Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературный авангард – для детей. В. Маяковский
Творчество В. Маяковского для детей. Агитационно-пропагандистский пафос, общественно-политическая тематика («Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»). Художественные особенности (гиперболы, метафоры, система образов, язык, принцип контраста). Книжки-картинки для малышей «Что такое хорошо и что такое плохо? », «Эта книжечка моя про моря и про маяк»). Литература 1. Детская литература: учебник / Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина и др.; под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Высшая школа, 2005.-551с. 2. Минералова И. Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 176 с. 3.Русские писатели для детей. В 2 т. / сост. М.В. Ганичева – М.: Дрофа, 2003.- т.2.- 400 с. 4. Институт русской литературы - http: //www.pushkinskijdom.ru/ 5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http: //www.feb-web.ru
Тема №33 Идейно-художественное своеобразие поэтической группы «Обэриу» Идейно-философская концепция поэтов, входящих в группу «Обэриу». Знакомство с творчеством Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Приемы детского стихотворчества, народной игровой поэзии. Игра и праздник. Логика и алогизм, особенности комизма. Д. Хармс и А. Введенский – мировые основоположники литературы абсурда. Новаторство поэзии обэриутов: реальность как царство абсурда (А. Введенский «Река», Д. Хармс «Удивительная кошка»); основы точных наук в поэзии Д. Хармса («Миллион», «Цирк принтинпрам»); оригинальное решение проблемы иронии (Д. Хармс «Умная Маша и ее бабушка», Н. Заболоцкий «Время»); игровое начало в стихах обэриутов (Д. Хармс «Врун»); новые способы диалога с читателями (веселый подвох, розыгрыш, провокация); ассоциативная логика (А. Введенский «Ответ богов»); оригинальная обработка жанров народной детской поэзии; особенности стихосложения; своеобразие языка поэзии обэриутов. Литература 1. Хармс, Д. Собр. соч.: в 4 т. [Текст] / Д. Хармс. – Бремен, 1978. – 198с. 2. Герасимова, А. Обэриуты (проблема смешного) / А. Герасимова // Вопросы литературы. – 2008. - № 4. - С. 14-15. 3. Калашникова, Р. Б. Школа и «Антишкола» Даниила Хармса / Р.Б. Калашникова // Проблемы детской литературы: межвузовский сборник. – Петрозаводск, 2007. – С. 38-49. 4. Липавский, Л. Разговоры / Л. Липавский // Логос: философско-литературный журнал. – 1993. - № 4. - С. 23-25. 5. Мейлах, М. Яков Друскин: вестники и их разговоры / М. Мейлах // Логос: философско-литературный журнал. – 1993. - № 4. - С. 26-30. 6. Рогачев, В. А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов / В. А. Рогачев. – Свердловск: Средне – Урал. кн. изд-во, 2009. – 98 с. 7. Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 136 с. 8. Семенов, Б. Время моих друзей [Текст] / Б. Семенов. – Л.: Детская литература, 1982. – 143 с. 9. Ямпольский, М. Беспамятство как исток (Читая Хармса) / М. Ямпольский. – М.: Пресса, 1998. – 94 с.
Тема №34 Образ времени и его приметы в произведениях А. П. Гайдара А. П. Гайдар – боец, писатель, гражданин. Красная армия и подрастающее поколение – основные темы в творчестве писателя. Романтизм художника в показе действительности. Взрослость и серьезность маленьких героев писателя. Образ ребенка – героической жертвы – в повести А. П. Гайдара «Военная тайна». Повесть «Тимур и его команда»»: спорное и бесспорное в произведении. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове» - миф о гражданской войне. Повесть «Горячий камень» - художественное завещание писателя детям. Литература 1. Гайдар, А. П. Школа. Военная тайна: повести и рассказы [Текст] / А. П. Гайдар. – М.: Правда, 1987. – 608 с. 2. Арзамасцева, И. О Гайдаре, оставленном позади / И. Арзамасцева // Детская литература. – 2007. - № 1. - С. 14-18. 3. Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 400 с. 4. Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения [Текст] // Сборник статей Арзамасского Государственного педагогического института имени А. П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 296 с. 5. Корф, О. О повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» [Текст] / О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57. 6. Сивоконь, С. Тайны «военной тайны» или новые размышления о Гайдаре / С. Сивоконь // Детская литература. – 2010. - № 1-2. 7. Шацкий, Е. Аркадий Гайдар и современность / Е. Шацкий // Детская литература. – 1999. - № 1. – С. 18-21. Тема №1 М. М. Пришвин – тонкий знаток природы Краткие биографические сведения. М. М. Пришвин – тонкий знаток русской природы, большой художник слова. Рассказы Пришвина, доступные детям дошкольного возраста: «Гаечки», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Еж», «Журка», «Изобретатель», «Лисичкин хлеб». Глубина наблюдений писателя над природой, животным миром. Образы людей – мастеров своего дела. Художественные образы животных. Сюжетность и эмоциональность рассказов Пришвина. Богатство и красочность языка. Воспитательное значение творчества М. М. Пришвина. Литература 1. Детская литература: учебник / Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина и др.; под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Высшая школа, 2005.-551с. 2. Ершов, Г. А. Михаил Пришвин: жизнь и творчество/ Г. А. Ершов. - М.: Просвещение, 1973. - 144с. 3. Зотов, И. А. Человек и природа в творчестве М. Пришвина / И. А. Зотов. - М.: Просвещение, 1982. – 85 с. 4. Зубарева, Е. Природа и нравственность // Детская литература Сб. стат..-М.: Детская литература, 1996.- С. 109-130 5. Ивич, А. В. Природа. Дети / А. В. Ивич. - М.: Просвещение, 1980. - 288с. 6. Минералова И. Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 176 с. 7.Русские писатели для детей. В 2 т. / сост. М.В. Ганичева – М.: Дрофа, 2003.- т.2.- 400 с. 8. Институт русской литературы - http: //www.pushkinskijdom.ru/
Тема №2 В. В. Бианки. Сказки-несказки для детей
Краткие биографические сведения. Многообразие жанров в творчестве Бианки для детей (очерки, рассказы, сказки, сказочные повести и др.). Традиции устного народного творчества и классической русской литературы в произведениях писателя («Кто чем поет? », «Теремок», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Сова», «Хвосты» и др.). Богатство сведений о жизни природы, занимательность изложения материала. Своеобразие писательской манеры в рассказах «Первая охота», «Приключения муравьишки», «Аришка-трусишка». Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Умение в произведениях для маленьких детей дать не только сведения о повадках и образе жизни животных, но и первое представление о закономерностях и взаимосвязях явлений природы. Композиционная четкость произведений В. В. Бианки и образность языка. Литература 1. Бианки, В. Рассказы и сказки [Текст] / В. Бианки. – М.: Камея, 1993. – 336 с. 2. Алмазов, Б. Первая премия [Текст] / Б. Алмазов // А и Б сидели на трубе: рассказы и повесть. – Л.: Детская литература, 1989. – С. 163-170. 3. Бианки Виталий Валентинович: биографическая справка / Что такое? Кто такой?: в 3 т. – М.: Педагогика, 1990. – Т. 1. – С. 153-154. 4. Вайсмон, Н. И. Стучаться в природы замкнутую дверь / Н. И. Вайсмон // Литература в школе. – 2009. - № 4. – С. 24-25. 5. Ивич, А. Природа. Дети / А. Ивич. – М.: Детская литература, 1980. – 154 с.
Тема №3 Е. И. Чарушин – писатель-художник Е. И. Чарушин – писатель и художник. Органическая связь текста с иллюстрациями в произведениях Чарушина. Основные темы в творчестве Чарушина: природа и животные родного края, жизнь детенышей животных в естественной для них обстановке и в неволе; отношение советских людей к природе, забота человека о животных. Короткие реалистические рассказы – основной жанр в творчестве Чарушина. Маленькие животные – главные герои рассказов. Глубокое проникновение автора в мир животных. Анализ рассказов «Волчишко», «Медвежата», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Что за зверь? » и др. Сборник рассказов «Большие и маленькие». Умение Чарушина в рассказе и рисунке живо и ярко передать повадки зверей, их состояние. Эмоциональное отношение автора к своим героям. Юмор, простота композиции рассказов, индивидуализация образов, лаконизм, точность, образность языка. Своеобразие творческое манеры писателя – рассказ от первого лица – очевидца описываемых событий. Рассказы, в центре которых находится ребенок дошкольного возраста (сборник «Никита и его друзья»). Автобиографические рассказы «Как Женя научился говорить букву «р», «Хитрая мама». Значение творчества Е. И. Чарушина. Литература 1. Детская литература: учебник / Е. Е. Зубарева, В. К. Сигов, В. А. Скрипкина и др.; под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Высшая школа, 2005.-551с. 2. Зубарева, Е. Природа и нравственность // Детская литература Сб. стат..-М.: Детская литература, 1996.- С. 109-130 3. Ивич, А. В. Природа. Дети / А. В. Ивич. - М.: Просвещение, 1980. - 288с. 4. Минералова И. Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 176 с. 5. Русские писатели для детей. В 2 т. / сост. М.В. Ганичева – М.: Дрофа, 2003.- т.2.- 400 с. 6. Институт русской литературы - http: //www.pushkinskijdom.ru/ Тема №4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы