Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ



Применительно к социальным отношениям, если какое-либо правило вежливости или учтивости имеет общественное значение, выходящее по своим масштабам за рамки простой полезности такого вида регулирования, то государственная власть без колебаний введет такое правило в состав юридической системы, превратив его в норму права. В качестве примера можно привести правило вежливости, требующее уступать сидячие места в залах ожидания и в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Это правило было возведено в норму права применительно к большинству видов общественного транспорта и выразилось в нумеровании мест. В этом случае отказ уступить место может повлечь за собой положение штрафа. Равным образом социальное соглашение относительно недопущения оскорблений, наносимых окружающим, было воспринято французским правом, установившим режим таких правонарушений, как публичное и непубличное оскорбления.

Как в прежние времена, так и сейчас право нередко вмешивается в вопросы, традиционно относящиеся к области социальных соглашений и связанные в различными сторонами общественной жизни. В подобных случаях право вбирает в себя те или иные принципы или модели поведения, превращая их опять-таки в юридические нормы. Ниже, при рассмотрении степени распространения права, будут приведены несколько примеров на эту тему.

ПРАВО И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ

Применительно к вопросам нравственности, следует отметить, что и здесь существует a priori четкое различие между нормами права и нормами морали. Это различие без труда объясняется тем, что право не стремится —- чего нельзя сказать о морали — к совершенствованию человеческого сознания путем постоянных поисков добра: право стремится, прежде всего, обеспечить эффективность социального механизма. Теоретически и по своей сути право нейтрально с точки зрения нравственности, оно может быть и соответствующим морали, и не зависящим от морали, и противоречащим морали.

Право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация службы по уборке улиц, регламентация охоты или рыбной ловли и пр.

Право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятием нравственности: по французскому праву, лицо, укравшее какое-либо имущество, может стать его законным собственником по истечении определенного периода непрерывного владения данным имуществом; лицо, сумевшее договориться о продаже им какого-либо имущества по цене, неестественно превышающей действительную стоимость данного имущества, вправе требовать выплаты ему этой сверхестественной цены; лицо, обеспеченное в финансовом отношении, имеющее живущих в нищете брата или сестру, не обязано оказывать им помощь и т.д. Такие юридические институты, как страховое право, право товариществ с ограниченной ответственностью, позволяют бесчисленному количеству индивидов и групп действовать непоследовательно, совершать ошибки или даже заниматься мошенничеством, оставаясь вне поля действия моральной обязанности по личному возмещению нанесенного ими ущерба.

В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, нет ничего удивительного в том, что многие понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения. Примеров тому бесчетное множество. Во французском праве это все нормы, касающиеся ответственности за доказанное правонарушение; нормы, связанные с обязанностью по оказанию помощи любому лицу, находящемуся в опасности; нормы, касающиеся обязанности по содержанию некоторых нуждающихся в этом родственников; норма, зафиксированная в статье 6 Гражданского кодекса и требующая соблюдения добрых нравов при заключении контрактов; нормы, касающиеся добросовестного установления и выполнения своих обязательств; нормы, запрещающие использование мошеннических средств в юридических отношениях и мн. др. В английском праве многие юридические институты также основаны преимущественно на нравственных концепциях, оказывавших большое воздействие на англичан в ходе всей их исторической эволюции. Значительная часть индусского права построена на учении о дхарме — системе обязанностей, в основе которой лежит поиск добра и моральная справедливость.

ПРАВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ

Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей между нормами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем, что религии в состоянии формировать общественные и иногда политические силы значительного масштаба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма.

Отсюда — наличие правовых систем, полностью отделенных от религиозных норм и даже враждебно настроенных в отношении любого религиозного влияния. Таковы, в частности, марксистские атеистические коллективистские общества, в которых одной из задач права является воспрещение любых религиозных проявлений и рассуждений.

Наряду с этим, существуют правовые системы, полностью построенные на той или иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так называемых теократических обществ, в которых принципы и правила общественного поведения одновременно имеют характер божественных установлений и юридических норм. Со времен средневековья до наших дней наиболее яркими примерами теократической организации общества являются исламские страны.

Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы, где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время религиозные правила, придавая некоторым из них качество юридических норм.

Например, правовые системы различных государств Западной Европы восприняли значительное количество норм религиозного происхождения. Это количество скромнее в странах с сильным светским фактором, таких, как Франция, Германия, и намного внушительнее в странах, где сильно влияние католической церкви — в Италии и особенно в Испании.

Даже в странах с сильным светским фактором ряд писаных норм права и судебных решений носят на себе специфический отпечаток религиозных правил. Это находит свое выражение в применении некоторых особых принципов в личных, профессиональных, дисциплинарных, бюджетных, налоговых и иных областях. Так, например, во Франции священник, преподающий в частном коллеже или состоящий при государственной больнице, подчиняется не директору коллежа или больницы, а непосредственно епископу, который в любой момент может отозвать его из учреждения; в ходе судебного процесса допускается принесение мусульманином клятвы на Коране. В Германии налогоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений — католических или протестантских, — распределяют часть своих налогов на прибыль.

В странах с более сильным религиозным влиянием религиозный фактор в праве может выступать активнее, идет ли речь об установлении особых обязанностей тех или иных индивидов или групп или о предоставлении им особых привилегий, некоторые из которых многим нашим современникам могут показаться излишними. В частности, в Испании вплоть до 1976 года священник, обвинявшийся в совершении уголовного преступления, представал перед государственным судебным органом только при наличии предварительного согласия на то местного епископа; при этом процесс проходил при закрытых дверях, и в случае осуждения обвиняемого срок заключения отбывался им не в тюрьме, а в монастыре. В той же Испании, в порядке отступления от общих принципов законодательства на основании Кодекса канонического права, до 1979 года все католические священники были освобождены от военной службы; до сих пор, во исполнение соглашений 1979 года, прохождение священниками военной службы обставлено многочисленными условиями.

ПРАВО И ПОЛИТИКА

Проблема взаимосвязей между правом и политикой до сих пор нередко игнорируется или недооценивается многими юристами. Это происходит, однако, не из-за незнания, а по причине деликатного характера этой проблемы и связанного с ним риска субъективности, вызываемого любой попыткой углубленного анализа.

Отметим, что по данному вопросу существуют две различные теории. Ряд ученых считают, что политика подчинена или должна быть подчинена праву, тогда другие авторы настаивают на обратном. Как же разобраться в этой проблеме на практике с точки зрения позитивного права?

ПОЛИТИКА, ПОДАВЛЯЮЩАЯ ПРАВО

При попытке максимально возможной объективной оценки действительности трудно спорить с утверждением, которое далеко не у всех вызывает энтузиазм: во взаимоотношениях между правом и политикой последняя, как правило, доминирует. Это наиболее простая формула, отрицая которую, сложно оставаться объективным. Но надо пойти дальше: право представляется не иначе как в качестве инструмента осуществления политики. Как отмечалось выше, начало права знаменует завершение функции правительства в широком смысле, то есть основной задачи, возложенной на руководителей политического общества. В этом качестве право непосредственно участвует в определении общественных интересов Данного конкретного общества. Таким образом, содержание права представляет собой определенный выбор, сделанный обществом, определенную ориентацию общества. Наконец, рассматриваемое в целом, право предписывает уважение некоторых ценностей, выработанных политическим обществом или установленных его руководителями.

Вследствие этого, необходимо определить положение права не только в системе общественных ценностей в их широком понимании, но и в системе чисто политических ориентации.

С одной стороны, существуют правовые системы, резко отличающиеся одни от других. Есть право свободных обществ, право авторитарных обществ и право тоталитарных обществ. Есть право аристократических обществ, право феодальных обществ, право корпоративных и право демократических обществ. Есть, далее, право реакционных государств, консервативных государств, прогрессивных государств, коллективистских государств. Есть право открытых государств и государств-тюрем. Во всех этих случаях речь идет неизменно о природе определенного юридического режима; речь идет неизменно о праве.

С другой стороны, значительная часть правовых норм в любом политическом обществе отражает и конкретизирует основные устойчивые принципы общественной организации так, как эти принципы определены или даже вменены в обязанность политическими руководителями. В то же время, некоторые крупные политические деятели открыто положили нормы права в основу различных методов политической деятельности.

В феврале 1965 года генерал де Голль заявил: " Нашими средствами являются законы, регламенты, информация, налоги, тарифы, субсидии". За большей частью этих элементов стоит право.

Право может не только выражать политику и быть средством ее осуществления, но и оказаться в полном подчинении политике, быть подавленным политикой. В авторитарных государствах право напрямую связано с политической пропагандой, являясь ее привычным средством. Оно перестает даже быть инструментом политики и используется в угоду политическим руководителям или господствующей политической силе. В соответствии с несколько опасной формулой, право становится ничем иным, как " узаконенной силой".

В демократических странах, независимо от политической ориентации того или иного правительства, право также может обесцениваться демагогическими заявлениями или эгоистичными стремлениями политических деятелей, руководителей, или господствующих политических групп. В этом случае право уже не является выражением политики в лучшем смысле слова, а становится выражением политики в худшем, будничном смысле слова. Право в такой ситуации больше не нацелено на поиск форм единства и сплочения в общественной жизни и деятельности, превращаясь в политический инструмент политиканов, иногда не имеющих сколько-нибудь существенной поддержки избирателей и стремящихся к достижению единственной цели — сохранению своих привилегий, титулов, почестей, должностей или голосов.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Нахождение частного решения НЛДУ по виду правой части.
  2. II. Право граждан па обращение и обязанность депутатов, должностных лиц и руководителей рассматривать их
  3. III.8. СОЦИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
  4. III/27. Организационно-правовые формы с/х предприятий и их организационно-экономические основы.
  5. А4. Какие правовые последствия из перечисленных наступают для лица, допустившего особо опасный рецидив?
  6. Автоматизированные информационно-справочные
  7. Авторское право и его гражданско – правовая защита.
  8. Адм-ная и уголовная отв-сть за земельные правонарушения
  9. Административно - правовые гарантии прав и свобод граждан
  10. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  11. Административно-правовое регулирование в сфере культуры, связи и массовой коммуникации.
  12. Административно-правовое регулирование в сфере экономики.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь