Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КЛАССИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Классические культуры Востока и Запада при всей их специфике имеют между собой и нечто общее – этим общим является то, что все они представляют собой системы воспитания совершенного человека. Их создатели были убеждены, что стремление к совершенству заложено в самой природе человеа, который является микрокосмосом –аналогом большого мирового космоса, который для людей классической эпохи был символом совершенства. I ДРЕВНИЙ КИТАЙ – КУЛЬТУРА ДАО
Когда небо и земля рождают совершенного человека, он приводит в порядок все, что находится между небом и землей, совершенный человек правильно понимает свое отношение к небу и земле, он является повелителем вещей, отцом и матерью народа. Когда нет совершенного человека, все, что находится между небом и землей, не упорядочено, ритуал и долг не систематизированы, наверху не существует ни правителя ни наставника, внизу не существует ни отца ни сына, - вот что называется крайней степенью беспорядка Сюнь цзы I. ЭПОХА НЕОЛИТА И БРОНЗЫ (5000-3000 лет до н.э.) Раннеземледельческие культуры – центры
Яншао. Ранний неолит (4800-3600 гг. до н.э.) Культура расписной керамики. Поселения, окруженные рвом, разведение риса, проса, сельскохозяйственных животных, посуды со сложными геометрическими узорами и стилизованными изображениями рыб, птиц, масок, символизировавших духов предков. Луншань. Поздний неолит (2500-1700 гг. до н.э.) Культура черной тонкостенной керамики. Широкое распространение обработки нефрита – камня, которому приписывались магические свойства. В этот период искусство расписной керамики переживает свой «золотой век», т.н. « культура мацзацо». Появляются первые деревянные постройки – начало китайской архитектуры. Эрлитоу Эпоха бронзы (1600-1200 гг. до н. э) Саньсиндуй В Эрлитоу древнейшие изделия из бронзы (1600 г. до н.э.). Это время появления первых поселений городского типа. Широкое распространение изделий из бронзы, символизировавших царскую власть и ценившихся выше золота (ритуальные сосуды, детали колесниц, украшения. В Саньсиндуе, находящемся от Эрлитоу на расстоянии 1000 км, были обнаружены более полусотни огромных масок стилизованных человеческих голов) и громадная (2, 6 м) человеческая статуя из бронзы, датируемые 1200 г. до н.э., по-видимому также связанных с поклонением культу предков.
II . ЭПОХА ТРЕХ ДРЕВНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ КИТАЯ Исторически, эпоха трех династий: СЯ, ШАН-ИНЬ и ЧЖОУ, совпадает с формированием и укреплением земледелия как ведущей технологической и экономической основы жизни китайского этноса, с возникновением и ростом количества городов, созданием монументальных строений (дворцов, крепостных укреплений, культовых сооружений и захоронений), расцветом ремесел (литья бронзы, производства шелка, лакового покрытия для изделий из дерева, изделий из нефрита), изобретением письменности. В религии это время формирования единого культа Неба и связанной с ним единой формы ритуала. В области знания – с возникновением многочисленных философских школ. В области творчества – с расцветом прикладного искусства, музыки, живописи (на шелке). Все эти достижения создали условия для формирования китайской культурной парадигмы и создания на ее основе великой культуры Древнего Китая. В этот период произошло объединение чрезвычайно многоликого по своему этническому составу населения Поднебесной в единое целое, которому были присущи общая духовная настроенность, относительная целостность мыслей и верований, общность представлений о мироздании и месте в нем человека, т.е. всего того, что принято обозначать термином ментальность и что придает неповторимость и своеобразие культурной традиции того или иного этноса. Разумеется, вклад каждой из трех названных «династий» в создание культурной классики Китая был различен. О династии Ся (2000-1600 гг. до н.э.) до настоящего времени существует больше легенд и мифов, чем достоверных археологических свидетельств. Ее Основателем, согласно традиции, был легендарный правитель «ЮйВеликий»[14], по преданию он усмирил потоп, устроив дамбы и укротив реки, обучил людей поливному земледелию, применению удобрений и плавки металла. О династии Шан-Инь ( 1700-1050 гг. до н.э.) сведений сохранилось больше. Ее основателем был, согласно традиции, Чэн Тан. Основные археологические свидетельства об этой эпохе связаны с изучением многочисленных гадательных костей и бронзовых сосудов, на которых сохранились надписи на языке, являющемся предшественником современного китайского языка. Раскопки в последней столице Династии Шан – городе Аньяне, которые продолжаются до настоящего времени, дали богатый материал. Он свидетельствует о том, что это было время повсеместного распространения продуктивных форм рисоводства и проса. Эпоха Шан– время расцвета китайского бронзового века. Шанцы обладали высокой культурой обработки бронзы задолго, почти за тысячу лет, до бронзовой культуры в Греции. Бронза использовалась при создании ритуальных сосудов, оружия, боевых колесниц. Только в одном из богатых захоронений было обнаружено до 200 разнообразных и богато орнаментированных бронзовых сосудов различного назначения. Изготовлялись из бронзы и предметы пластики (статуэтки, головы). В Шанский период в Китае появляются первые поселения городского типа. Город Эрлиган (провинция Хэбей) стал древней столицей Шанского царства, которую вскоре сменил Эрлитоу. Последней столицей Шан-Инь был (с 1300 по 1050 гг. до н.э.) город Аньян, который принято считать колыбелью китайской цивилизации. Во время раскопок этого города были обнаружены крупные сооружения дворца или храма, в которых просматриваются черты «закрытого города», доступного только правителю и жрецам. Он был отгорожен земляным валом от других построек ремесленного, торгового, жилого характера. Исследователи усматривают в такой планировке городской застройки начало традиции, которая сохранится затем в градостроительстве Китая на многие века. Эпоха Шан-Инь, время изобретения китайской письменности, которая, как свидетельствуют поздние источники, проделала путь от древнейшего «узелкового письма» и пиктограмм к иероглифической форме письма.[15] Гибель эпохи Шан-Инь овеяна легендами. Одна из них гласит, что последний 29 правитель Ди Синь был лишен «мандата неба» за порочный образ жизни. В 1045 г. до н. э. он потерпел жестокое поражение от династии Чжоу и был свергнут. С этого момента, как утверждает сложившаяся в Древнем Китае историографическая традиция, уходит в прошлое Эпоха Шан – «время охотников», и ее сменяет эпоха Чжоу – «время земледельцев». Одновременно завершается и переход Китая от эпохи родового строя к цивилизованным формам социальной жизни[16]. История династии Чжоу (1050-221 гг. до н. э.)[17]восходит к XIII в. до н.э., тогда это было всего лишь племя, обитавшее на северо-западе Китая. Утверждение Чжоу в качестве ведущей державы Поднебесной произошло в 1050 г. до н.э. после завоевания бывших земель Шан, находившихся на территории нынешней провинции Шэнси. Правитель Чжоу Вэнь ван, получивший имя «просвещенный», был признан «образцом» добродетели и мудрости, а его сын и преемник У ван («воинственный») подчинил себе Китай и стал основателем династии Чжоу. Просуществовавшая восемь веков чжоуская держава пережила за время своего существования две эпохи. Западная Чжоу (1050-771 гг. до н.э.). В этот, ранний, период большая часть территории Чжоу находилась в провинции Шэнси. Столицей Западного Чжоу стал г. Сиань. Это было время окончательного утверждения в качестве приоритетной технологии земледелия, пришедшего на смену господствовавшим в экономике эпохи Шан охотничьим хозяйствам. Одновременно произошло и утверждение связанного с земледелием единого культа неба (Тянь). Распространение культа неба и связанного с ним ритуала стимулировало процесс рационализации традиционной мифологии, в которой все более отчетливо обнаруживались натурфилософские мотивы и стремление к отождествлению ее персонажей с образами исторической памяти. Примером здесь может послужить эволюция текста древней «Книги Перемен». Первоначально она использовалась в качестве гадательной книги, что указывает на ее связь с древнейшей традицией, уходящей своими корнями в эпоху первых династий. В Чжоуский период в текст книги вносятся дополнения, в результате которых осуществляется замена в тексте книги гадания на суждение, благодаря чему он обретает новый философский смысл. В 771 году столица Чжоу была перенесена на Восток в город Хэнань. С этого момента начинается второй период развития Чжоу, получивший название – восточная. Восточная Чжоу (771-221 гг. до н. э.) делится, в свою очередь, на два подпериода: «Весны иОсени» («Чжун цзю» 770-475 гг. до н. э.) и «Сражающихся царств»(«Чжань го» 475-221 гг. до н. э.). В VII-VI вв. единое государство Чжоу распалось на 150 удельных княжеств. Пять среди них играли ведущую роль и обозначались как «пять гегемонов» царства – Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ. Они вели между собой постоянные войны, в результате которых состояние стабильности, сохранявшееся в Поднебесной с XI по V вв. до н. э., сменилось хаосом. Несмотря на царившую в Поднебесной в периоды «Раздельных княжеств» и «Сражающихся царств» нестабильностьпродолжало развиваться земледелие, что стимулировало использование в нем орудий из железа, пришедших на смену мотыге и бронзовому плугу. Интенсивный характер земледелия и культурная жизнь в значительной степени были связаны с распространением новых форм иероглифической письменности. Усилилась тяга к знанию и образованности, чему способствовало повсеместное распространение общеобразовательных школ, которые существовали и совершенствовались на протяжении всего времени существования «трех династий»[18]. Изменилась форма написания иероглифов, усложнился словарный запас языка. В VIII в. был составлен список иероглифов и кодифицирована графика письма, определявшая нормативные начертания знаков, т.н. «великая печать»[19]. В Чжоусский период обучение Люи[20] «шести искусствам» (ритуалу, музыке, письме, счету, стрельбе из лука и управлению боевой колесницей) было обязательным для представителей высшего аристократического сословия, к которому относились все без исключения государственные служащие и воины, служители культа. Школы, как правило, создавались правителями княжеств. Об одной из таких школ, созданной правителем княжества Лу, повествует один из гимнов «Книги песен»: Светлого, светлого разума луский наш князь! Может сиять нам достоинством светлым своим: Ныне устроил для школы и пруд и дворец[21]…
В V-III вв. до н.э. появляются многочисленные философские школы, представители которых ведут между собой активный диалог. Не случайно эта эпоха получила название «Времени 100 школ». Двум из них, «жу цзя» («школе ученых»), основанной Конфуцием, и «дао-дэ цзя» («школе Пути и благой силы»), основателем которой считается Лао цзы, было суждено стать двумя главными течениями философской мысли Китая. Это произойдет позднее, когда в результате деятельности различных школ, образованных последователями конфуцианской и даоской доктрины, будет осуществлено их всестороннее философское обоснование и созданы своды канонических текстов, в которых многовековая философская традиция древнего Китая будет переосмыслена с позиции идейных установок и принципов этих доктрин. Одновременно возникает и идейная оппозиция этим философским школам, претендующим на роль главных духовных наставников Поднебесной. В центре внимания диалога, который вели между собой конфуцианцы, даосы и представители противостоящих этим течениям философских школ, были размышления о природе человека и системе государственного управления; об отношении «верхов» и «низов»; правителя и подданных; проблемы политики, этики, воспитания и образования. В начале IV в. до н.э. в царстве Ци был основан «Цзися сюэгун» («Дворец наук у западных ворот»), т.н. «Академия Цзися», просуществовавшая 100 лет. Учеными «Академии» были написаны 514 трактатов под общим названием «Гуан-цзы», в них были собраны суждения различных философов (конфуцианцев, даосов, натурфилософов школы «инь-ян») по проблемам философии, экономики, социальным, политическим, экономическим проблемам. В IV-III вв. выдающийся философ Сюнь цзы, которого называют «китайским Аристотелем», создал совместно со своими учениками сочинение, включавшее 32 главы, в которых предпринял попытку обобщить и критически переосмыслить все достижения китайской философской мысли от ее зарождения. В шестой главе, под названием: «Против двенадцати мыслителей», он подвергает критическому обзору учения представителей различных философских школ (даосов, конфуцианцев, легистов, «школы имен», моистов). В VI-V вв. до н.э. путем захвата соседних царств возникли два крупных государства: одно – Цзинь, в нынешней провинции Шаньси со столицей в г. Хоум; другое – Чу, самое крупное из царств, на юге страны со столицей в районе нынешнего Хубея. Каждое из них стало и крупным культурным центром. В Цзинь была чрезвычайно развита культура бронзовой металлургии. В ее столице в результате раскопок была обнаружена огромная литейная мастерская с десятками тысяч фрагментов форм для выплавки изделий различного назначения и стилей. Широко были распространены ремесленные изделия из нефрита, серебра, золота, применявшиеся в качестве украшений оружия и ритуальных предметов. Использовалась в подобных изделиях и техника инкрустации. В царстве Чу наряду с изделиями из бронзы существовали ремесла по производству музыкальных инструментов (один из найденных наборов таких инструментов включал 124 разных инструмента: колокола, каменные пластины, барабаны, лютни, флейты, кифары и др. В многочисленных погребениях сохранились великолепные художественные изделия из металла, создававшиеся по восковым моделям. Особенностью этой культуры было использование изделий из лакированного дерева, украшенных великолепными орнаментами. Подлинный расцвет переживало здесь производство шелка и искусство росписи по шелку. В 546 г. до н.э. гегемоны договорились о прекращении военных действий, в результате чего образовались крупные княжества, в которых ведущая роль принадлежала династиям Цинь и Хань. Возникшее между ними соперничестпревратилась, в конце концов, в борьбу за единую империю. III. КУЛЬТУРА КИТАЯ В ПЕРИОД ДРЕВНИХ ИМПЕРИЙ
Завершение классического периода истории Древнего Китая связано с историей двух царств Цинь и Хань и формированием в Китае централизованного государства. В этих социальных условиях и особенно в период становления китайской империи «многоголосие» философских школ и связанное с ним развитие литературы, образования, интереса к духовно-нравственным проблемам, хотя и сохраняется в некоторые периоды, в конце концов отходят на второй план, уступая место интересам, связанным с военно-политическими, административными, идеологическими проблемами зарождавшейся имперской власти. Предпринимаются попытки использовать те или иные философские концепции в качестве официальной идеологи. Империя Цинь – III в. до н.э. (221-206 гг. до н.э.). В Царстве Циньдо правления Ши Хуанди, объявившего себя «первым императором», существовала носившая централизованный характер власть законников – легистов. Легисты противопоставили учению Конфуция о «человечности» и «культурности» идею «всевластия закона» как единственного средства преодоления царившей в Поднебесной смуты. В условиях зарождения в Китае императорской власти это кредо легистов оказалось достаточно актуально и востребовано[22]. В 221 г. в результате непрерывных войн Ши Хуанди объединил разрозненные царства Китая в единую империю, а себе присвоил титул «Великого императора», который ранее имели только «небесные» правители (5 мифических императоров-властителей стран света и центра). С правления Ши Хуанди начинается имперский период Китая (он закончится только в XX веке с созданием КНДР). С целью укрепления централизованной власти Ши Хуанди провел целый ряд радикальных реформ. Вся империя была разделена на округа, управлявшиеся чиновниками, назначенными верховным правителем. Была упрощена и унифицирована система письменности (т.н. «малая печать»), введена единая система мер и весов, единая денежная единица, укреплена и лучше организована армия, для ее быстрого передвижения была построена сеть дорог. С целью защиты северных границ было начато строительство Великой Китайской стены, других монументальных сооружений: дворцов, крепостей, дорог. Постоянные войны привели к созданию огромной армии, которая по своей численности в несколько раз превосходила армию римлян времен империи. Совершенствование института власти при Ши Хуанди сопровождалось буквально погромами в области культуры. По приказу императора были сожжены все книги философского содержания. Запрещена деятельность философских школ. Особенно жестоким репрессиям были подвергнуты конфуцианцы. Ученые и философы уничтожались, их убивали, закапывали живыми в землю. Сохранились сведения о том, что более 500 философов были закованы в кандалы и отправлены на строительство Великой китайской стены, где и погибли. В этот период создаются грандиозные архитектурные комплексы, строительство которых поражает богатством декора. Примером может служить открытая в конце XХ века гробница Императора Цинь Ши Хуанди, в которой в миниатюре была воссоздана вся Поднебесная, которую охраняла 6-тысячная армия воинов в полном вооружении, воссозданных из терракоты в натуральную величину и в полном боевом вооружении и выстроенных в соответствии с правилами военного регламента. Поражает своей индивидуальной неповторимостью облик каждого из этих сотен воинов императора. После смерти в 210 году до н.э. Ши Хуанди в империи воцаряется хаос. В 209 до н.э. в бывшем царстве Чу происходит восстание против власти Цинь. Войска правителя Цинь терпят поражение в битве с восставшими. К власти приходит новая династия Хань с центром в городе Лоян (провинция Хэнань). Империя Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), просуществовавшая 400 лет, представляла собой бюрократическую деспотию с сильной централизованной властью, обладавшей изощренной государственной машиной. Доминирующую роль в империи играло чиновничество, насчитывавшее 130 тыс. человек[23]. Официальной идеологией Хань вначале являлось учение «законников» («легистов»). Важную роль в укреплении централизованной власти сыграла отмена запрета конфуцианства, а затем и провозглашение его в период правления т.н. «младшей династии» Хань императором У ди (140-87 гг. до н.э.) официальной идеологией. При этом был отменен запрет и на деятельность других философских школ, что вело к восстановлению традиций «золотого века» китайской философии. Вместе с тем, весь интеллектуальный опыт этой традиции был поставлен на службу обучению и совершенствованию административного аппарата империи. Главным требованием к чиновникам было знание не только грамоты, счета, правил управления и законов, но и конфуцианской доктрины, в которой идея «единства» правителя и его подданных, их «искренней» преданности государю являлась центральной. Для образования чиновников создаются особые учебные заведения - «академии», в которых запрещалось преподавание философских концепций, критически настроенных по отношению к конфуцианской доктрине. История империи Хань делится на два династических периода: «Западную Хань» (время господства «старшей» династии) и «Восточную Хань» (время правления «младшей» династии). Укрепление централизованной власти в каждый из этих периодов сопровождалось сменой времен стабильности и упадка. Времена стабильности сопровождались подъемом земледелия, развитием торговли, высоким уровнем ремесленного производства, стремлением восстановить культурную традицию. Развитие знаний, философской мысли, технические изобретения, расцвет литературы, поэзии и искусства, создание библиотек и многочисленных учебных заведений, - характерные черты ханьской эпохи в такие периоды стабильности. Напротив, для периодов упадка была типична полная или частичная утрата культурных достижений. Западная Хань (206 вв. до н.э.- 9 г. н.э.) Ее ранний период отличался экономической и политической стабильностью и значительными культурными достижениями. В это время в результате успешных войн императора У-ди с кочевниками и освоением западных районов получает развитие торговля на Великом шелковом пути. Через посредников налаживаются торговые контакты между Римом и Чанъянем – столицей Западной Хань. Развитие торговли способствовало процветанию городов, расцвету ремесел. Столица империи поражала современников своим великолепием. Недавние археологические раскопки обнаружили богатейшие погребения, в которых содержались великолепные произведения прикладного искусства, поражающие своим мастерством. Это время и интенсивной духовной жизни, когда идет активный процесс восстановления культурной традиции, в значительной мере утраченной в период правления Ши Хуанди. В этот период работал выдающийся историк Древнего Китая -«китайский Геродот» Сыма Цзянь (145-86 гг. до н. э), создатель первой всеобщей истории Китая «Ши цзы». В заключительной 19-й главе этого обширного сочинения он цитирует «Сици чжуань» - самый авторитетный комментарий к «Книге перемен»: «Поднебесная стремится к единой цели, но для достижения ее существуют сотни планов, все они стремятся к одному и тому же, но ведут к этому разные пути» и, опираясь на этот текст, перечисляет шесть главных философских школ. Называет школы: «темного и светлого начала», конфуцианцев, моистов, номиналистов, законников и даосов. Здесь же он дает характеристику «важнейших черт» каждой из них и описывает состав конфуцианского канона[24]. В 136 г. до н.э. У-ди основывает высшую школу «Тай сюэ» и учреждает в нем экзамен по канону «Пятикнижья» и государственную должность «Доктора «Пятикнижья». В эпоху Хань, когда ведущую роль в жизни Поднебесной играло чиновничество, происходит своеобразная «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью поставить развитие философской мысли на службу делу «окультуривания» чиновничьего аппарата китайской империи. Первоначально в качестве официальной идеологии выступает легизм. Рубеж I в. до. н. э. и I в. н. э. отмечен кризисными явлениями. В это время происходит смена династий. Новые властители Хань переносят столицу на Восток в Лоян (Хэнань), наступает новый династический период. Восточная Хань (25-220 гг. н.э.). Начало этого периода было отмечено восстановлением экономической и политической стабильности, возрождением былого могущества империи. Восстанавливаются разрушенные ирригационные системы, что привело к росту сельскохозяйственного производства. Успехи в борьбе с кочевниками привели к оживлению внешней торговли. В 166 году в столицу империи прибывает посольство из Рима. Оживленная торговля Китая изделиями из шелка, керамики, железа и лака, позднее бумаги (она была изобретена в Китае в I в.) ведется по Великому шелковому пути со Средней Азией и Римом[25]. Состояние стабильности в это время предопределило новый культурный подъем. Изобретение туши и бумаги и их широкое использование способствовало распространению образованности. В этот период продолжалось и совершенствование письменности. Появляются первые трактаты, посвященные теории письменности, толковые словари. На рубеже нашей эры был составлен древнейший словарь иероглифов «Эр я». К концу династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, сохранившуюся в почти неизменном виде до наших дней. Императоры «младшей династии» покровительствовали развитию философии, поэзии и литературы, знанию и изобретательству. В I в. н.э. китайский астроном Чжан Хэн на основе постоянных наблюдений создал первый в мире небесный глобус, изобрел сейсмограф. Высокого уровня достигла медицина. В этом веке был составлен первый каталог медицинских книг, включающий 36 трактатов[26]. Продолжилась и систематизация философской мысли, что находит выражение в создании первой системы китайских канонических книг «Ли и» (шести искусств). В империи Хань процесс централизации власти достиг своего апогея, что наложило свой отпечаток и на культурный процесс. Происходит своеобразная идеологизация и «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью использовать ее достижения для укрепления власти и подготовки образованных чиновников, воспитанных в духе верности власти имперских правителей. Поздний период империи Хань отмечен чертами нарастающего кризиса и упадка. Во II в. (184 г. н.э.) происходит грандиозное восстание зависимых земледельцев и рабов под руководством основателя одной из даоских мистических сект Чжан Лин, жестоко подавленное только спустя 11 лет (в 205 г.). Оно ввергло страну в состояние полного хаоса. В результате бесконечных междоусобиц в 220 г. пала династия Хань, а затем империя распалась на три самостоятельных царства. В 311 г. конница кочевников захватила и разграбила столицу циньской династии г. Лоян. Этот эпизод стал символом конца Древнего Китая. Историки сравнивают эту постигшую Китай катастрофу с гибелью Римской империи.
ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ Мифология и культурная традиция Древнего Китая Оформление китайской мифологии – XII в. до н.э. Особенности: 1. Доминирующая роль в китайской теогонии идеи отождествления мифологических образов и персонажей с образами исторической памяти образов. 2. В космологии использование в качестве обозначения исходных элементов космической организации (частиц ИНЬ и ЯН) графических символов. 3. Использование в качестве универсального символа (образа единого) – ДАО («прародителя множества вещей» и «перемен»). Теогония Древнейшая триада богов (Божества стихий): Шу – бог южного моря, Ху – бог северного моря, Хун-Тунь – серединный бог. Духи: повелители ветра, дождя, гор. Мировой дух – Цзюйлин. Первоначала (то инь, то ян – это и есть ДАО) – биочастицы, творяшее начало. Первопредки: Пань гу. Прародители: Нью Ва. Первоправители: Фу Си. ПАНТЕОН богов: Шан-ди: гл. бог – сила неба, Ян-ди – бог солнца. КУЛЬТЫ – Главный культ Тянь (Неба) Культ 5 небесных императоров: 1. Хуанди – главный среди богов, владыка центра, желтый император, покровитель племени мяо. 2. Фу Си – повелитель востока, первый властитель людей, получивший мандат на правление от самого Неба, синий император. 3. Ян-ди – повелитель Юга, бог солнца, красный император. 4. Шао-хао –владыка Запада, белый император. 5. Чжан-сюй – владыка Севера, черный император.
Космогония и космология Частицы – инь и ян (то инь, то ян – это и есть ДАО) Перемены - И Три варианта китайского мифа творения 1. Даоский. Из мирового хаоса (Хуньтунь) самопроизвольно рождаются две мировых частицы (инь и ян), в результате взаимодействия которых происходит все сущее. 2. Мировой дух Дзюйлин, появившийся одновременно с первоначальной субстанцией (юньцзы), силой своей энергии выделяет первоначальные частицы – инь и ян. Одновременно он является «матерью» пяти начал (стихий – грома, ветра, огня, воды, горы), а также гор и долин, больших и малых рек. 3.Происхождение мироздания из космического яйца. Из него родился великий первопредок Паньгу, из членов его тела произошло все сущее. Культурологический миф Происхождение людей и создание первой модели космоса «БА ГУА» 1. НЬЮ-ВА. Миф о сотворении людей. Наиболее почитаемыми из древних богов были прародительница людей Нью-ва и ее брат и супруг, первый данный Небом правитель людей Фу-си. В развитой мифологии они предстают в качестве обожествленных первопредков и культурных героев. Иконография представляет их в виде мужчины и женщины, соединенных друг с другом змеевидными хвостами, что свидетельствует об их древнейшем, архаическом происхождении. Мать-прародительница Нью-ва выступает не только как создательница людей, но и как охранительница космического миропорядка. Когда в результате столкновения духов огня и вод гора, подпиравшая небо, обрушилась, земля изменила свою первоначальную форму, и миру стало угрожать великое бедствие. Нью-ва не только наказала зачинщиков раздора, но и, убив огромную черепаху, отрубила ее огромные ноги и подперла ими грозившее обрушится небо и тем спасла мир от разрушения и гибели. Нью-ва почиталась как прародительница людей. Согласно одному из мифов она создала людей, вылепив их фигурки из глины и вдохнув в них жизнь. Затем создала семью, чтобы люди смогли сами продолжать свой род и обязала родителей воспитывать детей. В качестве символа появления людей на свет она изобрела музыку. Все это способствовало сохранению и умножению человеческого рода. Вместе с тем Нью-ва не выставляла напоказ свои заслуги перед людьми, не возвышала свой голос, но таила и таит в себе путь совершенных людей, соответствующий естественному закону неба и земли[27]. Не менее значителен и образ Фу-си.Он восходит к мифу о древнем первопредке Пань-гу (Пан-ване), с которым были связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека и с которым Фу-си иногда отождествляется. Являясь первым властителем людей, Фу-си совершил, согласно мифологической традиции, множество культурных деяний. Он научил людей добывать огонь и варить на нем пищу. Он обучил их охотиться и ловить рыбу. Ему приписывается изобретение иероглифической письменности, которое пришло на смену архаическому узелковому письму. Важнейшим из культурных деяний Фу-си было начертание 8 триграмм («ба-гуа»), представляющих собой графическую модель – «чертеж» вселенной. Система триграмм представляет собой 8 комбинаций трех различных сочетаний двух линий – прерывистой, символизирующей женское начало (инь), и непрерывной – мужское начало (ян). В свою очередь каждая триграмма символизировала одну из стихий (небо, землю, огонь, ветер, воду, гром, гору, водоем); одного из членов родового коллектива (отца, мать, старших и младших сыновей и дочерей); одно из географических направлений (юг, север, восток, запад, юго-восток, юго-запад, северо-восток, юго-восток). «Чертеж» ( Ди-ли ), созданный Фу-си с помощью образов ( сян ) иузоров ( вэнь ) из размещенных по кругу 8 символов ( ба-гуа ) явился не чем иным, как первой в истории Древнего Китая попыткой представить мироздание как целое в неразрывном единстве дао неба, дао земли и дао человека. В системе триграмм были объединены созданные на мифологической основе в процессе эволюции родовой жизни модели мироздания (предметной, духовной, идеальной). В триграммах они были объединены в результате ориентации в географическом пространстве и путем приведения каждой из них в соответствие с одной из стихий.
Цинь небо отец дуй юг сюнь водоем ветер младшая дочь старшая дочь восток запад
Ли кань огонь вода средняя дочь средний сын восток запад
Чень гень гром гора старший сын младший сын северо-восток юго-восток север мать земля Кунь
Система триграмм по Фу-си (Ди-ли – чертеж мироздания )
Тем самым была выражена вся полнота свойств мироздания ( дэ )[28]. Фу-си, согласно традиции, был не только создателем системы триграмм, но и письмен («ло»). Согласно мифологической традиции, созерцая узоры неба и сравнивая их с линиями земли (в качестве примера « линий земли» в мифе выступают узоры на панцире черепахи и коже змеи), он начертал первые простейшие письмена[29]. С помощью «чертежа» (Ди ли) и «письмён» (ло) Фу-си смог передать людям знание о мире как о едином целом и выступил соответственно этому в роли культурного героя, давшего людям возможность представить мироздание как единое целое. Вместе с тем в системе «Ба-гуа» подобное представление о мире выражено не в форме отчетливо очерченных понятий, а в образно-поэтических формах, имеющих своим истоком древний космогонический миф:
Восемь триграмм друг на друге качаются, Возбуждаются они громовыми раскатами, Солнце и Луна по кругу движутся, то холод, то жар. Дао Цинь (Неба) вершит мужское. Дао Кунь (Земли) вершит женское Цинь (Небо) знает великое начало, Кунь (Земля) творит и завершает вещи, Цянь (небо) посредством перемен знает (великое начало), Увлажняются они разносимым ветром дождем[30]. Согласно традиции, деяния совершенномудрых не ограничились созданием триграмм, которые позволили выработать представление о мироздании как о «трехуровневой системе», в которой Небо, Земля и Человек предстают как единое и нерасторжимое целое, являя собой своего рода «слепок» мироздания. В полном соответствии с исходным для китайской космогонии принципом перемен они разработали, путем удвоения триграмм, систему символов «гуа-мин» - 64 гексаграммы, которые была призваны дать представление о мире не только в качестве великого объективного «первоединства» (тай-ди), но и как совокупности бесконечно-разнообразных превращений и метаморфоз, возникающих в процессе взаимодействия космических, природных и духовных сил, пронизывающих всю систему мироздания. Постижение этого потока перемен было невозможно путем пассивного созерцания, но требовало от человека активного духовного творчества - перехода от созерцания к размышлению, когда человек, оперируя имеющимися символами триграмм, использует их не только для обозначения стихий мироздания, а и с целью осмысления происходящих в мироздании творческих, созидательных процессов, в которых он стремится принимать участие не только в качестве объекта, но и субъекта. По существу, создание системы гексаграмм (гуа-мин) символизировало начало выхода человека за пределы чисто мифологического сознания в сферу философского дискурса (размышления). «КНИГА ПЕРЕМЕН» ИКОММЕНТАРИИ К НЕЙ 1. Идея «изменчивости» как принцип создания идеальной модели космоса 2. Основное содержание «И цзын» а. названия 64 гексаграмми ( Лю ши гуа ), б. мантические формулы, в. афоризмы при гексаграммах, афоризмы при отдельных чертах. Важнейший принцип, который объединяет в единое целое все три названных уровня текста «Книги перемен», состоит в том, что 8 триграмм, символизирующие три космические потенции (небо, человека, земли), неразрывно связаны в нем с созданием 64 гексаграмм, которые образуются из сочетаний двух триграмм и имеют отношение к характеристике непрерывно изменяющихся образов и смене временных циклов. При этом «каждая гексаграмма представляет собой символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Что касается афоризмов, «…то каждый афоризм при гексаграмме представляет собой краткую характеристику этой ситуации в основном и целом», а каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии дан Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы