Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Европейская философия XVIII – начала XIX веков.
Методические рекомендации: Руководствуясь «Методическими рекомендациями по самостоятельной работе», изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в эпоху Просвещения, выявите своеобразие национальных философских школ (немецкую, французскую, английскую, русскую). Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Обратите внимание на философские идеи французского Просвещения, выделите представителей материалистического направления, изучите их онтологические, гносеологические и антропологические взгляды, определите их вклад в развитие европейской философской мысли. Раскройте содержание трансцендентального идеализма И. Канта, идеалистическую диалектику Г.В.Ф. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха. Особое внимание обратите на влияние идей немецкой классической философии на формирование основных философских концепций в Европе и России, раскройте общее и особенное в трактовке основных философских проблем. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Раскройте причины перехода к новой картине мира и усиление роли научного знания в обществе, активизации интереса к проблеме личности. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений; - особенности мировоззрения эпохи Просвещения; - определения трансцендентального идеализма; - основные философские школы эпохи Просвещения и проблемы, рассматриваемого периода; - философские взгляды И. Канта, Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, В. Шеллинга, Л. Фейербаха. уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли; - вести диалог и полилог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Французское Просвещение и французский материализм XVIII века (Вольтер, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо). 2. Философия Канта: принцип трансцендентального идеализма. Априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. Этика Канта. И.Кант и критический поворот западной мысли. 3. Европейская философия начала XIX века и ее отличительные черты. Наукоучение И.Г.Фихте. Ф.Шеллинг: от «философии тождества» к «философии откровения». Диалектический метод и философская система Г.Гегеля. 4. Антропологический материализм Фейербаха и его значение для развития философской мысли. Основные понятия Идеализм – философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Трансцендентальное – (лат. transcendo – выхожу за пределы) – в философии Канта априорные формы познания, позволяющие осмыслить опытные данные. Априори - (лат. а priori – из предшествующего) – знание, предшествующие опыту. Темы рефератов 1. Философские идеалы эпохи Просвещения. 2. Проблема достоверности научного знания и его границы в философии И. Канта. 3. Различие между рассудком и разумом у Канта. 4. В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»? 5. В чем причина взлета и исчерпаемости немецкой классической философии? 6. Проблема человека в философии И. Канта. 7. Шеллинг и русская философская мысль. 8. Гегелевская система и ее роль в философии. 9. Гегельянство и русская философская мысль. 10. Раскол школы Гегеля: старогегельянство, младогегельянство. 11. Философия Гегеля и марксизм: общее и особенное. 12. Фейербах и русская философская мысль. Вопросы для самопроверки 1. Расскажите о сущности мира «феноменов». Объясните, почему данный мир Кант назовет миром «вещей для себя». 2. Ноуменальный мир. Представьте взгляд Канта на мир «вещей в себе». Объясните различие двух миров. 3. Какие вопросы в философии были поставлены И. Кантом впервые. Можно ли сказать, что немецкий мыслитель стал основоположником гносеологии? Свое мнение обоснуйте. 4. Определите суть антиномий Канта, определите их место в немецкой диалектике. 5. Расскажите об императивах Канта. 6. Объясните представление Канта о свободе: свободе в мире вещей, в мире явлений и мире человека. 7. Расскажите о предназначении человека с позиции И. Канта. 8. Объясните суть долженствования в понимании И. Канта, Фихте, Гегеля. 9. Расскажите о философской системе Гегеля. 10. Представьте различия в философских воззрениях Канта, Фихте, Шеллинга. 11. Расскажите о философских взглядах Л. Фейербаха.
Семинарское занятие 8 Тема: Современная философия Методические рекомендации: Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Выявите причины возникновения новых направлений в философии, покажите взаимосвязь с учения немецких классиков. Изучите причины распада школы Гегеля, выясните роль Гумбольдта. Выясните особенности развития научно-технического прогресса ХХ века и его проявление в философии. Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления. Обратите внимание на изменение интереса к современной религиозной философии. Особое внимание обратите на развитие аналитической философии в ХХ веке, типы рациональности. Раскройте общее и особенное в трактовке основных философских проблем, обратите внимание на то, что в философии меняются акценты – на второй план уходит основной вопрос философии, особое внимание - проблеме языка. Изучите взгляды представителей «второго» и «третьего» позитивизма, покажите связь с прагматизмом, инструментализмом, герменевтикой и другими. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Раскройте причины перехода к новой картине мира и усиление роли научного знания в обществе, активизации интереса к проблеме личности. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений; - особенности мировоззрения эпохи; - основные философские школы и проблемы, рассматриваемого периода; - философские взгляды экзистенциалистов; - философские идеи марксизма. уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли; - вести диалог и полилог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 1. Предпосылки и отличительные особенности философии ХХ в. Родоначальники философии ХХ века: К.Маркс и материалистический взгляд на бытие и историю; А.Шопенгауэр и «ревизия» классического идеалистического рационализма; экзистенциальная философия С.Кьеркегора; «философия жизни» Ф.Ницше; позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер). Психоанализ З.Фрейда. 2. Основные философские школы и учения ХХ века: прагматизм Д. Дьюи, феноменология Э. Гуссерля, герменевтика В. Дильтея, М.Хайдеггера, Х.-Г.Гадамера, П.Рикера. 3. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К. Ясперс, Х.Аренд, М. Мерло-Понти, Г.Марсель. Персонализм. 4. Религиозная философия: неосхоластика Ж. Маритена, Э. Жильсона; религиозная антропология М.Шелера, П.Тейяр де Шардена; протестантская неоортодоксия К.Барта, Э.Бруннера, П.Тиллиха; диалоговая философия М. Бубера, О. Розеншток-Хюсси, Э. Левинаса. 5. Неопозитивизм: Б. Рассел, Д.Э. Мур, Л.Витгенштейн. Структурализм: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж.Лакан. Рационализм и неорационализм К. Поппера, Г. Башляра, М. Полани. Неофрейдизм: Э. Фромм, К. Хорни. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Основные понятия Герменевтика – (гр. hermeneutike - истолковать) – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. Интуитивизм - идеалистическое течение непосредственно постигающее действительность на основе интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному мышлению. Иррационализм – ( лат. irrationalis –бессознательное) – направление в философии противоположное рационализму, поскольку отрицает или ограничивает возможности человеческого разума в процессе познания. Отчуждение – понятие, характеризующее как процесс, так и результат превращения в определенных исторических условиях продуктов человеческой деятельности, а так же свойств и способностей человека в нечто независимое от них и господствующее над ними. Парадигма – (гр. paradeigma – пример, образец) – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Сциентизм – (лат. scientia – наука ) – философское течение, объявившее логику и философию науки главной областью философии и в своем почитании научного мышления квалифицировали всю остальную философию как спекулятивную метафизику. Символизм - (гр. symbolon – символ – как форма выражения неведомой сущности) – философское течение, согласно которому реальный мир – это проблеск мира «потустороннего», идеального, о котором лишь мистическая интуиция художника может нам что-либо донести в художественном символе. Теория – (гр. theoria – созерцание, исследование) – система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности. Позитивизм – (лат. positivus – положительный) – субъективно-идеалистическое течение, отрицающее мировоззренческий характер философии, отвергающее традиционные философские проблемы как метафизические и непроверяемые в опыте. Основная его черта – попытка создать методологию или «логику науки», которая стояла бы выше противоположности материализма и идеализма. Феномен – явление, постигаемое в чувственном опыте. Экзистенция - (лат. ехistentia – существование) – основная категория экзистенциализма, философии существования. Под экзистенцией понимается неосознанное внутреннее бытие человека, отличное от его эмпирического существования, которое не есть действительное. Темы рефератов 1. Синергетический подход в философии. 2. Компаративистский (сравнительно-исторический) подход и его возможности в философии. 3. Диалог различных систем в современных условиях. 4. Противоречия научно-технического прогресса и их отражения в современной философии. 5. Философская антропология: становление и развитие. 6. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ницше. 7. «Экзистенциализм — это гуманизм» Ж.-П.Сартр. 8. «Первый», «второй», «третий» позитивизм - проблема преемственности. 9. В чем причина повышенного внимания философии XX века к проблеме языка? 10. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии. 11. Эволюция религиозной философии в ХХ веке. 12. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Вопросы для самопроверки 1. Назовите причины, вызвавшие необходимость появления новых философских гипотез. 2. Расскажите о позитивизме и его разновидностях 3. Определите, в чем отличие метафизики от позитивизма. 4. Чем отличается позитивизм от неопозитивизма? 5. Объясните особенности «философии жизни». Назовите представителей этого философского направления. 6. Представьте философские взгляды Ф. Ницше. В чем различие между идеями Ф. Ницше и А. Шопенгауэра? 7. Раскройте суть герменевтики, назовите ее представителей. 8. Представьте анализ проблемы бессознательного в философии З. Фрейда, Г.Юнга, Э. Фромма. Покажите различия в подходах. 9. Расскажите о прагматизме. 10. Представьте основные направления аналитической философии ХХ века. 11. Расскажите о вкладе аналитиков в разработку методологии научно-исследовательских программ. 12. Расскажите о религиозно-идеалистической философии ХХ века (Т. де Шарден, Э. Жильсон и др.) 13. Что нового в представление о человеке и его проблемах внесли представители философской антропологии (Шелер, Гелен). 14. Каковы основные направления экзистенциальной философии? 15. Представьте интуитивистскую философию А. Бергсона и Н.О. Лосского. 16. Раскройте суть феноменологии Э. Гуссерля. Семинарское занятие 9 Тема: Русская философия. Методические рекомендации: Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Дайте общую характеристику состоянию и развитию философских идей в России. Обратите внимание на особенности русской философии, ее этапы. Определите истоки формирования, влияние различных школ и направлений на становление философии в России (Иларион, Климент Смолятич, Кирилл Туровский). В средневековой России особо следует выделить борьбу между рационализмом (Иосиф Волоцкий) и мистицизмом (Нил Сорский). Изучите религиозные взгляды Феофана Прокоповича, Георгия Сковороды. Особое внимание уделите периоду XVIII – XIX веков, когда закладывались основы современной философии. Изучите взгляды М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, раскройте содержание гуманистических идей В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. В XIX веке Россия начинается осознавать свое национальное лицо, что проявляется в творчестве выдающихся поэтов и писателей (А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский). Особое внимание следует уделить кружку любомудров (Веневитинов, Киреевский), славянофилам и западникам, показать роль декабристов, революционно-демократического направления в России. Раскройте идеи В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, И.А. Ильина и других. Обратите внимание на течение русского космизма, его вклад в развитие естественно-научной мысли в России. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - содержание философских концепций и учений рассматриваемого периода, их авторов, источники, повлиявшие на создание данных учений; - особенности русской философии; - основные этапы формирования философии в России; - основные философские учения; - философские взгляды В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П. Флоренского. уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах, направлениях философской мысли; - вести диалог и полилог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 1. Язычество, византийское наследие и традиции античности как предпосылки становления отечественной философской мысли. Основные этапы становления и развития русской философии. 2. Религиозно-философская традиция Древней Руси: Иларион Киевский, Владимир Мономах, Кирилл Туровский. Становление русского типа «мудрствования» (ереси, исихазм), спор рационализма и мистицизма (Иосиф Волоцкий и Нил Сорский). Период становления светской философии XVIII века: Религиозная антропология Г.С. Сковороды как продолжение отечественной традиции религиозной философии XVII века. Идеалистические взгляды Феофана Прокоповича, его гносеологическая позиция. Натурфилософский трактат " Письма о природе и человеке" А.Д. Кантемира. Материализм М.В. Ломоносова. Философское мировоззрение А.Н. Радищева. Политические и научно-философские взгляды А.Н. Татищева и А.Д Кантемира. Русское масонство (Н.И. Новиков, Щербатов). Русское шеллингианство (Д.М. Велланский, В.Ф. Одоевский) 3. Основные направления отечественной философской мысли XIX века. Общественно – политические взгляды декабристов: П.И. Пестель, М.А. Фонвизин, И.Д. Якушкин. Философия славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) и западников (В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен) их философское осознание путей развития России. Творчество П.Я. Чаадаева: о путях исторического развития России, проблема Востока и Запада. Этические и эстетические взгляды Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова. Материалистическая философия Н.Г. Чернышевского. Позитивизм и материализм: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Православно-консервативное направление: Н.К. Леонтьев, Н.Я. Данилевский. Почвенничество и евразийство. 4. Русская религиозная философия: Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой. Экзистенциализм Н.А. Бердяева, С.Д. Франка, Л. Шестова. П. Флоренский. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Д.И. Чижевский). 4. Распространение марксизма в России. Творчество советских философов. Русское зарубежье и его значение. Развитие современной философии в России: основные направления. Русская философия в контексте мировой философской мысли. Основные понятия Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности и сродности Интуитивизм – (лат. intueri – пристально смотреть) – идеалистическое течение, которое противопоставляет рациональному познанию непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как род интеллектуальной симпатии, непосредственное знание, как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному мышлению. Космизм – уникальное философское направление, поставившее принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества, исходя из представления о человеке как о личности активной, ищущей и, одновременно, укорененной во всеобщем, в целом. Персонализм – (лат. persona – личность) – философское течение, признающее личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем личность понимается как духовный первоэлемент бытия. Соборность – единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Сродность – начало, объединяющее род человека и природу, обеспечивающее родство мира и человека. Темы рефератов 1. Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков. 2. Религиозно-идеалистическая философия в России. 3. Русское зарубежье и его значение. 4. Философское наследие А.Ф. Лосева. 5. Развитие позитивизма в России. 6. Философская мысль в России XIX века. 7. Вольтерианство в России. 8. Масонство в России. 9. В.И. Вернадский и его вклад в развитие философии в России. 10. Развитие марксизма в России. 11. Современная философская мысль в России. 12. Место русской философии в мировой культуре. 13. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси. 14. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов. 15. П.Я.Чаадаев и его историософская концепция. 16. П.Я. Чаадаев и Д.И. Писарев: общее и особенное. 17. Георгий Сковорода и В.С. Соловьев: связь поколений. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите особенности русской философии. 2. Определите основные проблемы, обсуждаемые русскими мыслителями на протяжении веков. 3. Расскажите о философской мысли эпохи Просвещения. 4. Представьте философские взгляды А.П. Радищева. 5. Расскажите о естественно-научном материализме М.В. Ломоносова. 6. Определите вклад славянофилов и западников в решение проблемы человека в России. 7. Расскажите об истоках философии славянофильства и западничества. Дайте сравнительную характеристику течениям. 8. Расскажите о развитии революционно – демократического направления в философии. 9. Представьте философские идеи Ф.М. Достоевского. 10. Расскажите о философии «непротивления злу» Л.Н. Толстого. 11. Расскажите о метафизике всеединства В.С, Соловьева 12. Можно ли назвать философию Н.А. Бердяева персонализмом? Свой ответ обоснуйте. 13. Представьте философские взгляды В.И. Вернадского. 14. Раскройте философские идеи И.А. Ильина. 15. Определите, какие открытия были сделаны Д. Чижевским? 16. Расскажите о влиянии марксизма на развитие русской философской мысли. 17. Назовите основные направления философской мысли в современной России. Семинарское занятие 10 Тема: Философия бытия Методические рекомендации: Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Раскройте понятия: бытие, небытие, реальность. Подготовьте тезисы, раскрывающие представление о бытии мыслителей, согласно вопросам семинарского занятия. Раскройте основные формы бытия, их специфику и взаимосвязь. Выучите основные определения понятий, раскройте связь движения, пространства и времени. Расскажите о существующих концепциях в науке (атрибутивной и субстанциональной), определите значение теории относительности А. Энштейна. Раскройте современную трактовку понятия материи. Дайте определение понятию картины мира, определите причины динамики картины мира. Раскройте смысл понятия природы, виталистические теории, теории происхождения Вселенной. Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Раскройте причины перехода к новой картине мира. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - определения основных категорий: бытие, небытие, становление, возможное, действительное и др.; - основные формы бытия и их специфику; - определение материи, ее атрибуты, способ и формы существования; - определения и свойства пространства и времени; - связь движения, пространства и времени; - формы движения и их классификацию; - определение природы, понятия живой и неживой природы; - понятие картины мира и ее динамику. уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли; - давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам; - вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия. Проблема бытия и небытия в истории философской мысли: Н. Бердяев, С. Франк, М. Хайдеггер, Н. Гартман, К. Ясперс. Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Сущность и существование. 2. Структура реальности. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Материя и дух, материя и сознание. 3. Пространство и время. Субъективное пространство и время человеческого бытия. Объективное пространство и время в науке. Движение и покой. Философское значение теории относительности. 4. Философское осмысление понятия природы. Живая и неживая природа. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. 5. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии. Основные понятия Бытие – философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии. Монизм – (гр. monos – один) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бога). Плюрализм – (лат. pluralis – множественный) – концепция противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Синергетика – (гр. synergeia – сотрудничество) – теория самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками энергии, вещества и информации. Система – множество связанных между собой элементов, представляющее собой определенное целостное образование. Субстанция – (лат. sybstantia - сущность) – наиболее общая и глубокая сущность, причина и основание которой заключены в ней самой, то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Темы рефератов 1. Материя: единство и многообразие форм проявления. 2. Феномен самоорганизации в природе и обществе. 3. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. 4. Философское осмысление соотношения времени и вечности. 5. Природа мифов о сотворении мира. 6. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта. 7. Социальное пространство и социальное время. 8. Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции. 9. Диалектика единства мега- и микромира в контексте новых открытий современности. 10. Философия природы: коэволюционная стратегия. 11. Проблемы современной космологии.
Темы докладов Представление о бытии и небытии в истории философии. Парменидовское учение о бытии. Решение проблемы бытия в древнегреческой философии: Парменид, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель. Русские философы о материи и идее. Социальное пространство и время. Диалектика и синергетика.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение категории бытия. 2. Раскройте основные формы бытия. 3. Дайте определение понятию материя. 4. Современная наука о сложной организации и свойствах материи. 5. Движение и развитие. 6. Назовите формы движения. 7. Дайте определение понятий пространства и времени, назовите их свойства. 8. Назовите отличия обыденной, религиозной, философской, научной картины мира. 9. Дайте определение понятию природа. 10. Определите свойства материи. 11. Каково значение теории относительности в формировании научной картины мира? 12. Определите структурные уровни развития материи. 13. Можно ли представить основу единства мира в материальности его предметов? 14. Чем отличаются взгляды материалистов и идеалистов на проблему единства и многообразие мира?
Семинарское занятие 11 Тема: Учение о развитии Методические рекомендации: Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Раскройте понятия: развитие, движение, прогресс, регресс, детерминизм, индетерминизм. Особое внимание обратите на современный подход к идее развития в ее динамике, представление о необходимости и случайности, их характере. Изучите, составьте конспект статей, определенных для обсуждения на семинарском занятии, решите предложенные тесты, найдите ответы на вопросы, предлагаемые к семинарскому занятию. Подготовьте тезисы, раскрывающие различные толкования идеи развития, модели развития (градуалистическую (Спенсер), логико-гносеологическая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), эмерджментную, натуралистическую (Дарвин, Хаксли, Берталанфи), антропологическую, равновестно – интеграционную, диалектико-материалистическую и др.). Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - определения основных категорий: необходимость, случайность, причина, следствие, количество, качество, мера и др.; - основные понятия: диалектика, метафизика, детерминизм, индетерминизм, прогресс, регресс, система, структура и др.; - признаки развития; - принципы диалектики; - исторические типы диалектики; уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли; - давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам; - вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ 1. Развитие как феномен материальной и духовной реальности. Идея развития и ее исторические изменения. Категории, принципы и модели развития. Законы развития. 2. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к развитию. Догматика и эклектика как разновидности метафизики и альтернативы диалектики. Софистика, схоластика, формализм. 3. Принцип причинность и объективная целесообразность. Детерминизм, индетерминизм, закономерность. Современная трактовка детерминизма. Необходимость и случайность. Детерминизм в естествознании и обществознании. 4. Учение о самоорганизации сложных систем. Хаос и порядок. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность в развитии. Принцип системности. Основные понятия Единичное – философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфические неповторимые особенности, оставляющие их уникальную качественную и количественную определенность. Закон - внутренняя, существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое, закономерное развитие. Детерминация, отношение причинения – (лат. determinare – определять) - существование в мире отношений объективного обуславливания, генетическая связь между явлениями, при которых одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другой явление, называемое следствием. Особенное – философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов – единичного и общего. Структура – (лат. structura - строение) - закономерная, устойчивая связь и взаимоотношение частей и элементов целого, способ организации системы. Форма – (лат. forma) - способ организации целого, сущность вещи, ее структура. Качество – это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Мера – это диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Отношение причинения – такая генетическая связь между явлениями, при котором одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием. Причина естьвзаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Следствие – результат взаимодействия. Темы рефератов 1. Диалектика единичного, особенного и общего. 2. Категория «вероятность» и ее роль в науке. 3. Методологическая роль категорий диалектики в научном познании. 4. Перспективы развития материалистической диалектики. 5. Идеи развития в их истории философии. 6. Противоречия и гармония бытия. 7. Метафизика и диалектика. 8. Диалектика и ее альтернативы в истории философии. 9. Является ли регресс развитием вспять? 10. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога. 11. Диалектические законы Гегеля и современность. 12. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики. 13. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития. Вопросы для самопроверки 1. Определите понятия «развитие», «движение». 2. Представьте основные модели развития в истории философской мысли. 3. Расскажите об альтернативах диалектики. 4. Что такое метафизика? 5. Дайте представление о законах диалектики. 6. Определите различие между законами существования и развития. 7. Представьте классификацию законов. 8. Расскажите о типах и видах скачков. Раскройте понятие «скачок». 9. Определите отличия софистики, эклектики от диалектики. 10. Раскройте понятия «прогресс», «регресс». Назовите критерии прогресса. 11. Дайте определение общественному прогрессу. 12. Раскройте понятие «противоречие», «борьба». Семинарское занятие 12 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы