Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЯДЖУРВЕДА - веда жертвенных формул.
Связана с особым обрядом, яджной, и функциями совершающего его жреца адхварью. Яджурведа делится на «черную» и «белую». «Черная» ЯВ включает кропе жертвенных формул (яджус) и прозаические комментарии к ритуалу. В «Белую» ЯВ входят 200 гимнов и жертвенные формулы, разделенные на 40 глав. Эта веда целиком связана с ритуальным действием. Обряд ведического жертвоприношения яджна предполагал три вида жертвоприношений: Сома-яджна (возлияние напитка «сома»). Он считался наиболее значительным и мог совершаться только «дважды рожденным», жрецом-брахманом, при этом совершивший жертвоприношение приобщался к миру богов. Хавир-яджна, предполагала сжигание на огне молока, масла, злаков и позволяла жертвователю приобщится к миру предков. Пака-яджна, простейшее жертвоприношение на огне. Его мог совершать каждый домохозяин. Благодаря ему жертвователь приобщался к миру людей - «тем, кто спускается вниз». Смысл действий жреца ЯВ описан в древнейшей Брихадараньяке упанишаде (3.1.8.). _____________________________________________________________________ АТХАРВАВЕДА - веда заклинаний и заговоров. Связана с функциями жреца огня ахтарвана. В более поздний период они выполнялись «царским жрецом» пурохитой или брахманом, следившими за точным исполнением ритуала. В целом АВ вошла в «ядро вед» и была канонизирована значительно позднее трех более ранних самхит (РВ, ЯВ, СВ). АВ - частично заимствует тексты РВ, но значительно уступает ей в культовом значении. Она имеет ряд собственных космогонических и философских гимнов, не уступающих по выразительности гимнам РВ. Наряду с гимнами в АВ входят фрагменты народной магической поэзии, вероятно, заимствованной из культуры аборигенов Индостана. Таковы, например, гимны заклинания от болезней, злых демонов, любовные заговоры. АВ содержит около 700 подобных заговоров и заклинанийданным свыше божественным мудрецам-поэтам РИШИ ___________________________________________________________________ ОБЪЯСНЕНИЯ К САМХИТАМ
БРАХМАНЫ («Поучение Брахмана») - время формирования IХ-VIII - Х-VII вв. до н.э. Прозаические тексты - мифологические, ритуальные объяснения к самхитам. Каждая веда имеет свои брахманы. В Брахманах различаются собственно объяснения и предписания, имеющие отношение к ведическому ритуалу. Вместе с тем в Брахманы входит и следующая за ними группа текстов - т.н. Араньяки, не имеющие прямого отношения к ритуальным действиям, а так же мифы, легенды и сказания, имеющие фольклорное происхождение. Примером могут служить, входящие в Шатападху брахману миф о потопе и сказание о Пурвасе и Урваши (1.1.1., XI.5.1). В Брахманах содержатся зачатки того мировоззрения, которое было позднее сфомулировано в Упанишадах, и развито в многочисленных даршанах (философских учениях), трактующих о происхождении мира и человека, первоосновах бытия, функциях мышления и речи и их связи с процессом жизни. В них намечается учение о об основах человеческой жизни: дхарме (законе), артхе (смысле), каме (страсти), мокше (освобождении). Одной из наиболее значительных является относящаяся к ЯВ «Шатападха-брахмана». К старейшей из вед РВ относятся Айтарейя и Каушитака брахманы, имеют свои брахманы и СВ и АВ. ___________________________________________________________________________ АРАНЬЯКИ («Лесные книги») - тексты, которые предназначались для лесных отшельников, стремившихся путем отрешения от семейной и общественной жизни целиком предатся углубленному изучению вед, постижению их сокровенного смысла. Тексты Араньяк близки по форме к философским размышлениям о мире и человеке и тесно связаны с последующей группой ведических текстов - Упанишадами, от которых, порой, трудноотличимы. Тексты относящейся к РВ Айтарейи-араньяки содержат подлинный гимн величию человека, который характеризуется в них, как «совершенное творение» бога-творца Праджапати. _______________________________________________________________ УПАНИШАДЫ (букв. «сидеть около») - группа ведических текстов, которая завершает собой цикл текстов, входящих в цикл СМРИТИ. Они содержат учение, в котором излагается " тайное знание", которое рассматривается в качестве " конца вед". К нему переходят, после создания Упанишад, функции высшего знания. Приобщение к нему требует обращения к учителю (духовному наставнику). К изучению Упанишад допускаются лишь прошедшие путь духовного очищения (ашрамы). Без упанишад знание 3-х вед " ничто", так как это лишь знание их " по имени" и не дает " освобождения". Традиция насчитывает 108 Упанишад, которые делятся на «старшие» и «младшие». Основных Упанишад – 13. Древнейшими и авторитетнейшими считаются Брихадараньяка и Чхандохья упанишады (УШ-УП вв. до н.э.). Младшие: Айтарейя, Каушитака, Кена, Таттирия, Катха, Иша, Мундака, - создавались в У1-1У вв. до н.э. Позднейшими были Шветшватара, Майтри, Прашна, Мандукья (Ш-П вв. до н.э.). Многие тексты упанишад анонимны, но известны и имена мудрецов, которым приписывается участие в их создании: Шандилья, Удалака и Снуткамара и др. Согласно уп-дам РВ - это РЕЧЬ, СВ - ДЫХАНИЕ, ЯВ - МЫСЛЬ. Их создателем является ПУРУША - творец мира. Согласно триадическому принципу они тождественны: трем мирам, трем существам и т.д. (Брихад. уп-да. Раздел Мадху 1.5, 3-8). Упаришады - исток двух «предвечных философий» - САНКХЬИ, трактующей о первоосновах и первопричинах бытия, и ЙОГИ - ОБРЯДА, следуя которому можно достичь бессмертия и свободы. Основные доктрины Упанишад: 1. Учение о САНСАРЕ (круговороте рождений, потоке жизни). 2. Учение о КАРМЕ (предопределенности форм существования индивида). 3. Учение о МОКШЕ (освобождении от оков кармы). 4. Учение о БРАХМАНЕ-АТМАНЕ (оно утверждает идею принципиального тождества субъекта и объекта («ты есть то»), являющееся краеугольным камнем упа-д. Формой ряда текстов упа-д является философский диалог, где «картина» индийского космоса создается посредством толкования «ИМЕН» из текстов тех вед (пример, «Поучение Снуткамары» из Чхандогьи-упанишады, где речь идет о тождестве в Брахмане-Атмане речи, дыхания и мысли. 7.1-26). Упанишады явились источником развития философской и религиозной мысли в классической Индии.
СМРИТИ («запоминаемое») - устная передача традиции, включает тексты ритуального, законодательного, научного, эстетического характера ___________________________________________________________________ ИТИХАСЫ - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам _________________________________________________________________________________ МАХАБХАРАТА (Сказание о Великих бахратах) - великая эпическая поэма Индии. Первоначально существовала в устной традиции. Обобщение материалов, вошедших в М., начинается в У-У1 вв. до н.э., современный вид приобрела в 1 в н.э. М. вышла не из ведически-брахманской традиции и связана с ней лишь косвенно, доминируют в ней ценности сословия кшатриев (воинов), не брахманов (жрецов). Вместе с тем в М. нашли отражение мифология, обряды и культы, связанные с ведическим ритуалом, в ней используются, хотя и в переосмысленном виде философские идеи Упанишад. М. состоит из 18 книг (ПАРВ) и содержит свыше 100 тысяч двустиший (ШЛОК). Авторство М. традиционно приписывается легендарному мудрецу Кришне - Вайпаяне Вьясе.Содержание Махабхараты - эпическое повествование о борьбе за власть двух древних кланов пандавов и кауравов, которая завершается их обоюдным поражением, гибелью большинства принадлежавших к ним людей и уходом вождей этих кланов от мирской жизни, их странствий и судом над ними в загробном мире. В М. входят и тексты, представляющие собой законченные философские тексты (Бхагавадгита, Мокшадхарма, Санатсуджата, Анахита). М., оформление которой происходило в эпоху создания Упанишад, уже в это время пользовалась таким авторитетом, что ее называли Упанишадой или даже пятой ведой. БХАГАВАДГИТА (Божественная песнь) - религиозно-этический и философский трактат включен в шестую книгу Махабхараты. Возникла как самостоятельный текст (но не ранее V в. и не позднее П в. до н.э.) Отношение Гиты к Ведам близко к позиции Упанишад. Одновременно Г. - религиозное учение вишнуитов-бхагавитов. Форма Г. - диалог. Состав - 18 песен (парв). В отличие от Вед в центре внимания Г. не ЗНАНИЕ, а ДЕЙСТВИЕ И ДОЛГ (его смысл и выполнение). Идеал Г. - не созерцающий, а действующий БХАКТИ (поклонник, сторонник ВЕД )Содержание Бхагавадгиты связано с главным сюжетом Махабхараты - битвой между куравами и пандавами, но ему придан здесь иной - философский смысл. Поле, где идет эта битва, трактуется как «поле ДХАРМЫ» (закона) и как «поле ЖИЗНИ», на котором совершают жертвоприношение сами боги, организующие мир. Для человека - это поле его деятельности. Проблема деятельности находится в центре внимания и диалога, который ведут между собой Кришна и Арджуна - главные персонажи Г. Первый выступает в роли духовного наставника, второй - в роли героя, воплощающего эти наставления в жизнь. 1. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ДЕЙСТВИИ. В центре его внимания проблема взаимосвязи ведической ДХАРМЫ (закона) и мирского идеала сословия кшатриев (воинов), основу которого составляла идея служения долгу. «Должное действие» предполагает как «должное знание» (знание Вед), так и наличие определенных нравственных установок и качеств. 2. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ ЙОГИ: ДЖАЙЯНА ЙОГА - познание, РАДЖА ЙОГА - царственная, БХАКТИ ЙОГА - с богом, КАРМА ЙОГА - без бога. Эти виды обряда рассматриваются в Г. не как средство " отрешения" от мирской жизни, а как способ придания действиям человека характера " уравновешенного поведения" и искусства. 3. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ЗНАНИИ. В нем проблеме знания придается этический смысл, отсутствовавший в Ведах. Должное знание связано не с постижением «тайного» смысла, заключенного в ведических текстах, а с праведной жизнью (смирением, честностью, невреждением, самообладанием, самообузданием, стойкостью, почитанием и т.п.). 4. Учение о ГУНАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. Гуна (букв. «волокно», «свойство», «качество»). Санкхья, положения которой принимает Г., различает три гуны, три основных нити, три основных качества, из которых сплетается ткань природы. Это САТТВА - ясность, гармония, РАДЖАС - движение, стремление, ТАМАС - тьма, инерция. Равновесие гун приводит к прекращению «проявления» чего-либо, с нарушением этого равновесия начинается процесс «проявления». Причиной же нарушения равновесия является ВЫСОЧАЙШИЙ ДУХ (Пурушотама). В Г. была сформулирована та этическая парадигма, которая стала основой того идеала, который был воплощен в культуре классической Индии.
СУТРЫ( бук. НИТЬ) своды правил в различных областях знания, изложенные в краткой форме. _________________________________________________________________________________ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы