Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура архаики. Появление первых цивилизаций. Основные морфемы.



АРХА́ ИКА (от греч. archaikos – старинный, древний), в искусствознании – ранний период древнегреческой культуры. Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока).

В этот период (VIII в. — 480 г. до н. з.) проходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.

Архаический период — 7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э.

· Ранняя архаика — нач. 7 в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.

· Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.

· Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.

В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, специфического типа полйтическвго устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира.

В Греции архаика обретает свои очертания определившаяся окончательно в 5 в. до н. э. полисная система; в 7 и 6 вв. в греческих городах повсеместно возникают тирании. В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика (Сапфо, Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт), не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского эпоса), зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский ), появляются первые драматурги (Феспид), формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор, крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами были представители милетской (ионийской) школы Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое выражение – его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, – храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние: протокоринфские, протоаттические и другие вазописцы опоясывают весь сосуд горизонтальными полосами, заполненными бесконечными шествиями зверей восточного типа; весь узор, сохраняя старинные геометрические мотивы, приобретает иную ритмику, а многоцветность заставляет вспомнить об инкрустации, о пестрых восточных тканях. В 7 в. в вазовую живопись проникают повествовательные, по преимуществу героические сюжеты. О живописи 7-6 вв. можно судить по вазовым рисункам, непосредственно продолжающим разработку тех сюжетов, форм и приемов, которые встречаются уже в искусстве конца 8 в., и, несомненно, связанным с монументальной живописью.

Местные школы постепенно утрачивают свою самостоятельность, афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в середине 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий. Надписи на вазах сохранили имена самых знаменитых вазописцев архаики: Никосфен, Амасис, Эксекий, Андокид, Эпиктет, Евфроний, каждый из которых обладает своим индивидуальным узнаваемым стилем и уже не является простым ремесленником, но художником в подлинном смысле этого слова. В руках этих мастеров рисунок быстро совершенствуется: они изучают человека, находят правдоподобные соотношения между частями тела, перестают бояться пересечений, ракурсов и движения, тщательно изучают костяк фигуры, мускулатуры.

Такие же задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество. Древнейшие известные нам статуи — куросы, или Аполлоны, и коры (девы) — еще совершенно неподвижны и фронтальны, явно, что художник более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем механикой движения и пластикой. Но уже во второй половине 6 в. происходят изменения: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, увеличивается число осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера знаменитых фронтонов эгинского храма Афины Афайи (Мюнхенская глиптотека) в значительной мере владеют человеческим телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют совершать сложные движения. Лица архаических кор и куросов отмечены особой, так называемой архаической улыбкой, придающей им выражение торжественной величавости божества, загадочности и недоступной смертным радостности и надменности небожителя.

Классовое общество и государство, а вместе с ними и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н. э. и вторично в первой половине I тыс. до н. э. Поэтому всю историю древней Греции сейчас принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации. Первая из этих цивилизаций сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. Уже в глубокой древности здесь пересекались морские пути, со­единявшие Балканский полуостров и острова Эгейского моря с Малой Азией, Ближним Востоком и Северной Африкой. Миной- ская цивилизация на Крите возникает на рубеже третьего и вто­рого тысячелетий до н. э. и продолжается примерно до 1400 г. до н. э. Основой сельского хозяйства становится земледелие по­ликультурного типа, ориентированное на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур средиземноморского ре­гиона: злаковых, винограда и оливы. Как и в странах Древнего Востока, первые классовые общества в Эгейском бассейне воз­никают в рамках небольших государственных образований, объе­диняющих несколько общин с одним административным цен­тром (на Крите небольшие общинные поселения группировались вокруг одного из больших дворцов — резиденции правителя и его двора), который одновременно был и средоточием культа. Даль­нейшее развитие этих мелких образований привело к созданию крупного государства, объединявшего весь Крит, ряд островов южной части Эгейского моря и восточных прибрежных областей Балканского полуострова. Древний Крит являлся типичным при­мером талассократии, морского владычества царя Миноса. Дво­рец Миноса греки называли Лабиринтом — это было огромное здание со множеством комнат, украшенных фресками с изобра­жениями сцен из придворной жизни и пейзажей, и коридоров вокруг центрального двора, откуда человек не мог выбраться без посторонней помощи. Архитектура критских дворцов очень свое­образна и не похожа ни на египетские и ассиро-вавилонские по­стройки, ни на классические древнегреческие храмы.

На рубеже третьего и второго тысячелетий до н. э. предки позднейших греков (ахейцы), двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров. Около 1400 г. до н. э. они вторглись на Крит и положили конец политическому и культурному рас­цвету острова. Ахейцы заимствовали достижения культуры дог- реческого населения и творчески развивали их, став создателя­ми микенской культуры (около 1700—1200 гг. до н. э.), которая, таким образом, стала отражением критской культуры в матери­ковой Греции.

В отличие от критян, дворцы которых не имели укреплений, ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими местного населения. Так, Львиные ворота в Микенах построены из огромных каменных блоков — так называемая циклопическая кладка, а дворец в Тиринфе окружен двумя оборонительными стенами. В центре находится мегарон — большой прямоуголь­ный зал с очагом и четырьмя колоннами, служащими опорой; стены дворцов, как и на Крите, украшены фресками. Археологи обнаружили в Микенах шахтные гробницы, выдолбленные в скале, и купольные, где было найдено множество ценных пред­метов, в том числе золотые посмертные маски. В 1953 г. англий­ские ученые М. Вентрис и Дж. Чедвик расшифровали микен­скую письменность (линейное слоговое письмо Б), что позволи­ло прочитать важный источник по истории и культуре микенской Греции — глиняные таблички, содержащие хозяйст­венные инвентарные записи, которые были найдены на Крите, в Микенах, Пилосе и других местах.

На рубеже XII—XI вв. до н. э. на Балканский полуостров вторгаются другие греческие племена — дорийцы, занявшие зна­чительную его часть и многие острова Эгейского моря. Следую­щий за крито-микенской эпохой период греческой истории — XI—IX вв. до н. э. — принято называть гомеровским по имени поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются, наряду с археологическими материалами, важнейшим источни­ком информации об этом времени. В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, или Илион, город в Малой Азии, и возвраще­ние домой после взятия города и многочисленных приключений одного из героев Троянской войны — Одиссея. Таким образом, основное содержание поэм должно отражать жизнь ахейского общества в самом конце его расцвета. В эти так называемые «темные века» греки осваивают технику выплавки и обработки железа; металл впервые стал дешев и широко доступен, что име­ло важное социально-политическое и культурное значение.

Как предполагают ученые, именно в это время в Греции на основе финикийского алфавитного письма была создана алфа­витная письменность, буквы которой впервые передавали не только согласные, но и гласные звуки. Древнейшие алфавитные надписи на древнегреческом языке относятся к VIII в. до н. э. Создав более простой способ фиксирования информации, греки «демократизировали» систему образования, что позволило по­степенно сделать грамотными большинство свободных жителей Греции.

Содержание процесса исторического развития Древней Гре­ции в архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) составляет фор­мирование полисного строя. Античный полис (греч. «город») представляет собой коллектив полноправных граждан численно­стью не более нескольких десятков тысяч человек. Граждане владели землей и держали в своих руках основную часть рабов. Ополчение граждан-землевладельцев, вооруженных на свои соб­ственные средства, составляло ядро вооруженных сил, а воля гражданского коллектива определяла внешнюю и внутреннюю политику полиса. Итак, греческий гражданин — это человек, на­деленный некоторыми неотъемлемыми правами, составляющи­ми основу его жизнедеятельности.

В отличие от государственных структур Ближнего Востока, в полисе удалось отменить долговое рабство (реформы Солона в Афинах в VI в. до н. э.), избежать иерархических структур с са­кральной властью царя на вершине. Это имело важные социаль- но-психологические последствия: у граждан сложилось понятие свободы как отсутствия подчинения чьей-либо власти, сочетав­шееся с чувством долга перед полисом — гарантом свободы. Ста­новление греческих полисов сопровождалось формированием но­вой культуры. Основными параметрами новой системы духовных ценностей были рационализм мышления, сознание ценности че­ловеческой личности, патриотизм, понятие свободы как высшей нравственной категории. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. На расчлененной и многообразной в гео­графическом отношении территории Балканского полуострова сложилось своеобразное «единство в многообразии», характерное для греческого мира. В эти столетия выработалось этническое са­мосознание: греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от других, которых они называли варварами. Итак, множество греческих полисов существовало в условиях осознанного культурного единства.

Культурный переворот в Древней Греции в VIII—V вв. до н. э. связан с личными свободами граждан, разрушением же­стких традиционных норм поведения, горизонтальной мобиль­ностью. К этому времени относится великая греческая колониза­ция — выселение греков по экономическим и политическим причинам из городов Эгейского бассейна в колонии, располо­женные по побережью Средиземного (Сицилия, Южная Италия, Северная Африка) и Черного морей. В это время было основано много городов, в том числе Сиракузы (родина Архимеда), Сиба- рис (название жителей которого — сибариты — стало синонимом изнеженности), Массилия (современный Марсель). В результате колонизации окрепла система производства, основанная на ис­пользовании рабского труда и на отделении ремесла от земледе­лия, расширилась торговля. Колонизация также расширила куль­турный кругозор греков, узнавших новые страны и народы.

В классический период (V — середина ГѴ в. до н. э.) достигли расцвета все те явления, которые сформировались в архаическую эпоху, прежде всего полис. В некоторых полисах, в том числе в Афинах, одержала верх демократия (греч. «власть народа»): уда­лось сокрушить власть родовой земельной аристократии (греч. «власть лучших») и подчинить ее полисным законам. В Афинах основой социального деления стало наличие частной собствен­ности, а фундаментом административного деления и политиче­ской организации — территориальный принцип. Реформы под руководством Клисфена (конец VI в. до н. э.) окончательно ут­вердили демократический строй. Важнейшей из его реформ была реформа избирательного права: все граждане, независимо от сво­его имущественного положения, получили равные избиратель­ные права. Частный интерес стал неотделим от общего, и их по­стоянное взаимодействие обеспечивалось властью народного со­брания и законами; так, полисная организация сосредоточила судебные функции в руках особых должностных лиц, а записан­ные законы точно определили характер наказания в каждом слу­чае. Середина V в. до н. э. — период наивысшего культурного расцвета Афин в правление Перикла. При демократии господ­ствует воля большинства граждан, при этом каждый в значитель­ной степени свободен жить по своему усмотрению — такой иде­альный вариант античной демократии описал историк Фукидид в речи Перикла, произнесенной при погребении афинских воинов.

В другом греческом городе, Спарте, сформировался строй, который позднее стали называть ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Жизнь спартанцев была строго регламентирована, с детства из них воспитывали воинов, им за­прещалось заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром; были ограничены их контакты с внешним миром. Этот строй был объектом гордости спартан­цев, считавших, что они достигли идеала равенства. Равенство базировалось на эксплуатации жителей Лаконики, центром ко­торой была Спарта, и соседней области Мессении.

Итак, культура греков создавалась на базе рационально орга­низованного хозяйства. Рабский труд обеспечивал досуг значи­тельной части гражданского коллектива, которая имела возмож­ность посвятить свое время занятиям, не связанным с получени­ем материальной выгоды, — тем, которые достойны свободного человека.

Древнегреческое общество называют компетитивным (состя­зательным). В среде военной знати еще в гомеровское время сформировалась греческая агонистика (от греч. «состязание»): в аристократических обществах сложилась традиция упорных тре­нировок ради успеха и славы. В результате политических реформ рядовые граждане поднимались до уровня аристократии, и ее традиционная этика распространялась среди народных масс. В общественном сознании Греции архаической эпохи складыва­ется шкала ценностных ориентаций, согласно которой агонисти- ческие успехи, особенно победы на общегреческих играх (спор­тивных и поэтических состязаниях), оказываются в числе наибо­лее предпочтительных жизненных целей. Из общегреческих состязаний древнейшими были Олимпийские игры в честь бога Зевса (в Олимпии), которые проводились с VIII в. до н. э. и в которых могли участвовать только греки. Дух агонистики рас­пространяется на различные сферы жизни, в том числе литера­туру и науку, о чем будет сказано ниже.

Греки разработали оригинальную религиозную систему, в ко­торой трактовка божества отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. Хотя греческая религия пронизывала собой всю повседневную жизнь, она не имела строго определен­ной системы культа, законодательно закрепленной священной истории и догматики. Роль своеобразного «священного писания» играла мифология, из арсенала которой поэты, живописцы, скульпторы, философы черпали сюжеты для своих произведений. Греческих богов делят на хтонических (от греч. «земля») и богов олимпийского пантеона. Хтонические боги — это божества зем­ли, преисподней, податели плодородия (Деметра, Плутон и др.), олимпийские — небесные боги (верховный бог Зевс, Аполлон, Афина, Артемида и др.). Боги греков были антропоморфными, они испытывали человеческие страсти. Греки полагали, что боги влияют на жизнь людей, но над ними самими властвует судьба.

По словам историка Геродота, богов грекам создали поэты Гомер и Гесиод. Так, Гесиод в поэме «Теогония» связывает олим­пийских богов с существовавшими ранее местными народными религиозными представлениями (хтонические боги). В эпоху ко­лонизации ослабевают родовые связи, поэтому культ предков от­ходит на второй план и усиливается роль общегреческих, прежде всего олимпийских, божеств. Олимпийский пантеон отражает религию общества, достигшего высокой степени социальной дифференциации: боги покровительствуют государству, законам (Зевс, Афина), военному делу (Арес), торговле (Гермес), ремеслу (Афина), сельскому хозяйству (Деметра). В результате политиче­ской раздробленности в Греции возникло множество очень близ­ких, но не идентичных религиозных систем: в каждом полисе был свой пантеон, включавший как общегреческих, так и мест­ных богов.

Главной составной частью религии был культ: греки услаж­дали богов праздниками, во время которых устраивали процес­сии и жертвоприношения. Каждый гражданин полиса мог ис­полнять религиозные функции, особой касты жрецов не было; жрецы имели статус должностных лиц и могли совмещать жре­ческую должность с какой-либо другой. Государство не касалось религиозных верований отдельных лиц до тех пор, пока они ис­полняли все свои обязанности по отношению к культу, но как только кто-то публично выказывал свое неверие или непочтение к богам, не исполнял обрядов культа или сообщал свои взгляды другим (как философы Анаксагор и Сократ), наказывало. Таким образом, греки, не имея строго определенных догматов веры, терпимо относились к различию мнений, пока эти мнения не нарушали установлений законов.

Мистериальные (от греч. «таинство») культы можно опреде­лить как особое проявление ритуализма, на стыке ритуальной традиции и философии: посвященный искал особой близости с одним или несколькими божествами, которые должны были обеспечить ему счастливую жизнь и помочь после смерти. Мис­терии заключались в проведении процессий в честь богов (Де- метры и ее дочери Персефоны, Диониса) и участии в священно­действиях, о которых почти ничего не известно, так как посвя­щенным не разрешалось разглашать таинства. Мистерии не были какой-то особой религией, но лишь специальной возможностью общения с богами в рамках политеистической полисной религии.

Для древнегреческой литературы в целом важнейшим харак­терным свойством является ее отход от утилитарной предназна­ченности и установка на эстетическую самоценность: впервые в истории человечества она вырывается из плена жесткой обуслов­ленности произведения ситуацией. Первенствующим жанром на раннем этапе истории литературы был эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» оказали решающее влияние на все разви­тие древнегреческой литературы: писатели использовали мифы, составляющие содержание поэм, для создания произведений раз­личных жанров.

Состязательность стимулировала развитие литературы; писа­тели не скрывали своего авторства, напротив, они называли свое имя в самом начале сочинений, как поэтических, так и прозаи­ческих. Так, первыми авторскими произведениями были поэмы Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.) «Труды и дни», рассказывающая о быте сельскохозяйственных занятиях крестьянина, и «Теого­ния», где передаются мифы о происхождении мира, родослов­ных богов и героев. Если в сольной лирике выражались индиви­дуальные чувства и переживания (стихи Сапфо, Анакреонта и других поэтов VII—VI вв. до н. э.), то хоровая лирика отражала черты коллективного бытия: прославляла богов и победителей на играх (оды Пиндара).

Агонистика проникла и в другие жанры древнегреческой ли­тературы, например в драматургию.

Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, соз­дававшаяся в основном на мифологические сюжеты, и комедия, чаще всего политическая. Театр был государственным институ­том, а театральные представления были связаны с культом богов. Во время праздника Великих Дионисий в Афинах три драматурга представляли по три трагедии и одной сатировской драме, сорев­новались также комедиографы, и среди авторов выбирали побе­дителя. До нас дошли произведения трех великих трагиков V в. до н. э.: Эсхила, Софокла и Еврипида. В трагедиях Эсхила прово­дится мысль о неизбежности справедливого божественного нака­зания за нарушение законов, Софокла — о неотвратимости судь­бы, конфликте свободы и несвободы, а Еврипид изображает чув­ства не идеальных, а обычных людей. Софокл говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еври­пид — какими они являются. Древняя комедия V в. до н. э., от которой сохранились произведения Аристофана, отличается по­литической остротой и пародированием произведений других жанров.

Склонность к спору, стремление привести как можно боль­ше доводов в пользу своего мнения, стимулировавшееся форми­рующимся полисом, чаще всего демократическим, были, оче­видно, той основой, из которой возникли ораторское искусство и риторика, а также философия, математика и естествознание. В богатых, быстро развивающихся городах Малой Азии созда­лись для этого наилучшие условия. Именно здесь в VI в. до н. э. в Греции появилась прозаическая литература. Первые историки и географы описывали новый мир, с которым столкнулись греки после великой колонизации. Геродот (У в. до н. э.), «отец исто­рии», заложил основы представления об истории как хранитель­нице памяти о великих деяниях. Он писал о величайшем собы­тии своего времени — греко-персидских войнах — и весь раз­нообразный исторический, географический, этнографический материал «Истории» упорядочил благодаря сквозным темам, пронизывающим все его повествование: неотвратимость божест­венного возмездия, непостоянство человеческого счастья, про­тивопоставление греков и варваров сквозь призму греческой культуры. Фукидид (У в. до н. э.), автор современной ему исто­рии Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, счита­ется основателем политической истории и исторической крити­ки, а Ксенофонт (У—IV вв. до н. э.) в нескольких произведениях представил образ идеального правителя.

Софистика была порождена практическими потребностями полиса. Учение софистов («учителей мудрости»), их стремление привить молодежи навыки аргументированных прений на любые темы породили интерес греков к риторике, которая достигает наивысшего расцвета в конце V— ГѴ в. до н. э. Мы можем видеть описание повседневной жизни греков и их яркие характеристи­ки в речах Лисия, аргументы за объединение греков в войне против варваров в торжественных речах Исократа, политические речи Демосфена в защиту свободы Афин.

В эпоху архаики возникает философия — принципиально но­вый подход к познанию мира, отличающийся от религиозно-ми- фологических представлений и подразумевающий постановку и формулировку проблем, опору на человеческий разум как на средство познания, поиск причин всего происходящего в самом мире, а не вне его. Концепции раннегреческих философов пред­ставляли собой попытку рационалистического объяснения мира, в том числе и рационалистической интерпретации мифологии. Наряду с познанием и истолкованием природы (натурфилосо­фы), философов занимали гносеологические проблемы — крите­рии истинности и ложности знания (софисты) и этические во­просы (Сократ). Из натурфилософии в V в. до н. э. выделились отдельные науки: рациналистическая медицина (Гиппократ), ма­тематика, развивавшаяся под влиянием учеников Пифагора. Гре­ки первыми в истории человечества сформулировали доказатель­ства математических положений. Это стало закономерным ре­зультатом общественного климата, при котором нахождение новой истины доставляло не только непосредственное удовлетво­рение, но и могло принести славу.

Большое внимание уделяли философы воспитанию и образо­ванию. Результатом учения софистов было развитие ораторского искусства, а Сократ полагал, что диалектическим методом можно научить добродетели. Первым греческим мыслителем, основав­шим философскую школу, был Платон. Основой его учения стало представление об идеях — вечных и неизменных прообразах ве­щей, слабыми отображениями которых являются предметы ре­ального мира. Познание мира идей Платон считал необходимым для достижения добродетели. Свою школу создал и один из уче­ников Платона, Аристотель. Он систематизировал все накоплен­ные к его времени научные знания и создал всеобъемлющую на- учно-философскую систему. В своей «Метафизике» он ввел все­общий принцип соотношения между формой и материей: формы, которые составляют принципы вещей, существуют не отдельно, а в единстве с материей, придавая ей определенность. Аристотель также разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания.

Бурное развитие городов вызвало подъем градостроительного искусства и архитектуры. В колониях новые города застраива­лись по определенному плану — гипподамовой системе, назван­ной по имени разработавшего ее архитектора. Этот план преду­сматривал членение городской территории на различавшиеся по функциям районы: главная площадь, общественные здания, жи­лые кварталы. Основное внимание было направлено на общест­венные здания, прежде всего культовые сооружения — храмы. Именно в храмовой архитектуре была разработана ордерная сис­тема, которая определила развитие греческой, а затем и римской архитектуры: сформировались строгий дорический ордер и изящный ионический, отличающийся прихотливостью линий. Ордерная система предполагала строгую соразмерность частей здания, широкое использование колонн в качестве как конст­руктивного, так и декоративного элемента, четкое разделение несущих и несомых частей, декоративную скульптуру и живо­пись, органическое включение здания в окружающий ландшафт. Монументальное строительство достигло наибольшего размаха в Афинах во 2-й пол. V в. до н. э.; достаточно упомянуть комплекс зданий афинского Акрополя, включающий Пропилеи — парад­ные ворота, маленький храм Бескрылой Победы (Ники Апте- рос), Парфенон — храм Афины-Девы, Эрехтейон — асиммет­ричный храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею. В IV в. до н. э. появились постройки светского характера, например театры в Афинах, Эпидавре, Сиракузах и других городах.

С VII в. до н. э. появляется монументальная скульптура, изо­бражающая богов и «идеальных» граждан, прославивших родной город. Ранние статуи лишены цельности и изображают людей в скованных позах, затем скульптура становится более реалистич­ной. Необходимым декоративным элементом храмов становятся рельефы в виде сложных многофигурных композиций. В V в. до н. э. Фидий создает фриз храма Парфенон, изображающий процессию афинян, где не повторяется ни одна фигура. Он так­же был автором огромных статуй Афины и Зевса из золота и слоновой кости. Мирон изображает фигуру в движении («Диско­бол»), а Поликлет создает канон пропорций человеческого тела («Дорифор» — греч. «копьеносец»), ориентированный на идеал, гармонию и равновесие. В IV в. до н. э. скульптура приобретает плавность линий в работах Праксителя, динамизм и патетику («Менада» Скопаса), а Лисипп разрабатывает новый пластиче­ский канон с более изящными пропорциями («Апоксиомен»).

Из греческой живописи до нашего времени сохранилась лишь расписная керамика: сосуды различной формы, украшенные узо­рами или сценами из мифологии или повседневной жизни.

Развитие, обогащение жизни, распространение досуга, ис­кусства и культуры не укладывались в жесткие рамки полиса. Как форма организации греческого общества полис к концу ГѴ в. до н. э. находился в состоянии кризиса: свойственные ему автономия и самодостаточность мешали расширению и укрепле­нию экономических связей, усиливалось имущественное рас­слоение граждан, что вело к упадку полисной коллективистской морали и росту индивидуализма.

Эпохой Архаики наз период господ наиболее ранних форм челов коллектив и соответст им форм культуры. 1) Хронотоп архаич культуры, весь ее простран-времен строй, опирае на представ о Началь времени, времени творен мира и всего в нем – Неба, Земли и раздел их Воздуха, звезд и светил. Время в архаич культур представл бесконеч цепью установл трансформац, благо котор мир всегда остает одним и тем же – таким, каким он бы создан в Началь момент. Конец каждого астроном года пережив как умиран и послед рожде мира. Представлен о смерти как начал обновлен жизни соответ идее о постоян состава мира. В этой связи след заметить, что имя в архаич коллект служило не вычлен индивида, а, напрот, закрепл его в безлич общест структ. Так, наслед имени предка новорожд символиз завершен цикла превращен «смерть/рождение».

2)Пространст мира характер прежде всего принцип иерархич и порядк в результ организ первичн хаоса. Первоздан хаос чаще всего представл в образе стихии бесформ миров вод (огня). Внедрен Порядка в Хаос инициир вечное борение обоих начал при победе первого, но – в огранич простран, за предел котор Хаос сохран и как бы ждет своего часа. Мир Архаики живет циклами воспроизвед. Простран Порядка было координир по горизонт – представлен о четыр сторон света, среди котор различ «хорош» и «плох», и по вертикали – смыслов осью «Верх-Низ», котор наглядно символиз образы дерева, или горы. В сущн, Космос архаич культуры – это место, отвоеван у стихии для жизни.

3)Герои культуры эпохи Архаики (персонажи, символиз жизнен путь ) отлич способн к перевоплощ. Их жизнь значима последоват трансформац, в итоге котор и появл установ во время Начала миропоряд. Первопредки как правило не фигур в анторопомрфн виде, а в образах животн ( земноводные назыв еще «хтонич» ). Логика этих образов ясна: земновод « контрол » глав рубеж архаич топоса – порог стихии (воды)/порядка(суши). Сущ тотемы – животн, котор почит как предки – хранит тех или иных племен, родов и их частей. Языки архаич культ – это системы символ взят из физич природы (напр наскальн изображ), посред котор координир жизнедеят, а также язык телодвижен (жест, мимика, танец и т.п.).

4)Архаич ритуал – строго упоряд и регулярно повторяющ общест церемон, служащ для утвержд и передачи важней смыслов, имеющ знач для жизни коллектива. По содерж своему ритуал есть наглядное воспроизвед первособытия, котор есть – превращен, прыжок от хаоса к порядку (циклич природ явлен). Поэтому в ритуале обычно присутст две реальности: До и После скачка. ритуал, как показано выше, строится по простой трехчастной схеме: «смерть/рождение», и включ в себя жертву – живот или челов, реаль или символ. 5) Архаический миф ( Знание о первособыт времени Начала мира). Миф– есть способ массов и устойчив выраж мироощущ и пониман челов, еще не создавш себе аппарата абстрактн обобщающ понятий и техники логич умозакл.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь