Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы и приемы лингво-стилистического анализа текста



 

Существует множество подходов к лингвистическому анализу текста. Ниже перечислены лишь некоторые из них. При этом всегда следует помнить о том, что каждый текст особенный, а потому только анализируемый текст ведет за собою исследователя и каждый раз требует особого подхода к его анализу; принципиально значимой является природа текста – художественный или нехудожественный. Поэт Наум Коржавин как-то заметил: «Писатели делятся не на волны и направления, а на штуки». Лингво-стилистический анализ текста также должен быть «штучным».

Методы и приемы лингво-стилистического анализа текста:

1. Лингвистический комментарий – анализ языковых фактов, требующих объяснения (архаизмы, экзотизмы, лакуны и пр.).

2. Выявление особенностей словаря писателя или отдельного текста (в соотношении с литературным языком эпохи).

3. Количественный анализ – определение языковых констант идиостиля текста на основании частотности элементов его структуры.

4. Уровневый анализ текста а) фонетический; б) графический; в) лексико-фразеологический; г) морфологический; д) синтаксический; е) текстовый; ж) межтекстовый; д) особенности взаимодействия разных языковых уровней в рамках текста.

5. Сопоставительный анализ текстов (оригинала и перевода, двух текстов одного автора, однотематических текстов разных авторов, текстов одного литературного направления и др.).

6. Стилевой анализ: а) обнаружение особенного и общего в жанровой природе текста (роман в стихах; роман-хожение или путешествие) и пр.); б) обнаружение особенного для всех / одного текста данного автора; в) выявление признаков функционального стиля / признаков контаминации функциональных стилей в данном тексте; г) обнаружение стилистических особенностей литературного направления в данном тексте и авторских отклонений от него (романтизм, акмеизм и пр.); д) поиск языковых средств, создающих экспрессивный эффект данного текста (официальный, фамильярный, насмешливый и пр.); е) соотношение стиля автора со стилистикой эпохи.

7. Семиотический анализ – анализ текста как знака своего значения, анализ планов выражения и содержания (экстенсиональной и интенсиональной сфер); выявление значения текста-знака в результате его перевода на другой текст-знак.

8. Герменевтический анализ – интерпретация текста как формы выражения жизни; интерпретация текста как независимой целостности; обретение в интерпретации так называемого «чистого смысла».

9. Декодирование как восстановление сообщения на основании знания семантического кода данного текста.

10. Интертекстуальный анализ – выявление проекций текста на другие тексты.

Список литературы

1. Анализ художественного текста. Под. ред. Н. М. Шанского. - М., 1975. Вып.1. 1976. Вып.2. 1979. Вып.3

2. Ахметова Г. Д. Тайны художественного текста: каким может быть лингвистический анализ. - М., 1997.

3. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. - Ектеринбург, 2000.

4. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987. С.387 – 422.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

6. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000. С.299 – 317.

7. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. - М., 2000.

8. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М., 1988.

9. Богин Г.И. Типология понимания текста. – Калинин, 1986.

10.Бразговская Е. Е. Текст в пространстве культуры. - Пермь, 2001

11.Гумилев Н. Анатомия стихотворения. Жизнь стиха. Читатель // Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. - М., 1990.

12.Долинин К. А. Интерпретация текста. - М., 1985.

13. Жолковский А. К. Блуждающие сны. - М., 1994.

14. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Методы изучения литературы. - М., 2002.

15. Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема. - Новосибирск, 1986.

16. Казарин Ю. Проблемы фоносемантики поэтического текста. - Екатеринбург, 2000.

17. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995.

18. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

19. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М., 1994.

20. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи, Исследования. Заметки. – СПб., 1996.

21. Лукин В. А. Художественный текст. - М., 1999.

22. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. – М., 2006.

23. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

24. Попов Ю. В. Текст: структура и семантика. - Минск, 1984.

25. Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. - М., 1996.

26. Смирнов Н. П. Порождение интертекста. - Спб, 1995.

27. Сорокин Ю. А. Почему живут и умирают книги. Библиопсихологические и этнокультурологические сюжеты. - Самара, 1999.

28. Федоров А. В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. - М., 1971.

29. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л., 1984.

30. Язык и композиция художественного текста. Под ред. Л. Ю. Максимова. - М., 1983.

31. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Произведите уровневый, стилевой, интертекстуальный анализ предложенных текстов.

 

 

1) Рождественская звезда

[1] В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.

[2] Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар

Из воловьих ноздрей, волхвы – Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

[3] Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

1987 И. Бродский.

 

2) Рай

[1] Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И яркою звездой.

[2] А в городе том сад –

Все травы да цветы.

Гуляют там животные

Невиданной красы.

[3] Одно, как желтый огнегривый лев,

Другое – вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

 

[4] А в небе голубом

Горит одна звезда,

Она твоя, о ангел мой,

Она твоя всегда.

[5] Кто любит – тот любим,

Кто светел – тот и свят.

Пускай ведет звезда тебя

Дорогой в дивный сад.

[6] Тебя там встретят огнегривый лев

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

1974 А. Волхонский.

 

3) Хочешь?

[1] Пожалуйста, не умирай,

Или мне придется тоже.

Ты, конечно, сразу в рай.

А я не думаю, что тоже.

[2] Хочешь сладких апельсинов?

Хочешь вслух рассказов длинных?

Хочешь, я взорву все звезды,

Что мешают спать?

[3] Пожалуйста, только живи.

Ты же видишь, я живу тобою.

Моей огромной любви

Хватит нам двоим с головою.

[4] Хочешь в море с парусами?

Хочешь музык новых самых?

Хочешь, я убью соседей,

Что мешают спать?

[5] Хочешь солнце вместо лампы?

Хочешь за окошком Альпы?

Хочешь, я отдам все песни?

Про тебя отдам все песни… Земфира

 

4) [1] Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

[2] Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

[3] Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! – Месяц

Ливней звездных.

1917 М. Цветаева

5) Фет

[1] Эпоха робкого дыханья … Где

Твое очарованье? Где твой шепот?

Практичность производит в легких опыт,

Чтоб вздох стал наглым – современным-де …

[2] И вот, взамен дыханья – хрип везде.

Взамен стихов – косноязычный лопот.

Всех соловьев практичная Европа

Дожаривает на сковороде …

[3] Теперь – природы праздный соглядатай –

О чем бы написал под жуткой датой

Росистым, перламутровым стихом?

[4] В век, деловой красою безобразный,

Он был бы не у дел, помещик праздный,

Свиставший тунеядным соловьем …

1926 А. Белый

 

6) Из цикла «Избяные песни»

[1] Четыре вдовицы к усопшей пришли…

(Крича, бороздили лазурь журавли.

Сентябрь-скопидом в котлован сундуки

С сынком-листодером ссыпал медяки).

[2] Четыре вдовы в поминальных платках:

Та с гребнем, та с пеплом, с рядиной в руках;

Пришли, положили поклон до земли,

Опосле с ковригою печь обошли,

[3] Чтоб печка-лебедка, бела и тепла,

Как допрежь сытовые хлебы пекла.

Посыпали пеплом на куричий хвост,

Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост.

[4] Хрущатой рядиной покрыли скамью,

На одр положили родитель мою.

Как ель под пилою, вздохнула изба,

В углу зашепталася теней гурьба,

[5] В хлевушке замукал сохатый телок,

И вздулся, как парус, на грядке платок…

Дохнуло молчанье… Одни журавли,

Как витязь победу, трубили вдали:

[6] «Мы матери душу несем за моря,

Где Солнцеву зыбку качает заря,

Где в красном покое Дубовы столы

От мисс с киселем, словно кипень белы, -

[7] Там Митрий Солунский, с Миколою Влас

Святых обряжают в камлот и атлас,

Креститель Иван с ендовы расписной

Их поит живой иорданской водой! »

Н. Клюев

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

НАЧАЛО ТЕКСТА «Итоговые контрольные работы»

Уважаемые студенты!

Современная действительность характеризуется стилистическим упадком, который связан с общей интеллектуальной и языковой деградацией общества. Только филолог способен возродить общее языковое и стилистическое чутье нации, а потому каждый из Вас обязан (для допуска к экзамену / зачету) выполнить две контрольные работы, что послужит несомненному прогрессу Вашего профессионального и личностного бытия.

Ваши стилистические «страдания» должны привести к демонстрации всех необходимых навыков и умений для сдачи экзамена (зачета) по стилистике. Выбирается один из вариантов в выполнении работы. Выбор варианта обусловлен Вашими личными пристрастиями и интересами.

 

Контрольная работа № 1

«Лингво-стилистический анализ текста»

ВАРИАНТ 1 (классический). Для анализа выбирается любой текст, который кажется Вам очень интересным / «тупым» / смешным / нелепым / классным / идеальным и т. д. (выбери или продолжи). Помните, что выбор текста характеризует Вас как языковую личность! Да и личность как таковую… Далее текст анализируется по предложенному ниже плану. Кто не знает, о чем идет речь, тому на экзамен (зачет) ходить не стоит. Разве только если поболтать… Но тогда это будет стилистически ошибочным. Почему?

ВАРИАНТ 2 (дерзкий). Для анализа выбирается текст «Итоговые контрольные работы», который Вы сейчас имеете честь читать. Данный текст также анализируется по предложенному ниже плану.

Контрольная работа № 2

«Литературное редактирование


Поделиться:



Популярное:

  1. III. ЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА СВЯЗНОГО ТЕКСТА.
  2. Большое будущее имеет онлайновое интервью. Это основные приемы для исследования PR-деятельности, кот каждодневно используют в своей деятельности PR-специалисты.
  3. Ввод текста программы в окне редактора
  4. Вопрос№ 6:Приемы и средства построения фронтальной композиции.
  5. Выделение элементов текста и графики
  6. Выравнивание текста: Главное-Абзац.
  7. Выявите жаргоны в приведенных ниже текстах. Есть ли среди них такие, которых вы не знаете? О чем это свидетельствует?
  8. Глава 2 ВИДЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА
  9. Глава 20. Кухня манипуляции сознанием: испытанные на нас приемы.
  10. Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель проговаривает слова текста и показывает движения, дети повторяют.
  11. Заимствования текста без ссылки на них (плагиат) не допускаются.
  12. Из книги Захарова А.И. «Как преодолеть страхи у детей» выписать направления и приемы коррекции страхов у дошкольников.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь