Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 20. Человек и общество (1 час.)



План лекции:

1. Понятие " человек" в философии (Презентация 9).

2. Человек и личность.

1. Понятие " человек" в философии.

Человек - многогранное, сложное явление. Понятие " человек" - одно из основных для философов. Человек - совершенство Вселенной и червь, подобие Бога и прах земной, высшая ценность и животное. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, во многом изучив и покорив природу, он чувствует себя неуверенно на Земле и жизнь его полна трагизма? Окончательных ответов пока нет. По-видимому, дело в парадоксальности познания человеком самого себя. Сократ оставил потомкам завет: " Познай самого себя", понимая, что человек для себя самого является наиболее трудным для изучения предметом. Если обратиться к историософскому рассмотрению Человека, то он предстанет следующим образом (презент. 9, слайд 1):

1) Человек – «Малая Вселенная» - в античности;

2) Человек – «Тварное Существо» - в средние века;

3) Человек – «Господин Природы» - в эпоху Возрождения;

4) Человек – «Существо Разумное» - в Новое время;

5) Человек – «Творец» - в немецкой классической философии;

6) Человек – это «Мир Человека» - в классическом марксизме;

7) Человек – это «Душа Человека» - в русской философии;

8) Человек обречен – в философии современности.

Как видим, вполне справедливо утверждение, что всякому времени соответствует своя философия и свое представление о Человеке. Интерес к человеку, к тому, что он есть, характерен как для западной, так и для восточной традиции. Обратившись к древнекитайской философии, к идеям Конфуция, обнаруживаем, что он понимает человека в связи с его социальной функцией, при этом воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению функции личности «не для себя», а «для общества». По его мнению, человеческое существование не может обойтись без регуляторов, которые представлены им в виде принципов (през.9, сл. 2, 3).

Кардинальный поворот к человеку в Новое время наблюдается у Фейербаха: не дух лежит в основе природы, а природа есть основа духа. Реальным субъектом разума является Человек. В философии Фейербаха на место любви к Богу ставится любовь к человеку, и таким образом теология, как и философия подменяется антропологией. Философия Фейербаха оказала влияние на антропологизм Н.Г. Чернышевского и явилась одним из теоретических источников марксизма.

ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИЕЙ называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом.

К слову " антропология" (от греч. " антропос" - человек) в данном случае добавляют прилагательное " философская" для того, чтобы отделить философскую антропологию от антропологии как науки, занимающейся проблемой происхождения человека. Философская антропология изучает именно философские проблемы человека и ищет ответы на вопросы: чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее качества? В чем смысл жизни человека? Философская антропология возникла на рубеже XVIII - XIX вв. , но получила наивысшее развитие в XX- ХХI в. , причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Своеобразный акцент «на человека» в определенной мере присущ всей неклассической философии второй половины ХIХ –ХХ вв. и представлен в трех основных подходах (през. 9, слайд 4): 1) натуралистического, описывающего человека по аналоги с природой, другими сложными организмами (или в противовес им) (позитивизм, философия жизни, необихевиоризм, фрейдизм, биоэтика и др.); 2) экзистенциального, актуализирующего индивидуальный способ человеческого существования (экзистенциализм, феноменология, персонализм); 3) социологизаторского, сориентированного на рассмотрение человека как продукта (структурализма) (и творца – в марксизме) общественных связей и отношений.

Американский культурный антрополог Р. Линтон в своей работе «Постижение человека» обращает внимание на человеческое поведение, взаимосвязанное с научением, а не на генетически передаваемой информации. И действительно, вся эволюция животного мира обнаруживает закономерность, связанную со все большим расширением научаемых форм поведения, того, что И.Павловым было названо «условными рефлексами». Таким образом, человек реализует новые культурные, а не биологические способы приспособления к миру.

Другой американец, философ и культуролог Л.Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил концепцию антропосоциогенеза – теорию символизации. Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления. Основными представителями «философской антропологии» являются: М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.

По мнению основателя философской антропологии М.Шелера (през. 9, слайд 5): «задача философской антропологии состоит в том, чтобы выработать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека» (См.: Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М. М.: Центр, 1997. С.163-167).

Подчеркнем, что помимо существующих, в современном взгляде на Человека присутствует точка зрения о необходимости выделения особой комплексной дисциплины антропоэкологии (экологической антропологии), основателем которой можно считать Д.Стюарта, проявившего в сер. ХХ века особый интерес к исследованию взаимодействия человеческой культуры и окружающей среды. Это направление - весьма перспективно, а актуальность его развития связана с угрожающим ростом и распространением глобальных проблем современности (См.: Терешкович П.В. Антропология культурная // Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. С.40).

Человек и личность.

Самое драгоценное в человеке - его уникальность, неповторимость, его отличие от других людей. Конечно, во многом люди похожи: как млекопитающие животные, как представители одной культуры, как члены одного общества и социальной группы. Однако в каждом человеке есть своеобразное, которое отличает его от остальных людей. Каждый человек и интересен, как личность, как нечто новое, ранее не бывшее в этом мире.

Почему же люди отличаются друг от друга? Человек - это многогранное явление, продукт общества, природное существо, субъект культуры. Для характеристики понятия " человек" в философии используются такие категории, как " человек", " индивид" и " личность".

Понятие " индивид" (от лат. individuum - неделимое; особь) обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и обществу, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик.

Понятие " личности" относится к числу сложнейших в философии. Во многих европейских языках слово " личность" восходит к латинскому понятию " личина", т.е. " персона", что означало маску актера в театре. Впоследствии слово " персона" характеризовало социальную роль человека как некого целостного существа, особенно в юридическом смысле. Например, в античности раб не рассматривался как персона. Издавна употребляющееся выражение " потерять лицо" означает утрату статуса человека в каком-то обществе. Таким образом, ИНДИВИД – это абстрактная характеристика человека, говорящая о том, что он телесно отделен от других индивидов. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Это и природные - вес, рост, цвет глаз, строение тела, и социальные - интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень культуры.

С понятием индивид тесно связано понятие " индивидуальность". С индивидом их объединяет то, что их основа биологическая, природная. Однако у индивидуальности она более сложная и разносторонняя. Индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, для индивидуальности характерно свое, отличное от других. Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе событии спокойно, другой - с усмешкой, а третий - со скепсисом. То есть, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это уникальность и неповторимость человека, обусловленные его личными качествами и свойствами.

Более высокая ступень в оценке социальных свойств человека его характеристика как личности. Сущность личности составляет не физические, а социальные качества человека. Можно сказать, что каждая личность - человек, но не каждый человек - личность. Ничего обидного в этом нет. Данное высказывание в краткой форме лишь выражает степень социального различия между человеком и личностью.

Личность является предметом изучения многих наук - таких, как философия, социология, психология, физиология. С философской точки зрения можно говорить о том, что суть ЛИЧНОСТИ составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе события.

Когда рождается личность, и какие факторы влияют на её формирование? Понятно, что младенца трудно характеризовать как личность. Становление личности происходит в процессе социализации. По мере усвоения социального опыта и ценностных ориентаций общества человек из индивида постепенно превращается в личность. Определяющая, но не единственная, роль в формировании личности принадлежит социальным условиям - воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям.

Личность проявляется в деятельности. Деятельность есть способ существования личности, заключающейся в целенаправленном воздействии на окружающий мир. Именно в деятельности - в выборе целей и средств, в способах действий - выражаются особенности личности.

Личность действует в коллективе, в обществе, ее развитие напрямую зависит от них. Роль общества заключается и в том, что оно создает необходимые условия для становления и развития личности, и реализации ее возможностей, так и в создании преград на этом пути. Общественный строй, уровень экономического и социального развития той или иной страны много значат для предоставления возможностей каждому человеку на получение образования, право на труд и свободу для реализации умственных и физических способностей, а в конечном итоге - для развития личности (през. 9, слайд 6).

Как считает Г.А. Тогашев (Торгашев Г. А. Основы философии, с. 534) в развитии личности можно выделить три уровня (през. 9, слайд 6):

1) социализация - субъект еще не осознает свои побуждения, не учитывает степень своего воздействия на ту или иную жизненную ситуацию. Этот этап в основном завершается с получение образования, выбора профессии;

2) определения своего места в жизни. Личность соотносит цели и мотивы своих действий с задачами социума, стремится предусмотреть результаты собственных действий, у него уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, пришло умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку;

3) самореализация личности, когда она становится сознательным субъектом своего жизненного пути, который она соотносит с реалиями общества.

Социальная философия предлагает следующую типизацию личностей, которая основывается на данных различных наук о человеке (през. 9, слайд 7).

Широкое распространение получило разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, экстраверт больше ориентирован на внешний мир, он общителен и добродушен. Интровертам претит юмор, они более равнодушны, но исполнительны. Такая классификация несколько идеализирована и, как правило, люди сочетают в себе различные черты личности.

Ни одна из схем не способна охарактеризовать личность в целом, а только наиболее важные ее стороны. Конкретная личность всегда богаче любых типизаций . Велика роль личности в историческом процессе. Социальная философия уделяет большое внимание вопросу о роли личности в истории. Известно, что историю делают люди, но среди них есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Историческая личность как персона, во-первых, воплощает в себе общественные идеи, во-вторых, объединяет вокруг себя социальные группы, в-третьих, благодаря особенностям биографии и характера, обеспечивает создание " своеобразия текущего момента". Исторические личности, бесспорно, существуют, но причины их появления и влияния на общественную жизнь не имеют мистического характера, а могут быть исследованы в контексте культуры данного общества. Из истории известно, что вклад личности в историю зависит не только от индивидуальных черт характера, но и от объема и содержания социальных связей. Чем больше возможностей имеет конкретный человек влиять на деятельность социальных институтов и судьбы других людей, тем интенсивнее он может способствовать прогрессу или застою общества, развитию культуры или падению нравов.

Таким образом, ЛИЧНОСТЬ - это определенный вариант объединения характерных стремлений, особенностей темперамента, врожденной предрасположенности к тем или иным настроениям, направлениям эмоциональных переживаний, а также социальных ролей, особенностей социальной активности, отношений с окружающими и т. п.

За период существования философии выявлено достаточное количество влиятельных работ по философской антропологии, с которыми каждому можно ознакомиться (през.9, слайд 9).

Вопросы для самопроверки (Презент. 9, слайд 8):

1. Как изменялись философские воззрения о человеке?

2. Что такое философская антропология и как она развивалась?

3. Как соотносятся понятия индивид, индивидуальность, личность?

4. Какого сущностное содержание понятия «личность»?

5. Какие основания для различных классификаций личности существуют?

 

ДЕ 4. Философия человека


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь