Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кришна, или Хари, - повелитель всех полубогов, и поэтому Он всегда является объектом поклонения. Но это не означает, что не следует выражать почтение полубогам, возглавляемым Брахмой и Шивой.



Верховный Господь один, а другие (Брахма и Шива) - воплощения Его стихий (гунаватары). Люди поклоняются тем или иным полубогам в соответствии со своим уровнем. Но Господь Вишну - единственный Господь и объект поклонения для людей, находящихся в стихии добродетели. После многих жизней поклонения различным полубогам жизнь человека становится благоприятной, когда он приходит к принятию Вишну как единственного Верховного Господа. Господь Шри Кришна - высочайшее проявление вишну-таттвы. Когда живое существо превосходит три стихии благодаря поклонению в стихии добродетели, оно обретает служение Господу Кришне.

8) Следует быть милосердным и не причинять беспокойств ни одному живому существу. Сердце всегда должно быть исполнено сострадания к другим. Проявлять милость всем живым существам -это один из принципов преданного служения. Человек, стремящийся к преданному служению, должен тщательно практиковать это качество.

9) Для стремящегося стать преданным исключительно важно оставить десять оскорблений Святого имени, оскорблений при поклонении Господу, т.е. при служении Божествам Господа. Невозможно оставить все оскорбления в поклонении Господу, но, прежде чем войти в алтарную комнату, необходимо оставить хотя бы некоторые. Десять оскорблений Святого имени уже неоднократно обсуждались ранее. В Падма Пуране написано, что если человек принимает прибежище у Господа Хари, то все его оскорбления уничтожаются. Все оскорбления при поклонении Божествам разрушаются благодаря принятию прибежища у Святых имен. Лишь Святое имя освобождает вайшнавов. Но тот, кто принял прибежище у Святых имен, обязан оставить десять оскорблений Святого имени. Иначе чистое преданное служение будет недостижимо и он, несомненно, падет, несмотря на то, что принял прибежище у Святых имен.

10) Преданный не должен позволять своим ушам слышать поношение Кришны или вайшнавов. Всякий раз, когда это происходит, он должен уйти. Люди, слабые сердцем, которые из вежливости и соблюдения правил общественного этикета слушают поношение в адрес Кришны или вайшнавов, постепенно отходят от преданного служения.

Благодаря практике вышеупомянутых двадцати принципов в человеке пробуждается бхава, или эмоции преданного. Коренной причиной пробуждения бхавы является милость Кришны. Без садху-санги невозможно обрести милости Кришны. Главные формы садху-санги - это принятие прибежища у лотосных стоп духовного учителя, принятие посвящения у него и служение ему.

Другие принципы преданного служения, упомянутые выше, начиная с принятия вайшнавских символов до медитации, попадают под категорию арчаны. Получив указания от духовного учителя, следует насколько возможно практиковать все эти компоненты бхакти. Служение, дружба и полное предание себя - это деятельность, предназначенная для пробуждения бхавы. В реальности, эти виды деятельности сами становятся бхавой. Только на стадии садханы они считаются садхана-бхакти.

Все, что человеку больше всего нравится в этом мире, то, что ему дороже всего, следует предлагать Кришне - это утверждение имеет несколько значений. Смысл таков, что не следует наслаждаться чем-либо только потому, что это очень дорого человеку - следует предложить это Кришне и наслаждаться им как Его прасадом.

Какие бы обыкновенные и духовные усилия не совершались, когда они делаются ради Кришны, они становятся благоприятными. В Нарада Панчаратре говорится:

Следует совершать лишь ту деятельность, мирскую или предписанную Ведическими правилами и предписаниями, которая благоприятна для культивирования сознания Кришны.

Брак и другие очистительные церемонии смарт - это вайдики, или предписания, данные Ведами, а деятельность, совершаемая для поддержания тела или положения в обществе - это лаукики, или мирская деятельность. Брак предназначен для создания семьи Кришны, рождение детей - для увеличения числа слуг Кришны, подношения предкам - для удовлетворения слуг Кришны, пиры - для удовлетворения живых существ Кришны - все эти виды деятельности должны быть посвящены служению Кришне. Тогда человек не падет жертвой неблагоприятной корыстной деятельности. Тело, дом и все остальное принадлежат Кришне, думая подобным образом, следует защищать тело, дом и свое окружение. Это называется семьей Кришны.

Вся жизнь должна быть украшена полным преданием. Шесть видов предания объяснены во многих священных писаниях преданных. Жизнь живого существа бесполезна без предания. Живому существу следует всегда поклоняться Кришне с полным преданием себя.

Личности, предметы, места, связанные с Кришной, называются тадийа. Служение туласи - это главная форма тадийа-севы. В Сканда Пуране говорится:

Туласи благоприятна во всех отношениях. Просто видя ее, касаясь ее, вспоминая о ней, молясь ей, склоняясь перед ней, слушая о ней, сажая ее, поливая ее или просто поклоняясь туласи, мы создаем благотворную атмосферу преданного служения. Каждый, кто соприкасается с деревом туласи этими девятью путями, вечно живет в мире Вайкунтхи.

Произведения, описывающие преданность Кришне, считаются тадийа. Шримад-Бхагаватам - высочайшее среди них. Подобным образом Шри Чайтанья-Чаритамрита также заслуживает подобного почтения. Тот, кто регулярно читает и слушает эти священные писания преданных, достоин прославления.

Святые места, связанные с Господом Кришной, такие как Матхура, являются самыми подходящими местами жительства для преданного. Среди всех подобных мест Матхура является самым возвышенным. Проживание в Шри Дхаме Навадвипе - на том же уровне. В Шри Брахманда Пуране написано:

Тот, кто слышит о Матхуре, вспоминает ее, прославляет ее, желает достичь ее, приближается, прикасается, принимает своим прибежищем и служит ей, обретает исполнение всех желаний.

Преданные Кришны также считаются тадийа. В Ади Пуране написано:

Господь Кришна сказал Арджуне: «Тот, кто считает себя Моим непосредственным преданным, в действительности - не Мой преданный, но тот, кто является преданным Моих преданных - тот и есть Мой преданный».

Рассматривая вопрос служения преданным, Шрила Рупа Госвами процитировал в Бхакти-расамрита-синдху стих из Ади Пураны, в котором говорится, что почти все вышеупомянутые компоненты служения Кришне применимы и в служении Его преданным. Причина, по которой здесь используется слово «почти», заключается в том, что преданным следует поклоняться, предлагая им кришна-прасад. Все остальные компоненты, такие как принесение поклонов, остаются теми же самыми.

Практикующий должен устраивать праздники, в соответствии со своими средствами. Организация праздников в обществе преданных - это важная деятельность. Однако следует быть осторожным и не общаться в ходе таких праздников с непреданными.

Необходимо устраивать праздники по случаю дня явления Господа, с любовью и преданностью поклоняясь Божествам. Привязанные к безличному аспекту Господа, глупые люди бездумно с пренебрежением относятся к Божествам. Но если они будут общаться с преданными и размышлять, они придут к осознанию необходимости служения Божествам.

Следует наслаждаться слушанием священных писаний преданных, таких как Шримад-Бхагаватам, в обществе продвинутых преданных. Если человек наслаждается священными писаниями преданных с рационалистами, людьми, любящими аргументы и сухими мыслителями, то его сердце иссушается, и в нем не пробуждается трансцендентная раса.

Необходимо общаться с преданными. Гьяни и карми не считаются преданными из-за своих недозволенных желаний. Практикующему преданное служение следует общаться с более продвинутыми личностями, относящимися к нему с заботой и идущими по тому же пути. Иначе его сердце не примет прибежища в чистом преданном служении. В Хари-бхакти-судходайе (8.51) сказано:

Подобно тому, как качества близлежащего объекта отражаются в хрустале, человек принимает качества того, с кем он общается. Поэтому, чтобы увеличить свою преданность, мудрому человеку следует принять прибежище у тех, кто обладает тем же складом ума.

Этот принцип очень важен. Общение с сахаджийами и баулами приводит к неблагоприятным результатам. Но если вы хотите пробудить чистую любовь к Кришне необходимо общаться с чистыми вайшнавами, принимающими наставления Рупы Госвами. Среди всех принципов преданного служения, общение с преданными является одним из главных.

Среди вышеупомянутых принципов следующие пять являются наилучшими: поклонение Божествам, наслаждение Шримад-Бхагаватам с продвинутыми преданными, общение с более продвинутыми преданными, заботливыми и идущими по тому же пути, совместное воспевание Святых имен и проживание в Матхуре. Из этих пяти воспевание Святых имен и служение вайшнавам является наивысшими. В Падма Пуране сказано:

О, потомок Бхараты! Тот, кто в течение тысяч жизней поклонялся Божеству Господа, может всегда повторять святое имя Хари.

Также в Бхакти-расамрита-синдху есть цитата из Падма Пураны:

Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, ибо оно есть сам Кришна, источник всего наслаждения. Имя Кришны полно и воплощает все трансцендентные наслаждения (расы). Оно не является материальным именем ни при каких обстоятельствах, и оно не менее могущественно, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не осквернено материальными качествами, не может быть и речи о том, чтобы оно как-то было связано с майей. Имя Кришны всегда освобождено и духовно, оно никогда не обуславливается законами материальной природы. Поэтому материальные чувства не могут оценить по достоинству святое имя, форму, качества и игры Кришны. Когда обусловленная душа пробуждается к сознанию Кришны и несет служение, используя язык для воспевания святого имени Господа и вкушения остатков Его пищи, язык очищается, и человек постепенно приходит к пониманию, кто такой в действительности Кришна.

 

Такова независимая милость Абсолютной Истины.

 

Шри Матхура-мандала, святые имена Господа, священные писания преданных, такие как Шримад-Бхагаватам, чистые преданные и Божества - эти пять компонентов трансцендентны. Соприкасаясь с ними, преданный быстро обретает бхаву, трансцендентные эмоции, и Кришну.

Здесь были объяснены различные виды вайдхи-бхакти, принадлежащие к процессу садхана-бхакти. Как мы уже говорили, рагануга-садхана-бхакти является очень могущественным методом преданного служения. Когда человек практикует преданное служение, следуя по стопам обитателей Вриндавана, это называется рагануга-бхакти. Люди, стремящиеся к преданному служению Господу, должны следовать примеру служения враджаваси своим телом, умом и речью. В зависимости от своих способностей, практикующий должен совершать деятельность, предписанную или для вайдхи-садхана-бхакти, или для рагануга-садхана-бхакти.

Кто-то может обрести высочайший результат, практикуя один из этих компонентов, а кто-то, практикуя несколько компонентов. Но преданный, принявший прибежище в служении Святым именам и вайшнавам, уже не находит вкуса к другой деятельности. Поэтому практикующему преданное служение следует действовать в преданности с полным самопожертвованием, энтузиазмом, твердой убежденностью и терпением.

5. Санга-тьяга - оставить общество непреданных

Существуют два вида санги - общение и привязанность. Общение бывает двух видов - с непреданными и с женщинами. Привязанность бывает также двух видов - привязанность к предрассудкам и привязанность к материальным ценностям. Махатмы, которые желают достичь совершенства в преданном служении, должны тщательно оставить сангу в форме общения и привязанности. Иначе подобная санга медленно, но верно все разрушит. Как утверждается в Бхагавад-Гите (2.62-63):

Из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, пропадает разум, а когда разум потерян, человек вновь падает в колодец материального существования.

Практикующий должен всегда помнить это наставление Господа. Если практикующий занимается запрещенным общением, то постепенно его привязанность увеличивается. Чем больше увеличивается эта привязанность, тем становится меньше его вера в высшую цель. Смысл таков, что живое существо духовно, но обусловленное майей и охваченное ложной гордостью вследствие невежества, оно забыло свое неизменное положение. В чистом состоянии живое существо не общается с майей - оно остается полностью духовным. В духовном мире все общение живого существа духовно, поэтому вечная санга живых существ в этом состоянии является желательной. Санга в обусловленном состоянии живого существа осквернена. Санга, оскверненная невежеством, в форме общения с непреданными и женщинами, и привязанностью к семье и ценностям неблагоприятна для духовного прогресса. Духовная санга живых существ совместима с ним, а мирская санга - несовместима. Когда живое существо освобождается от несовместимой санги - это его освобождение. Теперь мы рассмотрим несовместимые виды санги.

Сначала рассмотрим общение с непреданными. Кто такой непреданный? Тот, кто не подчиняется Господу, является непреданным. Гьяни, которые никогда не подчиняются Господу, называются непреданными. Они думают, что могут стать одним с Господом силой своего знания. Они думают: «Гьяна - это высочайший объект. Господь не может удержать под своим контролем того, кто достигает гьяны. Господь стал Всевышним силой этой гьяны, и я тоже стану Всевышним». Поэтому все усилия гьяни направлены на то, чтобы стать независимым от Господа. Могущество Господа не распространяется на того, кто достигает освобождения в форме слияния с Господом, обретаемое путем гьяны. Таковы попытки гьяни. Гьяни и мирские ученые не полагаются на милость Господа. Они стараются достичь всего силой своего знания и рассуждений, их не волнует милость Господа. Поэтому гьяни являются непреданными. Хотя некоторые гьяни принимают преданное служение в качестве метода садханы, но после достижения каких-либо совершенств они отбрасывают ее. Во всей их деятельности нет никаких признаков настроения вечного служения или подчинения Господу. Таковы признаки гьяни-сампрадайи, или философов-эмпириков. Они получают лишь отблеск настоящего знания. Это настоящее знание является лишь другой стороной чистого преданного служения. Только чистые преданные, по милости Господа, могут обрести его. Шри Чайтанья Махапрабху в Шри Чайтанья-Чаритамрите (Мадхйа 22.29) дает Шриле Санатане Госвами следующие наставления:

Существует множество философов-эмпириков (гьяни), принадлежащих к школе майавади, которые считают себя освобожденными и называют себя Нарайаной. Однако их разум не чист, если они не занимаются преданным служением Кришне.

Поэтому те, кто привязан к философским рассуждениям, считаются непреданными. Существует плод, называемый мукти, и он является высшей целью из садханы. В их цели не входит обрести милость Господа через служение Ему.

Люди, верящие в совершение ритуалов для получения каких-либо плодов, не являются преданными. Поэтому они также непреданные. Если человек совершает карму для того, чтобы достичь милости Кришны, тогда эта карма называется бхакти. Карма, которая приводит к мирским результатам или мирскому знанию, противостоит Господу. Карми не прибегают к исключительному поиску милости Кришны. Хотя они почитают Кришну, их главная цель - обрести того или иного рода счастье. Карма - это не что иное, как корыстная деятельность, поэтому карми также называются непреданными.

Йоги иногда ищут освобождения, плода гьяны, а иногда они ищут вибхути, или могущества, плода кармы. Поэтому их также называют непреданными. Из-за недостатка полного принятия прибежища у Господа, тех, кто поклоняются полубогам, также называют непреданными. Те, кто привязан к сухой логике и аргументам, также враждебны Господу. А что уже говорить о тех, кто считают Господа лишь плодом воображения. Те, кто привязан к чувственным удовольствиям и, таким образом, не имеют возможности помнить Господа, также причисляются к непреданным. Если человек общается с непреданными, то очень скоро его разум оскверняется, и сердце его одолевают наклонности этих людей. Если человек желает обрести чистое преданное служение, то ему следует тщательно оставить общение с непреданными.

Второе - это общение с женщинами. Общение с женщинами пагубно. В Шри Чайтанья-Чаритамрите (Мадхйа 22.87) Шри Чайтанья дает Шриле Санатане Госвами следующие наставления:

Вайшнав должен всегда избегать общения с обычными людьми. Обычные люди очень привязаны материально, особенно к женщинам. Вайшнавам также следует избегать общества тех, кто не являются преданными Господа Кришны.

Есть два вида вайшнавов - домохозяева и отреченные. Отреченным запрещено говорить с какими-то ни было женщинами. Наставление оставить общение с женщинами запрещает им даже разговаривать с ними. Как говорит Шри Чайтанья Махапрабху в Шри Чайтанья-Чаритамрите (Антйа 2.120):

Есть много людей, практически не имеющих собственности, которые принимают отреченный уклад жизни, подобно обезьянам. Они ходят повсюду, занимаясь чувственными наслаждениями и вступая во фривольные разговоры с женщинами.

Относительно вайшнави, Шри Чайтанья-Чаритамрита (Антйа 12.42) говорит:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь