение к преданному служению, которое может не совпадать с отношением других преданных. Они говорят об этом своим ученикам, те следуют им. Прабхупада придавал особое значение проповеди. Но это не единственный авторитетный подход к преданному служению. Подход бхаджанананди также является вполне авторитетным, в зависимости от времени, места и обстоятельств. Другой ачарья может не придавать такого значения проповеди и больше внимания уделять личной медитации и т.д. Поэтому, когда мы выходим за пределы ИСККОН и общаемся с духовными братьями Шрилы Прабхупады или с какими-то другими вайшнавами, мы можем услышать от них несколько другое мнение по поводу смысла преданного служения. Такова природа человека: от разных людей вы получаете различные наставления. Их наставления могут отличаться от тех, к которым мы привыкли в ИСККОН. В ИСККОН принято следовать указаниям Прабхупады. Каждый авторитетный проповедник ИСККОН знает основные наставления Прабхупады. Но за пределами ИСККОН вайшнавы могут иметь другое мнение по каким-то вопросам. Это может запутать или сбить с толку неофита, который еще не утвердился в преданном служении.
Вопрос: Неужели так трудно выявить эти отличия и отделить " зерна от плевел»? Ответ: Очень трудно. Если взять, например, майавади, то каждый преданный, который знает азы нашей философии, может сказать, в чем разница между учениями имперсоналистов и нашей философией. Если мы общаемся с членами другой сампрадаи, эти отличия уже более тонкие. Но тот, кто хорошо знает нашу философию, сможет увидеть, что последователи Мадхвы и Шри-вайшнавы учат не совсем тому, чему учил Прабхупада. Но когда вы идете к гаудия-вайшнаву, в особенности, когда вы идете к последователю Бхактисиддханты Сарасвати, человеку неискушенному трудно сразу увидеть какие-то отличия. И, тем не менее, они есть. Отличия могут быть настолько тонкими, что их невозможно заметить. Но они всегда есть. Эти отличия заключаются в личном подходе данного человека. Поэтому нужно быть очень осторожным в выборе духовного руководства, в выборе ачарьи, которому мы хотим следовать. Ученики Шрилы Прабхупады должны следовать за Шрилой Прабхупадой и не искать наставника на стороне. Мы как последователи Прабхупады должны быть целомудренными в философском смысле и хранить верность Шриле Прабхупаде. Философское целомудрие и верность — основная добродетель преданного. Нам не нужно искать кого-то за пределами ИСККОН, кто даст нам наставления в духовной жизни. Даже очень зрелые преданные могут незаметно для себя отклониться от учения Шрилы Прабхупады из-за тесного общения с представителями других духовных движений.
Вопрос: Помимо различного отношения к проповеди, есть ли какие-нибудь философские отличия в том, чему учат гуру Гаудия-матха? Ответ: Да, но нужно понимать, что речь идет об очень тонких философских отличиях. Больше всего различий существует между последователями Бхактивиноды Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати с одной стороны, и всеми остальными гаудия-вайшнавами с другой. Это, прежде всего, касается вопроса о происхождении и падении дживы. Бхактисиддханта Сарасвати и Бхактивинода Тхакур имели свое мнение по этому вопросу, отличающееся от мнения других гаудия-вийшнавов. К сожалению, многие последователи и ученики Бхактисиддханты Сарасвати, живущие в святых дхамах — Вриндаване и Майапуре, после его ухода попали под влияние чуждых представлений и стали проповедовать эту философию. Они проповедуют, что джива изначально не была с Кришной.
Вопрос: Значит, Бхактисиддханта Сарасвати учил тому, что джива падает из духовного мира? Ответ: Бхактивинода Тхакур тоже учил этому. В настоящее время такой позиции придерживается и Джи-Би-Си, хотя некоторые преданные усматривают в ней какие-то противоречия. Но лично я убежден в этом, поскольку я читал книги Бхактисиддханты Сарасвати и Бхактивиноды Тхакура в оригинале. Я изучал также «Сандарбхи» Дживы Госвами, и я бы заметил какие-то отличия, если бы они существовали. Кто-то может спорить по этому поводу, но я убежден в том, что слова Шрилы Прабхупады непогрешимы и не отличаются от того, чему учили его предшественники.
Вопрос: Как Шрила Прабхупада относился к тому, что преданные общались с представителями Гаудия-матха? Ответ: Он был категорически против этого. Разумеется, были очень вежливые встречи, иногда их организовывал сам Шрила Прабхупада. Но, когда преданные по своему почину общались с представителями Гаудия-матха, Прабхупада неизменно реагировал на это крайне отрицательно. Может быть, были какие-то исключения, мне об этом ничего не известно, но, в целом, Прабхупада этого не одобрял.
Вопрос: Может быть, самый важный вопрос: мы, так же как и они, считаем себя гаудия-вайшнавами и стараемся проповедовать учение Господа Чайтаньи. Есть ли у нас какая-нибудь возможность совместной работы? Какие взаимоотношения нам нужно установить друг с другом? Ответ: В настоящее время говорить о сотрудничестве пока рано. Множество филиалов Гаудия-матха (как вы знаете, Гаудия-матх разделился на множество маленьких организаций) хотят распространить свое влияние на ИСККОН. Я бы не хотел вдаваться в историю Гаудия-матха, мои познания в этом вопросе не слишком глубоки. У Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура было около пяти тысяч учеников. В биографии Бхактисиддханты Сарасвати написано, что многие из его учеников придерживались собственной точки зрения по некоторым вопросам, между учениками часто возникали конфликты и споры по поводу тех или иных теологических положений. У Бхактисиддханты Сарасвати были разные ученики. Одни из них происходили из культурных и интеллигентных семей, другие были простыми деревенскими людьми. Некоторые из них достигли очень высокого уровня в своем духовном развитии, другие поддались влиянию материальных амбиций и материальной скверны. Некоторые из них пали, среди них были даже санньяси... Они были слишком честолюбивы и слишком привязаны к имени и славе. Некоторым своим ученикам Бхактисиддханта Сарасвати дал триджу, посвятив их в бабаджи. Триджа значит третье рождение. Это посвящение он дал горстке своих учеников, 13-15 из них. Он сделал их бабаджи и раскрыл им их сварупу, сказав, что в духовном мире они являются манджари. Они продолжали быть членами Гаудия-матха и считались парамахамсами. По мнению самого Бхактисиддханты Сарасвати, всего лишь горстка его учеников достигла уровня парамахамс. Среди других его учеников также были очень возвышенные преданные. Но, в то же время, между его учениками возникало множество распрей, и многие из них не следовали должным образом наставлениям своего гуру, все это происходило еще при его жизни. Он оставил эту планету недовольный тем, в каком состоянии находится его движение. Совсем по-другому сложилась судьба Шрилы Прабхупады. Он уверил своих учеников перед своим уходом, что доволен ими. А Бхактисиддханта Сарасвати был недоволен многими своими учениками. Его ученики ссорились друг с другом по поводу сфер влияния и т.д. Он не хотел, чтобы кто-то из них после его ухода стал единоличным ачарьей. Ему хотелось, чтобы они создали коллективный орган управления и работали сообща. Это было очень важное наставление. Но, к сожалению, его ученики не выполнили его. В Гаудия-матхе появилось три лагеря, три партии, каждая из которых имела своего ачарью, и они продолжали вести борьбу друг с другом. В результате Гаудия-матх как организация полностью распался из-за этих конфликтов. В настоящее время он представляет собой несколько, я даже не знаю точно сколько, различных организаций, во главе которых стоят различные санньяси. Некоторые ашрамы насчитывают сотни членов. Другие — например, в Пури, представляют собой очень мелкие организации Гаудия-матха, состоящие главным образом из нескольких брахмачари. Они только поклоняются Божествам и кормят себя. Никакой проповеди, никакого распространения книг. Но, все же, и в них есть искренние преданные, хотя сама организация распалась из-за того, что ее лидеры не выполнили указаний Бхактисиддханты Сарасвати и не сотрудничали друг с другом. В настоящее время Гаудия-матх не является сильным в физическом смысле, в отличие от ИСККОН. В ИСККОН очень большие ресурсы. Но и среди членов ИСККОН есть недовольные. Иногда их привлекают другие направления гаудия-вайшнавизма. Маленькие организации Гаудия-матха пользуются этим. Очень многие члены ИСККОН оказывают финансовую и другую поддержку этим организациям. В Пури и многих других городах Гаудия-матх держит гостиницы. Преданные ИСККОН останавливаются в них, и эти организации получают от них деньги. Некоторые преданные ИСККОН уходят и получают посвящение у ачарьев этих организаций. Многие маленькие организации Гаудия-матха, по сути дела, паразитируют на ИСККОН. И есть несколько ачарьев Гаудия-матха, которые собрали вокруг себя довольно много учеников из ИСККОН. Они принимали учеников, которые уже получили посвящение. Когда такое случалось при Прабхупаде, он был очень недоволен. В некоторых случаях, когда его ученики хотели получить повторную инициацию у его духовных братьев, Прабхупада очень сильно гневался. Священные писания утверждают, что получить повторную инициацию — значит отказаться от своего духовного учителя, а это можно сделать только в одном случае — если учитель падший. Принимая повторную инициацию, человек как бы объявляет своего учителя падшим — а это гуру-апарадха. Я не думаю, что Прабхупада доволен тем, что ученики его учеников получают повторную инициацию у кого-то другого. Но в реальности это происходит... По этим причинам сотрудничество организовать очень трудно. Я не знаю, пытается ли Джи-Би-Си найти какие-то формы сотрудничества. Что касается меня, то я собираюсь тщательно изучить «Сандарбхи» Дживы Госвами и найти в них объяснение того, как нужно относиться к последователям Бхактисиддханты Сарасвати и его ученикам. Я могу также пообщаться со Шри Вайшнавами в Индии и выяснить, какого этикета нужно придерживаться в общении с вайшнавами других школ.
Вопрос: Еще один вопрос по поводу того, что сказал в своей лекции Ниранджана Махарадж о положении Шрилы Прабхупады. Что способствовало его становлению как преданного и позволило ему создать ИСККОН таким, какой он есть? Ответ: Мы не должны считать Прабхупаду садхана-сиддхой. Он был нитья-сиддхой, вечно освобожденным преданным. Его послал Сам Кришна с особой миссией — распространить сознание Кришны по всему миру. Я не знаю, можно ли его сравнить с каким-то другим человеком в мире... Прабхупада уникален. И ему нет равных среди учеников Бхактисиддханты Сарасвати. Вопрос: В одном из подношений Шиварамы Махараджа на Вьяса-пуджу мы читали о том, что в трудах Бхактивиноды Тхакура описано положение ачарьи-основателя сампрадаи. Он проводит множество параллелей, объясняя положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН. Что Вы скажете по этому поводу? Ответ: ИСККОН не является самостоятельной сампрадаей, но он в высшей степени уникален. Никогда ранее, за тысячи прошедших лет, не существовало всемирного Движения, которое было бы систематически организовано на основе чистого сознания Кришны. ИСККОН не порожден варнашрама-дхармой, ведической культурой, он берет свое начало в проповеди чистого преданного служения в соответствии с тем, чему учили Рупа Госвами и Чайтанья Махапрабху. Это систематически организованное движение, мощно развивающееся во всем мире. Это уникальное достижение Шрилы Прабхупады. Только благодаря ему вайшнавы смогли организовать подобное движение. Оно предназначено для проповедников и было организовано, чтобы проповедь могла вестись повсюду. Ведическая культура до сих пор жива в Индии. Буддизм распространился по всей Индии, но он оказал на эту культуру разрушительное влияние. Что касается ИСККОН, то очевидно, что он изменил весь мир. Он распространился по всей Азии и проник даже в Сибирь. Никто до Шрилы Прабхупады не делал ничего подобного. ИСККОН уникален и его положение тоже уникально. Бхактисиддханта Сарасвати, разумеется, знал, кем был Шрила Прабхупада. Нам не много известно об отношениях Шрилы Прабхупады со своим духовным учителем. Все преданные ИСККОН очень много знают о Прабхупаде. Но Прабхупада почти ничего не рассказывал о своем духовном учителе. Это была запретная тема. Он считал, что мы не в состоянии по достоинству оценить его духовного учителя. Но у него были очень близкие отношения с Бхактисиддхантой Сарасвати. Он был семейным человеком, и большинство брахмачари и санньяси считали его очередным домохозяином, каких было много среди учеников Бхактисиддханты Сарасвати, но сам Бхактисиддханта Сарасвати знал, кто такой Шрила Прабхупада, и всегда позволял Прабхупаде свободно общаться с собой. Некоторых учеников это приводило в недоумение, и они спрашивали: «Кто ты такой, собственно говоря? » Он свободно общался со своим гуру махараджем, а их учитель называл глупцами... Это были трансцендентные отношения, которые мы не в состоянии понять... Бхактисиддханта Сарасвати также имел особые отношения с некоторыми другими из своих учеников. Как я уже говорил, некоторых из них он посвятил в бабаджи и считал их парамахамсами. Но у Прабхупады уникальные отношения со своим гуру.
Вопрос: Чем бы Вы хотели завершить нашу беседу? Ответ: Мы должны развивать в себе философское целомудрие. Мы должны формировать свое мнение на основании мнения нашего ачарьи-основателя ИСККОН. Вот основа для развития ИСККОН. Если преданные будут формировать свое мнение, опираясь на мнение посторонних, ИСККОН распадется, т.е. это приведет к расколу нашего движения. Это самое страшное, что мы можем сделать. Если называть вещи своими именами, это — духовное самоубийство. Из книги Шиварамы Свами «Шикша вне ИСККОН? » Тасмад гурум прападьета джигьясу шрея уттамам – «Человек, по-настоящему стремящийся к истинному счастью, должен найти квалифицированного гуру и вопрошать его о конечной цели жизни» (Ш.Б.11.3.21). В ответ на задаваемые со смирением вопросы духовный учитель дает наставления, называемые шикшей. Чайтанья Махапрабху советует преданным принимать такие наставления на любой ступени их духовной жизни, включая стадию премы. Таким образом, шикша – это компас знания, ведущий преданного к Кришне, на пути от шраддхи к преме. На этом пути шикша является основным элементом преданного служения Кришне. Это подтверждает Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.97-117, где говорится, что необходимо 1) гуру-падашрая – принять прибежище лотосных стоп гуру; 2) шри-кришна-дикшади-шикшанам – получить от него посвящение и выслушивать его наставления. Вайшнавы, дающие нам наставления в процессе преданного служения, являются для нас шикша-гуру. Среди них тот, кто дает наиболее регулярные наставления, наиболее полную шикшу, становится нашим дикша-гуру. Таким образом, дикша-гуру является также и шикша-гуру. Так как трансцендентное знание является величайшим даром, естественно, что дикша-гуру играет самую существенную роль в жизни ученика. Обязанность шикша-гуру заключается в том, чтобы укреплять наши отношения. Поэтому он действует как продолжение дикша-гуру, и его наставления не отличаются от наставлений инициирующего духовного учителя. Поведение шикша-гуру должно определяться следующими четырьмя факторами: 1) забота о духовном благополучии ученика; 2) следование наставлениям ачарьи-основателя; 3) помощь дикша-гуру; 4) взаимное сотрудничество с другими шикша-гуру. Если гуру следуют вайшнавскому этикету, то молодые побеги и ветви дерева бхакти начинают бурно расти, т.е. ученики и последователи реально духовно прогрессируют. Этикет Гаудия-вайшнавов отличается, прежде всего, тем, что в его основе лежит взаимная поддержка и чистая немотивированная преданность миссии и наставлениям ачарьи-основателя. Преданные, которым посчастливилось присоединиться к ИСККОН во времена Шрилы Прабхупады, помнят, с каким величайшим уважением относились в те времена к старшим. Шрила Прабхупада привнес культуру, в основе которой лежала вера не только исключительно в него, но и во всех вайшнавов, в особенности старших. Это создавало атмосферу, пропитанную традиционным вайшнавским почитанием шикша-гуру. Насколько щедро Шрила Прабхупада делился своими полномочиями с преданными ИСККОН, настолько же неохотно он делал это за пределами нашего Общества. Особенно это касается тех вайшнавов, которые могли бы воспользоваться полученной властью в отношении его учеников. Когда ученики Прабхупады стали приезжать в Индию, они столкнулись с другими группами вайшнавов, что побудило Прабхупаду дать подробные наставления, ограничивающие принятие шикши, а в некоторых случаях, поощряющих ее. Благодаря общему происхождению – от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – Гаудия-матх и ИСККОН принадлежат к одной духовной семье, именуемой «Сарасвата паравара». Другие группы Гаудия- и не Гаудия-вайшнавов, по определению принадлежат к другой семье, что означает следующее: во главе их стоит другой ачарья-основатель, они имеют отличающиеся философские взгляды, практикуют другую садхану и т.д. Например, об одном Гаудия-бабаджи Прабхупада писал: «Я узнал о том, что некоторые из наших преданных общаются с бабаджи во Вриндаване. Это уже явилось источником многих проблем для наших учеников и учениц, приезжающих во Вриндаван». Другими словами, если Шрила Прабхупада не рассматривал даже своих духовных братьев как возможных кандидатов в шикша-гуру для членов ИСККОН, что же тогда говорить о тех, кто не входит в семью Сарасваты? Уже в 1967 году перед своим первым возвращением в Индию, Шрила Прабхупада не одобрял идеи о том, что вайшнавы за пределами ИСККОН могут заменить его или действовать в роли его представителей. Почему? Его Божественная Милость не считал, что кто-либо мог действовать от его имени. Он ясно сказал: «Если он скажет хотя бы одно слово, противоречащее моим наставлениям, оно послужит источником величайшего смятения среди вас». Обобщая можно понять: Шрила Прабхупада пришел к выводу, что тот, кто не предан его миссии и не прошел обучения под его руководством, не мог, да и не стал бы должным образом передавать его учение. Таким образом, несмотря на всю свою эрудицию, великие вайшнавы за пределами ИСККОН не могут выступать в роли шикша-гуру по отношению к последователям Шрилы Прабхупады. Парадоксально, что хотя некоторые вайшнавы осуждают ИСККОН за его проблемы, их организации также проходили через подобные трудности в прошлом или, более того, испытывают их в настоящий момент. Организационный беспорядок так же, как и падения гуру, не являются «привилегией» ИСККОН. Большинство вайшнавских организаций проходило через отклонения и падения, поэтому было бы несправедливым приписывать подобные недостатки лишь ИСККОН. Разумно ли утверждать, что Шрила Прабхупада, будучи уполномоченным распространять сознание Кришны по всему миру, не смог воспитать ни одного квалифицированного ученика, способного продолжить его миссию? Вряд ли! Хотя подобное обвинение предъявляется ученикам Прабхупады, оно также дискредитирует и самого Прабхупаду. Прабхупада позволял своим ученикам получать наставления вне ИСККОН в двух случаях: 1) в ранние дни ИСККОН в Индии, когда преданные еще не обосновались там; 2) когда требовалась какая-либо конкретная информация, которая могла бы помочь развитию общества. Например, Шрила Прабхупада попросил преданных собрать информацию о структуре Вселенной, необходимую для постройки планетария в Майапуре, а также готовясь к тому, чтобы оставить тело, он попросил преданных собрать информацию относительно совершения церемонии самадхи. При этом он ограничивал и конкретизировал эти отношения. И это едва ли можно расценить как указание безо всяких ограничений принимать шикша-гуру за пределами ИСККОН. Указывая на маловероятность существования вне ИСККОН шикша-гуру, подходящих для его членов, я не хочу тем самым нанести оскорбления великим душам, занятым служением Кришне. Я также понимаю, что некоторые разногласия между Прабхупадой и другими вайшнавами могут иметь трансцендентную природу. Однако в любом случае остается фактом то, что за последние сорок лет ни Шриле Прабхупаде, ни его последователям так и не удалось преодолеть эти разногласия. Оглавление Цели курса вайшнавского среднего образования...................... 3
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы