Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Такой - диалектико-системный -



 

способ ана­ли­за про­ти­во­пос­тав­лен 16, т. е. внеш­ней иг­ре ди­алек­ти­чес­ки­ми ка­те­го­ри­ями. В со­от­вет­с­т­вии с ди­алек­ти­чес­кой при­ро­дой сис­тем­но­го прин­ци­па к дан­ной ста­дии под­ве­ло се­бя и в нее пе­ре­ли­лось са­мо сис­тем­ное дви­же­ние. Вто­рая (пос­ле ) ста­дия, соб­с­т­вен­но дей­ст­ви­тель­ность, осо­бен­но важ­на, так как здесь вво­дят­ся, хо­тя и весь­ма ла­ко­нич­но,

 

 

категории дей­ст­ви­тель­но­го и воз­мож­но­го, слу­чай­но­го и не­об­хо­ди­мо­го.

При их ин­тер­п­ре­та­ции сле­ду­ет из­бе­гать очень рас­п­рос­т­ра­нен­ной ошиб­ки, сос­то­ящей в том, что наз­ван­ные ка­те­го­рии (и ка­те­го­рии пос­ле­ду­юще­го раз­де­ла) вы­ры­ва­ют­ся из об­ще­го кон­тек­с­та, т. е. бе­рут­ся вне их ди­алек­ти­ко-сис­тем­ной ло­ги­ко-гно­се­оло­ги­чес­кой ро­ли. В со­от­вет­с­т­вии с по­доб­ным спо­со­бом ин­тер­п­ре­та­ции не­ко­то­рое со­бы­тие, об­с­то­ятель­с­т­во и т. д. име­ну­ет­ся воз­мож­нос­тью (со­от­вет­с­т­вен­но слу­чай­нос­тью, при­чи­ной­), тог­да как дру­гие со­бы­тия, фак­ты, об­с­то­ятель­с­т­ва - дей­ст­ви­тель­нос­тью (со­от­вет­с­т­вен­но не­об­хо­ди­мос­тью, след­с­т­ви­ем и т. д.). Ге­гель мно­гок­рат­но и с не­ма­лым тер­пе­ни­ем разъ­яс­ня­ет: ис­сле­до­ва­ние дол­ж­но вый­ти на осо­бый уро­вень, ког­да оно спо­соб­но обос­но­ван­но при­ме­нить ка­те­го­рии дей­ст­ви­тель­ность - воз­мож­ность, слу­чай­ность - не­об­хо­ди­мость, при­чем эти и дру­гие ка­те­го­рии сфе­ры сущ­нос­ти, ка­те­го­ри­аль­ной об­лас­ти со­дер­жа­тель­ны толь­ко в их про­ис­хож­де­нии из пред­шес­т­ву­юще­го сис­тем­но-ка­те­го­ри­аль­но­го дви­же­ния, толь­ко в свя­зи друг с дру­гом, толь­ко при соб­лю­де­нии со­от­вет­с­т­ву­ющих пе­ре­хо­дов. И вов­се не вся­кие на­угад взя­тые от­но­ше­ния мо­гут быть по­дог­на­ны к той или иной па­ре ка­те­го­ри­аль­ных оп­ре­де­ле­ний сфе­ры сущ­нос­ти.

В чем же сос­то­ит осо­бен­ность ис­сле­до­ва­ния, пос­коль­ку оно вы­хо­дит на ста­дию дей­ст­ви­тель­но­го - воз­мож­но­го?

Прежде все­го на­до стро­го учесть, о ка­ком идет речь. Дей­ст­ви­тель­ное - срез ана­ли­за, ре­зуль­тат пред­шес­т­ву­юще­го ис­сле­до­ва­ния со­от­но­ше­ния внеш­не­го и внут­рен­не­го в, ко­то­рое пред­с­та­ло как сво­е­об­раз­ное объ­ек­ти­ро­ва­ние сущ­нос­ти. Для по­яс­не­ния со­дер­жа­ния и ха­рак­те­ра пе­ре­хо­да Ге­гель при­во­дит не­ко­то­рые при­ме­ры. Из за­ро­ды­ша рас­те­ния по­яв­ля­ет­ся рас­те­ние, из за­ро­ды­ша че­ло­ве­ка рож­да­ет­ся че­ло­век. По от­но­ше­нию к то­му, что из не­го впос­лед­с­т­вии ра­зовь­ет­ся, на­ли­чие и пер­во­на­чаль­ное раз­ви­тие за­ро­ды­ша - в тер­ми­но­ло­гии Ге­ге­ля - яв­ля­ют­ся не­ким бы­ти­ем, ко­то­рое сна­ча­ла ос­та­ет­ся все­це­ло внут­рен­ним. Но вмес­те с тем это и неч­то все­це­ло внеш­нее, что не без ос­но­ва­ний мож­но при­нять за об­щ­ность, ли­шен­ную сис­те­мы17. По­доб­ная пе­ре­ход­ная сту­пень, сог­лас­но Ге­ге­лю, име­ет все­об­щее - и он­то­ло­ги­чес­кое, и ло­ги­чес­кое - зна­че­ние. 18.

Гегель счи­та­ет пра­во­мер­ным слить он­то­ло­ги­чес­кий и ло­ги­ко-гно­се­оло­ги­чес­кий ас­пек­ты рас­смот­ре­ния по той при­чи­не, что фор­мы пе­ре­хо­да и за­ко­но­мер­нос­ти раз­ви­тия - а они-то вы­ра­жа­ют­ся в дви­же­нии ка­те­го­рий­, в их вза­имо­от­но­ше­нии - в обо­их слу­ча­ях еди­ны. Про­цесс ста­нов­ле­ния че­ло­ве­ка, его прев­ра­ще­ние в дей­ст­ви­тель­но че­ло­ве­чес­кое су­щес­т­во и про­цесс на­уч­ной мыс­ли про­те­ка­ют, по Ге­ге­лю, так, что на оп­ре­де­лен­ном эта­пе есть (за­ро­дыш че­ло­ве­ка, рас­те­ния, жи­вот­но­го или кон­цеп­ту­аль­ная ос­но­ва те­ории), в ко­то­ром уже как бы за­ло­же­ны раз­лич­ные воз­мож­ные тен­ден­ции бу­ду­ще­го раз­ви­тия. По­ни­ма­ние это­го - про­лог к вве­де­нию по­ня­тий воз­мож­нос­ти и дей­ст­ви­тель­нос­ти. Ос­но­вой раз­вер­ты­ва­ния форм са­мо­раз­ви­тия со­дер­жа­ния на дан­ной ста­дии яв­ля­ет­ся реф­лек­сия, име­ющая в ви­ду тон­чай­шие от­тен­ки са­мих ло­ги­чес­ких пе­ре­хо­дов, что и поз­во­ля­ет фи­ло­со­фу вы­де­лить нес­коль­ко бо­лее кон­к­рет­ных сту­пе­нек дви­же­ния мыс­ли на той ста­дии, ког­да ис­сле­до­ва­ние (осо­бым для каж­дой дан­ной об­лас­ти спо­со­бом) сно­ва выш­ло к проб­ле­ме раз­ви­тия, рож­де­ния спе­ци­фи­чес­ких объ­ек­т­ных единств.

Гегель вы­де­ля­ет три ос­нов­ные ста­ди­аль­ные фор­мы раз­вер­ты­ва­ния мыс­ли, ко­то­рые им ана­ли­зи­ру­ют­ся в ви­де сис­тем­ной це­лос­т­нос­ти, спе­ци­фи­чес­ко­го един­с­т­ва, от­но­си­мо­го к ка­те­го­ри­аль­ной сфе­ре.

Первая ста­дия - дей­ст­ви­тель­ность, ко­то­рая пред­с­та­ет как на­бор воз­мож­нос­тей­, как са­ма воз­мож­ность. Эту ста­дию Ге­гель на­зы­ва­ет 19.

Например, в про­цес­се на­чав­ше­го­ся раз­ви­тия за­ро­ды­ша уже име­ет­ся пер­вая фор­ма той дей­ст­ви­тель­нос­ти, ко­то­рая рож­да­ет­ся, - че­ло­ве­чес­ко­го ин­ди­ви­да. Но по­ка это не бо­лее чем, (неч­то по­доб­ное по­том име­ли в ви­ду эк­зис­тен­ци­алис­ты, ког­да го­во­ри­ли: че­ло­век рож­да­ет­ся как су­щес­т­во­ва­ние, ко­то­ро­му еще пред­с­то­ит об­рес­ти сущ­ность). Со­дер­жа­ние и смысл даль­ней­ше­го про

 

(*В. И. Ле­нин в сво­ем кон­с­пек­те от­ме­ча­ет ди­алек­ти­ку внеш­не­го и внут­рен­не­го, но осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет сло­ва: , ус­мат­ри­вая здесь у Ге­ге­ля. См.: Ле­нин В. И.

Полн. собр. соч., т. 29, с. 139.)

 

 

цесса раз­ви­тия - в том, что уже есть не­кое;

Гегель ана­ли­зи­ру­ет дан­ное сос­то­яние, сту­пень­ку раз­ви­тия, ис­поль­зуя ка­те­го­рию и раз­вер­ты­вая бо­лее кон­к­рет­ные ка­те­го­ри­аль­ные оп­ре­де­ле­ния. Сна­ча­ла име­ет­ся не бо­лее чем не­ко­то­рая не­оп­ре­де­лен­ная воз­мож­ность; но и бы­тие есть не бо­лее, чем в са­мом об­щем смыс­ле на­ме­тив­ша­яся воз­мож­ность. И по­доб­но то­му как в слу­чае раз­ви­тия че­ло­ве­чес­ко­го за­ро­ды­ша с ка­ко­го-то ис­то­ри­чес­ко­го вре­ме­ни бо­лее или ме­нее из­вес­т­на об­щая ли­ния раз­ви­тия (извес­т­на ), так и в про­цес­се раз­ви­тия на­уки - это в об­щих чер­тах вы­яв­лен­ные пред­шес­т­ву­ющей на­уч­ной те­ори­ей и прак­ти­кой цель, нап­рав­ле­ние и да­же ис­ко­мый ре­зуль­тат по­ис­ков. Нап­ри­мер, на оп­ре­де­лен­ном эта­пе раз­ви­тия кван­то­вой фи­зи­ки ста­но­вит­ся яс­но, на ка­ких пу­тях - в рам­ках ка­ких воз­мож­нос­тей - мо­жет быть ре­аль­но кван­то­вый эф­фект.

Сдвиг в нап­рав­ле­нии сле­ду­ющей ста­дии (как в ре­аль­ном раз­ви­тии, так и в раз­ви­тии ис­сле­до­ва­ния) Ге­гель свя­зы­ва­ет с тем, что пер­во­на­чаль­ное тож­дес­т­во дей­ст­ви­тель­нос­ти и воз­мож­нос­ти ес­ли и не рас­па­да­ет­ся, то ста­но­вит­ся под­виж­ным, бес­по­кой­ным, или, вы­ра­жа­ясь ге­ге­лев­с­ким язы­ком, ста­но­вит­ся реф­лек­ти­ро­ван­ным. С по­ло­жи­тель­ной сто­ро­ны воз­мож­ность, как чис­то фор­маль­ная, ста­но­вит­ся. Все, что не про­ти­во­ре­чит се­бе, как буд­то бы дол­ж­но пред­с­тать как воз­мож­ное. Но пос­коль­ку столь ши­ро­кое по­ни­ма­ние воз­мож­но­го пе­ре­во­дит его в фор­му не­воз­мож­но­го, дол­ж­ны быть пред­п­ри­ня­ты но­вые по­ис­ки со­от­но­ше­ния воз­мож­но­го и дей­ст­ви­тель­но­го; дол­ж­но воз­ник­нуть бо­лее стро­гое по­ни­ма­ние то­го, как и по­че­му не­кая воз­мож­ность ста­ла сво­е­об­раз­ным воп­ло­ще­ни­ем дей­ст­ви­тель­но­го20.

 

21.

 

Размышление над слу­чай­ным ве­дет к даль­ней­ше­му оп­ре­де­ле­нию ло­ги­чес­ких от­тен­ков зак­лю­чен­ной внут­ри не­го про­ти­во­по­лож­нос­ти дей­ст­ви­тель­но­го и воз­мож­но­го. Тут, кста­ти, наг­ляд­но вид­на спе­ци­фи­ка от­но­ше­ния ка­те­го­рий в

 

 

сфере сущ­нос­ти: на дос­тиг­ну­той те­перь ста­дии ана­ли­за толь­ко че­рез фик­си­ро­ва­ние про­ти­во­ре­чи­во­го со­от­но­ше­ния двух пред­шес­т­ву­ющих ка­те­го­ри­аль­ных оп­ре­де­ле­ний мо­жет быть по­лу­чен при­рост со­дер­жа­ния, мо­жет осу­щес­т­вить­ся даль­ней­шее дви­же­ние сис­тем­ной мыс­ли. Так, слу­чай­ность - по­рож­де­ние про­ти­во­ре­чи­во­го со­от­но­ше­ния воз­мож­нос­ти и дей­ст­ви­тель­нос­ти; ее оп­ре­де­ле­ние не что иное, как раз­вер­ты­ва­ние, эк­с­п­ли­ка­ция мо­мен­тов дан­но­го про­ти­во­ре­чия. Что же вы­яс­ня­ет­ся от­но­си­тель­но про­ти­во­ре­чия воз­мож­но­го и дей­ст­ви­тель­но­го, пос­коль­ку ана­лиз уже под­нял­ся до ка­те­го­ри­аль­ной фор­мы слу­чай­но­го? С од­ной сто­ро­ны, дей­ст­ви­тель­ное на дан­ной ста­дии со­от­но­ше­ния есть не бо­лее чем воз­мож­ное, оно ли­ше­но ос­но­ва­ния. Но, с дру­гой сто­ро­ны, это воз­мож­ное, уже став­шее не­ким су­щес­т­во­ва­ни­ем, уже чре­ва­тое дей­ст­ви­тель­нос­тью и но­ся­щее ее в се­бе. Ге­гель прек­рас­но вы­яв­ля­ет тон­кость ди­алек­ти­чес­ких пе­ре­хо­дов - их фик­си­ру­ет ло­ги­ка, но они свой­ст­вен­ны так­же объ­ек­тив­ным про­цес­сам раз­ви­тия и про­цес­сам дви­же­ния ис­сле­до­ва­ния: 22. Та­ким об­ра­зом, вве­де­ние ка­те­го­рии не­об­хо­ди­мос­ти осу­щес­т­в­ля­ет­ся че­рез пос­ред­с­т­во ана­ли­за осо­бой фор­мы про­ти­во­по­лож­нос­ти воз­мож­но­го и дей­ст­ви­тель­но­го (она, в свою оче­редь, обоз­на­че­на ка­те­го­ри­ей слу­чай­нос­ти). За­тем Ге­гель пе­ре­хо­дит к вы­яс­не­нию ло­ги­чес­кой ро­ли но­вой па­ры ка­те­го­рий­, при­чем мож­но ви­деть, что в ло­ги­чес­кой реф­лек­сии за­дей­ст­во­ван це­лый ряд ка­те­го­ри­аль­ных оп­ре­де­ле­ний не­пос­ред­с­т­вен­но пред­шес­т­ву­ющей ста­дии (воз­мож­ность и дей­ст­ви­тель­ность), и ста­дий­, ос­тав­лен­ных по­за­ди (нап­ри­мер, ка­те­го­рий в-се­бе-бы­тия и ос­но­ва­ния).

Это ха­рак­тер­но имен­но для сис­тем­но­го пос­т­ро­ения ге­ге­лев­с­кой ло­ги­ки. не­об­хо­ди­мость за­тем так­же дол­ж­на быть под­ня­та по сту­пень­кам пос­ле­до­ва­тель­но­го сис­тем­но­го вос­хож­де­ния. Крат­ко рас­смот­рим, ка­ко­вы ша­ги ста­нов­ле­ния и раз­вер­ты­ва­ния мыс­ли ка­те­го­рии не­об­хо­ди­мос­ти, ины­ми сло­ва­ми, ка­кие за­да­чи сис­тем­но­го на­уч­но­го ана­ли­за дол­ж­ны быть за­фик­си­ро­ва­ны и раз­ре­ше­ны, что­бы осу­щес­т­вил­ся пе­ре­ход к сле­ду­ющей ста­дии, ко­то­рую Ге­гель наз­вал - там нас преж­де все­го ожи­да­ет встре­ча с ка­те­го­ри­ей при­чин­нос­ти. Пер­вая сту­пень­ка - осоз­на­ние осо­бо­го от­тен­ка от­но­ше­ния воз­мож316 нос­ти и дей­ст­ви­тель­нос­ти. Так, раз­ви­тие за­ро­ды­ша - на­лич­ный про­цесс, ре­аль­ная дей­ст­ви­тель­ность как та­ко­вая, не­ко­то­рая це­ло­куп­ность, ко­то­рая прос­то в си­лу это­го выс­ту­па­ет как не­об­хо­ди­мость. Ге­гель обоз­на­ча­ет та­кую ста­дию ре­аль­но­го раз­ви­тия и со­от­вет­с­т­вен­но осо­бую ста­дию на­уч­но­го ана­ли­за при по­мо­щи ка­те­го­рии, под­чер­ки­вая про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер соз­дав­шей­ся ло­ги­ко-иссле­до­ва­тель­с­кой си­ту­ации. Ста­дия фор­маль­ной воз­мож­нос­ти бы­ла прос­тым ус­та­нов­ле­ни­ем тож­дес­т­ва, неп­ро­ти­во­ре­чи­вос­ти ка­кой­-ли­бо сфе­ры (сно­ва оче­ви­ден у Ге­ге­ля яко­бы к - к ка­те­го­ри­ям тож­дес­т­ва, раз­ли­чия, про­ти­во­ре­чия). 23.

На сту­пень­ке фор­маль­ной воз­мож­нос­ти воз­мож­но неч­то, но воз­мож­но и иное. Нап­ри­мер, за­ро­дыш под­ра­зу­ме­ва­ет и мно­гие воз­мож­нос­ти, тен­ден­ции бу­ду­ще­го раз­ви­тия. Но воз­ник­ло рас­те­ние, ро­ди­лось жи­вот­ное, ро­дил­ся че­ло­век - и воз­мож­ность ста­ла дей­ст­ви­тель­нос­тью, а сле­до­ва­тель­но, она пре­об­ра­зо­ва­лась в ре­аль­ную воз­мож­ность, уже не со­сед­с­т­ву­ющую на с дру­ги­ми воз­мож­нос­тя­ми. В си­лу это­го не­об­хо­ди­мость, ко­то­рая рань­ше пред­с­та­ва­ла толь­ко как от­но­си­тель­ная, те­перь об­ра­ти­лась в. Од­на­ко и ре­аль­ная не­об­хо­ди­мость - толь­ко про­ме­жу­точ­ная ста­дия в раз­ви­тии оп­ре­де­ле­ний не­об­хо­ди­мос­ти. (Для по­ни­ма­ния при­емов сис­тем­но­го ка­те­го­ри­аль­но­го ана­ли­за важ­но иметь в ви­ду, что Ге­гель на­ме­рен­но да­ет ин­тер­п­ре­та­цию дей­ст­ви­тель­но­го, уже, так ска­зать, но­ся­ще­го во чре­ве ка­те­го­ри­аль­ные сту­пе­ни суб­с­тан­ции - ак­ци­ден­ции, при­чи­ны - дей­ст­вия.) Ре­аль­но воз­мож­ное по­то­му не­об­хо­ди­мо, что раз­ви­тие сос­то­ялось, что оно уже не мо­жет быть иным: 24. Про­цесс воз­ник­но­ве­ния но­во­го - в си­лу ли дей­ст­вия ес­тес­т­вен­ных при­род­ных за­ко­нов, под вли­яни­ем ли соз­дан­ной че­ло­ве­ком, в том чис­ле ис­сле­до­ва­те­лем, ис­кус­ствен­ной си­ту­ации - про­хо­дит че­рез та­кую ста­дию: но­вое по­яви­лось бла­го­да­ря осо­бо­му со­еди­не­нию ус­ло­вий­, об­с­то­ятельств, средств. из за­ро­ды­ше­вой фор­мы, из не­ко­то­ро­го аб­с­т­рак­т­но воз­мож­но­го на­бо­ра тен­ден­ций ста­ла не­ко­ей дей­ст­ви­тель­нос­тью. Круг воз­мож­нос­тей су­зил­ся и свел­ся к од­ной из них - к той имен­но, ко­то­рая воп­ло­ти­лась в дей­ст­ви­тель­ность. Сог­лас­но Ге­ге­лю,

 

 

на та­кой ста­дии уже про­би­ла се­бе до­ро­гу не­ко­то­рая не­об­хо­ди­мость. Но вна­ча­ле и она об­ре­ме­не­на слу­чай­нос­тью. Вот ког­да для ло­ги­ки нас­ту­па­ет мо­мент ди­алек­ти­чес­ко­го свя­зы­ва­ния друг с дру­гом ка­те­го­рий не­об­хо­ди­мос­ти и слу­чай­нос­ти, ос­мыс­ле­ния их ди­алек­ти­ки на ос­но­ве дви­же­ния сис­тем­но вза­имос­вя­зан­ных ста­дий ана­ли­за.

Необходимость, от­ме­ча­ет Ге­гель, по­ка со­от­но­си­тель­на со слу­чай­нос­тью25. Тон­кие ло­ги­ко-сис­тем­ные пе­ре­хо­ды, вы­де­ля­емые здесь Ге­ге­лем, со­от­вет­с­т­ву­ют осо­бо­му мо­мен­ту про­цес­са по­рож­де­ния ка­ко­го-ли­бо но­во­го ка­чес­т­ва, сос­то­яния, эф­фек­та, ма­те­ри­аль­но­го или иде­аль­но­го ре­зуль­та­та: ис­ко­мый эф­фект по­лу­чен; сле­до­ва­тель­но, за­яви­ла о се­бе не­об­хо­ди­мость, воз­мож­ность ста­ла ре­аль­нос­тью. Но даль­ней­шие по­пыт­ки пов­то­ре­ния эф­фек­та, на­тал­ки­ва­ясь на мно­гие слу­чай­нос­ти, за­ви­сят от бо­лее точ­но­го оп­ре­де­ле­ния со­во­куп­нос­ти ус­ло­вий­, дей­ст­ви­тель­но не­об­хо­ди­мых для его по­рож­де­ния. Каж­дый­, кто соз­да­ет, нап­ри­мер, но­вый вид рас­те­ний или жи­вот­ных, но­вый вид ма­те­ри­алов на ос­но­ве не­ко­то­ро­го те­оре­ти­чес­ко­го за­мыс­ла, хо­ро­шо по­ни­ма­ет раз­ни­цу меж­ду та­кой и сле­ду­ющей ста­ди­ей­, ког­да тот же эф­фект мо­жет быть вос­п­ро­из­ве­ден уже бла­го­да­ря точ­но­му зна­нию и не­об­хо­ди­мых для не­го со­от­но­ше­ний. На ге­ге­лев­с­ком язы­ке пе­ре­ход обоз­на­чен сле­ду­ющим об­ра­зом: аб­с­т­рак­т­ное раз­ли­че­ние про­ти­во­по­лож­нос­тей слу­чай­но­го и не­об­хо­ди­мо­го дол­ж­но быть прев­ра­ще­но в их един­с­т­во. А это зна­чит, по Ге­ге­лю, что со­вер­ша­ет­ся пе­ре­ход к. Ге­гель не за­бы­ва­ет сум­ми­ро­вать эта­пы прой­ден­но­го сис­тем­но­го пу­ти: при­во­дят­ся в но­вое дви­же­ние и в мно­го­об­раз­ные от­но­ше­ния друг с дру­гом не толь­ко ка­те­го­рии не­об­хо­ди­мос­ти и слу­чай­нос­ти, но и дру­гие ка­те­го­рии сфе­ры бы­тия и сфе­ры сущ­нос­ти. И в са­мом де­ле, вся­кое вновь по­рож­ден­ное - это и бы­тие, и сущ­ность, и сво­его ро­да сли­яние бы­тия и сущ­нос­ти. Имен­но ло­ги­чес­кое по­ни­ма­ние про­цес­са по­рож­де­ния, ес­тес­т­вен­но­го или ис­кус­ствен­но­го, поз­во­ля­ет раз­вер­нуть, как в за­мед­лен­ной съем­ке, тон­чай­шие мо­мен­ты про­цес­са и оп­ре­де­лить спе­ци­фи­ку дос­тиг­ну­то­го ре­зуль­та­та.

Переход к аб­со­лют­ной не­об­хо­ди­мос­ти - ины­ми сло­ва­ми, к уве­рен­но­му по­рож­де­нию ка­ких-ли­бо форм - оз­на­ча­ет, что раз­ви­тие и ис­сле­до­ва­ние всту­пи­ли на но­вую ста­дию.

Когда при­ро­да ста­ла че­ло­ве­ка, то воз­ник це­лый вид су­ществ; ког­да че­ло­век вы­вел но­вые рас­те­ния и но­вых жи­вот­ных, воз­ник­ли осо­бые ви­до­вые це­лос­т­нос­ти; ког­да был по­рож­ден кван­то­во­ме­ха­ни­чес­кий эф­фект - был

 

 

расщеплен атом, то бы­ла соз­да­на так­же но­вая ре­аль­ность, тре­бу­ющая от че­ло­ве­ка вни­ма­ния, кон­т­ро­ля и т. д.

Для Ге­ге­ля это оз­на­ча­ет, что в ло­ги­ке сно­ва ос­мыс­ли­ва­ет­ся мес­то дан­но­го эта­па, его связь с пред­шес­т­ву­ющи­ми ста­ди­ями дви­же­ния мыс­ли, а по­том их роль в даль­ней­шем раз­вер­ты­ва­нии сис­те­мы оп­ре­де­ле­ний. Ге­гель де­ла­ет это в зак­лю­чи­тель­ной гла­ве уче­ния о сущ­нос­ти, но­ся­щей наз­ва­ние.

Первая сту­пень­ка но­вой ста­дии, пос­лед­ней в сфе­ре сущ­нос­ти, свя­за­на с на­по­ми­на­ни­ем о том, ка­кой имен­но тип от­но­ше­ний воз­ник бла­го­да­ря ус­той­чи­во­му по­рож­де­нию но­вых форм (оно ос­мыс­ле­но при по­мо­щи ка­те­го­рии ). Каж­дое по­рож­ден­ное, воп­ло­тив­ше­еся в дей­ст­ви­тель­ность есть не­ко­то­рый сущ­нос­ти.

Для поз­на­ния, пе­ре­шед­ше­го на дан­ную ста­дию, оно уже не яв­ля­ет­ся прос­то бы­ти­ем как та­ко­вым, но выс­ту­па­ет как бы­тие, тес­но свя­зан­ное с сущ­нос­тью и ста­но­вя­ще­еся ее воп­ло­щен­ным но­си­те­лем. При этом ни­как нель­зя упус­кать из ви­ду, что сущ­ность ста­ла дей­ст­ви­тель­нос­тью, бы­ти­ем бла­го­да­ря все­му про­цес­су реф­лек­тив­но­го раз­вер­ты­ва­ния, по­ла­га­ния и при­ве­де­ния в един­с­т­во про­ти­во­по­лож­ных оп­ре­де­ле­ний. Как в не­за­ви­си­мом от че­ло­ве­ка про­цес­се раз­ви­тия, так и в че­ло­ве­чес­кой прак­ти­ко-со­зи­да­тель­ной или на­уч­но-поз­на­ва­тель­ной де­ятель­нос­ти вновь дос­тиг­ну­тая сту­пень оз­на­ча­ет раз­вер­ты­ва­ние, ре­али­за­цию вна­ча­ле толь­ко про­ти­во­ре­чий. Од­нов­ре­мен­но она зна­ме­ну­ет по­яв­ле­ние ус­той­чи­вой це­лос­т­нос­ти, об­щ­нос­ти, при­том осо­бо­го ро­да. Это це­лос­т­ность, спа­ян­ная не­ко­то­ры­ми еди­ны­ми за­ко­на­ми и по­то­му име­ющая сход­ные фор­мы про­яв­ле­ния.

Своеобразные фор­мы свя­зи меж­ду са­мой этой це­лос­т­нос­тью и ее бы­тий­ст­вен­ны­ми спе­ци­фи­ка­ци­ями аб­с­т­рак­т­но-ло­ги­чес­ки раз­би­ра­ют­ся Ге­ге­лем.

Вот на ка­кую ре­аль­ную проб­ле­ма­ти­ку зам­к­ну­та здесь. Ведь ес­ли по­рож­ден как след­с­т­вие на­уч­ной те­ории не­ко­то­рый ре­аль­ный пред­мет­ный эф­фект (ска­жем, кван­то­во­ме­ха­ни­чес­кий­), то, сле­до­ва­тель­но, про­яви­ли се­бя, ста­ли яв­лен­ны­ми за­ко­ны не­ко­то­рой сфе­ры, не­ко­то­рой це­лос­т­нос­ти. К ней - во имя бо­лее точ­но­го оп­ре­де­ле­ния ее ха­рак­те­ра - и дол­ж­на на но­вом эта­пе вер­нуть­ся на­ука.

Забегая впе­ред, ска­жем, что дан­ная сту­пень­ка при­ве­дет не­пос­ред­с­т­вен­но к ус­та­нов­ле­нию при­чин­но­го от­но­ше­ния. Но еще до это­го ис­сле­до­ва­тель­с­кой мыс­лью дол­ж­ны быть вы­пол­не­ны сис­тем­ные про­це­ду­ры, свя­зан­ные с про­яс­не­ни­ем упо­мя­ну­тых от­но­ше­ний меж­ду це­лос­т­нос­тью оп­ре­де­лен­ной сфе­ры от­но­ше­ний и по­рож­ден­ны­ми це­лос­т­нос­ти.

 

 

Согласно Ге­ге­лю, сис­тем­ные за­да­чи та­кой пе­ре­ход­ной ста­дии сле­ду­ет вы­явить че­рез со­от­но­ше­ние ка­те­го­рий суб­с­тан­ции и ак­ци­ден­ции. Опять-та­ки очень важ­но иметь в ви­ду со­вер­шен­но осо­бый сис­тем­ный смысл, ко­то­рый в кон­тек­с­те ге­ге­лев­с­кой ло­ги­ки по­лу­ча­ют наз­ван­ные ка­те­го­рии, ко­то­рые на­чи­ная с древ­нос­ти ис­поль­зо­ва­ла и ис­сле­до­ва­ла фи­ло­со­фия. Ка­те­го­ри­ей суб­с­тан­ции обоз­на­че­на ста­дия раз­ви­тия и со­от­вет­с­т­вен­но ста­дия ис­сле­до­ва­ния, ког­да уже объ­ек­ти­ви­ро­ва­но, по­лу­чи­ло пред­мет­ное вы­ра­же­ние един­с­т­во бы­тия и сущ­нос­ти26. Пос­коль­ку же име­ет­ся так­же и пред­мет­ное под­т­вер­ж­де­ние это­го - в ви­де не­ко­то­рой дос­туп­ной фик­си­ро­ва­нию, наб­лю­де­нию, опи­са­нию це­ло­куп­нос­ти, пос­толь­ку - на ге­ге­лев­с­ком ка­те­го­ри­аль­ном язы­ке - суб­с­тан­ци­аль­ное выс­ту­па­ет в един­с­т­ве с ак­ци­ден­таль­ным.

Видовое, ро­до­вое един­с­т­во со скреп­ля­ющи­ми его осо­бы­ми за­ко­на­ми и воп­ло­ща­юще­еся в не­ко­то­рых его - вот бли­жай­ший при­мер вза­имос­вя­зи суб­с­тан­ци­аль­но­го и ак­ци­ден­таль­но­го.

Для Ге­ге­ля ска­зан­ное оз­на­ча­ет: сло­жи­лись в дей­ст­ви­тель­нос­ти и ана­ли­зи­ру­ют­ся поз­на­ни­ем, те­ори­ей от­но­ше­ния осо­бо­го ти­па. Суб­с­тан­ция есть обоз­на­че­ние уп­рав­ля­емой спе­ци­фи­чес­ки­ми за­ко­на­ми це­ло­куп­нос­ти. С этой точ­ки зре­ния она объ­ем­лет ак­ци­ден­таль­ное, так что ак­ци­ден­таль­нос­ти и есть са­ма суб­с­тан­ция. Пос­коль­ку же име­ет­ся мно­го­об­ра­зие ак­ци­ден­ций­, суб­с­тан­ция про­яв­ля­ет се­бя как, в то вре­мя как мно­жес­т­во прос­тых ак­ци­ден­ций не име­ют влас­ти друг над дру­гом. Ины­ми сло­ва­ми, за­кон вся­кой суб­с­тан­ци­аль­ной со­во­куп­нос­ти пра­вит и в каж­дой ее ин­ди­ви­ду­ации, при­чем пол­ный смысл пра­вя­ще­го за­ко­на - в его аб­со­лют­ной влас­ти над всем, что ак­ци­ден­таль­но по от­но­ше­нию к дан­ной суб­с­тан­ции. Вмес­те с тем от­но­ше­ние суб­с­тан­ци­аль­но­го и ак­ци­ден­таль­но­го про­ник­ну­то про­ти­во­ре­чи­ем, по­то­му что в ак­ци­ден­таль­ном есть уже су­щес­т­во­ва­ние, ко­то­рое как бы пре­вы­ша­ет суб­с­тан­ци­аль­ное, ибо ак­ци­ден­таль­ное то­же це­ло­куп­ность фор­мы и со­дер­жа­ния. Ге­гель фик­си­ру­ет здесь не­ма­лую слож­ность рас­к­ры­тия за­ко­на и его про­яв­ле­ний в не­ко­то­рых ин­ди­ви­ду­аль­нос­тях, пусть и по­рож­ден­ных на ос­но­ве дей­ст­вия суб­с­тан­ци­аль­но­го, бла­го­да­ря мо­щи за­ко­на. Так, че­ло­век соз­дал но­вые ви­ды рас­те­ний и жи­вот­ных на ос­но­ве зна­ния не­ко­то­рых за­ко­но­мер­нос­тей­, ко­то­рые и воп­ло­ще­ны в дан­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных це­лос­т­нос­тях. Но воп­ло­тив­ше­еся в них суб­с­тан­ци­аль­ное - не­ко­то­рая фор­ма, ко­то­рая от­нюдь не ис­чер­пы­ва­ет по­пут­но ро­див­ше­го­ся бо­гат­с­т­ва ак­ци­ден­таль­но­го со­дер­жа­ния. По Ге­ге­лю, на­чав­ше­еся рас320 кры­тие про­ти­во­ре­чи­во­го един­с­т­ва суб­с­тан­ции и ак­ци­ден­ции - это и есть ста­дия, ког­да суб­с­тан­ци­аль­ные от­но­ше­ния пе­ре­хо­дят в от­но­ше­ния при­чин­ные.

Что бы­ло вы­яв­ле­но рань­ше? Что неч­то дей­ст­ви­тель­ное и не­об­хо­ди­мое по­ро­ди­ло оп­ре­де­лен­ный эф­фект, оп­ре­де­лен­ное дей­ст­вие. Ког­да че­ло­ве­чес­кая мысль пе­рек­лю­ча­ет вни­ма­ние на этот ас­пект, дей­ст­вие выс­ту­па­ет как неч­то по­ло­жен­ное, про­из­ве­ден­ное, по от­но­ше­нию к че­му суб­с­тан­ци­аль­ное - неч­то пер­вич­ное, по­рож­да­ющее. По­на­ча­лу фик­си­ро­ва­ние это­го от­но­ше­ния дол­ж­но прой­ти че­рез ста­дию, обоз­на­чен­ную у Ге­ге­ля ка­те­го­ри­ей фор­маль­ной при­чин­нос­ти. Спе­ци­фи­ка ее - в прос­той от­сыл­ке дей­ст­вия к не­ко­то­рой по­рож­да­ющей це­ло­куп­нос­ти: 27. За­тем вы­яс­ня­ет­ся: при­чин­ное от­но­ше­ние - не­об­хо­ди­мое от­но­ше­ние, ибо речь ведь идет о свя­зи суб­с­тан­ции и ее ак­ци­ден­ций. Суб­с­тан­ция об­ла­да­ет дей­ст­ви­тель­нос­тью, кон­с­та­ти­ру­ет Ге­гель, лишь в ви­де при­чи­ны. Ины­ми сло­ва­ми, толь­ко че­рез при­чин­ные от­но­ше­ния суб­с­тан­ция ре­аль­но яв­ля­ет и об­на­ру­жи­ва­ет се­бя в ка­чес­т­ве не­об­хо­ди­мос­ти. От­но­ше­ние при­чи­ны и дей­ст­вия - од­на из форм ди­алек­ти­чес­ких от­но­ше­ний­, стро­ящих­ся как про­ти­во­ре­чи­вое вза­имоп­ро­ник­но­ве­ние про­ти­во­по­лож­нос­тей.

Человеческое поз­на­ние ус­та­нав­ли­ва­ет, что вне со­от­но­ше­ния двух мо­мен­тов, фик­си­ру­емых ка­те­го­ри­аль­ной ди­алек­ти­кой­, нет ни­ка­ко­го смыс­ла при­ме­нять по­ня­тия при­чи­ны и дей­ст­вия. Фик­си­ру­ет­ся тож­дес­т­во при­чи­ны и дей­ст­вия28.

Это осо­бая ста­дия рас­к­ры­тия от­но­ше­ний (нап­ри­мер, двух ве­щей или двух со­бы­тий­). Скла­ды­ва­ет­ся та­кая поз­на­ва­тель­ная си­ту­ация, ког­да при­чи­на и дей­ст­вие со­от­но­сят­ся с ка­кой­-ли­бо кон­к­рет­ной об­лас­тью, или, как го­во­рит Ге­гель, ког­да апел­ли­ру­ют к не­ко­то­рой. При­чин­ность тог­да выс­ту­па­ет как сво­его ро­да ана­ли­ти­чес­кое по­ло­же­ние, и рас­су­док с из­вес­т­ной ме­рой тав­то­ло­гич­нос­ти од­но на­зы­ва­ет при­чи­ной­, а дру­гое - дей­ст­ви­ем. Нап­ри­мер, дождь счи­та­ют при­чи­ной сы­рос­ти, ко­то­рая по от­но­ше­нию к дож­дю рас­це­ни­ва­ет­ся как дей­ст­вие. Ге­гель на­зы­ва­ет та­кое по­ни­ма­ние при­чин­нос­ти ана­ли­ти­чес­ким (в смыс­ле Кан­та), по­то­му что в по­ло­же­нии дей­ст­вие прос­то вы­во­дит­ся из скры­той до по­ры до вре­ме­ни тож­дес­т­вен­нос­ти и. О со­дер­жа­тель­ной тав­то­ло­гич­нос­ти ус­та­нов­ле­ния от­но­ше­ний при­чи­ны и дей­ст­вия (на ста­дии, ког­да не вы­яв­ле­но ни­че­го, кро­ме тож­дес­т­вен­нос­ти при­чи­ны и дей­ст­вия, кро­ме ана­ли­ти­чес­кой воз­мож­нос­ти неч­то уже име­юще­еся в по­ня­тии про­воз­г­ла­сить при­чи­ной бы­тий­ст321 вен­ных про­яв­ле­ний оп­ре­де­лен­ной ве­щи или оп­ре­де­лен­ных со­бы­тий­) Ге­гель го­во­рит не слу­чай­но.

Он прес­ле­ду­ет цель раз­вен­чать прев­ра­ще­ние та­кой при­чин­нос­ти, взя­той на пер­во­на­чаль­ной ста­дии поз­на­ния при­чин­ных от­но­ше­ний­, чуть ли не в един­с­т­вен­ный и да­же ис­чер­пы­ва­ющий спо­соб объ­яс­не­ния, что осо­бен­но не­умес­т­но, за­яв­ля­ет Ге­гель, в слу­чае фи­зи­ко-орга­ни­чес­кой и ду­хов­ной жиз­ни29. Так, не­доз­во­ли­тель­но объ­яв­лять пи­щу при­чи­ной кро­ви или счи­тать кли­мат Ионии при­чи­ной тво­ре­ний Го­ме­ра.

Гегель из­де­ва­ет­ся над по­доб­ным в. В. И. Ле­нин спе­ци­аль­но от­ме­тил оп­рав­дан­ность этих мыс­лей Ге­ге­ля, ка­са­ющих­ся объ­яс­не­ния ис­то­рии, под­чер­к­нул их ак­ту­аль­ность и для XX в.* Фик­си­ро­ва­ние тож­дес­т­ва при­чи­ны и дей­ст­вия - не­об­хо­ди­мый и сво­е­об­раз­ный мо­мент поз­на­ния. От­но­ше­ние их как бы фор­ма­ли­зу­ет­ся, прос­ти­ра­ет­ся на раз­лич­ные сфе­ры (в час­т­нос­ти, ши­ро­ко уко­ре­ня­ет­ся в обы­ден­ной жиз­не­де­ятель­нос­ти че­ло­ве­ка). Бла­го­да­ря про­це­ду­ре отож­дес­т­в­ле­ния при­чи­ны и дей­ст­вия, при­выч­но осу­щес­т­в­ля­емой че­ло­ве­чес­ким поз­на­ни­ем, их от­но­ше­ние трак­ту­ет­ся как вза­имо­за­ме­ня­емое: та вещь, ко­то­рая в од­ном слу­чае яв­ля­ет­ся при­чи­ной­, в дру­гом слу­чае мо­жет стать дей­ст­ви­ем. Улав­ли­ва­ет­ся не­ко­то­рое без­раз­ли­чие оп­ре­де­лен­но­го со­дер­жа­ния к са­мо­му от­но­ше­нию при­чи­ны - дей­ст­вия. Ины­ми сло­ва­ми, ка­кая-ли­бо по­рож­ден­ная вещь име­ет мно­гие оп­ре­де­ле­ния, и в их чис­ле то оп­ре­де­ле­ние, что в ка­ком-то от­но­ше­нии она есть при­чи­на, а в ка­ком-то - дей­ст­вие. При по­пыт­ках бо­лее глу­бо­ко вник­нуть в от­но­ше­ние при­чи­ны и дей­ст­вия не­из­беж­но про­хо­дят та­кой этап, ког­да упо­мя­ну­тое без­раз­ли­чие и тож­дес­т­во поз­во­ля­ет со­вер­шать неп­ре­рыв­ное дви­же­ние от дей­ст­вия к его при­чи­не, за­тем к при­чи­не при­чи­ны и т. д.

Такой спо­соб рас­суж­де­ния Ге­гель на­зы­ва­ет бес­ко­неч­ным рег­рес­сом от дей­ст­вия к дей­ст­вию или рег­рес­сом от при­чи­ны к при­чи­не30. Как и на дру­гих ста­ди­ях, в дур­ной бес­ко­неч­нос­ти при­чи­ны и дей­ст­вия Ге­гель вскры­ва­ет внут­рен­нюю ди­алек­ти­ку, зас­тав­ля­ющую пре­одо­ле­вать мо­но­тон­ность, не­ис­чер­па­емость, а по­то­му неп­ло­дот­вор­ность от­сы­лок от при­чи­ны к при­чи­не. Пе­ре­ход на бо­лее вы­со­кий уро­вень ис­сле­до­ва­ния обоз­на­чен ка­те­го­ри­ей. А к ней ве­дет пос­лед­няя сту­пень­ка при­чин­но­го от­но­ше­ния -.

Здесь со­вер­ша­ет­ся как бы воз­в­рат к ста­ро­му, т. е. сво­е­об­раз­ное воз­в­ра­ще­ние к ка­те­го­рии суб­с­тан­ции и вы­яс­не­ние ( *См.: Ле­нин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 144.)

 

 

того, что же рас­к­ры­тие при­чин­ных от­но­ше­ний внес­ло В тол­ко­ва­ние суб­с­тан­ции. Суб­с­тан­ция как бы рас­па­лась на две суб­с­тан­ци­аль­нос­ти: суб­с­тан­цию пас­сив­ную и дей­ст­ву­ющую31. Од­на из них как бы ста­но­вит­ся воп­ло­ще­ни­ем при­чин­нос­ти, дру­гая - как бы воп­ло­ще­ни­ем дей­ст­вий.

Чтобы ге­ге­лев­с­кие рас­суж­де­ния ка­за­лись бо­лее яс­ны­ми, бу­дем дер­жать в па­мя­ти при­мер, ко­то­рый име­ет­ся в тек­с­те 32: рас­смот­ре­ние уда­ра -, ис­хо­дя­щей от те­ла A как при­чи­ны дей­ст­вия те­ла B.

При вы­де­ле­нии при­чин­но­го от­но­ше­ния та­ко­го ти­па не­об­хо­ди­мо, да­же не­из­беж­но по­ни­ма­ние, тол­ка­юще­го те­ла как не­ко­то­рой суб­с­тан­ции, от ко­то­рой ис­хо­дит ак­тив­ная си­ла, и те­ла тол­ка­емо­го как пас­сив­но­го вос­п­ри­ем­ни­ка воз­ник­ше­го тол­ч­ка. Вмес­те с тем пра­ви­ла та­ко­го рас­смот­ре­ния, его ло­ги­ка сра­зу при­во­дят и к не­ко­то­ро­му, отож­дес­т­в­ле­нию при­чи­ны и дей­ст­вия: ведь те­ло, по­лу­чив­шее тол­чок, дви­жет­ся, т. е. как бы бе­рет на се­бя, бла­го­да­ря че­му и оно мо­жет со­об­щить дви­же­ние те­лу C - и так до бес­ко­неч­нос­ти.

Дурная бес­ко­неч­ность, в свою оче­редь, по­рож­да­ет по­пыт­ки най­ти вы­ход из наз­ре­ва­юще­го кри­зи­са ка­узаль­нос­ти.

Одно из ре­ше­ний - зам­к­нуть по­тен­ци­аль­но бес­ко­неч­ную цепь при­чин и цепь дей­ст­вий на не­ко­то­рую пер­воп­ри­чи­ну, ко­то­рая как бы воп­ло­ща­ет в се­бе чис­тую ак­тив­ность.

Кстати го­во­ря, да­же и тог­да выс­ве­чи­ва­ет­ся тот путь, ко­то­рым уже не мо­жет не ид­ти че­ло­ве­чес­кая мысль: апел­ля­ция к пер­воп­ри­чи­не (нап­ри­мер, в ис­то­рии на­уки и фи­ло­со­фии) го­во­рит о стрем­ле­нии прер­вать дур­ную бес­ко­неч­ность при­чин­но­го ря­да, сви­де­тель­с­т­ву­ет о на­чав­шем­ся дви­же­нии мыс­ли за рам­ки ка­узаль­нос­ти, а зна­чит, за рам­ки суб­с­тан­ци­аль­но-акци­ден­таль­ных от­но­ше­ний. Сог­лас­но Ге­ге­лю, это и зна­чит, что мысль прод­ви­га­ет­ся к ста­дии вза­имо­дей­ст­вия (пе­ре­ход­ная фор­ма фик­си­ру­ет­ся при по­мо­щи ка­те­го­рии ). На двух-трех пос­лед­них стра­ни­цах вто­рой час­ти да­ет­ся про­лог к но­во­му ло­ги­чес­ко­му дви­же­нию - на этот раз в сфе­ре.

Мы под­хо­дим, та­ким об­ра­зом, к треть­ей круп­ной сту­пе­ни, всту­па­ем в третью сфе­ру ка­те­го­ри­аль­ной ди­алек­ти­ки Ге­ге­ля.

 

 

2. Уче­ние о по­ня­тии: ди­алек­ти­ка субъ­ек­тив­но-объек­тив­но­го и ито­ги ре­али­за­ции сис­тем­но­го прин­ци­па Тре­тий том но­сит наз­ва­ние, тог­да как два пер­вых раз­де­ла - о бы­тии и сущ­нос­ти - ох­ва­ты­ва­ют­ся тер­ми­ном. Смысл раз­де­ле­ния ло­ги­ки на субъ­ек­тив­ную и объ­ек­тив­ную бо­лее по­ня­тен пос­ле рас­смот­ре­ния спе­ци­фи­чес­ких оп­ре­де­ле­ний всей сфе­ры по­ня­тия. Но уже в не­боль­шом пре­дис­ло­вии к треть­ему то­му (1816) Ге­гель так оп­ре­де­лил раз­ли­чие меж­ду дву­мя час­тя­ми ло­ги­ки: объ­ек­тив­ная име­ет от­но­ше­ния, тог­да как субъ­ек­тив­ная боль­ше по­вер­ну­та к тра­ди­ци­он­ным фор­маль­но-ло­ги­чес­ким раз­ра­бот­кам с целью

 

33.

 

Воспользовавшись в уче­нии о по­ня­тии вспо­мо­га­тель­ны­ми для не­го сред­с­т­ва­ми фор­маль­ной ло­ги­ки, Ге­гель тем не ме­нее и эту часть под­чи­нил ди­алек­ти­ко­сис­тем­ной идее. Ис­хо­дя из та­кой оцен­ки, ко­то­рую в це­лом при­ни­ма­ют (спо­ря­щие по дру­гим воп­ро­сам) ло­ги­ки, мы счи­та­ем не­об­хо­ди­мым про­дол­жить на­ча­тый ра­нее ана­лиз ге­ге­лев­с­ко­го тек­с­та в све­те прин­ци­пов сис­тем­нос­ти и ис­то­риз­ма. Пред­ва­ряя бо­лее под­роб­ное рас­смот­ре­ние ка­те­го­ри­аль­но­го дви­же­ния на ста­дии по­ня­тий­, пос­та­ра­ем­ся обоб­щен­но сфор­му­ли­ро­вать прин­ци­пи­аль­но важ­ные осо­бен­нос­ти треть­ей круп­ной сфе­ры ло­ги­ки - с точ­ки зре­ния дей­ст­ви­тель­ных проб­лем со­дер­жа­тель­ной ди­алек­ти­чес­кой ло­ги­ки на­уки, ко­то­рые бы­ли здесь пос­тав­ле­ны и ис­сле­до­ва­ны. в це­лом оп­ре­де­ля­ет­ся преж­де все­го как це­лос­т­ная сфе­ра, в ко­то­рой вво­дит­ся внут­рен­нее под­раз­де­ле­ние на три ос­нов­ные час­ти:, и. Ге­гель в этих трех под­руб­ри­ках по су­щес­т­ву име­ет в ви­ду и ло­ги­чес­ки ос­мыс­ли­ва­ет осо­бый этап раз­ви­тия на­уч­ной те­ории, ког­да она спе­ци­фи­чес­ким для на­уч­но­го поз­на­ния об­ра­зом при­во­дит в един­с­т­во и. В ис­то­рии на­уки - клас­си­чес­кой и сов­ре­мен­ной - мы на­хо­дим не­ма­ло при­ме­ров, по­мо­га­ющих по­нять не­из­беж­ность и осо­бен­ность та­кой ста­дии, а так­же ее спе­ци­фи­ку, прив­но­си­мую каж­дой осо­бой ис­то­ри­чес­кой эпо­хой раз­ви­тия че­ло­ве­чес­ко­го поз­на­ния (та­ким при­ме­ром яв­ля­ет­ся фор­му­ли­ро­ва­ние прин­ци­па до­пол­ни­тель­нос­ти в кван­то­вой ме­ха­ни­ке). Ска­зан­ное не оз­на­ча­ет, что на ста­дии бы­тия и сущ­нос­ти ис­сле­до­ва­ние не

 

 

устанавливает и не пред­по­ла­га­ет, хо­тя бы им­п­ли­цит­но, осо­бое со­от­но­ше­ние объ­ек­тив­но­го и субъ­ек­тив­но­го. Но - это уро­вень раз­ви­тия на­уки, ког­да ста­вит­ся за­да­ча спе­ци­аль­но­го ме­та­те­оре­ти­чес­ко­го и ме­та­сис­тем­но­го рас­смот­ре­ния дан­но­го со­от­но­ше­ния, при­чем обя­за­тель­но на ма­те­ри­але дан­ной на­уки и им­ма­нен­т­ным для нее спо­со­бом.

В ло­ги­ке Ге­гель обоз­на­ча­ет та­кой этап тер­ми­ном, спра­вед­ли­во по­ла­гая, что глу­бо­кое ус­та­нов­ле­ние на­укой спе­ци­фи­чес­ко­го для ее пред­ме­та со­от­но­ше­ния субъ­ек­тив­но­го и объ­ек­тив­но­го пред­по­ла­га­ет про­хож­де­ние це­ло­го ря­да ло­ги­чес­ки не­об­хо­ди­мых, свя­зы­ва­емых в еди­ную сис­те­му сту­пе­нек поз­на­ния.

Специфику но­вой ста­дии Ге­гель опять-та­ки про­яс­ня­ет бла­го­да­ря вы­яв­ле­нию от­но­ше­ний к уже прой­ден­ным ло­ги­кой эта­пам. Проб­ле­ма по­ня­тия рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся Ге­ге­лем че­рез оп­ре­де­ле­ние осо­бо­го со­от­но­ше­ния бы­тия и сущ­нос­ти.

И на преж­них ста­ди­ях бы­тие и сущ­ность со­от­но­си­лись друг с дру­гом. Но толь­ко те­перь бьет час, ког­да они об­ре­та­ют под­лин­ное един­с­т­во. 34. На­до от­ме­тить, от­ри­ца­ние от­ри­ца­ния - об­щий ди­алек­ти­чес­кий прин­цип, за­кон, свя­зы­ва­ющий и три ос­нов­ные сфе­ры. Третья круп­ная сту­пень ло­ги­ки со­от­вет­с­т­ву­ет пос­лед­не­му ло­ги­чес­ко­му от­ри­ца­нию. В то же вре­мя име­ет­ся в ВИ­ДУ ис­то­ри­чес­кий этап раз­ви­тия ка­кой­-ли­бо на­уч­ной сис­те­мы, ког­да уже при­ве­де­ны в сис­тем­ную связь бы­тий­ст­вен­ные (ка­чес­т­вен­но-ко­ли­чес­т­вен­ные) оп­ре­де­лен­нос­ти, ког­да вы­ве­де­ны за­ко­ны яв­ле­ния и но­вые пред­мет­ные сфе­ры, как бы крис­тал­ли­зу­ющие в се­бе, де­ла­ющие яв­лен­ны­ми эти за­ко­ны. Пос­ле это­го ре­аль­но вста­ет но­вая об­щая сис­тем­ная за­да­ча: поз­нан­ные за­ко­ны дол­ж­ны быть от­не­се­ны к бы­тию, выч­ле­нен­но­му и поз­на­ва­емо­му на­укой­; на с най­ден­ны­ми за­ко­на­ми дол­ж­ны быть вы­ве­де­ны мно­го­об­раз­ные зна­ния, ко­то­рые воз­ник­ли до дан­ной те­ории или на­ря­ду с ней.

В Мар­к­со­вом по­ли­тэ­ко­но­ми­чес­ком ана­ли­зе ста­дия по­ня­тия как це­ло­го со­от­вет­с­т­ву­ет треть­ей и чет­вер­той час­тям: в них при­во­дят­ся в со­от­вет­с­т­вие струк­ту­ры те­ории и под­роб­но вос­п­ро­из­ве­ден­ный - под эги­дой за­ко­нов - мир осо­бых про­яв­ле­ний ка­пи­та­лиз­ма. ка­пи­та­лис­ти­чес­кой сис­те­мы (как осо­бый пласт те­ории) и (как от­к­ры­тые те­ори­ей за­ко­ны) при­во­дят­ся в ор­га­ни­чес­кое един­с­т­во, бла­го­да­ря ко­то­ро­му, т. е. внут­рен­не про­ти­во­ре­чи­вая, да­же прев­рат­ная ре­аль­ность ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эко­но­ми­ки по­лу­ча­ет объ­яс­не­ние в те­ории. Да­лее да­ет­ся ана­лиз ис­то­рии по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии ( ), ко­то­рый ста­но­вит­ся важ­ней­шей сто­ро­ной и за­вер­ше­ни­ем сис­тем­но­го ис­сле­до­ва­ния.

Специфика дос­тиг­ну­той те­перь сту­пе­ни те­оре­ти­чес­ко­го поз­на­ния да­лее кон­к­ре­ти­зи­ро­ва­на у Ге­ге­ля так­же и бла­го­да­ря то­му, что вскры­ва­ют­ся от­ли­чия фик­си­ру­ющих ее ка­те­го­рий от ка­те­го­ри­аль­ных оп­ре­де­ле­ний сфер бы­тия и сущ­нос­ти, хо­тя пос­лед­ние то и де­ло упо­ми­на­ют­ся в сфе­ре по­ня­тия. Ав­тор по­ка­зы­ва­ет чи­та­те­лю, что поз­на­ние на ста­ди­ях бы­тия и сущ­нос­ти под­ня­лось весь­ма вы­со­ко, од­на­ко еще не дос­тиг­ла за­вер­шен­нос­ти за­ду­ман­ная сис­те­ма на­уки. Те­перь всем этим по­ня­ти­ям, ка­те­го­ри­ям суж­де­но влить­ся в но­вую те­оре­ти­чес­<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.166 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь