Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЭЛЕМЕНТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРАВО
Те исследования, которые мы провели после выработки элементарного определения права, показывают нам всю сложность этого нормативного построения человеческого общества. В свою очередь, эта сложность доказывает нам недостаточность слишком упрощенных определений, которые, освобождая право от некоторых понятий или дополнительных пояснений, тем самым размывают его представление и значение. Рассматриваемое с универсальной точки зрения, право образует величественную и многостороннюю реальность, различающуюся в зависимости от эпохи и общества, а также в своих поисках оперативной организации человеческого общества, создает такую реальность, которая может быть благожелательной или враждебной, способной на лучшее или на худшее. Углубленное определение нелегко сделать упрощенным. При желании провести примерный обзор различных элементов или различных фундаментальных понятий, появляющихся внутри права или внедряющихся в него, мы сталкиваемся с необходимостью перечислить целый ряд пунктов, может быть, способных не пояснить окончательно данную проблему, но, по крайней мере, насколько это возможно продвинуться в ее описании и понимании. — Пункт первый Первый элемент необходимо напомнить прежде всех других. Этот элемент важен сам по себе, поскольку, как мы уже об этом упоминали, он представляет собой обоснование всей нормативной системы. Это — элемент социального порядка, необходимое условие для сплочения группы людей. Право в первую очередь имеет целью определить и создать социальный порядок в политическом обществе. Первая основная идея, характеризующая право, сводится к следующему: прежде всего право является любой ценой, техникой организации общества, т.к. первоочередной и главнейшей проблемой группы людей становится проблема ее внутренней сплоченности. Крайне необходимо избегать анархии, разлагающей и опустошительной, оставляющей социальную группу без единства, без планов и без действий на пути гражданской войны, на милость всем притязаниям извне. Как фактор социального порядка, право должно преследовать две дополнительные цели: с одной стороны, обеспечивать социальную слитность и общую безопасность в политическом обществе, а с другой стороны, обеспечивать более мощное регулирование законов с тем, чтобы наилучшим образом обезопасить отдельных лиц и группы от антагонизмов и агрессивных проявлений социальной жизни. — Пункт второй Затем необходимо напомнить о втором элементе, элементе политического общества. То есть не только право устанавливает социальный порядок политического общества, но и, как необходимое следствие этого, само право разрабатывается и применяется руководителями политического общества, а именно, правителями или общественными властями. Вторая фундаментальная идея, характеризующая право, заключается в следующем: право неизбежно проявляется как инструмент управления политическим обществом, т.е. как инструмент политики. Содержание права и его применение, таким образом, отражают в более или менее прямой и систематической форме (в зависимости от данного общества) общий консенсус, властвующий в рамках этого общества, волю руководящих им правителей и выявленное в нем соотношение сил. Потребности и реальности политики, основные моменты, которые она определяет, иногда также эгоистичные устремления или компромиссы, к которым она подталкивает, — все это пронизывает значительную часть юридической системы общества. Это означает, что мы подходим здесь к относительности права. В большей или меньшей мере право может являться средством защиты либо средством доминирования. Благодаря политике, право может становиться как средством защиты слабых от сильных, так и средством доминирования сильных над слабыми. — Пункт третий Не забудем упомянуть и о третьем фундаментальном элементе. Этот элемент связан с особым качеством, которым обладает право и о котором мы уже говорили в более общей форме, а именно, что право является нормативной деятельностью. Такое замечание может показаться тавтологией, но все равно оно имеет решающее значение для правильного понимания права, т.к. в конечном счете на протяжении всеобщей истории большое число обществ с легкостью могли доказать, что хорошей армии и надежной полиции вполне хватало для создания эффективного и даже продолжительного по времени социального порядка. Следовательно, социальный порядок сам по себе не объясняет феномен права. Третья основная идея права заключается в том, что право является составной частью нормативной функции, т.е. представляет собой систему норм или правил, которые необходимо соблюдать и выполнять. Главным образом эти нормы разделяются на два основных вида: либо это нормы, налагающие обязательства, либо это нормы, предоставляющие права, обязанности и права, относящиеся к отдельным лицам и к группам, с тем, чтобы создать структуру общества и сбалансировать социальные взаимоотношения. Однако совокупность этих прав и этих обязанностей ведет к появлению нового облика права. Такого облика, который мы до этого момента не рассматривали, а постепенно будем изучать в дальнейшем. Это более не право, видимое снаружи, это — право, видимое изнутри: т.е. различные части права, а также некоторые основные элементы юридической техники. — Пункт четвертый Четвертый элемент, также достойный упоминания, касается на этот раз содержания права. Это — элемент, который для упрощения можно назвать ценностным элементом. В этой связи идея состоит в следующем: право не совершается неизвестно как и неизвестно кем, право есть творение определенной группы людей. Право в каком-либо обществе всегда совершается либо всеми членами этого общества, либо более или менее значительной группой, возглавляющей это общество или управляющей им. Однако на основании этого право не должно устанавливать любые нормы поведения или взаимоотношений. Разрабатывая содержание норм, предписывающих обязанности или наделяющих правами отдельных лиц или группы, авторы правовых норм отражают четкую волю, предпочтения, философские подходы, культурные или технические позиции, другими словами, в общем виде.. идеи и ценности. Эти идеи или ценности исходят от всего данного общества в целом либо всей или части группы, доминирующей в этом обществе. Это означает, что право, представляя собой фактор порядка и стабильности, не является, тем не менее, неподвижной и окончательной конструкцией. Наоборот, право изменяется, а иногда и очень быстро: если меняются ценности, появляются новые идеи, эволюционирует мышление, модифицируются социальные реальности или технические возможности и т.д. Как выражение социального человека, право отражает общество, и общество в движении. --- Пункт пятый Пятый элемент права также необходимо отметить, это -— его чисто утилитарный характер. Мы уже рассказывали, что политическое регулирование отличается от чисто социального регулирования, оно более обширно и более объективно. Оно стремится создать всеобщий и глобальный социальный порядок. В связи с этим оно обращается не к индивидуальному человеку, а исключительно к человеку социальному. При этом возникает мысль, что право характеризуется не человеческой или культурной целенаправленностью, а технической целенаправленностью. Оно в меньшей степени занимается человеческой личностью в ее сущности и ограничивается только организацией общества. Стремясь прежде всего к созданию социального порядка, право не пытается улучшить человека в самом себе, а всего лишь направляет конкретную личность в ее взаимоотношениях с себе подобными. Иначе говоря, право не стремится достичь совершенства человека, а довольствуется улучшением социальной жизни — в крайнем случае, самого общества, если это возможно. Часто связанное ценностями и идеологией в своем содержании, право чаще всего остается объективным по своей целенаправленности. С этой точки зрения, в противоположность морали, пытающейся улучшить человека, или религии, стремящейся приблизить его к Богу, право всего лишь стремится быть осуществленным, и не более того. — Пункт шестой Имеется еще и шестой важнейший элемент права, элемент, являющийся определяющим для эффективности права: элемент материального принуждения. Как мы уже это отмечали, как инструмент политического общества, разработанный общественными властями, право главным образом опирается на силу. И это верно, поскольку право не преследует субъективных или возвышенных целей, а стремится всего лишь быть осуществленным. Следовательно, не важно, исполняют ли люди правовые нормы, поскольку являются хорошими, или альтруистами, или лицемерами, или боятся наказания, главным остается то, что они осуществляют право, т.к. общество потребовало этого от них. Поэтому, если человек отказывается исполнять правовую норму, то общество должно его принудить к этому, при необходимости применив материальную силу, т.е. физическое насилие. При этом фундаментальная идея и принцип, хорошо известный от всех сторонников публичного порядка, заключается в изречении: " сила должна оставаться за законом". Функция права состоит в создании и поддержании социального порядка, усмиряя социальную напряженность и окончательно устраняя противостояние между личностями или между группами. Если эта функция не может быть обеспечена добровольным или мирным путем, то ее выполнение достигается при помощи принуждения, а в случае необходимости, жесткого насилия. Для подавляющего большинства юристов, как древних, так и современных, самой сущностью права является так называемая " принудительность": право и принуждение логически и реально неразделимы. — Пункт седьмой Наконец, седьмой элемент права также нельзя оставить без внимания — это научный характер права. Подчас объемная и сложная совокупность норм, во всяком случае глобальная нормативная конструкция, подчиненная обязательному требованию точности и четкости, право должно быть наполнено определенным техническим содержанием, необходимым для его детального и конкретного применения. Таким образом, характерная мысль, которую следует запомнить, сводится к тому, что право должно стать подлинной научной конструкцией, на которой будет строиться так называемая наука права. Эта наука права становится, в свою очередь, фундаментальным элементом реализации права, а также самой привилегированной дисциплиной в юридических школах и университетах. В этой связи наука права заключается в многообразии дисциплин или предметов, занимающихся объективным изучением особой категории явлений: юридических явлений. В качестве научной конструкции право должно добиваться точности и решимости в разработке норм, надежности и справедливости в их сочетании и применении. Научный аспект права позволяет возвести право в сплоченную и гарантирующую безопасность систему нормативных функций, наделяя его такими качествами, как ясность, четкость и достоверность, без которых право быстро оказалось бы оставленным на милость капризов и произвола политических деятелей. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Какое определение можно дать праву после изучения всех этих различных пунктов? Напомним, прежде всего, что право существует постольку, поскольку человек обладает желаниями и интересами и стремится претворить их в жизнь своей волей. Право существует, т.к. живущий в обществе человек является эгоистичным, жадным и жестоким созданием по отношению к другим людям, а иногда даже несознательным и преступным. Право существует потому, что сплоченность групп людей, общественный прогресс и само выживание человеческого общества требуют энергичного и всеобщего принуждения. Право — это отчасти тот хлыст, который служитель щелкает в зоопарке. Напомним, наконец, что важнейшей целью права является упорядочение деятельности индивидов — членов общества путем установления норм или линий поведения, которые они должны соблюдать при реализации их различных социальных связей. Таким образом, право есть метод организации общества, нацеленный на снижение социальной напряженности и устранение конфликтов. Право призвано учредить и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им правоспособность и конкретные права. Как отмечает видный французский юрист Мишель Виралли, " право представляется прежде всего как чрезвычайно сложный механизм, как нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, успокаивающее и защищающее... В определенной мере право — это лицо общества, подавляющего индивида или помогающего ему". Итак, углубленное определение права учитывает ряд следующих элементов, в большей или меньшей степени отражающих рассмотренные нами выше проблемы: Право представляет собой нормотворческую деятельность политического общества, обусловленную несовершенством индивидов и социальных групп и основанную на необходимости организации и развития человеческого общества. Право нацелено на установление общего и всеохватывающего социального порядка в рамках общества посредством определения объективных норм, налагающих на индивидов и социальные группы обязанности и предоставляющих им права, осуществление которых гарантируется материальной силой политической власти. Эта нормотворческая деятельность образует систему предписаний на основе согласия, воли и соотношения сил и ведется и развивается в соответствии с принципами логики, строгости и точности, присущими научно-техническим методам.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВА Право является прежде всего совокупностью норм. С этим связано используемое, как уже отмечалось, во французской юридической терминологии понятие объективного права. Оно называется объективным, поскольку его нормы применяются вообще, внеличностно в отношении всех индивидов и всех групп данного конкретного общества. Эту совокупность норм, действительно существующих в данном обществе в данное время, называют также позитивным правом, — чтобы отличать его от гипотетического совершенного права, свободного от идеалистических правовых теорий, состоящего из предписаний, соответствующих высшему идеалу справедливости, то есть от права, называемого, как уже говорилось, естественным. Эта совокупность норм, составляющих объективное право, обладает рядом только ей присущих особенностей, связанных с происхождением норм, их содержанием, сущностью, значением. В этой главе будут рассмотрены следующие вопросы: 1 — источники права; 2 — право и чисто социальное регулирование; 3 — права и политика; 4 — всеобщность и всеохватываемость права.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА В абстрактном смысле объективное право — это свод правил, действующих в отношении политической общности. Но откуда конкретно проистекает это объективное право и связанные с ним нормы? В этом и состоит проблема источников права. Необходимо выяснить, каким образом возникают правовые нормы. Появляются ли они спонтанно, будучи постепенно сформировавшимся неформализованным выражением умонастроения какой-либо социальной группы, или, наоборот, преднамеренно и явно, представляя собой четкое и однозначное формулирование определенного волеизъявления? Итак, проблема источников права заключается в изучении различных способов технической разработки правовых норм в практическом плане. Сначала мы рассмотрим общую картину источников права, после чего перейдем к несколько более подробному изучению одного из таких источников, являющегося ныне наиболее важным, — к изучению закона. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы