Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСХОДНЫЙ ПРИНЦИП И ДОМИНАНТА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННО-ПРЕКРАСНОМ
В определенные эпохи своего культурного развития человек воспринимает как самые прекрасные свои собственные пропорции... В. Татаркевич.
Исходный принцип и доминанта античной культуры неразрывно связаны о размышлениями греков о едином. Единое представлялось не просто в качестве логической абстракции оно имело для них вполне реальные черты, которые принадлежали одновременно космическому и человеческому телу. «...Это живое тело, которое было не только чем-то внешним, но поскольку оно выражало только самое себя, оно было и чем-то внутренним... Что такое тело, которое выражает собою не что-нибудь сверхтелесное, а именно самое себя, когда тело мыслится именно как тело и вещь мыслится именно как вещь, а не что-нибудь другое! Тогда и получается, что красота заключается в телесных же особенностях самого тела, т е. в гармонии его част ей, симметрии его структуры, в равновесии тяжестей, определенным образом распределенных по всему его объему. Короче говоря, здесь перед нами скульптурное произведение периода греческой классики.».[142] Представление о нераздельности телесности и красоты, является исходным принципом античной культуры вообще и определяет тем самым ее эстетическую доминанту. Вместе с тем эстетические представления в античную эпоху еще не оформились в самостоятельную науку, а представляли собой неотъемлемую часть космологии и натурфилософии. В древнегреческом языке отсутствуют такие термины как эстетика и искусство. Им соответствуют в нем два термина: айстетикос обозначавший всю предметно-чувственную область познания и техне употреблявшийся одновременно для обозначения ремесла, искусства и науки..В ранне классический период эстетические представления греков главным образом были связаны о характеристикой космоса, обладающего совершенной гармонией, симметрией и соразмерностью всех его частей, ритмичным движением и звучанием, которое подобно звукам хорошо настроенного музыкального инструмента. Соответственно этому космос рассматривался в качестве эстетического объекта не только в каких либо«составляющих его частях, но и в целом, представление о котором может быть подучено только путем числовых измерений и философских спекуляций. Человек, который определялся, как микрокосмос также обладая всеми этими качествами космоса и так же как он рассматривался в качестве эстетического объекта. В силу такой соотнесенности мира и человека, сам принцип его организации определялся греками как эстетический. При этом эстетический акт не локализовался в сфере собственно художественной деятельности, а рассматривался, как проявление духовной (т.е. культурной, в самом широком смысле слова) деятельности. «Человек духа -для греков не деятель, но так же и не аскет...он зритель и мир для него зрелище...зрелищный подход к миру доминанта всей античной культуры и жизни сверху донизу, от адептов интеллектуального созерцания до римской черни, требовавшей хлеба и зрелищ».[143]Характеризуя представления греков в период архаики, когда зарождалась античная эстетическая традиция Платон говорит в диалоге «Законы», что уже тогда считали, что «величайшие и прекраснейшие из вещей произведены природой и случаем, а менее важные - искусством, Искусство получает из рук природы великие и первичные ее творения уже в готовом виде, он обрабатывает и ваяет лишь то, что менее важно»(Законы 889а). Соответственно такому пониманию, искусство считалось скорее забавой чем чем-то серьезным, главным же эстетическим объектом считалась естественная красота живого, вещественно - данного, чувственно - воспринимаемого космоса. Эта общая установка космологической эстетики, сохраняется с определенными изменениями на всем протяжении истории античного мира В эпоху ранней классики пифагорейцы, не отрицая в целом этой космологической эстетики, попытались математически обосновать идею космической гармонии и красоты. В этот же период натурфилософы начинают использовать в своих рассуждениях о структуре космоса абстрактные понятия, что в конце - концов привело к растворению в этих абстракциях великих эстетических интуиции олимпийской космогонии и завело, в конце концов в тупик саму натурфилософию, которая начинала свой путь с попыток осмыслить и философски обосновать эти интуиции греческого мифа. В период средней классики софисты соотносят свои эстетические представления не только с громадой мирового космоса, но и с его конкретными проявлениями, в том числе и с реалиями человеческой жизни и деятельности. В результате в центре внимания их эстетических размышлений оказывается эстетический потенциал языка и слова, а также связь красоты и пользы. Эстетические взгляды софистов были приведены в соответствие с исходным, для их философии, принципом относительности.[144] В соответствии с такой установкой, в центре внимания софистического понимания эстетики оказывается не тело, которое едино для макро- и микрокосмоса, а то, что специфично для человека: его речь и язык. Основатель софистики Протагор, стал одновременно и основателем риторики- искусства слова и речи, которое представлялось ему «важнейшим из искусств» в силу его органической связи с философией. Соответственно этим взглядам сложилось и и их представление об одной из центральных категорий античной эстетики- красоте. По мнению софиста Горгия, красота невыразима в своем объективном значении и не может быть воссоздана непосредственно никакими искусствами. Обнаруживает она себя лишь опосредованно, благодаря попыткам мудрых художников подражать(mimesis) красоте космоса. В них она находит свое чувственное выражение и всегда выглядит изменчивой. Общим же в ее проявлениях является лишь то, что она «всегда захватывает человеческую личность, наполняя ее бушеванием страстей и переживаний». [145]. Новым шагом в попытках создать антропологическую, т.е. связанную, по преимуществу, о человеческой жизнью эстетику, явились эстетические взгляды Сократа «Он стремился обосновать идею об органической связи красоты и искусства с пользой. Под «пользой » он подразумевает все то, что способствует достижению высшей цели, к которой должен стремиться человек- этой целью является счастье жизни или высшее благо . В стремлении достичь этой цели человек и приобщается к истинно прекрасному. Представление о прекрасном у разных людей различны т.к. в стремлении каждого из них к высшей цели, то «что полезно, для одного, может быть вредным для другого».[146] В период высокой классики Платон придает учению о нравственно -прекрасном характер всеобщего эстетического принципа, что окончательно утверждает доминирующий характер эстетики в античной культуре в целом.В стремлении Платона синтезировать все предшествующие представления об античном космосе и создать его идеальную модель эстетическому фактору принадлежит центральная роль. Вместе с тем, у Платона, постоянно присутствует органическое соотношение эстетической идеи «созерцательного любования» и практической полезности: «Космос для Платона-это сплошная мировая фабрика материальных вещей...Из небесной материи создается все земное, создается сам человек, со своим телом и душой, а это тело и душа могут быть слабыми и ничтожными, и даже злыми. Каждое земное тело и каждая земная душа прекрасны в меру их приобщенности к космосу, так что основным критерием их красоты является полная слиянность самодавлеющей созерцательности и практически полезного производства. Прекрасный человек - это сильный, здоровый, крепкий, живучий человек, но он в то же самое время и таков, что мы можем им любоваться как статуей или картиной, забывая всякую его силу и здоровье, как будто бы только он и был создан для одного любования им и для одного наслаждения его прекрасными чертами. Эта «общеантичная интуиция красоты, по крайней мере для эстетики периода классики».[147]. Свое наиболее законченное выражение античные представления о всеобщем эстетическом принципе нашли в учении Аристотеля«о середине» Термину «СЕРЕДИНА» он, следуя идее Платона, придает универсальное значение, характеризуя середину, в качестве всеобщего эстетического принципа. Он имеет, по мнению философа, отношение к организации всех сфер жизни, как мировой так и человеческой. Иногда он говорит о середине в смысле меры, как о соразмерном [148], как о том основании, которое ищут во всем. В других случаях, он придает этому термину этическое значение, характеризуя середину, как наилучшее состояние и высшую добродетель. В «Никомаховой этике», главном сочинении Аристотеля, посвященном проблемам этики, говорится: «добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек...Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обеих краев, причем эта середина для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно и такая середина не одна и неодинакова для всех».[149].Соответственно такому пониманию красоты формировались в период высокой классики и взгляды на искусство. В диалоге «Федр» Платон говорит о том, что совершенным искусством владеют лишь философы, постигающие эйдосы (образцы), все же остальные заняты искусствами «несовершенными».По мнению Аристотеля, различаются красота природы, которую она творит, как великий художник - это красота вечная и совершенная и красота человека и создаваемого им искусства, которая проявляется не в своей универсальной, а индивидуальной форме. Объединяет же красоту вечную и красоту искусства лишь. всеобщий эстетический принцип середины. Объединяет он и вою человеческую деятельность если она направлен к высшей цели - совершенству и благу. «Если же всякая наука успешно совершает свое дело...стремясь к середине.., а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера будет, пожалуй попадать в середину» (там же, 1106Ь, 10), утверждает мыслитель. С эстетических принципом середины, так или иначе, соотнесены все основные структурные категории культурного сознания античности и все основные институты античной культуры. Рассмотрим некоторые из этих категорий и институтов в их взаимосвязи и исторической динамике. Такими категориями являются: мера, гармония, прекрасное, подражание (мимезис), очищение (катарсис). МЕРА(metron) пожалуй, древнейшая из категорий античного культурного сознания, характеризующая одну из основных норм образв жизни древних греков жизне Она утвердилась в нем, со времен первых древнегреческих натурфилософов, которые придавали ей исходное значение в определении целостности любого телесного объекта будь то мировой космос или человек. Позднее этот термин был конкретизирован в таких категориях, как симметрия, ритм, центр, середина, которые с течением времени обретают все более отчетливо - выраженную эстетическую окраску и использовались для характеристики макро и микро космоса в качестве эстетических объектов.Категория меры, занимает центральное место в рассуждениях основателей античной философии -важнейшего института культуры классической Греции. «Только в истинной мере реализуется гармония противоположностей» считали великие античные философы начиная от эпохи ее отцов «семи греческих мудрецов» и кончая великим Аристотелем. ГАРМОНИЯ(HARMONIA ) - важнейшая структурных категорий античного сознания. Ее первоначальное значение - скрепы, гвозди, скрепляющие части корабля, соединяющие его в некий определенный порядок, благодаря которому появляется сродное морской стихии орудие-корабль, посредством которого человек, как бы врастает в тело этой природной стихии - важнейшей для грека, который согласно мифологической традиции считал стихию моря (Океана). Границей, которая обозначает ойкумену - территорию его жизни. Умение строить корабли было делом освященным богами, не даром одним из даров титана Прометея было научение людей строить корабли. Позднее, натурфилософы истолковывают этот термин, как определение того принципа, который лежит в основе всякой наилучшим образом организованной вещи(тела). Так, принцип гармонический организации лежит в основе всего мирового космос. Он заложен в единстве всех его разнородных элементов и частей. Если, в эпоху ранней классики пифагорейцы стремились придать принципу гармонии числовое выражение, то в дальнейшем он соотносится о такими важнейшими категориями античного культурного сознания как середина и добродетель. Близкой к категории гармонии является категория прекрасного. Первоначально этот термин отождествлялся с определенными качествами вещей и люд ей. Прекрасной считалась любая хорошо сработанная вещь, а также все соответствующее традиции, и то что человеколюбиво. В период ранней классики к области прекрасного относили не только то, что имело отношение к искусству, но считали, что истинно прекрасное связано с мудростью и умеренным, упорядоченным образом жизни. В период средней классики Сократ определял прекрасное, как строгий порядок во всем. Платон трактует прекрасное. как ид ею, которая находит предметное воплощение в вещественном, идеально организованном, прекрасном и живом космосе и создает учение о нравственно-прекрасном" основу, которого составляет эстетический принцип середины. Для Аристотеля, прекрасное - это " соответствие величины предмета его сущности, А в человеке взаимосоответствие души и тела. В произведениях этих мыслителей прекрасное органически связано с добродетелью. Непосредственным проявлением прекрасного является красота в ее высшем универсальном выражении. А.Ф.Лосев отмечает семь ее значений: красота есть свет, любовь, пластическая фигурность, символ, вечная жизнь, порождающая модель (адекватно воплощенная во всем, что она моделирует), закон.[150] ПОДРАЖАНИЕ(MIMESIS ) - эта категория имеет отношение к проблеме происхождения и понимания природы искусства. Традиционным для античности было убеждение о его космическом происхождении. Подлинным «художником» является сам космос (позднее.у Аристотеля «мировой Ум»). Что, касается того, что создается людьми, занимающимися искусством, то это результат подражания и в основе своей является результатом «tehne»(этот термин обозначает не только результате художественной, но и других форм человеческой деятельности: ремесла, земледелия, медицины, гимнастики). Учение о подражании, как универсальном принципе, имеющем определяющее значение для всех искусств, создал Демокрит, который утверждал, что всем умениям(искусствам) человек научился благодаря подражанию природе. Он учил, что: «воспитание и природа подобны», добавляя при этом, что подражание не тождественно бездумному копированию природных объектов и процессов, а предполагает создание «второй природы» (культуры), для которой первая природа выступает в качестве образца (закона). В процессе создания второй природы в человеческой жизни начинает властвовать закон, и она упорядочивается. Сам человек, обретает при этом новые - высшие качества. Главным из них является мудрость, которую Демокрит называет «Афиной – Тритогенеей», благодаря ей он научается «выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует».[151] С точки зрения Платона, высшая мудрость состоит в постижении «эйдоса эйдосов» она доступна лишь философам, когда они в своем стремлении к высшему знанию опираются не на деятельность чувств и разума, а на ту эстетическую интуицию, которая свойственна великим художникам в момент творческого акта. В диалоге «Федр» он указывает на то, что тот, кто следует ремесленной выучке занимается (будь-то поэт, скульптор, живописец, ученый) искусством несовершенным. Истинным является лишь искусство философа, постигающего образец (идею) в порыве неистового вдохновения и действующего согласно образцу(эйдосу эйдосов), в качестве которого выступает мировой космос.[152] По мнению Аристотеля стремление к подражанию присуще человеку «с детства».Свое наиболее законченное оформление такое понимание искусства находит у Аристотеля в его учении о середине: «Если... всякая наука успешно совершает свое дело...стремясь к середине, а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же, как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера будет, пожалуй попадать в середину».[153] Непосредственное отношение категория «катарсиса» имеет к таким институтам античной культуры как музыка и трагедия.Главный смысл этого термина катарсис может быть определен, как «очищение от дурных страстей» - тех, которые разрушительно действуют на гармоническое развитие тела и духа. Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой частью ритуальных и мистериальных действий, однако и здесь они рассматривались, как средство физического и духовного очищения. В классический период в системе пайдейи они использовались и как средство воспитания «лучшего гражданина». ОЧИШЕНИЕ (CATHARSIS)- Эта категория органически связана с категориями гармонии и подражания и образует с ними структурную основу культурного сознания человека эпохи греческой классики. Враннеклассический период он употребляется в смысле-«чистота», предметов, воды, воздуха и.т.п. У пифагорейцев начинает использоваться для обозначения воспитания у человека моральной чистоты души и тела. Софисты употребляли этот термин для обозначения «чистоты» языка и речи.В период высокой классики Платон, использует этот термин, в нескольких значениях: в бытовом( например «чистота воска», в космологическом (чистота неба, земли, жизни людей), в культурологическом( очищение тела путем гимнастики, медицины, очищении государства от «плохих « людей», чистота наслаждения при восприятии музыки, умственной леятельности лишенной ошибок разума и чувств.О чистоте души, устремленной к высшему(благу, богу, всякому совершенству).Аристотель, наряду с употреблением этого термина для обосначения чистоты человеческого ума, стремящегося соотнести себя с мировым Умом(Нусом). Непосредственное отношение категория «катарсиса» имеет к таким институтам античной культуры как музыка и трагедия.Главный смысл этого термина катарсис может быть определен, как «очищение от дурных страстей» - тех, которые разрушительно действуют на гармоническое развитие тела и духа. Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой частью ритуальных и мистериальных действий, однако и здесь они рассматривались, как средство физического и духовного очищения. В классический период в системе пайдейи они использовались и как средство воспитания «лучшего гражданина». Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой Среди древнейших институтов античности культуры, наряду с олимпийскими играми, особое место принадлежало МУЗЫКЕ. Оно определялось тем, что музыка рассматривалась, как наиболее полное выражение единства основных смысловых элементов античной культуры эйдоса логоса, числа и как «искусство времени.[154] Зарождение греческой музыки было связано с именем спартанца Терпандра, жившего в VII в. до н. э. Он создал музыкальную форму, получившую наименование nomos («закон», «порядок»). В ранний период музыка была тесно связана с культами, мистериальными действиями, танцем, поэзией. Пифагорейцы создали учение о музыке, как искусстве, «воздействующем на душу». С этим качеством они связывали и ее воспитательное значение. В классическую эпоху, музыка стала рассматриваться, как один из двух главных (наряду с гимнастикой) элементов античной системы воспитания, Греческий писатель и философ Плутарх, живший в I в. н. э., который был одновременно и одним из наиболее авторитетных историков и теоретиков античной музыки писал: «Важнейшим и более всего присущим музыке свойством является соблюдение во всем соответствующей меры». Такой взгляд на эстетическое значение музыки был характерен для всей античной эпохи. Его не смогли поколебать и получившие некоторое распространение в V в. до н.э. взгляды на музыку, как на развлечение, не имеющее воспитательного значения. Музыкальные состязания на всем протяжении истории античного мира оставались непременной частью Олимпийских игр, важным элементом мистериальных действий и гражданских церемоний, среди которых особое место занимали многочисленные праздники. Большую роль в формировании культурного сознания древних греков классического периода играла античная трагедия, происхождение.которой было тесно связано с праздниками и мистериями. Праздники играли большую роль в организации экономической, социальной и бытовой жизни греков, сплачивая жителей полисов в единое целое, формируя у них чувство гражданской ответственности и патриотизма. Греческий термин демос, первоначально обозначавший «деревенский народ», благодаря этому наполнялся новым социально-политическим содержанием. Праздники включали: жертвоприношения богам, спортивные состязания и исполнение гомеровских гимнов, ритуалы преподнесения даров и омовения статуй богов, состязания музыкантов и певцов, пиры (симпозиумы), сопровождавшиеся философскими диспутами. Наиболее значительными были Панафинеи, проводившиеся ежегодно в честь богини Афины, и Великие Панафинеи, которые устраивались один раз в четыре года. Наряду с ритуалом, связанным с поклонением Афине, они сопровождались гимнастическими, военными, конными состязаниями, исполнением гомеровских гимнов. В V в. до н. э. Перикл ввел в программу Панафинеи состязания кифаредов, флейтистов и певцов. Были и другие, земледельческие праздники, посвященные Афине, связанные с произрастанием хлебов, началом жатвы, сбором плодов, отвращением засухи. На них, помимо ритуальных действий, совершался и обряд, посвящения в воины юношей, достигших определенного возраста, во время которого они приносили клятву верности и гражданского служения полису. Важную роль играли в жизни греков Дионисии и Ленеи , сельские и городские праздники, связанные с культом бога виноградарства и плодородия Диониса. Первоначально они проводились календарно. С середины VI в. до н.э. Дионисии стали общегосударственным праздником, его основной частью было театральное действо Дифирамб (слово обозначает одно из культовых имен бога), которое стало источником античной трагедии. Четырьмя общеэллинскими праздниками были олимпийские, пифийские, немейские и истмийские игры, которые лишь формально были связаны с культами греческих богов (Зевса, Аполлона, Посейдона). Они включали гимнастические, конные, поэтические и мусические состязания, которые заканчивались награждением и чествованием победителей и пиром, который неотъемлемой своей частью имел философский диспут и состязание в красноречии Мистерии- таинства практиковались в Греции еще в гомеровские времена и сохранялись вплоть до периода высокой классики. Наиболее почитаемыми были в Древней Греции т.н.Элевсинские мистерии, их значение в жизни греков можно сравнить только со значением Олимпийских игр. Они имели своим первоначальным источником мистерии Египта и Ближнего Востока. Традиция связывала установление Элевсинских мистерий с именем поэта и жреца культа Деметры Эвмолпа, который сменил более древний культ трех великих богинь» Афины, Афродиты и Деметры-Персефоны, основой которого был обряд посвящения юношей, достигших зрелого возраста, (куретов) в воины. Позднее он был заменен культом Деметры-богини земледелия и плодородия. В символико - драматической форме он воссоздавал миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Процесс мистериального действия носил сложный характер и включал ряд этапов. Его главной целью было осуществление акта « очищения» (катарсиса) мистов в процессе процессе их участия в особых ритуалах очищающих их тело и душу. Содержание ритуалов мистерии считалось величайшей тайной, а разглашение ее каралось смертью. Многие видные представители античной культуры были связаны с Элевсинскими мистериями. Жрецом мистерий был, по преданию, великий поэт Орфей. Пифагор, был посвящен в их таинства мистерий жрецами и магами во время своего путешествия в Египет и на Ближний Восток. Ямвлих Хакидский в своей книге «Жизнь Пифагора», говорит о том, что они научили его символическому языку - языку мифов не владея, которым невозможно проникнуть в тайный смысл мистериального действа и постичь заключенную в них мудрость. Овладев этим языком Пифагор стал великим философом, т.к. философия это не что иное, как «любовь к мудрости». Впоследствии, используя символический язык он приобщал своих учеников к философии и о тех пор она получила широкое распространение».[155] Наиболее ярким примером, использования катарсического действия в культурных целях стала знаменитая античная ТРАГЕДИЯ Возникновение, трагедии связано с эрой расцвета греческого полиса. Появление первых трагедий о традиция связывала с именем Феспида (535 г. до н. э.). Самым древним сценическим воплощением трагедии считалась трагедия Эсхила «Персы», а постановка его трагедии «Прометей прикованный», - началом драмы. Если исходное значение имел для трагедии дионисийский дифирамб, то драматическую форму она обрела благодаря использованию образца заданного Элевсинским ритуалом-дромом. «Каждая из его частей («оргий»), обозначалась определенным сочетанием четырех природных стихий: ветра - воды, земли - огня, символами которых выступали боги олимпийского пантеона.[156]. Тремя великими творцами античной трагедии были Эсхил, Софокл и Эврипид. В ней процесс «рождения человека духовного из человека естественного» утрачивает ту таинственность, которая окружала его в мистериях и соотносится с сюжетами не божественной, а реальной человеческой жизни. Хотя божественные персонажи в античной трагедии присутствуют постоянно, но все их действия оказываются здесь непосредственно связаны с событиями и делами людскими. Участие богов в делах людей призвано, придать им космический масштаб и тот накал чувств и переживаний, который способен подобно огню «очистить» души зрителей трагедии от дурных страстей и устремить их все их помысли к благой жизни. В трагедии находят отражение все важнейшие проблемы, в возникающие в человеческой жизни в период великой исторической ломки-перехода от общинно - родовых к цивилизованным формам жизни. В них постоянно звучит тема необходимости духовного обновления человека, страстный призыв к «выдавливанию» им из себя, оставшегося от прежних времен «звериного» начала, к преодолению «варварского наследия и организации человеком своей жизни в соответствии с «законом» и «правдой» (справедливостью). Как правило, этот призыв подкрепляется авторитетом богов. В последней, третьей части трагедии Эсхила «Орестейя», богиня мудрости Афина выступает в роли учредитель Афинского ареопага(верховного законодательного органа) и определяет устав –закон, ему должны отныне следовать все жители Афинского полиса, божественным покровителем, которого является эта богиня, Установление закона должно в корне изменить жизнь афинян, которых была до этого полна смертельных распрь и, казалось бы, непреодолимых противоречий:
Глашатай, начинай! Утихомирь народ... Труба велит молчать, чтоб слушал город весь Устав, который вам на веки вечные Даю сегодня... На этом холме... (по имени Ареопаг Г.П.) Пусть днем и ночью холм внушает гражданам Почтение и родственный почтению Страх перед виной. Пусть не будет новшеством. Устав мой осквернен: прозрачный ключ взмутив Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы