Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
хронология эгейской, элладской, эллинской, эллинистической, античной культуры и культуры Византии
[1] Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт.Т. 1. М., 1972, с. 178-179. [2] Мы воспользовались здесь идеей С.С. Аверинцева, данной им при характеристике античной парадигмы культуры: «Греки не только создали свою культуру – конкретную, исторически неповторимую со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями; одновременно в двуедином творческом процессе они создали парадигму культуры вообще. Парадигма эта, отрешившись от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком – в Риме, осталась значимой и для Средневековья, и для Ренессанса и далее, вплоть до эпохи индустриальной революции»// См. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 145. [3] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460. [4] Флоренский П.А. Соч. в 4 тт. Т. 3\2. С. 22. [5] Определение человека как «совершенного деяния» содержится в древнем ведическом тексте «Айтарейе араньяке» II (1.3, 3, 3). [6] Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии М., 1996. С. 16. [7] О ней говорится в древнейшей эпической поэме «О все видавшем» («Поэма о Гильгамеше»). Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. Проблема различия «зрения» и «видения» является центральной в знаменитой индийской «Йога-сутре». В текстах Древнего Китая способность «видения» характеризуется как путь к познанию «истинной реальности» и источник «всех искусств». В Древней Греции важнейшей из способностей, которой наделяет людей Прометей, является именно «способность видения». Особое место занимает проблема видения в учении Платона. Благодаря этой способности философ способен осуществить «перелет» из мира вещей в мир идей, являющийся, по его мнению, «истинной реальностью». [8] «Культурность» - качество, определяющее способность человека «возвысится над самим собой». В культурах Индии, Греции и Китая оно не дано обычному человеку от рождения, а является результатом определенной системы воспитания (санкхья-йога, пайдейя, вэнь-жень). [9] См. Флоренский П.А. Термин. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 3 (1), X-XI. [10] Это связано с тем, что человеческое зрение, которое греки считали «источником величайшей пользы» (Платон), воспринимает мир в трех измерениях, т.е. «скульптурно». В диалоге «Тимей» Платон говорит, что из «орудий промыслительной способности души» важнейшими являются глаза, ибо они «несут с собой свет», что только благодаря зрению становятся видимыми результаты деятельности рассудка и ума – способностей, которыми обладает невидимая душа. Благодаря зрению они «сопрягаются» с видимыми телами: огнем, водой, землей и воздухом. Способность видения – признак мудрости, т.к. дает возможность представить все существующее и мыслимое в их единстве («как одно»). Поэтому «зрение для нас – источник величайшей пользы» («Тимей» 46 d-e, 47a). [11]Характеризуя решение этой задачи Платоном, А.Ф Лосев пишет: «…вся эта детальнейшим образом разработанная космология является только идеальным образцом для теории идеального человека и идеального общества» (Платон. Соб соч. в трех томах. Т. 3 (1). М., 1971, с. 659). В равной степени такая же характеристика подобных текстов классической Индии и классического Китая является вполне правомерной. [12] Следует различать тот смысл, который вкладывали в этот термин «откровение» люди Древнего мира и человек Средневековья. Для древних этот термин обозначал особое знание. Оно дано только мудрецам, которые обладают способностью «видения», позволяющей им представить истину в ее незамутненном виде. Обычные же люди могут получить это знание только как авторитетное свидетельство об истине, полученное непосредственно от мудрых и зафиксированное в «священных книгах». [13] Конрад Н. И. История всемирной литературы. (макет) М., 1967, с.145-148. [14] Согласно преданию, он получил власть из рук мудрого и добродетельного правителя Шуня (XXIII в. до н. э.), которому ранее вручил ее мифический герой древности Яо, правивший Китаем в течение ста лет. [15] Первые надписи на черепаховых панцирях, бронзе и камне появились в Китае в XIV-XI вв. до н.э., иероглифические надписи в XII-III вв. до н.э. [16] Начало разложения родового строя в Китае относится к ХII в. до н.э. [17] Чжоу было владением династии Чжоу (XI-III вв. до н. э.), имея титул «Сыновей Неба», они одновременно считались правителями всей Поднебесной. [18] В эпоху династии Сясуществовали школы сяо, в эпоху Шаншколы сюи, в эпоху Чжоу школы сян. В них помимо общеобразовательных предметов, предполагавших изучение письма, счета, ритуала включалось и обучение «военным искусствам»: стрельбе из лука и управлению боевой колесницей, а также и воспитанию нравственных качеств. Так, в период Чжоу школы были обязаны содержать пожилых людей. [19] Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 383. [20] Термин «Лю и» (6 искусств) позднее стал употребляться и для обозначения 6 канонических текстов конфуцианского канона, т.н. «Шестикнижья». [21] «Шицзин». Посещение школы. IV, IV, 3. [22] Более подробно идейная борьба конфуцианцев и легистов будет рассмотрена при анализе конфуцианской доктрины. [23]Административная система в империях Цинь и Хань на высшем уровне включала: 1. «Великий воевода» (тан вэй). 2. «Советник» (чэн сян). Под его началом находились 9 министров двора («дзюнцзин») и 13 ведомств. [24] Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт. Т. 1. С. 147-149. [25] История Древнего мира. Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1998. С. 668. [26] Там же, с. 686-689. [27] Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965. Гл. 2. Мифы о Нью-ва и Фу-си. [28]Традиция, связанная с созданием «графического чертежа» вселенной, восходит к древнейшим временам. В 13 главе даоского текста «Чжуан цзы» сохранилось упоминание о древнем архаическом мифе: «Когда появились из [реки] Ло девять [начертаний], порядок установился совершенный, свойства обрели полноту. Предки, как зеркальное отражение, освещали все внизу на земле. Все в Поднебесной их поддерживали. Они-то и назывались высшими предками». (Цит. по: Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб., 1994. С.212.) [29] Понятие узор – «узорочье» («вэнь») было в Древнем Китае символическим обозначением имени «культура» («культурность). В китайской традиции представление о культуре было неразрывно связано с письменным словом. Его изобретение приписывалось некоему Цан Це, помощнику мифического основателя китайской цивилизации, одному из 5 мифических императоров Хуан-Ди. [30] Шогуа чжуань. Чжан 1. [31] Щуцкий Ю. в книге «Китайская классическая «Книга перемен» приводит таблицу связи в «ба-гуа» черт, символов и свойств. С. 14.
[32] В комментариях к «Книге перемен» эта теория найдет свое законченное выражение в учении о единстве дао и дэ. [33] Из комментария к «Книге перемен» «Шогуа Чжуань». [34] Два типа черт (сяо) делятся на: 1) целые горизонтальные черты ян («световые») и 2) прерванные в середине горизонтальные черты инь («теневые»). Из сочетания трех черт складываются 8 символов (гуа) триграмм, связанных с определенным кругом понятий; а из сочетания в самых различных комбинациях шести таких черт 64 символа гексаграмм, обозначающих действительность. [35]«Десять крыльев» делятся по на: 1. «Туань-чжуань» («Традиция суждений») в двух частях. 2. «Сянь-чжуань» («Традиция образов») в двух частях. 3. «Сицы-чжуань» или «Да-чжуань» («Традиция афоризмов», или «Великая традиция») в двух частях. 4. «Шогуа–чжуань» («Традиция объяснения триграмм). 5. «Сюйгуа-чжуань» («Традиция о последовательности гексаграмм»). 6. «Цзагуа-чжуань» («Различные традиции о гексаграммах»). 7. «Вэньян-чжуань» («Традиция о знаках и словах»). [36]«Сицы-чжуань», или «Дачжуань» («Большой комментарий») представляет собою своего рода трактат, в котором излагаются основы философской концепции «Книги перемен» (онтология, космология, гносеология). [37] В китайском языке слово отождествлялось с его письменным выражением и обозначалось одним термином «вэнь». [38] Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 28. В 30-40-е годы С. Эйзенштейн, штудировавший книгу М. Гране в связи с разработкой им теории монтажа, в своей известной статье «Чет-нечет» писал: в «китайской науке… научные системы построены не по принципам отвлеченного мышления, а по нормам мышления чувственного… не по типу научных систем, а по образу и подобию художественных произведений». (Цит по: «Восток-Запад». Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988, с. 239.) [39] Там же, с. 25. [40] Изобретение иероглифики традиция приписывала министру первого императора Хуанди. [41] «Древность, служащая изначальным идеалом для китайцев всегда и прежде всего представала перед ними в образах правителей – мудрецов», - пишет И.И. Симененко (цит. по: Гране М. Китайская мысль. С. 480.) [42] Там же, с. 191. [43] Там же, с. 202. [44] Число 3 символизировало единство – Дао неба, Дао земли и Дао человека. Число 5, близкое по своему значению как «все» символизировало пропорциональную соотносимость небесных феноменов, пространства и времени, природных стихий и человека (его прародителей и первопредков, его способностей и добродетелей). В текстах древнего Китая речь идет о 5 стихиях(элементах) -У син. О 5-ти священных горах и морях, обозначающих пространство (Поднебесной). О 5-ти основаниях времени. О 5-ти видах злаков – У-гу. О 5-ти основных цветах (У-сюэ) и звуках (тонах)-У-гу. О 5-ти небесных императорах – владыках севера, юга, запада и востока, выступающих и в роли величайших культурных героев, первоправителей и первопредков, научивших людей добывать огонь, заниматься рыболовством, обрабатывать землю, писать и считать. О 5-ти свойствах человеческой природы и пяти добродетелях, которыми он должен овладеть и им неукоснительно следовать. Число 8 использовалось для пропорционального соотнесения восьми направлений пространства и восьми главных государственных дел. [45] Числа календаря определялись термином «ли шу», они были наиболее подходящими для обозначения положений частиц «ци». [46] Гране М. Китайская мысль. С. 192. [47] «Ши цзи» цит. по: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. С. 312. [48] Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». С. 152. [49] Говоря об упражнениях в искусствах, Конфуций имеет в виду не только пятерку древних искусств «Лю и», но и изучения канонических текстов. [50] «Хэсюевы времена» - это не только эпоха «золотого века», когда люди, согласно традиции, жили, следуя естественному порядку вещей, но и время перехода к цивилизованным формам жизни, зарождение которых было связано с деятельностью совершенномудрых и добродетельных правителей. [51] Дао дэ цзин. Чжан 5. [52] Чжуан-цзы. //Мудрецы Китая. Ян жу, Лецзы, Чжуан цзы. СПб., 1994, с. 157 (В дальнейшем текст «Чжуан цзы» цитируется по этому изданию). [53]Там же, с. 240, 203. [54] Там же, с. 176-177. [55] Древнекитайсуая философия. Собр. текстов в двух томах. Т.1. С. 274. [56] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460. [57]«Мудрецы Китая», с. 271. (Это место из текста даоского философа перекликается с замечательным образцом древнекитайской поэзии «Щи цзина», песней-притчей «Белый жеребенок», в которой прекрасный миг жизни, воплощенный в образе белого жеребенка, уподоблен вечности: «Светло-светло-белый жеребенок, В огороде ешь росточки, милый. Привяжу тебя, тебя стреножу. Чтобы это утро вечным было…» («Ши цзин». II, IV, 2). [58] Цит. по книге: Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 382. [59] Упоминание об этом предании содержится в тексте «Шу цзын» в главе «Великий закон» [60] (Ригведа. Мандалы. I-IV. М. 1989. с. 80) [61] Все ссылки на «Ригведу» даны по: Ригведа. Мандалы I-X. М.. Наука, 1989-1999. [62] (Атхарваведа. Избранное. М. 1989, с. 32-33). [63] Варна – каста, сословие. Традиционным считалось деление на три высших касты: брамины –жрецы, кшатрии – воины и правители, вайши – земледельцы и торговцы. Низшей считалась каста шудр – слуг. Позднее появилось множество мелких каст. [64]Впервые этот термин упоминается в «Ригведе», но для обозначения сословий используется, только начиная с периода брахман (Шатападха брахмана V. 5. 4, 9. VI.4.4., 13). [65] Брихадараньяка уп-да 111. 9. 8. [66] Здесь даны лишь некоторые основные триады [67] Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1997. С. 156. [68]Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Изд. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 80.
[69] Мандала, »круг».»диск». Символическое изображение мироздания, своего рода карта мира. Ей придается Универсальное космологическое и сакральное значение в индуистской и буддиской мифологии и ритуалистике. [70] Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999. С. 88, 323. [71] (Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание. М., 1994. С. 38.)
[72] Тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М., 1994, с. 542. [73] Здесь имеется в виду эволюция йогической практики в постведический период, которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности: философской, религиозной, эстетической, этической. (М. Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999, с.201-207.)
[74]Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 136. [75] Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. «A-cad», 1994, с. 3. [76] Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1950, 1992, с. 591. [77] Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. С. 591.
[78] Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М., 1965, с. 16. [79] Там же, с. 338-352.
[80] Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996. С. 360, 363, 364. [81] Невиль П. Ритм и мелодия в камне/ «Индия.Перспективы». Нью Дели. 1999. Декабрь, с. 27. [82] Артхашастра, или Наука политики. М., 1992. С. 16-17. [83] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.М., 1989, с. 172. [84] Там же, Гераклит. 13, 71, 90, 112. [85] Софокл. Антигона. 791-800. [86] Ж.-П. Вернан.Происхождение древнегреческой мысли. М., 1962. С. 15-16. [87] Это рассуждение С.С. Аверинцева дает возможность представить форму, в которую облекался античный идеал в искусстве. Так, например, в античной трагедии – важнейшем институте культуры древнегреческого полиса – значительную функцию выполняла маска, прикрывавшая лицо актера: посредством смены масок передавалась игра страстей, в которую с неизбежностью втягивался зритель. Маски символизировали вечное, непреходящее, космическое. Благодаря их использованию в трагедии сюжеты, рассказывающие о непреходящих противоречиях человеческой жизни, обретали мировой масштаб, потрясая и ужасая зрителя своими гибельными последствиями и «очищая» его душу посредством страха перед неотвратимостью возмездия за нарушение закона и правды, являющихся причиной всех человеческих бед.//Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.! 971, с.217 [88] Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. СпбГУ. 2001. [89] Там же, с. 67. [90] Там же. С. 87-86. [91] Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homo ludens»(Человек играющий). М., 1992. [92] Jager W. Paideia. Bd I. 1933. S. 29. [93] Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э., с. 115. [94] Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988, с. 151. [95] Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного» человека. Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни. В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»). [96] Характеристика форм античной «калокагати» дается по фундаментальному исследованию А.Ф.Лосева История античной эстетики.I-VIII т. [97] Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма, 311. [98] Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М., 1989, с. 42. [99] Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2. М., 1994, с. 28-29. [100] Античная литература. Греция. Антология. Часть1. М., 1989, с. 93, 95, 124. [101] Там же. [102] Античная литература. Греция. Антология. Часть 2. С. 185-186. [103] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. Домострой, гл. 5, 1-17. [104] Там же, гл. 6, 4-10. [105] Там же, гл. 11, 1-23. [106] С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977, с.204-205 [107] Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы [108] См.: Фукидид.История.Кн.2, 40 [109]Платон. Государство. Гл.VII. 519 c. [110] А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996, с.305 [111] См. в приложениях таблицы: Греческая мифология.1.Космология и теогония. 2. Олимпийцы- - третье поколение богов [112] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.VIII. Кн. 1. С. 407-408. [113] Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210. [114] А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.VIII.Кн.2, с.407-408 [115] Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.Наука.1989, с.147. [116] Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов.М.1979.11.3, 6. [117] Фрагменты ранних греческих философов.Часть1, с.148.Пифагор 26 [118] Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1, часть1.М.1969, с.335-337. Денмокрит, 48-62 [119] А.Ф. Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, с.492 [120] Платон. Собр соч. в трех томах.Т.3/1.А.А. Тахо-Годи Критические замечания к диалогу «Тимей».М. 1971, с.659 [121] Платон.Горгий 503e –504a [122] Платон. Государство.IV.433e, 430. [123]Платон.Тимей. 78a- b [124] Платон.Федон.110 b-c [125] Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.IV, с.379 [126] Фрагменты ранних греческих философов, с.7 [127] там же, с.239.Гераклит (85) [128] там же, с.217.Гераклит (51) [129] там же, с.181. Гераклит(1) [130] А.Ф. Лосев. Гомер.М.1960, с.33, 237-341 [131] Аристотель. Политика. Кн.1.a 10-110 [132] А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.2,.216 [133] Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58, b.4 [134] там же.Филолай.13.11.4 [135] там же. Филолай 58 В 12 [136] Досократики.Минск.1999, с.362.Эпихарм 56 [137] А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, 512 [138] Платон.Послезаконие, 976c-979e [139] там же, 977a-b [140] Платон.Послезаконие.990-992 [141] там же, 980 a –986a [142] А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.1.М.1963, с.92 [143] Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971, с.210 [144] там же. Секст, с.316. [145] А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II, с.74 [146] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.М.1993.IV 6, 9.III 13, 12, 6.IV7.II 4, 5, 6. [147] А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II, с.667 [148] Аристотель. Никомахова этика.II, 2 1104 a 26 [149] там же.Кн.2(В)110 b a 30-35.110 a 5 [150] А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.I, с.996 [151] Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.1935, с.234, 154 [152] Платон. Федр. 244 a, 244 е-245а [153] Аристотель.Никомахова этика. Кн. (В), 110 6. 10 [154] «Музыка есть, искусство и числа, и времени. Она дает не только идеальное число, но и реальное воплощение времени, и не только воплощение числа во времени, но и качественное овеществление этого воплощенного во времени числа, т. е. движение», пишет А.Ф.Лосев в работе «Музыка как предмет логики»//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М. 1990, с.331 [155] Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора.М.1976. с.22 [156] Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.1966. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала [157] Аристотель.Поэтика.1449, 6.22-29 [158] В.Йегер. Пайдейя. С.11 [159] Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222 [160] Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал». [161] Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М.1997, с.35 [162] там же, с.492-493(1в) [163] там же, с.491(7).Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины, путем восприятия тела, как «знака души»(См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с, «Государство».Кн.6.518с-519) [164] Аристотель. Сочинения в 5 т. Т.4. М.1974.С.296 [165] Пифагорейские Золотые Стихи с коментариями философа Гиерокла. М.1996. [166] Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана, которые могут дать представление об особенностях «аристократической пайдейи», приведены в разделе данной работы, посвященном характери- стике античного идеала. [167].Греки не знали термина «природа».Они пользовались термином «фюзис».Его смысл отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина «фюзис» состоит в том, что он обозначает, одновременно, «природу» каждой конкретной вещи и мира в целом.Она проявляется в процессе их становления, но всегда, при этом, сама остается неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют, как миметическую(подражательную) в силу той роли, которую отводится в ней «подражанию» природе. [168] Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.1935.С.147 [169] там же, с.234 [170] Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М., 1935.с.154 [171] там же, с154 [172] А.И.Марру. История воспитания в античности.М.1998, с.313 [173] Вернер Йегер. Пайдейя. М.1977, с.13 [174] там же, с.15 [175] Гиппократ. Избранные книги.М.1994, с.94 [176] там же с.279-305 [177] там же, с.16. [178] См.М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме.//Мартин Хайдеггер. Бытие и время.М.1993, с.192-220 [179] Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1.Часть1.Протагор, с.316 [180] там ж. Секст, с.316. [181] Цит. по: А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.2, с. 7 [182] Ф.-И. Марру. История воспитания в античности. М. 1998, с. 120- 121. [183] Термин«энциклопедическая пайдейя»(в смысле «общее образование»), получивший рас пространение в первые два века новой эры не отражал реальной педагогической практики этого времени и не соответствовало понятию «общее образование».Он обозначал набор научных дисциплин изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и счи тавшися введением в философию. [184] Платон. Протагор. 319 а [185] Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9. III, 12, 6. IV.7.II.4, 5, 6. II. 2, 3.III.7.III.1-5, 9, [186] Йегер В. Пайдейя, с.167 [187] Платон «Государство» 518 d [188]«Образованный» человек отличается от «варвара», который является просто «вещью» и находится за пределами «ойкумены»(от «ойкос»-дом)- мира богов и людей. «Сущность пайдейи не в том, чтобы загрузить неподготовленную душу голыми знаниями, словно первый попавшийся сосуд. Подлинное образование захватывает и изменяет саму душу в целом, перемещая человека в место его существа и приручая к нему» // М. Хайдеггер. Учение Платона об истине..Бытие и время. М.1993, с.350 [189] Платон «Государство», 499 d [190] В.Йегер. Пайдейя, с.244 [191] Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9. III, 12, 6. IV.7.II.4, 5, 6. II. 2, 3.III.7.III.1-5, 9, [192] Платон. Филеб b1в [193] Платон. Законы.Гл.З, 697 [194] т ам же, гл.5, 730 c [195] Платон.Государство.Кн.7., 534 b-c [196] Платон. Послезаконие. Собр. Соч. в трех томах.Т.3(2), с.799 [197] Платон. Протагор, 321-322d [198] Платон.Федон, 69b [199] Платон. Кратил 415d [200] Платон. Кратил, 400 с. [201] там же. 116 Платон Законы.Кн.1. 644-645
[204] Платон.Протагор.329е [205] Платон. Законы. Кн.1.631d-e [206] Платон.Государство.376е [207] Платон. Законы. 804 c-d [208] там же, 656с [209].Историческое значение этой мысли, -пишет Марру, - трудно переоценить, ею открывается новая эпоха в истории педагогики. Ведь Платон формулирует здесь ни больше ни меньше, как идеальное понятие и специфическую программу того, что можно было бы назвать средним образованием.(А.-И. Марру. История воспитания в античности, с.111) [210] Платон.Государство. 540 a-b [211] там же [212] там же 591c-d, 592a-b [213] Аристотель. Политика.1253а.9.5 [214] Аристотель.Политика.1332b.7.5-10 [215] там же.1334б.22.25 [216] Аристотель. Большая этика.1187а.29 [217] там же, 1190а.30 [218] там же.1185в.15 [219] там же.1185а.35 [220] Проблема добродетели детально рассматривается Аристотелем в его трактате «Никомахова этика. Кн. 1-10 [221] Аристотель. Политика.1334а.24-25 [222] Аристотель. Большая этика.1191б.25-29, 1200а 31-34 [223] Аристотель.Никомахова этика.1180б.25 [224] Аристотель.Метафизика.980а [225] Аристотель. Политика. 1340б.11-14 [226] Аристотель. Политика.1342б 1-20 [227] Античное наследие в культуре Возрождения.М.1984, с.145 [228] Мартин Хайдеггер.Время и Бытие. Статьи и выступления.М.1993.с.192-220 [229] там же, с.196 [230] Лукиан из Самосаты. Избранная проза.М.1991. Сновидения или жизнь Лукиана, 9-15 [231] Авл Геллий. Аттические ночи.Томск.1993, с.182 [232] Так например, в Ivв. н. э. Епископ медиоланский Амвросий, переложив этот труд Аристотеля в духе христианского вероучения, опубликовал сочинение под названием «Об обязанностях священнослужителя». В эпоху Ренессанса идя humanitas, которой был привержен Аристотель, легла в основу идеологии ренессансного гуманизма. В эпоху Просвещения.один из выдающихся его идеологов Вольтер, называл трактат Цицерона “Об обязанностях” одной из наиболее значительных произведений, которые он когда либо читал. [233] Цицерон. Избранные сочинения.М.1975, с.388 [234] Цицерон. Философские трактаты. М.1985.с.111 [235] Цицерон. О природе богов. LXII [236] Цицерон. Философские трактаты, с.151-152 [237] Сенека. Письма к Луцилию 88, 89, 90 [238] Цит. по: К. М. Муратова Мастера французской готики М.1988, с.61 [239] См. Э. Жильсон « Разум и откровение в Средние века». В кн. «Богословие и культура Сред невековья. Киев.1992, с.14 [240] Цитируется по: И.Адо.Свободные искусства и философия в античной мыслиМ.2002, с118 О необходимости изучения в «определенных пределах» т.н. « свободных искусств» т.е наук имеющих отношение к интеллектуальной, .прежде всего философской деятельности говорит Аристотель в трактате «Политика». Кн.8. II, 1-2 [241] Говоря о христианской духовности следует учитывать ее принципиальное отличие от понимания духовности в античном мире, основу, которого составляет процесс самоодухотворения» человека. «Христианство- ни в коем случае не религия духа, замечает С.С.Аверинцев, -это религия «Святого Духа». Его идеал- не самоодухотворение, а «покаяние». «очищение», «святость»..Взятый же сам по себе дух или душа, это то, что лишь оживляет тело и наполняет его жизнью и не имеет прямого отношения к божией благодати. Поскольку она проявляет желание она –воля, поскольку вспоминает- память, поскольку рассуждает и различает она- разум, поскольку отдается созерцанию она- дух, поскольку полагает способность чувствовать -душа есть чувство»-пишет Августин в трактате «О душе» [242] Здесь, Августин следует так же неоплатоническим идеям, которые выражены в словах неоплатоника Прока, который утверждал: «сколь велика польза математики для других искусств можем представить, поняв, что математика придает законность и порядок теоретическим наукам, как риторика, и всем тем наукам, которые воплощаются в речи, и дает им обрести полноту благодаря первого, серединного и конечного, подобно математике . ( Цит. по Адо, с. 137) [243] Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.1990, с. 172 [244] Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М. 2002, с. 230. [245] Жак Ле Гофф. Рождение Европы. М.2007, с. 36 [246] А.Ф.Лосев История античной эстетики.Т.!, с.118-119 [247] Флоренский П.А. Соч. в 4-х т.Т.3(2), С.23.М1999 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы