Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМЛЕДЕЧЕЛЬСКИХ ПЛЕМЕН НА СЕВЕРЕ МЕКСИКИ.



В 1821 году мексиканская провинция Сонора была населена множеством индейских племен и равным количеством мексиканцев смешанного происхождения. Из них, по оценке, сделанной около 1840 года: 36640 испанцев; 35766 метисов; 60885 индейцев, из них 12000 яки. Индейцы состояли из племен: яки, майо, опата, пима, папаго, тараумара, сери, кокопа, юма, марикопа, тепока, апачи и остатков других.

Некоторые из этих групп были многочисленными, другие совсем маленькими. В основном они находились под мексиканским управлением, но несколько из них были политически независимы.

Многочисленные юма, кокопа, марикопа, папаго и пима с реки Хила были удалены от мексиканских властей и лишь косвенно затронуты христианским преобразованием. Сери и тепока находились в аналогичной ситуации, но они были к 1821 году совсем малочисленные, особенно тепока. Опата и южные пима были почти полностью христианизированы, знали испанский язык и находились в большей зависимости, чем остальные племена, от мексиканских властей. Яки и майо тоже подверглись значительной христианизации, но они в большей степени сохранили племенную идентичность, чем опата и южные пима, фактически являясь к 1821 году независимыми или полу-независимыми группами. Тараумара имели такой же статус как опата и пима. Горы на севере и востоке Соноры и на севере Чиуауа являлись домом для нескольких групп апачей. В Соноре они были независимыми, а в Чиуауа большая часть чирикауа проживала возле мексиканских пресидий, практически находясь в зависимости от них в плане получения необходимых товаров. Из мирных апачей набирались разведчики в борьбе против их враждебных соплеменников. Войны с апачами к началу мексиканской независимости длились уже в течение более ста лет, и лишь военные способности опата и пима, -союзных с мексиканцами, -сохраняли после 1700 года провинцию от захвата апачами.

В год (1821) завоевания Мексикой независимости, культуры коренных народов Соноры претерпели значительные изменения, но все еще были достаточно живые, хотя, с другой стороны, эти народы почти полностью находились под испано-мексиканским управлением.

МЯТЕЖ ОПАТА В 1820 ГОДУ.

Индейцы племени опата на протяжении многих лет использовались испанскими властями в борьбе против апачей, являясь незаменимой частью испанских пограничных гарнизонов. В 1810-1811 годах это племя выступило на стороне короны, и в битве при Олаисе, Чиуауа, 200 воинов опата неожиданно атаковали из засады 600 инсургентов, убивая 400 из них, остальных захватили в плен подоспевшие испанские войска. Позже часть опата перешла на сторону революционеров.

В 1820 году начались волнения в гарнизоне пресидио Бависпе, состоявшем из опата. Причина этого до конца не выяснена. Британец Харди, путешествовавший по Мексике в 1826 году, писал, что опата восстали в 1821 году, так как мужчины, вернувшиеся из армии, сражавшейся за независимость, обнаружили, что их семьи голодают, а поля незасеянны. Им было отказано в денежной оплате их военных услуг и генерал-комманданте отказался выдать им хоть какую-то провизию, взамен осыпав их угрозами. Обозленные солдаты-опата попытались поднять на мятеж все племя.

Все остальные источники противоречат Харди в дате начала восстания, указывая, что оно началось в 1820 году, а не в 1821. Различные документы, хранящиеся в Секретариа-де-Гуэрра-де-Мария (библиотечные архивы) в городе Мехико, указывают на то, что волнения начались в октябре 1820-го, и в него, кроме опата, были включены индейцы племени яки. Игнасио Зунига написал в 1835 году, что восстание началось в 1820. Источники изображают этот мятеж как очень серьезное противостояние с опата и яки, которое разорило Сонору. Гарсия Конде, командир провинциальных роялистов (сторонников короны), вынужден был призвать помощь из других райнов страны, чтобы подавить мятеж. Опата, находившиеся в мире с испанцами с 17 века, впервые открыто выступили против своих хозяев. На контрасте к ним, индейцы яки восставали в 1740, 1770 и 1795 годах.

Волнения опата в Бависпе всколыхнули опата из Аривечи, Понида, Сахуарипа и Тоничи. Хуан Дораме, лидер опата, и еще 22 других индейца подняли мятеж в Бависпе. Согласно Зуниге (1835 год), опата в нескольких схватках одержали верх, а затем, вместе с еще двумя десятками соплеменниками, укрепились в своей деревне Аривечи. Вскоре они были атакованы подразделением мексиканских войск под командованием капитана Антонио Нарбона, и были разбиты в результате трехдневного сражения. Франциско Веласко составил в 1850 году несколько другой отчет. Согласно Веласко, триста воинов опата продвинулись за город Тоничи, по пути разгромив войска капитана Луриона. В окрестностях Тоничи они разбили мексиканскую армию полковника Ломбона, состоявшую из 1000 солдат. В Аривечи опата полностью уничтожили роту из 60 солдат под колмандованием капитана Морено. Вскоре они были атакованы объединенными мексиканскими силами из провинций Сонора и Чиуауа, численностью 2000 человек. Командовал этой армией полковник Нарбона. Сражение происходило на открытой равнине, и по истечении четырех часов непрерывных атак, контратак и перестрелок, опата отступили к Аривечи. Там сражение продолжалось еще несколько дней, пока, наконец, у опата не закончились боеприпасы. Фортунатто Эрнандес в 1902 году утверждал, что 2000 мексиканцев из Соноры и Чиуауа атаковали опата в Тоничи. Он написал, что 500 опата в одном сражении нанесли поражение одной мексиканской армии, состоявшей из 1500 человек, но позже были разбиты в трехдневном сражении другой армией из 2300 солдат. Франциско Тронсоко сообщил в 1903 году, что 300 опата в трехдневном сражении под Аривечи противостояли мексиканской армии из 2000 солдат, и что лидер опата Дораме по окончанию битвы был казнен. Уже упомянутый британец Харди писал в 1826 году, что 30 опата в течение суток сдерживали в Тоничи атаки 800 солдат. Они были все захвачены и, кроме одного, казнены. У поражения опата имеются объективные причины. Во-первых, другие сонорские индейцы их не поддержали; во-вторых, разногласия среди самих опата. Разъединенность среди опата была обычным явлением того времени. Несколько их пуэбло вели независимую друг от друга политику, и в 1850-х и 1860-х годах опата часто сражались на противоположных сторонах во время нескончаемых гражданских войн в Соноре. Следовательно, можно сделать вывод, что племени опата, как такового, не существовало. Были только деревни опата со смешанным населением, -в основном с мексиканцами, а в некоторых местах с индейцами пима и яки.

ЯКИ И МАЙО.

Южнее Опатерии, в долинах Рио-Яки и Рио-Майо, жили две индейских группы несколько иной природы. Яки и майо были такими же трудолюбивыми и по-военному доблестными как и опата, но они, при этом, сохраняли свое племенное тождество, что делало их единым народом. Яки являлись автономией внутри испанской колонии и не платили никаких налогов. К тому же, они сохраняли за собой очень плодородную речную долину, мешая проникновению туда поселений белых, или не-индейцев. Майо были не столь удачны в этом отношении, так как несколько испанских городов распологались возле них, но они, как минимум, были полу-независимым народом.

Яки с радостью восприняли мексиканскую революцию 1821 года. Возможно они полагали, что приобретут избирательное право и освободятся от алькальдов и священников. Хотя, кажется, что яки были более про-испанскими, чем про-мексиканскими, поскольку под Короной они занимали вполне приемлимые позиции. Яки с волнением наблюдали в 1824 году за слиянием провинций Сонора и Синалоа. И их страхи были оправданы, так как вскоре поселенцы начали прибывать на земли яки, и правительство заявило, что индейцы будут облагаться налогами. В 1825 году налоговые инспекторы приступили к замеру ферм яки, и индейцы, естественно, запротестовали. Ответ был предсказуемым: война яки 1825-1832 годов.

Начальное сопротивление яки было раздроблено, но затем в окрестностях города Рахум яки уничтожили мексиканское подразделение из 200 солдат под командованием капитана Миера, потеряв при этом всего семерых своих. «Угнетатели» индейцев, такие, как Отец Аргуэльес и несколько других важных мексиканцев, были убиты, и области, соседние с территорией яки, подверглись тщательному разорению со стороны индейских отрядов. К счастью для яки, у них нашелся способный и умный лидер по имени Хуан де Бандерас, так названный из-за того, что он понес знамя, захваченное, предположительно, в церкви, принадлежавшей Моктесуме. Кроме того, этот лидер обратился к Деве Марии Гваделупской, и сделал Моктесуму и Деву Марию своего рода психологическим оружием индейского национализма. Бандерас на полном серьезе провозгласил о своем намерении создать федерацию нескольких индейских племен с образованием индейской монархии.

Вначале некоторые яки и все майо держались особняком, но в мае 1826 года Бандерас нанес последним визит и обратился к ним как потомок Моктесумы, после чего многие майо к нему присоединились. В 1826 году пима и опата поддерживали мексиканцев, и какая-то часть правительственных войск была сформирована из них. Согласно Харди, лояльность опата обеспечивалась только регулярной выдачей денежного довольствия. Объединенные группы яки-майо по-началу были очень успешны и правительство Соноры вынуждено было обратиться за помощью к соседям из Чиуауа. В апреле индейцы разгромили в Сан-Висенте войска полковника Герреро и правительственные чиновники не на шутку испугались, что государственная власть в Соноре будет свергнута. Дошло до того, что, например, жители города Аламо впадали в панику при виде одного индейца. Гарнизоном города Санта-Крус командовал Киенфуэгос, который, согласно Харди, являлся законным вождем яки и под его началом находились солдаты из племен пима и опата. Бандерас убедил солдат присоединиться к нему, а Киенфуэгосу пришлось спасать свою жизнь бегством. В животном страхе мексиканцы начали казнить пленных яки в Аламосе, и Бандерас ответил им тем же, – казнями захваченных мексиканцев, в том числе священника. Затем он отправил письмо генералу Фигероа, призывая прекратить жестокости, но предупреждая, что он будет неуклонно следовать примеру, который подали христиане. В июле яки продвинулись к окраинам городов Питик (Эрмосильо) и Гуаймас. Комендант Гуаймаса и его люди были окружены индейцами и после потери пушки бежали сломя голову. Комендант выступил за полную сдачу города и все его жители укрылись в портовых доках, готовые, в случае чего, бежать в провинцию Нижняя Калифорния.

В августе 1826 года Бандерас и 800 яки возле Эрмосильо сошлись в яростной схватке с войсками Фигероа. Сражение продолжалось до темноты, а затем Бандерас отправился за подкреплениями. Его заместитель Гискамея (Усакамея) действовал в дальнейшем неудачно и утром яки были разбиты. Позже их остатки были еще раз разбиты войсками Миера возле Пиларес. Но к яки подоспели подкрепления и Миер, увидев с расстояния их подход, решает отступить. Его индейские союзники из опата, мало того отказались отступать вместе с мексиканцами, они открыли по ним огонь. Бандерас вновь собрал свои войска и направил их к острову Тибурон, чтобы привлечь к восстанию племя сери. Между городами Гуаймас и Эрмосильо яки захватили товары на общую сумму в 30000 долларов. Часть людей отправилась сопровождать трофеи в страну яки, а Бандерас с остальными возобновил движение к Тибурону, направляемый тремя проводниками сери. За ним следовал капитан Ромеро, который надеялся предотвратить объединение яки с сери, но это ему не удалось, так как Бандерас одарил сери девятью большими тюками с товарами. В октябре яки нанесли поражение 150 мексиканским кавалеристам возле Тепагу. Но Бандерас не сумел развить успех. Харди подчеркивал, что он гуманно относился к врагам и никогда не грабил города и деревни мексиканцев, которые захватывал, так как боялся, что его люди начнут совершать зверства. Как казалось Харди, Бандерас добивался справедливости для своих людей и не был одержим желанием завоевывать.

В ноябре 1826 года жители города Урес были встревоженны слухами о появлении яки в Накори, Суамкуи и Курмурипа (поселения пима и опата). Вероятно Бандерас начал возбуждать среди опата анти-мексиканские настроения, так как 30-го числа этого же месяца два предводителя опата, Виргин и Долорес, присоединились к яки. Правительству пришлось пойти на уступки яки и предложить им амнистию, и к апрелю 1827 года в основном установился мир. Яки и их союзники не были разбиты, у них осталось все их оружие и весь их грабеж, и они сохранили свою независимость во главе со своим капитан-генералом Бандерасом.

История яки до 1882 года, - это история независимого индейского племени, которое участвовало в 19 веке по крайней мере в двух племенных войнах, -1832 года и 1867-68. В остальное время мужчины яки были втянуты во многие гражданские конфликты в Соноре, но племя, как таковое, не было ими затронуто. Яки оставались автономными до 1886 года.

В 1830 году руководящие функции Бандераса были упразднены мексиканскими властями и он вновь приступил к планированию образования индейской конфедерации. К опата и другим племенам были отправлены курьеры и опата пообещали поддержку. В 1832 году Бандерас во главе почти 1000 воинов марширует в Опатерию, так как в его план входило объединение с опата и пима, а затем атака на город Урес. Однако, когда 400 мексиканских солдат под командованием Леонардо Эскаланте атаковали его силы возле Сойопа, опата уклонились от сражения. Яки сражались отчаянно, но были побеждены. Бандерас был схвачен и казнен вместе с двумя опата. Война не закончилась с его смертью, так как сери примкнули к Хусакамеа и объединенные силы яки-сери продолжили сражаться. Как следствие, в 1833 году проводятся реформы по образцу Соединенных Штатов. Их суть заключалась в распределении земли внутри племени. Усакамея теперь становится твердым сторонником мира и реформ. В 1834 году он подавил индейский мятеж в Тори. На протяжении 1840-х годов, 1850-х и 1860-х, яки, или некоторые из них, участвовали в гражданском конфликте между консерваторами и либералами. Первых возглавлял Мануэль Гандара, вторых губернатор Урреа и генерал Хосе Пескуэйра. Как правило, яки и опата помогали Гандаре, поскольку именно он часто обращался к ним за помощью. В целом, в 1829, 1838-40, 1841, 1842-44, 1845-46, 1856-57, 1859, 1860-61 и в 1862 годах, яки, опата и майо играли заметную роль в политических войнах внутри государства. “El Tiempo” в мае 1846 года сообщала, что Сонора фактически находится под управлением дикарей: яки и опата составляли гарнизоны основных городов, а пима охраняли столицу город Урес. Конечно, солдаты из этих племен превосходили мексиканцев, и лучше всего это проиллюстрированно столкновениями с апачами.

(Солдаты яки).

В 1826 году Харди писал, что «опасности нападения апачей давно не существует, и трудно найти этому объяснение». Но это не соответствовало действительности. Апачи были главным бичом севера Мексики. Не проходило и месяца без их налетов. Например, 19 марта 1846 года они атаковали ранчо, убили там 13 человек и захватили 450 лошадей. Милиция из города Урес выступила в преследование, но попала в засаду и потерпела поражения с четырьмя своими убитыми. Затем апачи атаковали город Бамури, где убили 22 жителя и взяли троих пленников. И это несмотря на 500 солдат яки, опата и мексиканцев, стоявших гарнизоном возле Ариспе. В декабре 1851 года апачи грабят окрестности Уреса. Сорок пять мексиканцев, один американец и один мальчик опата бросились за ними в погоню. В последовавшей схватке мексиканцы были настолько ошарашены внезапным появлением апачей словно из ниоткуда, что не глядя разрядили свое оружие и обратились в бегство. Семь из них апачи проткнули копьями в спину. Джон Бартлетт, американский пограничный коммисионер, находившийся в Мексике в 1851 году, отметил, что «мексиканцы низшего сословия беспомощны против апачей, которые используют пики и обычно не имеют ружей». Немногим позже отряд из сотни апачей совершал грабежи возле Эрмосильо. Всего сорок мексиканцев решились на преследование, и в последовавшем столкновении тридцать из них были убиты. Все они были заколоты копьями в спину, очевидно, что во время бегства от апачей. В конце концов, Танори и его опата выследили этих апачей, догнали, убили в схватке семерых из них и вернули 860 лошадей и мулов. Бартлетт высказал свое мнение об опата: «Они живут в центральной части штата и в основном посвящают себя сельскому хозяйству. Между Ла Магдалена и Урес мы миновали несколько деревень опата, которые одеждой и внешним видом выглядели вполне прилично, как и их мексиканские соотечественники. Вместе с тем, этот народ известен за свою храбрость, и он единственный, кто успешно справляется с дикими апачами. Во многих случаях они привлекаются вместе с их предводителем Танори, который регулярно получает зарплату от правительства».

Опата были не только главным оплотом Соноры в борьбе против апачей, а также являлись наилучшими солдатами в гражданским конфликтах, как это было указано ранее. Танори и его люди часто сражались бок о бок с силами Гандары против либералов. Апачи, вероятно, захватили бы Сонору, если бы не опата с пима. Апачи, фактически, проживали в своих лагерях между городами Соноры, и мексиканские войска были просто не в состоянии победить их в открытом бою, - лишь за счет вероломства и привлечения охотников за скальпами.

Еще одной группой, вызывавшей у мексиканцев много беспокойства, были сери. Эти индейцы были родственниками тепока и сотрудничали с яки в 1826 и 1833 годах. В 1826 году Харди был предупрежден, чтобы он не очень-то стремился посетить сери, так как они являлись свирепыми каннибалами и пользовались ядовитыми стрелами. Тем не менее, он отправился на остров Тибурон и хорошо поладил с этим племенем, отметив позже их дружелюбный характер и семейные привязанности. Он написал, что сери возможно насчитывают 500-600 душ и что они воюют только с материковыми тепока. В 1835 году Зунига написал о сери: «В течение последних двадцати лет они не совершили ни одного враждебного действия и живут в мире и доброжелательной гармонии. Они часто посещают для торговли наши города».

(Мужчина сери и американец).

(Бегун сери).

(Мальчики сери).

Такая точка зрения противоречит мнению Веласко, высказанному им в 1850 году, когда он указал, что сери используют с выгодой для себя каждый мятеж опата и яки, совершая грабительские налеты. Вероятно его утверждение вытекало из обстоятельств 1840-х годов. В 1844 году капитан Виктор Арайса возглавил значительные силы против сери, совершавших ограбления и убийства. Войска неожиданно атаковали индейцев, убивая 11 мужчин, женщин и детей. Франциско Понсе де Леон, мексиканский чиновник, осудил это «бесчеловечное поведение» и разработал план по удалению всех индейцев с острова Тибурон в Пуэбло-де-Серис, около Эрмосильо. Это была старая миссия, где проживали несколько пожилых сери. В августе 1844 года этот проэкт был воплощен в жизнь при помощи большой армии, когда 384 сери были перемещены в пуэбло и на острове осталось всего 37 человек. Дети были расселены в мексиканских семья Эрмосильо, но к сентябрю многие из них бежали и возвратились на Тибурон. Воины сери продолжили идти по тропе войны и в декабре 1844 года семьдесят из них сражались с кавалерийским подразделением мексиканской армии. Сражение продолжалось четыре часа и по его итогам был заключен мир. После этого всего несколько пожилых сери остались в Эрмосильо.

В 1844 году на некоторых землях, на которые претендовали сери, поселились первые мексиканцы. Паскуаль Энсинас основал ранчо Сан-Франциско-де-Коста-Рика и искренне пытался жить с индейцами в мире и согласии, хотя, конечно же он вторгся на их старую племенную территорию. В период с 1855 по 1865 годы и с 1875 по 1895, между мексиканцами и сери велась беспощадная война, в результате чего численность сери упала с 600 человек до 300. Но они тоже убили много мексиканцев и терроризировали дорогу между Гуаймас и Эрмосильо. В 1861 или 1862 году в одном из дорожных столкновений сери убили 11 путешественников. В ответной карательной экспедиции девять сери погибли, а 12 женщин и 16 детей были захвачены. Сери получили широкую известность за свое отчаянное сопротивление в 1890-х годах, и как следствие, в 1894 году остров Тибурон посетили американские газетчики. Двое из них были убиты. В 1894 и 1895 годах Уильям Макги отправляется к сери с вооруженным эскортом, а в 1896 четыре американских золотоискателя убиты индейцами на острове Тибурон. Урок не пошел впрок, и в этом же году еще два американца сходят на берег острова, - и они тоже были убиты. Видимо сери настолько озлобились из-за сокращения наполовину своей численности, что враждебно относились к любой высадке белых на острове Тибурон. Хотя были и исключения. В 1875 году их посетил командующий военно-морскими силами США Джордж Дьюи, а после 1910 года среди них уже проживало много белых людей. В 1930 году Альфред Кребер, американский антрополог, нашел их доброжелательными. Но они тогда уже находились под надзором мексиканского правительства. Их численность сократилась до 175 человек. В настоящее время сери насчитывается от 225 до 250 душ.

Сонорские папаго были еще одной значительной индейской группой, которая старалась держаться особняком от остальных и сохранила свою культуру. В основном они находились с правительством в мире, но из-за деятельности Гандары подняли мятеж в 1838 году и были разбиты войсками в 1840. В 1890-х годах папаго были расселены западнее Эрмосильо, чтобы помогать контролировать сери. Воины папаго помогали Паскуалю Энсинасу в его кампаниях на острове Тибурон.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что индейцы Соноры не были объединенны в борьбе против мексиканцев, но они и не сражались в межплеменных войнах, за исключением случаев, когда индейские солдаты участвовали в гражданских конфликтах штата.

Мануэль Гандара, лидер консерваторов, часто привлекал в свои силы опата и яки, видимо под предлогом защиты индейских земель и предоставления индейцам расширенных политических прав, так как индейцы этих племен намного чаще помогали Гандаре, чем его оппонентам. В марте 1865 года прибыли французские войска чтобы окуппировать Гуаймас. Немедленно Гандара, его последователи и их индейские союзники во главе с Танори, лидером опата, выступили против сил Хуареса. Танори набрал воинов из многих пуэбло опата. Но были среди членов этого племени и выступившие на стороне «хуаристас», или сил Хуареса. Аналогично можно сказать и в отношение яки и майо, - их симпатии также разделились. Пока французские войска оставались в Гуаймас, силы Гандары и Танори выиграли ряд схваток. 3 января 1866 года были разгромлены войска генерала Гарсия Моралеса, а 4 мая та же участь постигла войска генерала Ангела Мартинеса. Впоследствии силы Хуареса консолидировались и нанесли поражение французам, которые, в итоге, покинули Гуаймас. Вскоре опата и яки настигла черная полоса неудач. 25 сентября Танори был казнен в Гуаймас, и опата немедленно заключили мир. Яки и майо продолжали борьбу, которая вылилась уже в их племенную борьбу. В ноябре 1866 года генерал Моралес нанес им поражение, но в 1867 они вновь начали вооруженные выступления против посягательств белых на их земли. Генерал Моралес возвратился во главе 1500 солдат и продолжил крушить яки. 450 мужчин и женщин были сожженны живьем в церкви в городе яки Бакум и индейцы попросили о мире. После 1868 года, впервые в истории, мексиканские войска основали свои посты вдоль рек Майо и Яки.

После 1868 года опата, пима и папаго перестали играть активную роль в истории Соноры, хотя их мужчины по-прежнему несли службу в войсках. Яки и майо семь лет были мирными, пока не возник их новый лидер по имени Кахеме. Он был чистокровным яки, родившимся в 1837 году возле Эрмосильо. В 1849 вместе с отцом он отправился мыть золото в Калифорнию. В 1860-х он служил в различных мексиканских армиях и даже сражался против своего народа в 1867 году. Поэтому он считался лояльным яки, и в 1874 году был назначен алькальдом или капитан-генералом этого народа.

Но затем что-то поменялось в сердце Кахеме, так как в 1875 году он начал подготовку восстания яки во время гражданского конфликта в Соноре. К июлю этого года индейцы вынудили мексиканских поселенцев повсеместно бежать из Соноры, и в октябре между яки и войсками произошел ряд отчаянных сражений. В декабре генерал Пескуэйра возглавил 500 солдат в битве против яки. Через несколько часов на той и другой стороне было примерно по 60 убитых и раненых. В итоге Кахеме отступил. Но к концу месяца уже Пескуэйра вынужденно эвакуировал все военные посты в долине Рио-Яки. Он совершил много жестокостей по отношению к индейцам и поэтому яки были сильно озлоблены. Весь 1876 год продолжались жесткие военные действия, а в 1877 году к восстанию присоединяются майо. Мексиканцы отступают по всем направлениям и до 1882 года держится вооруженное перемирие. Все это время Кахеме продолжал подготовку новых воинов и в стратегических точках индейцы даже создали фортификационные укрепления.

(Воин яки).

(Индейцы яки).

Понятно, что диктаторский режим Порфирио Диаса не собирался спокойно наблюдать за полу-независимым индейским образованием в пределах мексиканских границ, поскольку были нарушены все планы богатых землевладельцев из Соноры и Синалоа по разработке плодородных долин рек Яки и Майо. В 1882 году начался новый кризис, когда губернатор Карлос Ортис решил расширить свои владения за счет майо. Агустин Ортис, брат губернатора, получил полномочия на организацию военных сил в Навахоа, нацеленных против индейцев. В сентябре этого года начинаются столкновения, после чего Кахеме бросает призыв по стране яки и вскоре 4000 воинов яки и майо приступили к набегам по окружающим их территорию областям. 15 октября 1882 года мексиканские силы Ортиса в количестве 280 человек были наголову разгромлены, но Кахеме получил ранение и возможно 200 индейцев были убиты. Противостояние плавно перешло в 1883 год, - пока на территории майо. Индейцы взяли в блокаду Навахоа и вокруг этого города происходило множество мелких стычек. К концу этого года Кахеме начал терять популярность среди индейцев и установилось относительное спокойствие, продолжавшееся до января 1885 года, когда генерал Лорета Молина попытался во внезапной атаке захватить Кахеме в его собственном доме. Но последний по чистой случайности оказался в это время на Рио-Яки и, таким образом, избежал пленения, тем не менее, некоторые члены его семьи были захвачены. Тогда лидер яки шлет в Гуаймас ноту протеста губернатору и начинает готовиться к войне. Теперь мексиканское правительство решительно настроено на подавление индейцев. В мае 1885 года более 2200 солдат двумя колоннами вторгаются в долину Рио-Яки. 16-го числа 1100 мексиканцев атакуют укрепленную точку яки в Афиил и отступают, потеряв 20 убитыми и 50 ранеными. Затем мексиканская кампания вообще забуксовала и с июля по декабрь этого идут мирные переговоры. В этот временной отрезок Кахеме написал свое знаменитое письмо убернатору: «Мы направим документы о подчинении правительству, но с условием, что в течение пятнадцати дней все правительственные силы, находящиеся у этой реки (Рио-Яки) отступят в Гуаймас и Эрмосильо. Я вместе со своей нацией, и имею твердое намерение произвести последние оборонительные действия, -священная обязанность, которая является в наивысшей мере отличительным признаком мужчины».

Мексиканские войска покинули долину Яки, но не из-за условия Кахеме. Правительство хотело мира, но еще больше оно жаждало получить богатую страну яки. Положение индейцев после интенсивных военных действий оказалось тяжелым: сказывалась нехватка пищи. Еще в 1882 году яки начали исход на юг Аризоны, США. Майо разделились на мирную и военную фракции. В таких условиях, в марте 1886 года начинается новая полномасштабная война, когда 1200 солдат атаковали города яки, а другие 1500 вторглись в земли майо. В мае пал Афиил. Подавив майо, генерал Ангел Мартинес ведет своих солдат на север в страну яки. Ситуация Кахеме была отчаянной. Ему не хватала ружей и боеприпасов, но самым плохим было то, что его последователи голодали. Многие яки складывали оружие в таких условиях или убегали, и поэтому Кахеме вынужден был сконцентрировать свои силы в укрепленном месте под названием Буатачиве. Там собрались 4000 индейцев обоих полов. В начале мая генерал Мартинес взял форт индейцев в неплотное окружение и стал дожидаться, когда у них иссякнут продукты. 12-го числа он атакует, имея 1300 солдат против около 2000 индейских воинов. Это сражение не стало решающим, так как воины, за исключением около двухсот, бежали в Сьерра-де-Бакатете вместе со своим оружием. Тем не менее, 2000 женщин, детей и стариков были захвачены и долина Рио-Яки оказалась полностью в руках мексиканских сил. Кахеме, Тетабиате, Анастасил Кука и другие лидеры яки продолжили борьбу, но их плодородная долина была открыта для мексиканского заселения и их народ теперь находился в милосердии голодных до земли врагов. В начале 1887 года Кахеме и Кука были захвачены и казнены. Кахеме схватили в Сах-Хосе-де-Гуаймас, а Кука был выдан из Аризоны. Но сопротивление яки, а также некоторых майо, продолжалось до 1936 года и носило исключительно партизанский характер.

(Яки, захваченные в 1910 году).

После 1886 года политикой правительства стало открытие долины Рио Яки для мексиканского заселения: «Лагеря оккупационных сил оказались буквально забиты голодными и раздетыми яки. Армия хотела полностью очистить берега реки Яки в пользу мексиканских поселенцев. Те яки, которые не хотели уходить добровольно, были отправлены из армейских лагерей на работы в асиенды южной Соноры».

Такое положение дел сохранялось до 1900 года, а потом было решено переселить яки в Кинтана-Роо, Юкатан и Техуантепек, где был большой спрос на рабочих, и чтобы как можно скорей избавить Сонору от партизан-яки. Индейцы были проданы в рабство и этот бизнес вскоре стал очень прибыльным для последователей Диаса. Губернаторы Исабель, Корраль и Торрес сколотили целые состояния на продаже яки. Закончилось это в 1910 году с началом революции против режима Диаса.

В 1902 году антрополог Алес Хрлдиска из Смитсоновского института посетил Сонору и стал свидетелем преследования яки. Во время его нахождения там, 200-300 свободных мужчин яки освободили из рабства 600 индейских мужчин, женщин и детей из четырех асиенд около Эрмосильо. Затем индейцы были атакованы войсками генерала Луиса Торреса в количестве 900 солдат, и большинство освобожденных яки были возвращены в асиенды, а вооруженные яки в основном бежали. В процессе, по крайней мере 64 индейских мужчин и женщин были убиты. В одном месте Хрдлиска насчитал кучу из 12 мертвых женских тел и одной маленькой девочки. Он писал: «Они (яки) распределены по ранчо, где пребывают практически в рабстве. В больницах Гвадалахары находятся более двадцати женщин, каждая из которых потеряла кого-либо из взрослых родственников и даже детей. Последних отбирают у матерей и передают кому бы то ни было, кто ни попросит. Мексиканцы низшего сословия имеют ненасытную жадность до очень плодородных земель племени, и поэтому правительство при помощи наемной милиции ведет беспощадную войну без скидок на пол и возраст, стремясь лишь к истреблению половозрелой индейской части населения Соноры».

Яки почти потеряли свои земли. В 1936 году на своей старой территории оставались всего 2500-3000 яки, остальные их земли были заняты мексиканцами. Возможно 12000 яки находились в других областях Мексики и в Аризоне. В 1910 году яки сражались против сил Диаса и сыграли ведущую роль в кампаниях Обрегона в 1920-х годах. В 1930-х в отношение яки был принят новый политический курс и в 1954 году на Рио Яки находилось 10000 индейцев. Они сохранили свое племенное тождество, - намного лучше, чем опата или мексиканские пима. В 1826 году Харди описывал их как землекопов, ловцов жемчуга, фермеров и ремесленников. Он считал яки самым трудолюбивым племенем Соноры. Бартлетт в 1851 году сообщал, что яки входят в рабочий класс Уреса и других городов центральной и южной Соноры, и «они неизменно честные, верные и превосходят низшее мексиканское сословие». Все последующие наблюдатели сошлись во мнении, что яки являются наилучшими людьми Соноры. Они оказались способны сохранить свою культуру и численность под напором колонизации. В отличие от опата, они держали белых на расстоянии, не позволяя им селиться среди них. И даже зная испанский, они всегда предпочитали разговаривать в присутствии белых на родном языке. Сейчас численность яки находится на отметке 20000 человек и они по-прежнему говорят на своем языке.

В 1826 году Харди описал опата как хороших работников, храбрых воинов и отличных поэтов и музыкантов, отметив, при этом, что их танцы и песни копируют белые жители Соноры. В 1835 году Зунига писал, что они, подобно пима играют основную роль в сдерживании апачей. Он отметил их знание испанского наряду с широким хождением своего языка. Таким образом, в 1835 году, после 300 лет контактов с христианской цивилизацией, опата были двуязычны и сохраняли в основном свою культуру.

Более поздними наблюдателями опата характеризовались как отличные рабочие и солдаты, -очень отважные и дружественные по отношению к испаноязычным американцам. В 1890 году они насчитывали 6000 человек. В 1902 году Эрнандес так писал о них: «Сильная привязанность опата к белой расе поспособствовала тому, что в настоящее время они находятся в тупике. Ни одно из их пуэбло нельзя назвать индейским из-за их обычаев, одежды, пищи, занятий и языка. Единственно, чем они отличаются от белых, так это своей моралью и трудолюбием».

Хрдлиска тоже отмечал в 1902 году близость опата с белыми. Он обнаружил, что опата долины Сан-Мигель еще сохраняли кое-какой фольклор и танцы, но молодежь не хотела, чтобы их называли индейцами и отказывалась говорить на родном языке. Среди 6000 опата было всего 500-600 чистокровных. К 1910 году это племя уже невозможно было выделить среди остального населения: опата полностью растворились в мексиканской среде и их язык был утерян.

Мексиканские пима в начале 20 века растворились в мексиканском населении, а папаго на севере Соноры сегодня насчитывают около 1000 человек, и они частично сохраняют свою культуру и язык. Все остальные индейцы Соноры: юма, кокопа, марикопа, апачи, пима и большинство папаго, - переселились добровольно в Аризону или были насильно сопровождены туда армией США.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Текущая операционная деятельность
  2. II. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  3. PR–ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ МОЛОДЁЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. А. ДИСТЕРВЕГ. ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
  5. Авторы труда «Русская военная сила» утверждают, что московские войска были разбросаны. Но, как мы показали выше, это утверждение исторически неверно.
  6. Аграрная реформа 1906— 1910 гг. Деятельность П. А. Столыпина.
  7. Административно-процедурная деятельность
  8. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)
  9. Аналитическая деятельность на предприятии
  10. Аналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом.
  11. В XVIII веке до и. э. в Египет вторглись азиатские племена — гиксосы, которые владели страной до 1580 года. Египтяне заимствовали у них боевую колесницу.
  12. В будущем семьи больше не будут изолированным племенным явлением, а станут коллективным паттерном, объединяющим всех человеческих существ.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь